Решение по делу № 2-468/2022 от 27.07.2022

                                                        Дело № 2- 468/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

5 декабря 2022 года       г. Усть-Катав

Усть-Катавский городской суд Челябинской области в составе

председательствующего          Баранцевой Е.А.,

при секретаре                          Ковлягиной Т.Н.,

с участием истцов Ивановой Л.И., Иванова Г.И.,

рассматривал в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ивановой Людмилы Ивановны и Иванова Геннадия Ивановича к администрации Усть-Катавского городского округа Челябинской области о возложении обязанности заключить договор социального найма жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Иванова Л.И. и Иванов Г.И. обратились в суд с иском к администрации Усть-Катавского городского округа Челябинской области (далее - администрации УКГО), с учетом уточнений просят возложить обязанность заключить договор социального найма жилого помещения на трехкомнатную квартиру, общей площадью 51,9 кв.м., расположенную по адресу <адрес>.

В обосновании заявленного требования указали, что в 1981 году их семье по ордеру была предоставлена муниципальная двухкомнатная квартира, общей площадью 47,61 кв.м., расположенная по адресу <адрес>. В 1999 году наниматель квартиры №3 ФИО7 согласились передать смежную комнату, площадью 10.4 кв.м. В связи, с чем Ивановым Г.И. было написано заявление директору МУП ГУКХ на расширение квартиры за счет жилплощади квартиры №3. Заявление было принято и рассмотрено, составлена схема перепланировки, после чего ордер на квартиру был сдан в бухгалтерию МУП ГУКХ для изменения площади, и им разрешили проводить работу по фактической передаче комнаты. С 1999 года семья проживает в трехкомнатной квартире, замечаний от администрации или МУП ГУКХ по поводу расширения жилплощади не поступало, притязаний и конфликтов со стороны нанимателя соседней квартиры не было. В 2020 году при заключении договора социального найма стало известно, что площадь квартиры составляет 47,61 кв.м.. При обращении в администрацию для внесения изменений в договор социального найма в части площади квартиры, получили отказ, в связи с тем, что в технический паспорт многоквартирного дома изменения не вносились, и нет оснований для внесения изменений в договор найма. Но фактически они на протяжении длительного времени открыто пользуются трехкомнатной квартирой, оплачивают коммунальные услуги за тепло исходя из площади 58,01 кв.м.

Определениями суда от 15 августа 2022 года, от 31 августа 2022 года, 21 сентября 2022 года к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Мохначева А.В., Управление имущественных и земельных отношений администрации Усть-Катавского городского округа, ООО «Теплоэнергетика», ОГУП «Областной центр технической инвентаризации по Челябинской области», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Челябинской области.

Истцы Иванова Л.И. и Иванов Г.И. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивали.

Представитель ответчика администрации УКГО в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (л.д.118).

Третье лицо Мохначева А.В. в судебное заседание не явилась, извещена (л.д.111).

Представители третьих лиц Управления имущественных и земельных отношений администрации Усть-Катавского городского округа, ООО «Теплоэнергетика», Управление инфраструктуры и строительства администрации Усть-Катавского городского округа, ОГУП «Областной центр технической инвентаризации по Челябинской области», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Челябинской области в судебное заседание не явились, извещены (л.д.113-117).

Представителем третьего лица Управления имущественных и земельных отношений администрации Усть-Катавского городского округа представлен отзыв на исковое заявление, согласно которому с заявленными требованиями он не согласился, сославшись на то что квартиры в <адрес> являются муниципальными. Согласно техническому паспорту площадь <адрес> составляет 47,61 кв.м., а площадь квартиры №3 сосьтавл\яет57,7 кв.м., ни каких изменений о перепланировке не вносилось. И поскольку разрешительный документы отсутствуют, то перепланировка является самовольной (л.д.57-58)

Учитывая наличие сведений о надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства не явившегося представителя ответчика, третьего лица, представителей третьих лиц, отсутствие ходатайств об отложении судебного разбирательства, суд полагает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что на основании постановления администрации Усть-Катавского городского округа от 31 июля 2020 года №997 Ивановой Л.И. предоставлена квартира, находящаяся по адресу <адрес>, общей площадью 47,61 кв.м. по договору социального найма (л.д.64).

3 августа 2020 года администраций Усть-Катавского городского округа и Ивановой Л.И. заключен договор социального найма №36, согласно которому наймодатель передал в бессрочное владение и пользование Ивановой Л.И. и членам ее семьи двухкомнатную квартиру, находящуюся в муниципальной собственности, общей площадью 47,61 кв.м., расположенную по адресу <адрес> (л.д.65-66).

Согласно техническому паспорту на жилой <адрес>, площадь <адрес> составляет 47, 61 кв.м., а площадь <адрес> составляет 57,70 кв.м. (л.д.59-60).

Как следует из пояснений истцов, они проживают в спорной квартире с 1981 года, в 1999 году, с согласия нанимателя соседней <адрес>, ими с целью улучшения жилищных условий была произведена реконструкция квартиры, а именно к их двухкомнатной квартире присоединена смеженная комната, общей площадью 10,4 кв.м. от <адрес>.

В обоснование своих доводов истцами в материалы дела представлена копия заявления Иванова Г.И. от 27 декабря 1999 года, адресованного директору ГУКХ и инспектору городской жилищно-бытовой комиссии на разрешение перепланировки квартиры за счет жилой площади <адрес>, по добровольному согласию со смежным квартиросъемщиком ФИО7 с последующим оформлением ордеров, или их изменением. На заявлении имеются отметки о согласовании (л.д.6).

Согласно представленному в судебное заседание техническому паспорту на жилое помещение <адрес> по адресу <адрес>, составленному на 27 сентября 2022 года площадь спорной квартиры составляет 51, 9 кв.м. и состоит из трех жилых комнат, коридора, кухни и встроенного шкафа (л.д.89-93).

9 ноября 2020 года Иванова Л.И. обратилась к Главе Усть-Катавского городского округа с заявлением о внесении изменений в договор социального найма жилого помещения №36 от 3 августа 2020 года в части площади квартиры (л.д.12). На что администрация Усть-Катавского городского округа ответила отказом, сославшись на отсутствие разрешительных документов на перепланировку (л.д.13-14).

В силу ст. 25 Жилищного кодекса Российской Федерации перепланировка помещения в многоквартирном доме представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.

В соответствии с ч. 1 ст. 26 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления.

На основании решения суда помещение в многоквартирном доме может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью (ч. 4 ст. 29 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Вместе с тем, согласно п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - это изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

При этом реконструкцию жилого помещения следует отличать от переустройства и перепланировки, определяемых ст. 25 Жилищного кодекса Российской Федерации. В частности, перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидацию темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров (постановление Госстроя России от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда").

Реконструкция объектов капитального строительства осуществляется в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, проведение перепланировки и переустройства жилого помещения регламентируется нормами Жилищного кодекса Российской Федерации.

При этом согласно п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под объектом капитального строительства понимаются здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

Квартира, расположенная в многоквартирном доме, является частью такого многоквартирного дома, который в свою очередь является объектом капитального строительства, следовательно, на квартиру, как часть объекта капитального строительства, также распространяются правовые нормы, которые регулируют правоотношения в части объектов капитального строительства.

Из материалов дела усматривается, что истцами без получения необходимых согласований и разрешений произведены работы по улучшению жилищных условием путем присоединении смежной комнаты от квартиры №3, в результате которых увеличена площадь квартиры №2 за счет площади квартиры №3 с 47, 61 кв.м до 51,9 кв.м.

Согласно ст.51 Градостроительного кодекса РФ, строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство.

Разрешение на строительство выдается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органов местного самоуправления для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения.

Пунктом 26 ч.1 ст.16 Федерального закона РФ от 06 октября 2003г «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа относится к вопросам ведения местного значения муниципального образования.

В материалы дела не представлено доказательств того, что истцы обращались в уполномоченный орган с заявлением о выдаче разрешения на реконструкцию и перепланировку жилого дома по адресу: <адрес>.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", положения ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации распространяются на самовольную реконструкцию недвижимого имущества, в результате которой возник новый объект.

В соответствии с п. 1 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

Таким образом, исходя из положений ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, созданные в результате реконструкции два новых объекта - квартиры N 2 и N 3 в <адрес> являются самовольной постройкой, легализация которой осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством для самовольных построек.

Ввиду отсутствия со стороны истцов надлежащих мер к согласованию указанной перепланировки, выполнения ее без согласия собственника спорного жилого помещения (администрации г.Усть-Катава) у суда отсутствуют основания для сохранения квартиры в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, в связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст.12, 14, 56, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Ивановой Людмилы Ивановны и Иванова Геннадия Ивановича к администрации Усть-Катавского городского округа Челябинской области о возложении обязанности заключить договор социального найма жилого помещения, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в судебную коллегию по граждански делам Челябинского областного суда через Усть-Катавский городской суд со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий подпись Е.А.Баранцева Решение не вступило в законную силу

Полное мотивированное решение изготовлено 12 декабря 2022 года

                                                        Дело № 2- 468/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

5 декабря 2022 года       г. Усть-Катав

Усть-Катавский городской суд Челябинской области в составе

председательствующего          Баранцевой Е.А.,

при секретаре                          Ковлягиной Т.Н.,

с участием истцов Ивановой Л.И., Иванова Г.И.,

рассматривал в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ивановой Людмилы Ивановны и Иванова Геннадия Ивановича к администрации Усть-Катавского городского округа Челябинской области о возложении обязанности заключить договор социального найма жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Иванова Л.И. и Иванов Г.И. обратились в суд с иском к администрации Усть-Катавского городского округа Челябинской области (далее - администрации УКГО), с учетом уточнений просят возложить обязанность заключить договор социального найма жилого помещения на трехкомнатную квартиру, общей площадью 51,9 кв.м., расположенную по адресу <адрес>.

В обосновании заявленного требования указали, что в 1981 году их семье по ордеру была предоставлена муниципальная двухкомнатная квартира, общей площадью 47,61 кв.м., расположенная по адресу <адрес>. В 1999 году наниматель квартиры №3 ФИО7 согласились передать смежную комнату, площадью 10.4 кв.м. В связи, с чем Ивановым Г.И. было написано заявление директору МУП ГУКХ на расширение квартиры за счет жилплощади квартиры №3. Заявление было принято и рассмотрено, составлена схема перепланировки, после чего ордер на квартиру был сдан в бухгалтерию МУП ГУКХ для изменения площади, и им разрешили проводить работу по фактической передаче комнаты. С 1999 года семья проживает в трехкомнатной квартире, замечаний от администрации или МУП ГУКХ по поводу расширения жилплощади не поступало, притязаний и конфликтов со стороны нанимателя соседней квартиры не было. В 2020 году при заключении договора социального найма стало известно, что площадь квартиры составляет 47,61 кв.м.. При обращении в администрацию для внесения изменений в договор социального найма в части площади квартиры, получили отказ, в связи с тем, что в технический паспорт многоквартирного дома изменения не вносились, и нет оснований для внесения изменений в договор найма. Но фактически они на протяжении длительного времени открыто пользуются трехкомнатной квартирой, оплачивают коммунальные услуги за тепло исходя из площади 58,01 кв.м.

Определениями суда от 15 августа 2022 года, от 31 августа 2022 года, 21 сентября 2022 года к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Мохначева А.В., Управление имущественных и земельных отношений администрации Усть-Катавского городского округа, ООО «Теплоэнергетика», ОГУП «Областной центр технической инвентаризации по Челябинской области», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Челябинской области.

Истцы Иванова Л.И. и Иванов Г.И. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивали.

Представитель ответчика администрации УКГО в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (л.д.118).

Третье лицо Мохначева А.В. в судебное заседание не явилась, извещена (л.д.111).

Представители третьих лиц Управления имущественных и земельных отношений администрации Усть-Катавского городского округа, ООО «Теплоэнергетика», Управление инфраструктуры и строительства администрации Усть-Катавского городского округа, ОГУП «Областной центр технической инвентаризации по Челябинской области», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Челябинской области в судебное заседание не явились, извещены (л.д.113-117).

Представителем третьего лица Управления имущественных и земельных отношений администрации Усть-Катавского городского округа представлен отзыв на исковое заявление, согласно которому с заявленными требованиями он не согласился, сославшись на то что квартиры в <адрес> являются муниципальными. Согласно техническому паспорту площадь <адрес> составляет 47,61 кв.м., а площадь квартиры №3 сосьтавл\яет57,7 кв.м., ни каких изменений о перепланировке не вносилось. И поскольку разрешительный документы отсутствуют, то перепланировка является самовольной (л.д.57-58)

Учитывая наличие сведений о надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства не явившегося представителя ответчика, третьего лица, представителей третьих лиц, отсутствие ходатайств об отложении судебного разбирательства, суд полагает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что на основании постановления администрации Усть-Катавского городского округа от 31 июля 2020 года №997 Ивановой Л.И. предоставлена квартира, находящаяся по адресу <адрес>, общей площадью 47,61 кв.м. по договору социального найма (л.д.64).

3 августа 2020 года администраций Усть-Катавского городского округа и Ивановой Л.И. заключен договор социального найма №36, согласно которому наймодатель передал в бессрочное владение и пользование Ивановой Л.И. и членам ее семьи двухкомнатную квартиру, находящуюся в муниципальной собственности, общей площадью 47,61 кв.м., расположенную по адресу <адрес> (л.д.65-66).

Согласно техническому паспорту на жилой <адрес>, площадь <адрес> составляет 47, 61 кв.м., а площадь <адрес> составляет 57,70 кв.м. (л.д.59-60).

Как следует из пояснений истцов, они проживают в спорной квартире с 1981 года, в 1999 году, с согласия нанимателя соседней <адрес>, ими с целью улучшения жилищных условий была произведена реконструкция квартиры, а именно к их двухкомнатной квартире присоединена смеженная комната, общей площадью 10,4 кв.м. от <адрес>.

В обоснование своих доводов истцами в материалы дела представлена копия заявления Иванова Г.И. от 27 декабря 1999 года, адресованного директору ГУКХ и инспектору городской жилищно-бытовой комиссии на разрешение перепланировки квартиры за счет жилой площади <адрес>, по добровольному согласию со смежным квартиросъемщиком ФИО7 с последующим оформлением ордеров, или их изменением. На заявлении имеются отметки о согласовании (л.д.6).

Согласно представленному в судебное заседание техническому паспорту на жилое помещение <адрес> по адресу <адрес>, составленному на 27 сентября 2022 года площадь спорной квартиры составляет 51, 9 кв.м. и состоит из трех жилых комнат, коридора, кухни и встроенного шкафа (л.д.89-93).

9 ноября 2020 года Иванова Л.И. обратилась к Главе Усть-Катавского городского округа с заявлением о внесении изменений в договор социального найма жилого помещения №36 от 3 августа 2020 года в части площади квартиры (л.д.12). На что администрация Усть-Катавского городского округа ответила отказом, сославшись на отсутствие разрешительных документов на перепланировку (л.д.13-14).

В силу ст. 25 Жилищного кодекса Российской Федерации перепланировка помещения в многоквартирном доме представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.

В соответствии с ч. 1 ст. 26 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления.

На основании решения суда помещение в многоквартирном доме может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью (ч. 4 ст. 29 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Вместе с тем, согласно п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - это изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

При этом реконструкцию жилого помещения следует отличать от переустройства и перепланировки, определяемых ст. 25 Жилищного кодекса Российской Федерации. В частности, перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидацию темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров (постановление Госстроя России от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда").

Реконструкция объектов капитального строительства осуществляется в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, проведение перепланировки и переустройства жилого помещения регламентируется нормами Жилищного кодекса Российской Федерации.

При этом согласно п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под объектом капитального строительства понимаются здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

Квартира, расположенная в многоквартирном доме, является частью такого многоквартирного дома, который в свою очередь является объектом капитального строительства, следовательно, на квартиру, как часть объекта капитального строительства, также распространяются правовые нормы, которые регулируют правоотношения в части объектов капитального строительства.

Из материалов дела усматривается, что истцами без получения необходимых согласований и разрешений произведены работы по улучшению жилищных условием путем присоединении смежной комнаты от квартиры №3, в результате которых увеличена площадь квартиры №2 за счет площади квартиры №3 с 47, 61 кв.м до 51,9 кв.м.

Согласно ст.51 Градостроительного кодекса РФ, строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство.

Разрешение на строительство выдается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органов местного самоуправления для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения.

Пунктом 26 ч.1 ст.16 Федерального закона РФ от 06 октября 2003г «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа относится к вопросам ведения местного значения муниципального образования.

В материалы дела не представлено доказательств того, что истцы обращались в уполномоченный орган с заявлением о выдаче разрешения на реконструкцию и перепланировку жилого дома по адресу: <адрес>.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", положения ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации распространяются на самовольную реконструкцию недвижимого имущества, в результате которой возник новый объект.

В соответствии с п. 1 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

Таким образом, исходя из положений ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, созданные в результате реконструкции два новых объекта - квартиры N 2 и N 3 в <адрес> являются самовольной постройкой, легализация которой осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством для самовольных построек.

Ввиду отсутствия со стороны истцов надлежащих мер к согласованию указанной перепланировки, выполнения ее без согласия собственника спорного жилого помещения (администрации г.Усть-Катава) у суда отсутствуют основания для сохранения квартиры в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, в связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст.12, 14, 56, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Ивановой Людмилы Ивановны и Иванова Геннадия Ивановича к администрации Усть-Катавского городского округа Челябинской области о возложении обязанности заключить договор социального найма жилого помещения, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в судебную коллегию по граждански делам Челябинского областного суда через Усть-Катавский городской суд со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий подпись Е.А.Баранцева Решение не вступило в законную силу

Полное мотивированное решение изготовлено 12 декабря 2022 года

                                                        Дело № 2- 468/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

5 декабря 2022 года       г. Усть-Катав

Усть-Катавский городской суд Челябинской области в составе

председательствующего          Баранцевой Е.А.,

при секретаре                          Ковлягиной Т.Н.,

с участием истцов Ивановой Л.И., Иванова Г.И.,

рассматривал в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ивановой Людмилы Ивановны и Иванова Геннадия Ивановича к администрации Усть-Катавского городского округа Челябинской области о возложении обязанности заключить договор социального найма жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Иванова Л.И. и Иванов Г.И. обратились в суд с иском к администрации Усть-Катавского городского округа Челябинской области (далее - администрации УКГО), с учетом уточнений просят возложить обязанность заключить договор социального найма жилого помещения на трехкомнатную квартиру, общей площадью 51,9 кв.м., расположенную по адресу <адрес>.

В обосновании заявленного требования указали, что в 1981 году их семье по ордеру была предоставлена муниципальная двухкомнатная квартира, общей площадью 47,61 кв.м., расположенная по адресу <адрес>. В 1999 году наниматель квартиры №3 ФИО7 согласились передать смежную комнату, площадью 10.4 кв.м. В связи, с чем Ивановым Г.И. было написано заявление директору МУП ГУКХ на расширение квартиры за счет жилплощади квартиры №3. Заявление было принято и рассмотрено, составлена схема перепланировки, после чего ордер на квартиру был сдан в бухгалтерию МУП ГУКХ для изменения площади, и им разрешили проводить работу по фактической передаче комнаты. С 1999 года семья проживает в трехкомнатной квартире, замечаний от администрации или МУП ГУКХ по поводу расширения жилплощади не поступало, притязаний и конфликтов со стороны нанимателя соседней квартиры не было. В 2020 году при заключении договора социального найма стало известно, что площадь квартиры составляет 47,61 кв.м.. При обращении в администрацию для внесения изменений в договор социального найма в части площади квартиры, получили отказ, в связи с тем, что в технический паспорт многоквартирного дома изменения не вносились, и нет оснований для внесения изменений в договор найма. Но фактически они на протяжении длительного времени открыто пользуются трехкомнатной квартирой, оплачивают коммунальные услуги за тепло исходя из площади 58,01 кв.м.

Определениями суда от 15 августа 2022 года, от 31 августа 2022 года, 21 сентября 2022 года к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Мохначева А.В., Управление имущественных и земельных отношений администрации Усть-Катавского городского округа, ООО «Теплоэнергетика», ОГУП «Областной центр технической инвентаризации по Челябинской области», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Челябинской области.

Истцы Иванова Л.И. и Иванов Г.И. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивали.

Представитель ответчика администрации УКГО в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (л.д.118).

Третье лицо Мохначева А.В. в судебное заседание не явилась, извещена (л.д.111).

Представители третьих лиц Управления имущественных и земельных отношений администрации Усть-Катавского городского округа, ООО «Теплоэнергетика», Управление инфраструктуры и строительства администрации Усть-Катавского городского округа, ОГУП «Областной центр технической инвентаризации по Челябинской области», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Челябинской области в судебное заседание не явились, извещены (л.д.113-117).

Представителем третьего лица Управления имущественных и земельных отношений администрации Усть-Катавского городского округа представлен отзыв на исковое заявление, согласно которому с заявленными требованиями он не согласился, сославшись на то что квартиры в <адрес> являются муниципальными. Согласно техническому паспорту площадь <адрес> составляет 47,61 кв.м., а площадь квартиры №3 сосьтавл\яет57,7 кв.м., ни каких изменений о перепланировке не вносилось. И поскольку разрешительный документы отсутствуют, то перепланировка является самовольной (л.д.57-58)

Учитывая наличие сведений о надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства не явившегося представителя ответчика, третьего лица, представителей третьих лиц, отсутствие ходатайств об отложении судебного разбирательства, суд полагает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что на основании постановления администрации Усть-Катавского городского округа от 31 июля 2020 года №997 Ивановой Л.И. предоставлена квартира, находящаяся по адресу <адрес>, общей площадью 47,61 кв.м. по договору социального найма (л.д.64).

3 августа 2020 года администраций Усть-Катавского городского округа и Ивановой Л.И. заключен договор социального найма №36, согласно которому наймодатель передал в бессрочное владение и пользование Ивановой Л.И. и членам ее семьи двухкомнатную квартиру, находящуюся в муниципальной собственности, общей площадью 47,61 кв.м., расположенную по адресу <адрес> (л.д.65-66).

Согласно техническому паспорту на жилой <адрес>, площадь <адрес> составляет 47, 61 кв.м., а площадь <адрес> составляет 57,70 кв.м. (л.д.59-60).

Как следует из пояснений истцов, они проживают в спорной квартире с 1981 года, в 1999 году, с согласия нанимателя соседней <адрес>, ими с целью улучшения жилищных условий была произведена реконструкция квартиры, а именно к их двухкомнатной квартире присоединена смеженная комната, общей площадью 10,4 кв.м. от <адрес>.

В обоснование своих доводов истцами в материалы дела представлена копия заявления Иванова Г.И. от 27 декабря 1999 года, адресованного директору ГУКХ и инспектору городской жилищно-бытовой комиссии на разрешение перепланировки квартиры за счет жилой площади <адрес>, по добровольному согласию со смежным квартиросъемщиком ФИО7 с последующим оформлением ордеров, или их изменением. На заявлении имеются отметки о согласовании (л.д.6).

Согласно представленному в судебное заседание техническому паспорту на жилое помещение <адрес> по адресу <адрес>, составленному на 27 сентября 2022 года площадь спорной квартиры составляет 51, 9 кв.м. и состоит из трех жилых комнат, коридора, кухни и встроенного шкафа (л.д.89-93).

9 ноября 2020 года Иванова Л.И. обратилась к Главе Усть-Катавского городского округа с заявлением о внесении изменений в договор социального найма жилого помещения №36 от 3 августа 2020 года в части площади квартиры (л.д.12). На что администрация Усть-Катавского городского округа ответила отказом, сославшись на отсутствие разрешительных документов на перепланировку (л.д.13-14).

В силу ст. 25 Жилищного кодекса Российской Федерации перепланировка помещения в многоквартирном доме представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.

В соответствии с ч. 1 ст. 26 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления.

На основании решения суда помещение в многоквартирном доме может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью (ч. 4 ст. 29 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Вместе с тем, согласно п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - это изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

При этом реконструкцию жилого помещения следует отличать от переустройства и перепланировки, определяемых ст. 25 Жилищного кодекса Российской Федерации. В частности, перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидацию темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров (постановление Госстроя России от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда").

Реконструкция объектов капитального строительства осуществляется в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, проведение перепланировки и переустройства жилого помещения регламентируется нормами Жилищного кодекса Российской Федерации.

При этом согласно п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под объектом капитального строительства понимаются здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

Квартира, расположенная в многоквартирном доме, является частью такого многоквартирного дома, который в свою очередь является объектом капитального строительства, следовательно, на квартиру, как часть объекта капитального строительства, также распространяются правовые нормы, которые регулируют правоотношения в части объектов капитального строительства.

Из материалов дела усматривается, что истцами без получения необходимых согласований и разрешений произведены работы по улучшению жилищных условием путем присоединении смежной комнаты от квартиры №3, в результате которых увеличена площадь квартиры №2 за счет площади квартиры №3 с 47, 61 кв.м до 51,9 кв.м.

Согласно ст.51 Градостроительного кодекса РФ, строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство.

Разрешение на строительство выдается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органов местного самоуправления для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения.

Пунктом 26 ч.1 ст.16 Федерального закона РФ от 06 октября 2003г «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа относится к вопросам ведения местного значения муниципального образования.

В материалы дела не представлено доказательств того, что истцы обращались в уполномоченный орган с заявлением о выдаче разрешения на реконструкцию и перепланировку жилого дома по адресу: <адрес>.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", положения ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации распространяются на самовольную реконструкцию недвижимого имущества, в результате которой возник новый объект.

В соответствии с п. 1 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

Таким образом, исходя из положений ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, созданные в результате реконструкции два новых объекта - квартиры N 2 и N 3 в <адрес> являются самовольной постройкой, легализация которой осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством для самовольных построек.

Ввиду отсутствия со стороны истцов надлежащих мер к согласованию указанной перепланировки, выполнения ее без согласия собственника спорного жилого помещения (администрации г.Усть-Катава) у суда отсутствуют основания для сохранения квартиры в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, в связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст.12, 14, 56, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Ивановой Людмилы Ивановны и Иванова Геннадия Ивановича к администрации Усть-Катавского городского округа Челябинской области о возложении обязанности заключить договор социального найма жилого помещения, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в судебную коллегию по граждански делам Челябинского областного суда через Усть-Катавский городской суд со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий подпись Е.А.Баранцева Решение не вступило в законную силу

Полное мотивированное решение изготовлено 12 декабря 2022 года

2-468/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Иванов Геннадий Иванович
Иванова Людмила ивановна
Ответчики
Администрация Усть-Катавского городского округа Челябинской области
Другие
ОГУП Областной центр технической инвентаризации по Челябинской области
Мохначева Анна Викторовна
Управление имущественных и земельных отношений администрации Усть-Катавского городского округа
ООО "Теплоэнергетика"
Управление Росреестра
Управление инфраструктуры и строительства администрации УКГО
Суд
Усть-Катавский городской суд Челябинской области
Судья
Баранцева Елена Александровна
Дело на странице суда
ukatav.chel.sudrf.ru
27.07.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.07.2022Передача материалов судье
02.08.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.08.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.08.2022Подготовка дела (собеседование)
31.08.2022Подготовка дела (собеседование)
31.08.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.09.2022Судебное заседание
08.11.2022Судебное заседание
17.11.2022Судебное заседание
05.12.2022Судебное заседание
12.12.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.12.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее