К делу № 2а-870/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«28» марта 2019 года г. Майкоп
Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе председательствующего судьи Катбамбетова М.И.,
при секретаре Давитиян Е.А.,
с участием административного ответчика Ларшиной М.Н.,
рассмотрев дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №1 по Республике Адыгея к Ларшиной Марине Николаевне о взыскании недоимки по страховым взносам,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Межрайонная ИФНС России № по <адрес> обратилась в суд с иском к ответчику ФИО1, о взыскании недоимки и пени по страховым взносам.
В обоснование иска указал, что на налоговом учёте в Межрайонной ИФНС России Республике (Инспекция, налоговый орган) состоит в качестве налогоплательщика ФИО1 ИНН 230305825554. Таким образом 02.08.2004г. ФИО1 была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, а 01.02.2017 снята с учета в связи с прекращением предпринимательской деятельности, о чем сделана соответствующая запись в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в связи с чем, дело подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции. В период осуществления предпринимательской деятельности в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 212-ФЗ), действовавшим до ДД.ММ.ГГГГ, она являлась плательщиком страховых взносов. Обязанность по уплате страховых взносов и пени до настоящего момента ФИО1 не исполнена. В связи с неуплатой ФИО1, страховых взносов ей был направлены требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения до 08.02.2018г., № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения до 27.02.2018г. Однако, установленный срок требования не исполнены. 20.07.2018г. мировым судьей судебного участка № на основании заявления Межрайонной ИФНС России № по <адрес> вынесен судебный приказ о взыскании с налогоплательщика недоимки по страховым взносам и пени, но 20.08.2018г., по заявлению административного ответчика данный судебный приказ был отменен.
Просит взыскать с ФИО1 в пользу Межрайонной ИФНС России № по <адрес> задолженность:
- по пене в размере 29634.08руб., по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии с перечислением суммы налога в бюджет (КБК 18№ ОКТМО 79701000);
- по налогу в размере 5989.28руб. по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с 01.01.2017г., с перечислением суммы налога в бюджет (КБК 18№ ОКТМО 79701000);
- по пени в размере 263.12руб. по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с 01.01.2017г., с перечислением суммы налога в бюджет (КБК 18№ ОКТМО 79701000);
- по пене в размере 906.28руб., по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть трудовой пенсии с перечислением суммы налога в бюджет (КБК 18№ ОКТМО 79701000);
- по налогу в размере 792.32руб. по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС с 01.01.2017г., зачисляемому в бюджет с перечислением суммы налога в бюджет (КБК 18№ ОКТМО 79622447);
- по пени в размере 51.62руб. по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС с 01.01.2017г., зачисляемому в бюджет с перечислением суммы налога в бюджет (КБК 18№ ОКТМО 79622447);
- по пени в размере 1643.17руб. по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС до 01.01.2017г., зачисляемому в бюджет с перечислением суммы налога в бюджет (КБК 18№ ОКТМО 79701000);
- по пени в размере 3417.42руб. по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии до 01.01.2013г., с перечислением суммы налога в бюджет (КБК 18№ ОКТМО 79701000);
- по пене в размере 1140.58руб., по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть трудовой пенсии до 01.01.2013г., с перечислением суммы налога в бюджет (КБК 18№ ОКТМО 79701000).
Административный истец МИФНС № по <адрес> в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без участия представителя инспекции.
Административный ответчик ФИО1, в судебном заседании исковые требования не признала, возражала против удовлетворения исковых требований, указав, что она не осуществляла трудовую деятельность, как индивидуальный предпринимател, с 2009 года, в связи с тем что осуществлялся и осуществляется по настоящее время уход за пожилой родственницей (бабушкой) ФИО2, 1919 года рождения, которая является ветераном ВОВ, вдовой ветерана ВОВ, а также инвалидом I группы по зрению. Также указывает, что в ответ на ее запрос в Межрайонную Инспекцию Федеральной Налоговой Службы № по <адрес>, ей положены льготы по налогам, страховым взносам, пеням и штрафам. Просит Суд признать срок с 2009 года по ДД.ММ.ГГГГ льготным периодом, а все недоимки по страховым взносам, пеням и штрафам за данный период безнадежными и не подлежащими к взысканию.
Выслушав мнение сторон, изучив, материла дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований, по следующим основаниям.
В силу ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с п.п. 2 п.1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователям по обязательному пенсионному страхованию являются индивидуальные предприниматели.
Согласно п.2 ст. 14 выше указанного закона, страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонда обязательного медицинского страхования» индивидуальные предприниматели уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 8 ст. 16 Федерального Закона № 212-ФЗ в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращение деятельности иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.
В соответствии со ст.25 Федерального Закона № 212-ФЗ исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Пенями признаются установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случаи уплаты причитающихся сумм страховых взносов в боле поздние по сравнению с установленным настоящим Федеральным законом сроки.
На основании Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первой, второй Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органом полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» налоговым органам переданы полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование.
Как установлено в судебном заседании ФИО1, является доверителем за инвалида I группы по зрению ФИО2, ветераном великой отечественной войны (ВОВ) и женой погибшего ВОВ, данные факты подтверждаются приобщенными к материалам дела копиями соответствующих удостоверений и доверенности.
В качестве довода в обоснование того, что ее задолженность по страховым взносам подлежит признанию безденежной и списанию ФИО1, ссылается на пункт 1 статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" согласно которого признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Однако, согласно п.2, п.3 статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", решение о признании указанных в части 1 настоящей статьи недоимки и задолженности безнадежными к взысканию и об их списании принимается налоговым органом по месту жительства физических лиц (месту учета индивидуальных предпринимателей), указанных в части 1 настоящей статьи, на основании сведений о суммах недоимки и задолженности, имеющихся у налогового органа, и сведений из органов Пенсионного фонда Российской Федерации, подтверждающих основания возникновения и наличие таких недоимки и задолженности.
3. Решение о списании недоимки и задолженности, указанных в части 1 настоящей статьи, составляется в произвольной форме и должно содержать фамилию, имя, отчество, идентификационный номер налогоплательщика плательщика страховых взносов физического лица (индивидуального предпринимателя) и сведения о недоимке и задолженности по страховым взносам, подлежащих списанию.
Более того, из имеющегося в материалах дела, письма МИФНС № по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № адресованного ФИО1, следует, что у нее по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, числилась задолженность по налогам в сумме 183332.89 рублей. Также дан ответ, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в МИФНС России № по РА отсутствуют данные для проведения списания сумм задолженности по страховым взносам, возникшим за периоды до ДД.ММ.ГГГГ.
По вопросу предоставления льготы по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за 2017 год, в связи с уходом за инвали<адрес>-ой группы, разъяснено, чтов связи с тем, что налоговый орган администрирует страховые взносы с ДД.ММ.ГГГГ, соответственно, льгота может быть предоставлена налоговым органом в соответствии с пунктом 7 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации за период с 01.01.2017г. по 01.02.2017г.
Основаниями являются заявление лица, осуществляющего уход, и документы, удостоверяющие факт и продолжительность нахождения на инвалидности (для инвалидов I группы и детей-инвалидов), а также возраст (для престарелых и детей-инвалидов) лица, за которым осуществляется уход. При раздельном проживании ухаживающего лица и лица, за которым осуществляется уход, также представляется письменное подтверждение лица, за которым осуществляется уход (или его законного представителя), о том, что за ним в действительности осуществлялся уход (Ф.И.О. ухаживающего и период ухода).
До 01.01.2017г. освобождение по страховым взносам предоставлял Пенсионный Фонд РФ.
Согласно письма УПФ РФ в <адрес> Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ № также адресованного ФИО1, ей разъяснено, что на основании ее заявления от ДД.ММ.ГГГГ, с 01.12.2015г., к страховой пенсии по старости ФИО2 назначена ежемесячная компенсационная выплата по уходу за неработающим нетрудоспособным лицом в размере 1200 рублей.
Порядок установления компенсационной выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвали<адрес> группы, детьми- инвалидами в возрасте до 18 лет, а также за престарелыми, нуждающимися по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе, либо достигшими возраста 80-ти лет, регулируется Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами».
На основании п. 9 и п. 10 «Правил осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами», трудоспособное лицо, осуществляющее уход, должно в пятидневный срок известить территориальный орган ПФР, о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение осуществления компенсационной выплаты.
Более того, в письме указано, что на основании сведений, имеющихся в распоряжении Управления, на дату обращения за установлением компенсационной выплаты она имела статус работающего застрахованного лица, в связи с чем выплата ежемесячной компенсационной выплаты по уходу за неработающим нетрудоспособным лицом к страховой пенсии по старости ФИО2 была приостановлена с ДД.ММ.ГГГГ. Вследствие того, что ею не были своевременно представлены сведения о поступлении на работу, образовалась переплата по выплате компенсации.
Также ФИО1, в обоснование своих доводов, что ее задолженность по страховым взносам не подлежит взысканию ссылается на ч. 7. ст. 430 НК РФ, согласно которой плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, не исчисляют и не уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за периоды, указанные в пунктах 1 (в части военной службы по призыву), 3, 6 (период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет) - 8 части 1 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", а также за периоды, в которых приостановлен статус адвоката и в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии представления ими в налоговый орган по месту учета заявления об освобождении от уплаты страховых взносов и подтверждающих документов.
Однако, суд учитывает, что гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, но фактически не осуществляющий предпринимательскую деятельность, имеет законодательно закрепленную возможность в любой момент обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности и, следовательно, связанных с нею прав и обязанностей.
Более того, в случаях, когда при фактическом прекращении предпринимательской деятельности гражданин в силу непреодолимых обстоятельств не мог в установленном порядке своевременно отказаться от статуса индивидуального предпринимателя, как указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, он не лишается возможности при предъявлении к нему требования об уплате недоимки по страховым взносам за соответствующий период защитить свои права, привести доводы и возражения, представить документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства; суд, рассматривая требования о взыскании с индивидуального предпринимателя недоимки по страховым взносам, не может - исходя из принципов состязательности и равноправия сторон - ограничиться формальной констатацией лишь факта нарушения обязательства, не принимая во внимание иные связанные с ним обстоятельства, в том числе представленные гражданином доказательства существования обстоятельств исключительного (экстраординарного) характера, которые не позволили ему своевременно обратиться с заявлением о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности; при этом предписания статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", а также фактически воспроизводящие ранее действовавшую редакцию данной нормы положения статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации не препятствуют суду при наличии доказательств, подтверждающих такие обстоятельства, принять решение об отсутствии оснований для взыскания с индивидуального предпринимателя сумм страховых взносов за соответствующий период
Однако, доказательств подтверждающих обстоятельства исключительного (экстраординарного) характера, которые не позволили ей своевременно обратиться с заявлением о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности административным ответчиком ФИО1, суду не представлено.
Таким образом, на основании вышеизложенных требований законодательства, а также фактических обстоятельств дела, суд приходит к выводу об обоснованности требований административного истца.
Пунктом 2 ст. 4 Закона №243-ФЗ установлено, что взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на ДД.ММ.ГГГГ, а также страховых взносов, пеней и штрафов, до начисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с п.1.1. ст.21 Федерального закона РФ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» заявление о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи органом контроля за уплатой страховых взносов заявления о взыскании в суд.
Из материалов дела следует, что ФИО1, состояла на учете в качества индивидуального предпринимателя.
В связи с неуплатой страховых взносов, ответчику неоднократно направлялись требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов № и №, что свидетельствует о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора.
Не позднее ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ ответчик ФИО1, должна была уплатить страховые взносы, однако уплата страховых взносов ответчиком не была произведена.
20.07.2018г. мировым судьей судебного участка № на основании заявления Межрайонной ИФНС России № по <адрес> вынесен судебный приказ о взыскании с налогоплательщика недоимки по страховым взносам и пени, но 20.08.2018г., по заявлению административного ответчика данный судебный приказ был отменен.
Оценив имеющиеся в деле письменные доказательств в их совокупности, поскольку ответчик не исполнил возложенную на него обязанность по уплате страховых взносов, суд считает необходимым взыскать с ФИО1, задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
В соответствии с п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах применения судами Кодекса Административного судопроизводства Российской Федерации» в силу части 1 статьи 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета. При разрешении коллизий между указанной нормой права и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, с учетом положений п.п. 1 п. 1 ст. 333.19 Налогового Кодекса РФ, с административного ответчика подлежит взысканию в доход бюджета муниципального образования «<адрес>» государственная пошлина в сумме 400 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования МИФНС № по <адрес> к ФИО1 о взыскании недоимки и пени по страховым взносам, удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 недоимку:
- по пене в размере 29634.08руб., по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии с перечислением суммы налога в бюджет (КБК 18№ ОКТМО 79701000);
- по налогу в размере 5989.28руб. по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с 01.01.2017г., с перечислением суммы налога в бюджет (КБК 18№ ОКТМО 79701000);
- по пени в размере 263.12руб. по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с 01.01.2017г., с перечислением суммы налога в бюджет (КБК 18№ ОКТМО 79701000);
- по пене в размере 906.28руб., по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть трудовой пенсии с перечислением суммы налога в бюджет (КБК 18№ ОКТМО 79701000);
- по налогу в размере 792.32руб. по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС с 01.01.2017г., зачисляемому в бюджет с перечислением суммы налога в бюджет (КБК 18№ ОКТМО 79622447);
- по пени в размере 51.62руб. по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС с 01.01.2017г., зачисляемому в бюджет с перечислением суммы налога в бюджет (КБК 18№ ОКТМО 79622447);
- по пени в размере 1643.17руб. по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС до 01.01.2017г., зачисляемому в бюджет с перечислением суммы налога в бюджет (КБК 18№ ОКТМО 79701000);
- по пени в размере 3417.42руб. по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии до 01.01.2013г., с перечислением суммы налога в бюджет (КБК 18№ ОКТМО 79701000);
- по пене в размере 1140.58руб., по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть трудовой пенсии до 01.01.2013г., с перечислением суммы налога в бюджет (КБК 18№ ОКТМО 79701000).
Взыскать с ФИО1 в доход бюджета муниципального образования «<адрес>» государственную пошлину в размере 400 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Решение суда в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: -подпись- М.И. Катбамбетов
Уникальный идентификатор 01RS0№-51
Подлинник находится в материалах дела №а-870/2019
В Майкопском городском суде Республики Адыгея