Дербентский городской суд РД
Дело № 2-2867/2023
УИД 05RS0012-01-2023-002051-87
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 июня 2024 года по делу №33-4921/2024
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Биремовой А.А.,
судей Гасановой Д.Г. и Шабровой А.А.,
при секретаре судебного заседания Гаджиевой А.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Администрации ГО «г. Дербент» на решение Дербентского городского суда Республики Дагестан от 31 октября 2023 года по иску Таривердиевой Азизы Аюбовны к администрации ГО «город Дербент» об обязании обеспечить благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и заключить договор найма специализированного жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Гасановой Д.Г., судебная коллегия
установила:
Таривердиева А.А. обратилась в суд с иском к Администрации городского округа «город Дербент» об обязании обеспечить благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и заключить договор найма специализированного жилого помещения.
Исковые требования мотивированы тем, что ее мать, Таривердиева Хава Аюбовна, являлась матерью - одиночкой отказалась от ее воспитания, в связи с чем на основании постановления администрации г. Дербент от <дата> г. № № над нею была установлена опека, а опекуном назначена ее бабушка.
Решением Дербентского городского суда Республики Дагестан от 09.02.2010 г. ее мать была лишена родительских прав.
Имея статус ребенка, оставшегося без попечения родителей ее на основании постановления администрации города Дербент от 02.07.2010 г. № 156 приняли на учет граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Она обратилась в администрацию г. Дербент с письменным заявлением о предоставлении информации о сроке обеспечения ее жильем.
В ответе администрации г.Дербент указано, что она состоит в очереди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и на данный момент ее порядковый номер - 22, а жилье ей будет предоставлено в порядке очередности.
Данный ответ противоречит Федеральному закону «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 № 159-ФЗ, в котором указано, что по заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 данного закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В этом году ей исполняется 20 лет, а также она окончила образовательное учреждение в г.В.Новгород, в связи с чем, ее должны обеспечить жильем в соответствии с действующим законодательством.
Решением Дербентского городского суда Республики Дагестан от 31 октября 2023 года постановлено:
«Исковые требования Таривердиевой Азизы Аюбовны к Администрации ГО «город Дербент» удовлетворить.
Обязать администрацию ГО «город Дербент» обеспечить Таривердиеву Азизу Аюбовну, <дата> года рождения, благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и заключить с ней договор найма специализированного жилого помещения».
В апелляционной жалобе представитель ГО «г. Дербент» Салманов Д.Ш. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Он указывает, что что согласно пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 этого Кодекса перечне.
Полагает, что выводы суда о внеочередном порядке предоставления Таривердиевой А.А. жилого помещения лишены законодательного обоснования, противоречит ЖК РФ, т.к. истец к указанным лицам не относится.
В соответствии с ч.1 ч. 57 ЖК РФ, остальным лицам, создающимся на учете, жилые помещения предоставляются в порядке очередности.
Таким образом, законы и иные нормативно-правовые акты, регулирующие жилищные отношения, не должны противоречить Жилищному Кодексу Российской Федерации.
Считает недопустимым ущемление прав и свобод других лиц, имеющих в частности право на получение жилого помещения по иным основаниям.
Кроме того, согласно п.8 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителе, является обязательством субъекта РФ, но не является обязанностью Администрации ГО «город Дербент».
В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны и третьи лица, не явились, надлежащим образом судом извещены.
В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела усматривается и судом установлено, что на основании постановления Администрации городского округа «город Дербент» от 02.07.2010 года №156 Таривердиева Азиза Аюбовна, <дата> года рождения принята на учет из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В настоящее время истцы в собственности жилых помещений не имеет.
Жилые помещения по договору социального найма, как лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, им не предоставлено.
Согласно ответу Администрации ГО «г. Дербент» от 02.06.2023 г. № на обращение истца № от 01.06.2023 г. №, жилое помещение истцу будет предоставлено по мере поступления финансовых средств, в порядке очередности.
Удовлетворяя исковые требования Таривердиевой А.А., суд исходил из того, что в соответствии ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 г. 59 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Закон РФ), истец имеет право на получение во внеочередном порядке жилого помещения специализированного жилого фонда, и финансовое положение ответчика в данном случае не имеет юридического значения.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда по следующим основаниям.
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В силу части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем, по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 этой статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 статьи 8 данного Закона является основанием для исключения указанных лиц из Списка.
Как следует из содержания приведённых правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ.
К их числу относятся, в частности, дети-сироты и дети, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений.
При этом федеральный законодатель не определил срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очерёдностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию Списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации Списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование Списка может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объёмах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При изложенных обстоятельствах, с учётом приведённых положений закона, обстоятельств дела, суд правильно удовлетворил исковые требования Таривердиевой А.А. Доводы апелляционной жалобы о том, что выводы суда, о внеочередном порядке предоставления жилья Таривердиевой А.А. лишено законодательного обоснования, противоречат ч. 1 ч. 57 ЖК РФ, в соответствии с которой лицам, состоящим на учете, жилые помещения предоставляются в порядке очередности, несостоятельны, т.к. противоречат положениям приведенного Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ), который не определил срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.
При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Дербентского городского суда Республики Дагестан от 31 октября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 28 июня 2024 года.