УИД 61RS0005-01-2024-004377-50
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
18 ноября 2024 года г. Ростов-на-Дону
Октябрьский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Агрба Д.А.
при секретаре судебного заседания Носовой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Леваднева В. В. к ООО «Теплокоммунэнерго», третьи лица: Леваднева Н. В., Государственная жилищная инспекция Ростовской области, ООО УК «Престиж», о перерасчете платы за коммунальную услугу,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в Октябрьский районный суд г.Ростова-на-Дону с иском к ООО «Теплокоммунэнерго» о перерасчете платы за коммунальную услугу, ссылаясь на то, что Леваднева Н. В. и Леваднев В. В. являются собственниками по 1/2 каждый жилого помещения, кадастровый № - комнат № в коммунальной <...>, в <...>, площадь. 29,5 кв.м, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
В 1995 году на основании Постановления главы администрации <...> от 01. 09.1995 № фио дано разрешение на переоборудование. Постановлением утвержден проект переоборудования, после которого внесены изменения в техническую документацию. В состав переоборудования входило оборудование санузла в комнатах Ф и газификация комнат, принадлежащих Ф индивидуальным газовым котлом «Дон» с разводкой отопления. До переоборудования на все комнаты № имелся всего один источник тепла - форсунка, что не обеспечивало надлежащее качество отопления. Вид отопления «местный» был отражён в технических документах, в том числе в техническом паспорте.
В соответствии с актом от 15.03.2019, составленным АО «Теплокоммунэнерго» <...> установлено осмотром, что помещения Леваднева В.В комнаты № в коммунальной <...>, в <...>, площадью 29,5 кв.м отапливаются «индивидуальным отоплением - котел». В настоящий момент Леваднев В.В. получил сведения о возникшей задолженности по статье «отопление».
Согласно счет-квитанциям Левадневу В. В. АО «Теплокоммунэнерго» выставлено требование к оплате за семью из 4 человек исходя из площади 42,09 кв м. за отопление. В указанную площадь включена площадь комнат 24, 24а, 25, 26, 27, 28 общей площадью 29,5 кв.м., и пропорциональна часть общей площади коммунальной <...>.
ООО «Теплокоммунэнерго» считает, что потребитель услуг вносит оплату за все помещение, вне зависимости от оборудования помещения приборами отопления, и не допускает возможность внесения отдельной платы за отопление помещений общего пользования и индивидуальные помещения. Таким образом, только из-за наличия отопления в общих помещениях многоквартирного дома Ф включили в отопливаемую площадь, которую они отапливают индивидуальным прибором отопления, установленным в законном порядке. За потреблённый газ на обогрев своих комнат истец не имеет задолженности.
За период с 1995 года по 2020 год плату за отопление ООО «Теплокоммунэнерго» не взымало.
Ссылаясь на указанные выше обстоятельства, истец просил суд признать не обоснованными начисления оплаты за отопление жилых комнат 24, 24а, 25, 26, 27, 28 в коммунальной <...> в <...>ю 29,5 кв.м и общей площадью относящейся к доле Леваднева В.В.в многоквартирном <...> и обязать ООО «Теплокоммунэнерго» произвести перерасчет за последние 3 года.
Протокольным определением от 30 июля 2024 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Леваднева Н.В.
Протокольным определением от 18 сентября 2024 года в качестве третьих лиц привлечены ГЖИ и ООО УК «Престиж».
Истец в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания, со слов представителя, извещен надлежащим образом, поэтому дело рассмотрено в отсутствие истца в порядке ст.167 ГПК РФ.
Представитель истца по доверенности в судебном заседании исковые требования поддержала и просила их удовлетворить, дав пояснения аналогичные доводам иска.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признала, просила в иске истцу отказать, в обоснование позиции представляла письменные возражения и дополнения к ним, которые приобщены к материалам дела.
Третьи лица: Леваднева Н.В., представитель ГЖИ РО, ООО УК «Престиж» в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом. Дело в отношении указанных лиц рассмотрено в порядке ст.167 ГПК РФ.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно статье 247 Гражданского кодекса Российской Федерации владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.
Участник долевой собственности имеет право на предоставление в его владение и пользование части общего имущества, соразмерной его доле, а при невозможности этого вправе требовать от других участников, владеющих и пользующихся имуществом, приходящимся на его долю, соответствующей компенсации.
Согласно статье 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В соответствии со статьей 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Плата за тепловую энергию включена в состав оплаты за коммунальные услуги, обязанность по внесению которой для нанимателя (собственника) жилого помещения многоквартирного дома установлена ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации. Данная норма Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги, которая включает в себя также плату за коммунальные услуги (плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами).
В силу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, регламентирован Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 06 мая 2011 года (далее - Правила). Так, Правилами обусловлен общий принцип распределения объема тепловой энергии, израсходованного на обеспечение нормативной температуры воздуха в помещениях многоквартирного дома, и, как следствие, распределения размера платы за коммунальную услугу по отоплению пропорционально площади помещений в многоквартирном доме.
В связи с чем, собственники долей в квартире обязаны нести расходы по оплате за предоставление коммунальной услуги отопления исходя из площади и принадлежащей доли.
В соответствии со статьей 15 Жилищного кодекса Российской Федерации объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан.
Пункт 1 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации относит к жилым помещениям жилой дом, часть жилого дома, квартиру, часть квартиры, комнату. Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
Согласно части 5 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
В силу статьи 41 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам комнат в коммунальной квартире принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данной квартире, используемые для обслуживания более одной комнаты.
В соответствии с пунктом 15 Постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" размер платы за отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 42.1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 N 354 расчет платы за отопление в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии определяется исходя из общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего потребителю.
В силу пункта 50 Правил расчет размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю, проживающему в комнате (комнатах) в жилом помещении, являющемся коммунальной квартирой, осуществляется в соответствии с формулами 7, 8, 16, 19 и 21 приложения N 2 к настоящим Правилам.
При этом при расчете платы за отопление в коммунальной квартире применяются показатели жилой площади, принадлежащей потребителю (находящейся в его пользовании) комнаты (комнаты) в коммунальной квартире, а также общая жилая площадь комнат в коммунальной квартире.
Расчет размера платы за коммунальные услуги, предоставленные потребителям в жилых помещениях в общежитиях коридорного, гостиничного и секционного типа (с наличием на этажах общих кухонь, туалетов или блоков душевых), производится в порядке, установленном для расчета размера платы за коммунальные услуги для потребителей, проживающих в коммунальной квартире (п. 51 вышеуказанного Постановления).
В соответствии с формулой 8 размер платы за отопление в данном случае определяется исходя из объема потребленной в i-й коммунальной квартире тепловой энергии, определенной согласно пункту 42(1) Правил, соотношения жилой площади принадлежащей потребителю комнаты (комнат) и общей жилой площади в квартире и тарифа на тепловую энергию.
Согласно разъяснениям в пункте 37 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019) отказ собственника или пользователя отдельного помещения в многоквартирном доме от оплаты коммунальной услуги по отоплению допускается только в случаях отсутствия фактического потребления тепловой энергии, обусловленного, в частности, согласованным в установленном порядке демонтажем системы отопления помещения с переходом на иной вид теплоснабжения и надлежащей изоляцией проходящих через помещение элементов внутридомовой системы, а также изначальным отсутствием в помещении элементов системы отопления. Собственник и пользователь отдельного помещения в любом случае не может быть освобожден от оплаты отопления на общедомовые нужды.
Указанная правовая позиция касается случаев, допускающих отказ собственника или пользователя помещения в многоквартирном доме от услуги потребления тепловой энергии, тогда когда отдельное помещение изначально не имело изначально элементов системы отопления.
Одним из условий возникновения обязанности собственника или пользователя отдельного помещения в многоквартирном доме, подключенном к централизованным сетям теплоснабжения, оплатить коммунальную услугу по отоплению является фактическое потребление поступающей в этот дом тепловой энергии для обогрева конкретного помещения при помощи, подключенного к внутридомовой инженерной системе отопления внутриквартирного оборудования и (или) теплоотдачи от расположенных в помещении элементов указанной системы (пункт 4.1 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2018 года N 46-П).
Как установлено в судебном заседании, на основании договора на передачу помещений коммунальной квартиры в частную собственность от 06 июня 2003 года ФИО были переданы в частную собственность три жилых комнаты с номерами 26, 27, 28 жилой площадью 29,50 (<...>), расположенные по адресу: <...>.
Судом установлено, что на основании Постановления Главы администрации Ленинского района г.Ростова-на-Дону от 01 сентября 1995 года № выдано разрешение на переоборудование <...> многоквартирном доме по адресу: <...>.
Переоборудование произвели, квартиру выделили, и все время площадь подсобных помещений была отнесена только лично к семье Ф, но квартира так и осталась в составе коммунальной.
На основании Постановления и Проекта ООО «Горжилпроект» была обустроена кухня и совмещенный санузел над коридором 1 этажа (комнаты 25, 24а) Ф произведено переоборудование и узаконено, что подтверждается справкой МУПТи ОН от 19 июня 2019 года.
Согласно технической документации за период с 1995 года по 2024 год конфигурация не менялась, жилые комнаты 29.5 кв.м. и отделенные кухня, коридор и санузел были расположены внутри квартиры истцов.
В 2005 году жилые комнаты переоформлены в долевую собственность, собственниками по 1/2 доли указанных жилых комнат стали Леваднева Н. В. и Леваднев В. В..
Как указано в договоре на передачу и ордере Левадневу В.В. переданы жилые помещения площадью 29,5 кв.м и в помещения (комнаты 24 а и 25) площадью 18,1 кв.м., находящиеся в индивидуальном пользовании (п.1 договора).
Согласно актам от 15 марта 2019 года и от 13 ноября 2024 года специалистами АО «Теплокоммунэнерго» установлено, что в помещении истца нет центрального отопления, нет общих стояков или лежаков, и установлен индивидуальный прибор отопления.
Однако Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354 не предусмотрено определение объема потребления тепловой энергии в части помещения, такой объем должен быть определен на все помещения в целом.
Согласно правовой позиции, высказанной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2018 года N 30-П, специфика многоквартирного дома как целостной строительной системы, в которой отдельно помещение представляет собой лишь некоторую часть объема здания, имеющую общие ограждающие конструкции с иными помещениями, в частности помещениям служебного назначения, обусловливается, по общему правилу, невозможность отказа собственников и пользователей отдельных помещений в многоквартирном доме от коммунальной услуги по отоплению и тем самым - невозможность полного исключения расходов на оплату используемой для обогрева дома тепловой энергии. Исходя из этого, плата за отопление включается в состав обязательных платежей собственников и иных законных владельцев помещений в многоквартирном доме (часть 2 статьи 153 и часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Поскольку обогрев помещений общего пользования, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также отдельных жилых (нежилых) помещений обеспечивает не только их использование по целевому назначению, но и их содержание в соответствии с требованиями законодательства, включая нормативно установленную температуру и влажность в помещениях, и тем самым сохранность конструктивных элементов здания, обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по отоплению конкретного помещения не связана с самим по себе фактом его использования.
Переход на отопление помещений в подключенных к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии во всяком случае требует соблюдения нормативных требований к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, действующих на момент его проведения (пункт 1.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2018 года N 46-П; далее - Постановление N 46-П).
Введение нормативных требований к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления направлено, в первую очередь, на обеспечение надежности и безопасности теплоснабжения многоквартирного дома, что отвечает интересам собственников и пользователей всех помещений в нем. При этом достижение баланса интересов тех из них, кто перешел на отопление с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, и собственников или пользователей остальных помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирном доме предполагает в том числе недопустимость такого использования данных источников, при котором не обеспечивается соблюдение нормативно установленных требований к минимальной температуре воздуха в соответствующем помещении и вследствие этого создается угроза не только нарушения надлежащего температурного режима и в прилегающих жилых или нежилых помещениях, а также в помещениях общего пользования, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, но и причинения ущерба зданию в целом и его отдельным конструктивным элементам (пункт 4.2 Постановления N 46-П).
Поскольку отключение квартиры в многоквартирном доме от центральной системы отопления с установкой газового отопления предполагает изменение общедомовой инженерной системы отопления, в том числе уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, то на проведение такого переустройства жилого помещения должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Вместе с тем, истцом доказательств надлежащей изоляции проходящих через помещение элементов внутридомовой системы отопления при демонтаже отопительных приборов не предоставлено; согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме на изменение общедомовой инженерной системы отопления истцом не получалось.
Таким образом, установив обстоятельства настоящего дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для освобождения истца об обязанности по внесению платы за тепловую энергию для обогрева данного помещения, поступающую в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Леваднева В. В. к ООО «Теплокоммунэнерго», третьи лица: Леваднева Н. В., Государственная жилищная инспекция Ростовской области, ООО УК «Престиж», о перерасчете платы за коммунальную услугу оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ростовский областной суд через Октябрьский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья:
Мотивированное решение изготовлено 25 ноября 2024 года.