Дело № 2а-2038/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ялта 05 июля 2018 г.
Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Кулешовой О.И., при секретаре Долговой С.О., с участием административного истца Назарова А.В., представителей заинтересованных лиц Ткаченко М.Г., Александрова О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению Назарова Александра Владимировича к Призывной комиссии г. Ялты Республики Крым, заинтересованные лица: Военный комиссариат г. Ялта Республики Крым, Военный комиссариат Республики Крым о признании решения незаконным,
установил:
Назаров А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Призывной комиссии г. Ялты Республики Крым, в котором просил признать незаконным и отменить решение Призывной комиссии г. Ялты Республики Крым от 11 апреля 2018 г. № 8.
В обоснование требований административный истец указал на то, что состоит на воинском учете, решением призывной комиссии от 11 апреля 2018 г. признан годным к прохождению военной службы. При этом, до начала проведения медицинского освидетельствования его не направили в установленном порядке на обязательные диагностические исследования. При прохождении медицинского освидетельствования он предъявлял жалобы врачу специалисту хирургу на болезненное подкожное образование в области поясницы. Данное заболевание препятствует прохождению военной службы. При его наличии он также не был направлен на медицинское обследование в реестровое медицинское учреждение. В связи с чем считает, что решение призывной комиссии было вынесено при недостаточных данных о фактическом состоянии его здоровья.
В судебном заседании административный истец поддержал заявленные требования.
Представитель административного ответчика Призывной комиссии г. Ялты Республики Крым, будучи извещенным надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил возражения на иск, в удовлетворении заявленных требований просит отказать.
Представители заинтересованных лиц Военного комиссариата г. Ялта Республики Крым и Военного комиссариата Республики Крым по доверенности Ткаченко М.Г. и А. О.А. в судебном заседании административные исковые требования не признали.
В соответствии с ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившегося представителя ответчика.
Заслушав объяснения участников процесса, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статьи 59 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации защита Отечества как одна из конституционных обязанностей гражданина Российской Федерации может быть реализована им, в частности, посредством несения военной службы в соответствии с федеральным законом, каковым в настоящее время является Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
Основной формой реализации данной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому согласно названному Федеральному закону подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (подпункт "а" пункта 1 статьи 22), за исключением граждан, освобожденных от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от призыва на военную службу освобождаются граждане, признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
В силу статьи 5.1 указанного Закона граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей. Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе. В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию.
Согласно пункту 4 статьи 26 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статьей 28 названного Федерального закона определены обязанности призывной комиссии по призыву граждан на военную службу и порядок работы призывной комиссии; в частности, пунктом 1 установлено, что при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности. Пунктом 7 названной статьи регламентированы вопросы обжалования гражданином решения (заключения) призывной комиссии в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации.
Полномочия призывной комиссии субъекта Российской Федерации регламентированы статьей 29 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»; к ним законодатель относит организацию медицинского осмотра граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, а также контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключениями о их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования; рассмотрение жалоб граждан, призываемых на военную службу, на решения (заключения) призывных комиссий.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Назаров А.В., <дата> года рождения, состоит на учете в Военном комиссариате г. Ялта Республики Крым.
В период весеннего призыва 2018 года Назаров А.В. проходил медицинское освидетельствование в призывной комиссии, осуществляющей призыв на военную службу граждан Российской Федерации, проживающих на территории муниципального образования город Ялты Республики Крым.
Решением Призывной комиссии г. Ялта Республики Крым от 11 апреля 2018 г. Назаров А.В. призван на военную службу с установлением категории годности "А-1".
Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 № 663 «Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации» установлено, что призыв на военную службу осуществляет призывная комиссия, создаваемая в каждом муниципальном образовании, имеющем статус муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения, решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
В силу п. 13 вышеуказанного Положения Призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований) направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.
Решение призывной комиссии в отношении каждого призывника в тот же день заносится в протокол заседания призывной комиссии, подписываемый председателем призывной комиссии и ее членами, а также в удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, и учетную карту призывника (п. 15 Положения).
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления Назарова А.В., суд исходит из того, что административный истец не представил доказательств наличия у него заболеваний, освобождающих от призыва на военную службу, а наличие одних его жалоб на состояние здоровья без предоставления медицинских документов не являлось основанием для направления его на стационарное медицинское освидетельствование для уточнения диагноза заболевания, поскольку направление для дополнительного обследования выдается призывнику только в случае наличия сомнений в правильности поставленного диагноза либо для прохождения лечения, без результатов которого невозможно правильно поставить диагноз.
Согласно карте медицинского освидетельствования на момент прохождения медицинской комиссии 11 апреля 2018 г. Назаров А.В. активных жалоб не предъявлял, что также подтвердил допрошенный в судебном заседании свидетель - врач ФИО1, а только лишь 29 мая 2018 г. известил призывную комиссию г. Ялты Республики Крым об ухудшении самочувствия.
Назаров А.В., утверждая о наличии у него заболевания, дающего основание для освобождения от призыва на военную службу, не представил доказательств представления Призывной комиссии соответствующего медицинского документа.
При рассмотрении дела административным истцом также не было представлено доказательств нарушения его прав. Напротив, административным ответчиком доказаны законность оспариваемого решения, его принятие в соответствии с установленным порядком и при наличии к тому оснований, с учетом всей совокупности медицинских данных о состоянии здоровья административного истца; категории годности к военной службе.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного иска Назарова Александра Владимировича к Призывной комиссии г. Ялты Республики Крым о признании незаконным решения от 11 апреля 2018 г., отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.
Судья О.И. Кулешова
Решение суда изготовлено
в окончательной форме 10.07.2018 г.