Дело №2-136/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 мая 2018 года г. Томари Сахалинской области
Томаринский районный суд Сахалинской области, в составе:
Председательствующего судьи О.С. Расковаловой
с участием:
старшего помощника прокурора Томаринского района Ожог В.В., представителя ответчика Козловского А.В.,
при секретаре А.Г. Лариошкиной
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Томаринского районного суда Сахалинской области гражданское дело по иску и.о. прокурора Томаринского района к комитету по управлению муниципальной собственностью муниципального образования «Томаринский городской округ» о возложении обязанности выполнить мероприятия по установке в жилом помещении прибора учета холодного водоснабжения,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ и.о. прокурора Томаринского района Зайцева И. В. обратилась в суд с иском к комитету по управлению муниципальной собственностью муниципального образования «Томаринский городской округ» о возложении обязанности выполнить мероприятия по установке в жилом помещении прибора учета холодного водоснабжения. В обоснование исковых требований указано, что в ходе проведения прокуратурой проверки осуществления мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности жилищного фонда комитета по управлению муниципальной собственностью МО «Томаринский городской округ», являющегося собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, установлено, что, в нарушение части 9 статьи 11, частей 1, 5 статьи 13 Федерального закона №261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", части 3 статьи 30, части 1 статьи 60 Жилищного кодекса РФ, в указанном жилом помещении отсутствует индивидуальный прибор учета холодного водоснабжения. Поскольку со стороны собственника не осуществляются мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности жилищного фонда, что влечет на нанимателя жилого помещения дополнительные расходы по оплате потребляемой коммунальной услуги по холодному водоснабжению, что нарушает его жилищные права как пользователя жилого помещения, просит возложить на комитет по управлению муниципальной собственностью МО «Томаринский городской округ» обязанность в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу выполнить мероприятия по установке индивидуального прибора учета холодного водоснабжения в <адрес>.
На исковое заявление от ответчика поступили возражения, в которых указано, что и.о. прокурора обратился в суд с исковым заявлением в интересах истца, однако каких-либо документов в подтверждение того, что по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам гражданин не имеет возможности самостоятельно обратиться в суд с данным иском, не представлено. В связи с чем считает исковые требования не подлежащими удовлетворению.
В судебное заседание не явился истец ФИО7, извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.
Суд в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившегося лица.
В судебном заседании старший помощник прокурора Томаринского района Ожог В.В. поддержал требования иска по изложенным в нем основаниям.
Представитель ответчика Комитета по управлению муниципальной собственностью МО «Томаринский городской округ» Козловский А.В. с исковыми требованиями не согласился по изложенным в возражениях основаниям.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов, в том числе и граждан.
Поскольку отсутствие индивидуальных приборов учета водоснабжения в муниципальных жилых помещениях нарушает права неопределенного круга лиц нанимателей муниципальных жилых помещений, к числу которых относится и истец, прокурор вправе обратиться в суд с данным исковым заявлением.
Рассматривая заявление и.о. прокурора Томаринского района по существу заявленных требований, суд приходит к выводу об удовлетворении требований иска по следующим основаниям.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
На основании статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса
В силу статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом.
Собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
На основании части 2 статьи 65 Жилищного кодекса Российской Федерации, наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан, в числе прочего обеспечивать предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг надлежащего качества.
Частью 3 статьи 65 Жилищного кодекса Российской Федерации, наймодатель жилого помещения по договору социального найма помимо указанных в части 2 настоящей статьи обязанностей несет иные обязанности, предусмотренные жилищным законодательством и договором социального найма жилого помещения.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 65 Жилищного кодекса Российской Федерации, наниматель жилого помещения по договору социального найма имеет право в установленном порядке требовать от наймодателя своевременного проведения капитального ремонта жилого помещения, надлежащего участия в содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг.
Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что наниматель жилого помещения по договору социального найма помимо указанных в части 1 настоящей статьи прав может иметь иные права, предусмотренные настоящим Кодексом, другими федеральными законами и договором социального найма.
В силу статьи 8 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее также – Закон № 261-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относятся: 1) разработка и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; 2) установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций коммунального комплекса, цены (тарифы) на товары, услуги которых подлежат установлению органами местного самоуправления; 3) информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, определенных в качестве обязательных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также предусмотренных соответствующей муниципальной программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; 4) координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением муниципальными учреждениями, муниципальными унитарными предприятиями; 5) осуществление иных полномочий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона № 261-ФЗ здания, строения, сооружения, за исключением указанных в части 5 настоящей статьи зданий, строений, сооружений, должны соответствовать требованиям энергетической эффективности, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе установить в указанных правилах первоочередные требования энергетической эффективности.
Согласно части 9 статьи 11 Федерального закона № 261-ФЗ собственники зданий, строений, сооружений, собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечивать соответствие зданий, строений, сооружений, многоквартирных домов установленным требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов (за исключением требований, обеспечение выполнения которых в соответствии с настоящим Федеральным законом возложено на других лиц) в течение всего срока их службы путем организации их надлежащей эксплуатации и своевременного устранения выявленных несоответствий.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона № 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Согласно части 5 статьи 13 Федерального закона № 261-ФЗ до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Согласно части 12 статьи 13 Федерального закона № 261-ФЗ до 1 января 2012 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи), до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) и до 1 января 2019 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5.1 и 6.1 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемого природного газа) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3-6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
Таким образом, действующим законодательством на собственника жилого помещения возложена обязанность об установке индивидуального учета прибора холодного водоснабжения.
Согласно пункту 42 Постановления Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» при отсутствии индивидуального прибора учета холодной воды и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется по формуле 4(1) приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению с применением повышающего коэффициента.
Статьей 46 Устава муниципального образования «Томаринский городской округ», утвержденного Решением Собрания МО «Томаринский городской округ» от 14 марта 2006 года №8/74 предусмотрено, что комитет по управлению муниципальной собственностью муниципального образования «Томаринский городской округ» является иным органом местного самоуправления муниципального образования.
Комитет по управлению муниципальной собственностью муниципального образования «Томаринский городской округ» наделен, в том числе полномочиями по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов жилищного, коммунального, производственного назначения, объектов инженерной инфраструктуры (статья 47 Устава).
Согласно пунктам 3.3.17, 3.3.14, 3.3.15, 3.3.10 Положения о комитете по управлению муниципальной собственностью муниципального образования «Томаринский городской округ»», утвержденного Решением Собрания Томаринского городского округа от 26.02.2014 № 5/44, в функции Комитета входит, в том числе решение вопросов организации за счет средств бюджета муниципального образования строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов жилищного, коммунального, производственного назначения, объектов инженерной инфраструктуры.
Из дела видно, что собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, является комитет по управлению муниципальной собственностью муниципального образования «Томаринский городской округ».
Однако, как достоверно установлено в судебном заседании и подтверждается исследованными материалами дела, что со стороны собственника жилого помещения не осуществляются мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности жилищного фонда, что влечет для нанимателя жилого помещения дополнительные расходы по оплате потребляемой коммунальной услуги по холодному водоснабжению, что нарушает его жилищные права как пользователя жилым помещением.
Данное обстоятельство подтверждается информацией, предоставленной Комитетом по управлению муниципальной собственностью МО «Томаринский городской округ», из которой видно, что в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, индивидуальный прибор учета холодного водоснабжения отсутствует. Данное обстоятельство ответчиком не оспаривается.
Доказательств отсутствия технической возможности установки такого прибора учета в деле не содержится, лицами, участвующими в деле, суду не представлено.
Каких-либо доказательств подтверждающих выполнение мероприятий по соблюдению указанных требований ответчиком не представлено и в судебном заседании не добыто.
До настоящего времени указанное прокурором нарушение в добровольном порядке не устранено, как и не предоставлено доказательств, подтверждающих принятие мероприятий, направленных на устранение недостатков, указанных прокурором.
На основании изложенного, суд приходит к убеждению, что требования прокурора основаны на нормах действующего законодательства и подлежат удовлетворению.
Суд также считает, что шестимесячный срок, указанный в исковом заявлении, в течение которого ответчик обязан устранить допущенные нарушения, в силу части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, является разумным и достаточным для исполнения возложенной на ответчика обязанности.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования и.о. прокурора Томаринского района к комитету по управлению муниципальной собственности муниципального образования «Томаринский городской округ» удовлетворить.
Возложить на комитет по управлению муниципальной собственностью муниципального образования «Томаринский городской округ» обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу установить индивидуальный прибор учета холодного водоснабжения в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в Сахалинский областной суд через Томаринский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
И.о. судьи Расковалова О.С.
Решение в окончательной форме составлено 21 мая 2018 года.
И.о. судьи Расковалова О.С.