УИД 11RS0001-01-2020-016198-32 2а-1041/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 мая 2022 года
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Дульцевой Ю.А.,
при секретаре Самсонове А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании посредством видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению Коморникова Вадима Сергеевича к МВД России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, ОМВД России по г.Ухта, УМВД России по г.Сыктывкару, ФСИН России, МВД России, ФКУ Управление по конвоированию УФСИН России по Республике Коми, ФКУ Управление по конвоированию УФСИН России по Кировской области, УФСИН России по Кировской области, ФКУ Управление по конвоированию УФСИН России по Ярославской области, УФСИН России по Ярославской области, УФСИН России по Пермскому краю, ФКУ Управление по конвоированию УФСИН России по Пермскому краю об оспаривании условий перевозки, взыскании компенсации за нарушение условий содержания при осуществлении перевозки,
у с т а н о в и л :
Коморников В.С. обратился в суд с административным исковым заявлением к МВД России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми об оспаривании условий перевозки при этапировании из ИВС УМВД России по г.Ухта в ФКУ СИЗО-2 г.Сосногорск и обратно, из ФКУ СИЗО-2 до станции Сыктывкар, из ФКУ СИЗО-1 до Сыктывкарского городского суда, в Верховный Суд Республики Коми и обратно в спецавтомобиле, из ФКУ СИЗО-1 в Ухтинский городской суд и обратно, из СИЗО-2 г.Сосногорск в СИЗО-3 г.Воркута и обратно, из СИЗО-3 в филиал Больница №2 ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН России при ФКУ ИК-9 УФСИН России по Пермскому краю, которые имели место в период времени с 30.10.2017 по 11.09.2020, взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания при этапировании в размере 900 000 руб.
В обоснование иска указал на осуществление его перевозки в спецавтомобилях и железнодорожным транспортом в условиях стесненности, недостаточного освещения, отсутствия нагревательных приборов и ремней безопасности, на деревянных сиденьях, отсутствия стола при приеме пищи в спецвагонах, ограничения в горячей воде, возможности посещения туалета, невыдаче постельных принадлежностей и непредоставлении возможности ночного отдыха.
Судом к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены ФСИН России, ФКУ Управление по конвоированию УФСИН России по Республике Коми, ОМВД России по г. Ухта, МВД России, УМВД России по г.Сыктывкару, УФСИН России по Пермскому краю, ФКУ Управление по конвоированию УФСИН России по Пермскому краю ФКУ Управление по конвоированию УФСИН России по Кировской области, УФСИН России по Кировской области, ФКУ Управление по конвоированию УФСИН России по Ярославской области, УФСИН России по Ярославской области.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ИВС ОМВД России по г.Ухта, отдельная рота охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых УМВД России по г.Сыктывкару.
Административный истец в судебном заседании посредством видеоконференц- связи на удовлетворении заявленных требований настаивал по изложенным в административном иске основаниям.
Представитель ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФКУ Управление конвоирования УФСИН России по Республике Коми по доверенности требования не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве, приобщенном к материалам дела.
Остальные стороны, непосредственного участия в рассмотрении дела не приняли, извещены надлежаще, против удовлетворения требований административного истца возражали по основаниям, изложенным в письменных отзывах, приобщенных к материалам дела.
Заслушав явившихся лиц, оценив доводы, изложенные в административном исковом заявлении и письменных возражениях, исследовав материалы административного дела в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ч.1 ст.227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Исходя из требований положений п.1 ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, для удовлетворения административного иска необходимо установить несоответствие решения, действия (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (ч. 3).
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (ч. 5).
В соответствии со ст. 12.1 УИК РФ, лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (ч. 1). Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (ч. 2).
Согласно ст.4 Федерального закона от 27.12.2019 №494-ФЗ, финансовое обеспечение выплаты компенсации за нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели.
Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
Частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации допускается возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина как средство защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Как следует из материалов дела, административный истец 30.10.2017 был доставлен спецавтомобилем из ИВС ОМВД России по г.Ухте в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми (г.Сосногорск), откуда этапировался в ИВС ОМВД России по г.Ухте и обратно 22.11.2017, 01.12.2017, 22.12.2017, 26.01.2018, 19.02.2018, 02.03.2018, 27.09.2018, 11.10.2018, 26.02.2019, 01.03.2019, 18.03.2019, 29.04.2019, 15.05.2019, 16.05.2019, 28.05.2019, 06.06.2019, 17.06.2019, 18.06.2019, 09.07.2019, 22.07.2019, 02.10.2019, 10.10.2019, 17.10.2019, 18.10.2019, 24.10.2019, 25.10.2019, 28.10.2019, а также 12.02.2019, 11.04.2019 в Ухтинский городской суд и обратным маршрутом, 19.09.2019 из ФКЛПУБ-18 УФСИН России по Республике Коми в ИВС ОМВД России по г.Ухте и обратно в специальном автомобиле марки «АЗ».
УМВД России по г.Сыктывкару конвоировался спецавтомобилями ... из ФКУ СИЗО-1 в Сыктывкарский городской суд и обратно 11.05.2018, 11.07.2018, 11.09.2018; из ФКУ СИЗО-1 в Верховный Суд Республики Коми и обратно 22.10.2018, 11.12.2018.
23.03.2018 административный истец этапировался из ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по РК в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по РК. От ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми до железнодорожной станции Ухта конвоирование административного истца осуществлялось плановым караулом, назначенным ФКУ УК УФСИН России по РК, в специальном автомобиле марки «ГАЗ 33106», где административный истец размещался в малой камере №2, следовал один. От железнодорожной станции Ухта до железнодорожной станции Сыктывкар следование по маршруту осуществлялось в специальном вагоне, где административный истец размещался в большой камере №4, совместно с 3 осужденными. От железнодорожной станции Сыктывкар до ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по РК конвоирование административного истца осуществлялось встречным караулом, назначенным ФКУ УК УФСИН России по РК в специальном автомобиле марки ... где истец размещался в большой камере №3, совместно с 2 осужденными.
25.09.2018 административный истец следовал обратным маршрутом из ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по РК в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми. От ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми до железнодорожной станции Сыктывкар конвоирование административного истца осуществлялось встречным караулом, назначенным ФКУ УК УФСИН России по РК, в специальном автомобиле марки «ГАЗ 33106», где административный истец размещался в большой камере №3, совместно с 4 осужденными. От железнодорожной станции Сыктывкар до железнодорожной станции Ухта конвоирование административного истца осуществлялось плановым караулом, назначенным ФКУ УК УФСИН России по РК, в специальном вагоне, где административный истец размещался в малой камере №7, где размещался один.
26.09.2018 от железнодорожной станции Ухта до ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми конвоирование административного истца осуществлялось встречным караулом, назначенным ФКУ УК УФСИН России по РК, в специальном автомобиле марки «...», где административный истец размещался в большой камере №4, совместно с 1 осужденным.
ОМВД России по г. Ухте перевозка спецконтингента осуществляется служебными спецавтомобилями ... с лимитом мест для перевозки 7 человек и ... с лимитом мест 19 человек. Данные автомобиля соответствуют предъявляемым нормам межгосударственного стандарта ГОСТ-33546-2015 «Автомобильные транспортные средства оперативно-служебные для перевозки лиц, находящихся по стражей», а также положению Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых, обвиняемых, утвержденного приказом МВД РФ от 07.03.2006 № 140дсп. Этапирование производится с соблюдением требований внутренней изоляции.
Автомобиль ... оборудован вентиляцией естественной через открытое окно и аварийно- вентиляционный люк, вентиляционные клапаны на крыше одиночной камеры; принудительной вентиляцией в виде приточного вентилятора в помещении конвоя и по одному вытяжному вентилятору в общих камерах. В общих камерах установлены три светильника ПР-37, в одиночном боксе один светильник ПТ-37.
В а/м ... вентиляция осуществляется естественным путем через открытое окно и аварийно- вентиляционный люк в помещении конвоя, вентиляционные клапаны на крыше в одиночных камерах; принудительной вентиляцией в виде приточного вентилятора в помещении конвоя и по одному вытяжному вентилятору в общих камерах. В общей камере установлены два светильника ПР-37, в одиночном боксе один светильник ПТ-37. В указанных модификациях автомобилей предусмотрен отопитель воздушный «Планар».
На период этапирования административного истца превышение лимитов наполняемости автотранспортных средств допущено не было. Материалы дела не содержат каких-либо жалоб административного истца на условия перевозки.
Спецавтомобили оборудованы в соответствии с Наставлением по оборудованию инженерно-техническим средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы, утвержденным приказом Минюста России от 04.-09.2006 № 279, изготовлены на предприятии, имеющем соответствующую лицензию и одобрение типа ТС, в соответствии с которыми транспортные средства соответствуют установленным в Российской Федерации требованиям к механическим транспортным средствам. К данным автомобилям предъявляются специальные технические требования – Правила стандартизации ПР 78.01.0024-2010 «Автомобили оперативно-служебные для перевозки подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Конструктивные особенности автомобилей предполагают наличие общих и одиночных камер с установленными нормами площади, вентиляцию. Стандартом 2010 предусмотрено оборудование спецавтомобиля помещением для конвоя, помещением для спецконтингента, туалетной кабиной. Перевозка осуществляется только в сидячем положении. Сиденья спецконтингента должны быть станционными, жесткой конструкции, на металлическом каркасе из стальных профилей. На одно посадочное место выделяется 450мм. пространства.
13.10.2018 административный истец транспортировался из ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по РК в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по РК. От ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми до железнодорожной станции Ухта конвоирование административного истца осуществлялось плановым караулом, назначенным ФКУ УК УФСИН России по РК, в специальном автомобиле марки «ГАЗ 33106», где административный истец размещался в большой камере №4, совместно с 4 осужденными.
От железнодорожной станции Ухта до железнодорожной станции Сыктывкар следование по маршруту осуществлялось в специальном вагоне, где административный истец размещался в большой камере №2, на всем протяжении пути следования загрузка камеры не превышала 3 человек.
От железнодорожной станции Сыктывкар до ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по РК конвоирование административного истца осуществлялось встречным караулом, назначенным ФКУ УК УФСИН России по РК в специальном автомобиле марки «...», где истец размещался в большой камере №4, совместно с 2 осужденными.
11.02.2019 административный истец этапировался из ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по РК в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по РК. Перевозка производилась в дневное время в специальном автомобиле марки «ГАЗ 33106», где административный истец размещался в большой камере №4, в которой следовал один.
12.08.2019 административный истец этапировался из ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по РК в ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по РК ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по РК. Перевозка производилась в дневное время в специальном автомобиле марки «ГАЗ С41R 13», где административный истец размещался в большой камере №5, совместно с 4 осужденными.
Обратным маршрутом из ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по РК в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми административный истец транспортировался 22.09.2019. Конвоирование осуществлялось караулом, назначенным ФКУ УК УФСИН России по РК в специальном автомобиле марки «ГАЗ 33106», где административный истец размещался в малой камере №2, в которой следовал один.
02.11.2019-03.11.2019 при следовании из ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми в ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Республике Коми до железнодорожной станции Ухта конвоирование административного истца осуществлялось встречным караулом, назначенным ФКУ УК УФСИН России по РК, в специальном автомобиле марки «ГАЗ 33106», где административный истец размещался в большой камере №4, совместно с 1 осужденным. От железнодорожной станции Ухта до железнодорожной станции Воркута следование по железнодорожному маршруту «Сыктывкар-Воркута» осуществлялось в специальном вагоне, где административный истец размещался в большой камере №1, загрузка камеры на пути следования составляла 8 человек. Перевозка производилась в ночное время.
14.11.2019 -15.11.2019 при следовании обратным маршрутом в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми конвоирование административного истца по железнодорожному маршруту «Воркута-Киров», осуществлялось встречным караулом, назначенным ФКУ УК УФСИН России по Кировской области, заявитель размещался в большой камере №4 специального вагона ЦМВ 61-824, совместно с 6 осужденными. Перевозка производилась в ночное время ( отправление от станции Воркута 17:45, прибытие на станцию Ухта 10:20).
19.01.2020- 20.01.2020 истец вновь следовал из ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми в ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Республике Коми в ночное время по железнодорожному маршруту «Киров-Воркута», его конвоирование осуществлялось караулом, назначенным ФКУ УК УФСИН России по Кировской области, заявитель размещался в большой камере №3 специального вагона ЦМВ 61-4500, совместно с 2 осужденными до станции Печора, далее загрузка камеры не превышала 4 человек.
С 25.02.2020 по 27.02.2020 административный истец конвоировался встречным караулом назначенным ФКУ УК УФСИН России по Кировской области, от обменного пункта ст.Воркута до обменного пункта ст.Киров по железнодорожному маршруту «Воркута-Киров», размещался в большой камере №5 специального вагона ЦМВ 61-4500, совместно с 6 осужденными до станции Котлас, далее загрузка камеры с учетом перемещения конвоируемых, составляла 8 человек, от станции Пинюг до конечного пункта – 6 человек.
01.03.2020 административный истец конвоировался плановым караулом, назначенным ФКУ УК УФСИН России по Кировской области, по железнодорожному маршруту « Киров- Москва-Екатеринбург-Киров» от обменного пункта ст.Киров до обменного пункта ст.Ферма, со сдачей встречному караулу ФКУ УК УФСИН России Пермскому краю. Следовал в специальном вагоне ЦМВ 61-4500, где размещался в большой камере №1 совместно с 9 осужденными. В ночное время перевозка не осуществлялась ( следование по этапу с 06.16 до 16.35, время в пути 11часов 12 минут).
От ст.Ферма конвоирование административного истца до ТПП ФКУ ИК-29 ГУФСИН России Пермскому краю осуществлялось встречным караулом, назначенным ФКУ УК УФСИН России Пермскому краю, в специальном автомобиле типа «АЗ» марки КАМАЗ, где административный истец размещался в большой камере №4, совместно с 5 осужденными.
08.03.2020 административный истец был принят под охрану плановым караулом ФКУ УК УФСИН России Пермскому краю и от железнодорожной станции Пермь-2 (КДП) по железнодорожному маршруту «Пермь-Екатеринбург», его перевозка до ст.Соликамск осуществлялась в специальном вагоне типа «СТ», где административный истец размещался в большой камере №5 совместно с 1 осужденным.
10.03.2020 от железнодорожной станции Соликамск до ФКУ ИК-9 ГУФСИН России Пермскому краю конвоирование административного истца осуществлялось встречным караулом, назначенным ФКУ УК УФСИН России по Пермскому краю в специальном автомобиле марки «АЗ», где истец размещался в большой камере №4, совместно с 7 осужденными. Время в пути составляло 20 минут.
14.04.2020, следуя из ФКУ ИК-9 ГУФСИН России Пермскому краю, при перевозке до ст.Соликамск истец размещался в специальном автомобиле типа «АЗ», где размещался в большой камере №4, совместно с 6 осужденными. Конвоирование осуществлялось встречным караулом, назначенным ФКУ УК УФСИН России Пермскому краю.
Далее, следуя до ст.Пермь-2 по железнодорожному маршруту «Пермь-Екатеринбург-Соликамск» под охраной планового караула, назначенного ФКУ УК УФСИН России Пермскому краю, заявитель размещался в большой камере №2 специального вагона типа «СТ». Время в пути составило 36 часов 25 минут. ( отправление - 14:32 (МСК), прибытие – 02:57 ( МСК). В дневное время перевозка административного истца осуществлялась совместно с 6 осужденными, затем, согласно сведениям путевого журнала и таблицы рассадки, осужденные Сырцев Д.А., Попов О.А. переведены для ночного отдыха в камеру №5 того же вагона.
16.04.2020 от ст.Пермь-2 конвоирование административного истца до ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Пермскому краю осуществлялось встречным караулом, назначенным ФКУ УК УФСИН России по Пермскому краю, в специальном автомобиле типа «АЗ», где административный истец размещался в большой камере №4, совместно с 10 осужденными.
18.04.2020 конвоирование административного истца обратным маршрутом от ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Пермскому краю до ст.Пермь-2 также осуществлялось встречным караулом, назначенным ФКУ УК УФСИН России по Пермскому краю в специальном автомобиле типа «АЗ», где административный истец размещался в большой камере №4, совместно с 10 осужденными. На ст.Пермь-2 Коморников В.С. передан под охрану плановому караулу, назначенному от ФКУ УК УФСИН России по Ярославской области.
18.04.2020-19.04.2020 в период следования до ст.Киров по железнодорожному маршруту «Ярославль-Пермь », истец размещался в большой камере ( №2) специального вагона, совместно с 9 осужденными. Как указано самим административным истцом в заявлении, после размещения по камерам 2 осужденных перевели из его камеры в другую, после чего общее количество содержащихся совместно лиц составило 8 человек (п.35.2 иска).
10.05.2020 конвоирование административного истца по железнодорожному маршруту «Киров-Воркута», осуществлялось караулом, назначенным ФКУ УК УФСИН России по Кировской области, заявитель размещался в большой камере №4 специального вагона ЦМВ 61-4500, совместно с 5 осужденными.
11.05.2020 от железнодорожной станции Ухта до ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми административный истец этапировался в специальном автомобиле марки «...», где он размещался в большой камере №4, совместно с 3 осужденными.
15.05.2020 при следовании спецавтомобилем марки ... из ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми конвоирование административного истца осуществлялось караулом, назначенным ФКУ УК УФСИН России по РК, до железнодорожной станции Ухта, заявитель размещался в большой камере №3 совместно с 2 осужденными.
С 15.05.2020 по 16.05.2020 от железнодорожной станции Ухта до железнодорожной станции Воркута следование по железнодорожному маршруту осуществлялось в специальном вагоне, где административный истец размещался в большой камере №2, загрузка камеры на всем пути следования составляла 4 человека. Перевозка производилась в ночное время.
С 22.05.2020 по 24.05.2020 от железнодорожной станции Воркута до железнодорожной станции Сыктывкар истец конвоировался плановым караулом, назначенным ФКУ УК УФСИН России по РК, в малой камере №8 специального вагона, на всем пути следования загрузка которой не превышала 2 человек.
24.05.2020 от железнодорожной станции Сыктывкар до ФКУ ИК-1 УФСИН России по РК конвоирование административного истца осуществлялось встречным караулом, назначенным ФКУ УК УФСИН России по РК в специальном автомобиле марки « ...», где истец размещался в большой камере №3, совместно с 6 осужденными.
26.08.2020 от ФКУ ИК-1 УФСИН России по РК до железнодорожной станции Сыктывкар заявитель вновь следовал в специальном автомобиле марки « ...», размещался в большой камере №3, загрузка камеры в пути следования составляла 7 человек.
26.08.2020-27.08.2020 от железнодорожной станции Сыктывкар до железнодорожной станции Ухта по железнодорожному маршруту «Сыктывкар-Воркута», конвоирование административного истца осуществлялось плановым караулом, назначенным ФКУ УК УФСИН России по РК, в специальном вагоне, где административный истец размещался в большой камере №2, где размещался совместно еще с 6 осужденными.
27.08.2020 от железнодорожной станции Ухта до ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по РК конвоирование административного истца осуществлялось встречным караулом в специальном автомобиле марки «ГАЗ 33106», где административный истец размещался в большой камере №5, совместно с 4 осужденными.
Обратным маршрутом из ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по РК в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми административный истец транспортировался 11.09.2020, следуя до железнодорожной станции Ухта в специальном автомобиле марки «ГАЗ 33106», где размещался в большой камере №5, на всем пути загрузка камеры не превышала 2 человек.
От железнодорожной станции Ухта до железнодорожной станции Сыктывкар перевозка осуществлялось в специальном вагоне, где административный истец размещался в большой камере №4, загрузка камеры на всем пути следования составляла 4 человека.
От железнодорожной станции Сыктывкар до ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми истец этапировался в специальном автомобиле марки «КАМАЗ 4308», где он размещался в большой камере №3, совместно с 6 осужденными.
Рассматривая требования административного истца, суд принимает во внимание следующее.
Использованные административным ответчиком для перевозки Коморникова В.С. спецавтомобили соответствуют действующему законодательству. В период перевозки заявителя находились в технически исправном состоянии, что подтверждается ежедневными предрейсовыми техническими осмотрами. Перемещение в них осужденных и лиц, содержащихся под стражей при соблюдении установленных правил, разработанных и утвержденных в установленном порядке не может свидетельствовать о применении пыток, жестокого и унижающего достоинство обращения.
Действительно, в постановлении Европейского Суда по правам человека от 09.04.2019 по делу "Томов и другие против России", на которые ссылается административный истец в своем иске, признаны нарушенными условия конвоирования в суд и из суда в спецавтомобилях, в том числе с учетом высоты автомобиля и его внутреннего пространства. Вместе с тем, в рассматриваемых случаях были установлены факты переполненности автозаков, что не обеспечивало всех перевозимых местами для сидения, и иные нарушения условий перевозки.
В данном случае, таких обстоятельств не установлено, время перевозки истца в спецавтомобилях составляло отрезки около получаса, сами по себе неудобства, которые Коморников В.С., как лицо, заключенное под стражу, претерпел в связи с конвоированием на оперативно-служебных автомобилях, связано с привлечением его к уголовной ответственности.
Как следует из материалов дела, лимит перевозимых лиц при перевозке административного истца в спецавтомобилях в заявленные периоды не превышал установленной нормы. Все использованные спецавтомобили изготовлены и сертифицированы в соответствии с требованиями Технического регламента таможенного союза TP ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877, согласно требованиями ОСТ 78.01.002-99 «Автомобили оперативно-служебные для перевозки осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления» и Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы, утвержденного приказом Минюста России от 04.09.2006 №279.
Конструкция специальных автомобилей не предусматривает наличие окон, поручней, ремней безопасности, а также мягких полок для сидения в камерах спецавтомобилей. При этом камеры специальных автомобилей оборудованы системой принудительной вентиляции и кондиционирования. Кроме того, приток свежего воздуха поступает через окна входной двери кузова автомобиля и аварийно-вентиляционного люка в крыше помещения караула.
Используемые административным ответчиком спецавтомобили, в день перевозок в них административного истца были технически исправны, все системы их жизнеобеспечения: освещение, вентиляция, отопление были в исправном состоянии, что подтверждается отметками начальников караулов в приеме спецавтомобилей в постовых ведомостях.
Скорость движения спецавтомобилей, в которых размещался административный истец, не превышала 60 км/ч, а на опасных участках дороги, скорость снижалась в соответствие с требованиями знаков дорожного движения, что обеспечивало комфортабельную и безопасную перевозку не только конвоируемых лиц, но и личного состава караула.
В соответствии с ч.ч. 1 и 6 ст.76 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, осужденные к лишению свободы, направляются к месту отбывания наказания и перемещаются из одного места отбывания наказания в другое под конвоем. Порядок перемещения осужденных определяется нормативными правовыми актами, принимаемыми в соответствии с данным Кодексом.
Статьей 12 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» закреплено, что порядок конвоирования лиц, заключенных под стражу, устанавливается законодательством Российской Федерации и совместными нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Такими федеральными органами, в соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N1313 и Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011г. N248, являются Министерство юстиции Российской Федерации и Министерство внутренних дел Российской Федерации, которые своим приказом от 24 мая 2006г. N 199дсп/369дсп утвердили Инструкцию.
Инструкция определяет порядок организации конвоирования осужденных и лиц, содержащихся под стражей, по установленным маршрутам конвоирования, конвоирования граждан Российской Федерации и лиц без гражданства на территорию Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства в случаях их экстрадиции, а также порядок действий караулов и должностных лиц при происшествиях (пункт 1).
Частью 3 ст.76 Уголовно-исполнительного кодекса РФ установлено, что при перемещении осужденных им обеспечиваются необходимые материально-бытовые и санитарно-гигиенические условия.
Для перевозки осужденных из лиц, содержащихся под стражей,
по железнодорожным маршрутам используются вагоны, которые представляют собой модификацию стандартного пассажирского вагона. Согласно приказу Минюста России и МВД России от 09.02.20 18 № 26дсп/85дсп «О внесении изменений в приказ Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства внутренних дел РФ от 24.05.2006 199дсп/369дсп «Об утверждении Инструкции по служебной деятельности специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию» норму размещения конвоируемых лиц в больших камерах специальных вагонов определены 10 человек в большие камеры и до 4 человек в малые.
Конструкция специальных вагонов, в которых конвоировался административный истец внутреннее оборудование и оснащение помещений, а также системы жизнеобеспечения вагонов соответствуют требованиям, установленным Санитарными правилами по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте СП 2.5.1198-03, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.03.2003 № 12.
Системы жизнеобеспечения специального вагона, в котором следовал административный истец, а именно вентиляция, освещение и водоснабжение были в исправном состоянии, что подтверждается отметками начальников караулов и записями проверяющих должностных лиц в путевых ведомостях караулов. Перед каждой отправкой проводится полная проверка работоспособности систем спецвагона, его материально-техническое и медицинское обеспечение, о чем также проставлены отметки в путевых ведомостях, подтверждающие исправное техническое состояние данного объекта.
Большая камера специального вагона (размеры: ширина - 163 см, длина - 214 см, высота - 287 см) оборудована 6 полками, рассчитанными на 4 места для лежания и 8 мест для сидения по 4 человека на каждую из 2 нижних полок, которые можно использовать как спальные места. Габариты свободного пространства в больших камерах спецвагонов для размещения личных вещей конвоируемых составляют под нижними полками с левой и правой сторон, длина - 214 см, высота - 40 см, ширина - 60 см, объем - 0,51 куб. м., что позволяет использовать пространство для размещения личных вещей. Доводы о нехватке свободного пространства, обусловленной загромождением камеры спецвагона сумками с личными вещами конвоируемых, не могут быть приняты во внимание, как лишенные безусловных правовых аргументов.
Нормами действующих нормативных правовых актов и конструктивной особенностью специального вагона не предусмотрено предоставление конвоируемым лицам индивидуальных спальных мест, а также выдача им постельного белья и матрацев в специальных вагонах, не предусмотрено оборудование скамеек мягким покрытием, поручнями для рук, ограничительными поручнями вдоль спальных мест, накладными лестницами и столами для приема пищи в камерах конвоируемых лиц.
Наряду с этим, соотношение количества конвоируемых лиц и технических возможностей спецвагона для оборудования мест для сна в положении лежа при осуществлении перевозки в ночное время, позволяет сделать вывод, что такой возможности административный истец при этапировании в ночное время в периоды: 02.11.2019-03.11.2019, 14.11.2019-15.11.2019, 25.02.2020-27.02.2020, 18.04.2020-19.04.2020 26.08.2020-27.08.2020, предположительно был лишен, т.к. количество лиц, находящихся в одной камере, превышало 6 человек, что, принимая во внимание возможность трансформации 8 мест для сидения в 2 дополнительных места для сна и наличие 4 таких мест штатно, недостаточно для ночного отдыха каждого из этапируемых. Предполагаемое осуществление именно истцом ночного отдыха в положении сидя дает основание для признания нарушенными его прав в указанной части.
Оборудование туалета специальных вагонов полностью соответствует оборудованию туалета пассажирского вагона, состоящего из унитаза, умывальника с раковиной, которые позволяют отправлять конвоируемым лицам естественные надобности и совершать гигиенические процедуры.
Согласно п.229 Инструкции вывод конвоируемых лиц в туалет в пути следования осуществляется по первому требованию, в порядке очередности. Фиксирование времени и количества выводов конвоируемых лиц в туалет Инструкцией не предусмотрен.
Ведение листа вывода конвоируемых лиц в туалет ФКУ УК УФСИН России по Кировской области, ФКУ УК УФСИН России по Ярославской области, Инструкции не противоречит. Согласно указанных листов вывода, при следовании от ст.Воркута до ст.Киров заявитель выводился в туалет 7 раз, при следовании от ст.Киров до ст.Екатеринбург – 2 раза. Таким образом, отправление естественных надобностей производилось Коморниковым В.С. в пути следования неоднократно, что подтверждает отсутствие каких- либо препятствий, чинимых со стороны должностных лиц конвоя.
Согласно правовым позициям, выраженным в постановлениях Европейского Суда по правам человека, пытка - умышленное, как правило, на протяжении непродолжительного периода причинение человеку физических, психических, моральных страданий с целью заставить человека совершить те или иные действия или, наоборот, воздержаться от совершения действий. Бесчеловечное обращение или наказание - умышленное причинение лицу физических, психических, моральных страданий без какой-либо цели.
Вывод в туалет не осуществлялся в период подготовки и проведения обмена спецконтингентом, проведения обыскных мероприятий, смены часовых, приема пищи личным составом караула, а также в период стоянки поезда при отсутствии в вагоне биотуалета ( в 2018 году). Однако, это также не свидетельствует о применении пыток либо жестокого и унижающего достоинство обращения, поскольку вызвано причинами объективного характера, не зависящими от усмотрения должностных лиц караула.
Срок хранения архива видеозаписей, сделанных с помощью носимых видеорегистраторов и других средств видеонаблюдения, на основании указания ФСИН России от 21.12.2012 N 5-1, составляет 30 суток. Кроме того, видеорегистрация в пути следования производится с иными целями, нежели фиксирование вывода этапируемых в туалет и других обстоятельств того же рода.
Перед отправкой специального вагона в рейс, начальником караула проверяется заправка воды, работоспособность системы вентиляции, освещения, что подтверждается пометками в путевых ведомостях о принятии специального вагона.
Кроме того, перед каждой отправкой проводится полная проверка работоспособности систем спецвагона в целом, его материально-техническое и медицинское обеспечение, о чем также имеются отметки в путевых ведомостях.
Как свидетельствуют проставленные отметки, горячая вода для гидратации индивидуальных рационов питания конвоируемым лицам выдавалась в пути следования в соответствии с требованиями Инструкции, согласно утвержденного графика, а питьевая вода в соответствии с требованиями пункта 175 Инструкции по потребности.
В остальной части нарушение действиями административных ответчиков конкретных требований правовых норм и прав административного истца в период его перевозки и содержания не имело места, в заявленные истцом периоды условия его конвоирования соответствовали требованиям Уголовно-исполнительного кодекса РФ, Инструкции по служебной деятельности специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию, утвержденной согласно приказу Минюста России и МВД России от 09.02.20 18 № 26дсп/85дсп «О внесении изменений в приказ Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства внутренних дел РФ от 24.05.2006 199дсп/369дсп.
Жалоб на состояние здоровья, претензий на условия конвоирования от заявителя а также этапируемых совместно с ним лиц по каким- либо вопросам к личному составу караулов и лицам, проверяющим службу караулов, в периоды конвоирования не поступало, фактов обращения за медицинской помощью к должностным лицам караулов по конвоированию не зафиксировано.
Постановлением Главного государственного санитарного врача ФСИН России №830 от 11.06.2020 введены дополнительные санитарно- противоэпидемические меры, направленные на недопущение возникновения и распространения новой коронавирусной инфекции при этапировании подозреваемых, обвиняемых и осужденных.
Никаких сведений о нарушении требований указанного выше Постановления №830 от 11.06.2020 при этапировании административного истца, не имеется. В указанный период дезинфекционные мероприятия по обработке спецвагонов проведены, о чем свидетельствуют листы учета и контроля по санитарной обработке помещений. Согласно отметкам проверяющих лиц в постовых ведомостях, по итогам разбора службы караула замечаний нет.
Конституция Российской Федерации презюмирует добросовестное выполнение органами государственной власти возлагаемых на них Конституцией и федеральными законами обязанностей и прямо закрепляет их самостоятельность в осуществлении своих функций и полномочий (статья 10).
В силу ч.3 ст.62 КАС РФ именно суд, а не сторона по делу, определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Принимая во внимание косвенную заинтересованность в благополучном исходе дела этапированных совместно с истцом осужденных, обладающих субъективным правом инициировать аналогичный спор в суде с целью получения денежных средств из бюджета, ссылки Коморникова В.С. на наличие подобных доказательств суд воспринимает критически. Кроме того, по данным журнала учета Мазурин М.С., Кудряшов А.Ю. совместно с истцом в одной камере при этапировании ФКУ УК УФСИН России Пермскому краю не следовали.
Остальные неудобства, которые, по мнению заявителя, причинили ему страдания в связи с его перевозкой и содержанием не превышали тот неизбежный уровень страданий, который связан с отбыванием наказания в виде лишения свободы, однако, пребывание в таких условиях изначально обусловлено его собственными действиями.
Суд при этом полагает необходимым отметить, что федеральный законодатель наделен полномочием предусматривать меры государственного принуждения в отношении совершивших преступления лиц, осужденных и подвергаемых по приговору суда наказанию, существо которого, как следует из части 1 статьи 43 Уголовного кодекса Российской Федерации, состоит в предусмотренных данным кодексом лишении или ограничении прав и свобод.
Вместе с тем, установленные обстоятельства нарушения условий содержания административного истца при осуществлении этапирования железнодорожным транспортом в ночное время предоставляют ему право на получение денежной компенсации, присуждение которой не обусловлено установлением вины органов государственной власти или государственных служащих.
На основании ч.4 ст. 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении судом требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении интересы РФ представляет главный распорядитель средств федерального бюджета в соответствии с ведомственной принадлежностью органа (учреждения), обеспечивающего условия содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
В соответствии с подп.1 п.3 ст.158 Бюджетного кодекса РФ по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в качестве представителя выступает главный распорядитель средств федерального бюджета.
На основании подпункта 6 пункта 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации (утв. указом Президента РФ от 13.10.2004 N 1314) ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.
При таких обстоятельствах взыскание компенсации за ненадлежащие условия содержания должно быть произведено с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказания Российской Федерации.
Согласно ч. 5 ст. 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.
Определяя размер денежной компенсации, суд, с учетом периода нарушения права, который не может расцениваться как продолжительный, а также отсутствие каких- либо доказательств наступления негативных последствий для административного истца, полагает справедливой и соразмерной для компенсации определить ее сумму в размере 9 000 рублей.
При этом, суд исходит из того, что казна Российской Федерации формируется в соответствии с законодательством за счет налогов, сборов и платежей, взимаемых с граждан и юридических лиц, которые распределяются и направляются как на выплату компенсаций в порядке ст.227.1 КАС РФ, так и на осуществление социальных и других значимых для общества программ.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст.175 - 180, 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Административные исковые требования Коморникова Вадима Сергеевича - удовлетворить частично.
Признать нарушенным право Коморникова Вадима Сергеевича при осуществлении перевозки железнодорожным транспортом в периоды: 02.11.2019-03.11.2019, 14.11.2019-15.11.2019, 25.02.2020-27.02.2020, 18.04.2020-19.04.2020 26.08.2020-27.08.2020.
Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказания России за счет казны Российской Федерации в пользу Коморникова Вадима Сергеевича компенсацию за ненадлежащие условия содержания при осуществлении перевозки в размере 9 000 рублей с перечислением данной суммы по следующим реквизитам: ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми адрес: 167028 г.Сыктывкар п.Верхний Чов, д.9 УФК по Республике Коми ( отдел №1 ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, л/сч 05071165900), ИНН 1101465050, КПП 110101001, ОКТМО 87701000, КБК 10011701010010000180, р/сч 40302810100001000042, БИК 048702001, Отделение – НБ Республика Коми, г.Сыктывкар, получатель Коморников Вадим Сергеевич.
В остальной части в удовлетворении заявленных административных исковых требований Коморникова Вадима Сергеевича к МВД России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, ОМВД России по г.Ухта, УМВД России по г.Сыктывкару, ФСИН России, МВД России, ФКУ Управление по конвоированию УФСИН России по Республике Коми, ФКУ Управление по конвоированию УФСИН России по Кировской области, УФСИН России по Кировской области, ФКУ Управление по конвоированию УФСИН России по Ярославской области, УФСИН России по Ярославской области, УФСИН России по Пермскому краю, ФКУ Управление по конвоированию УФСИН России по Пермскому краю об оспаривании условий перевозки, взыскании компенсации за нарушение условий содержания при осуществлении перевозки - отказать.
Решение суда в части удовлетворения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течении одного месяца с момента его принятия в окончательной форме.
Судья - Ю.А.Дульцева
В окончательной форме решение принято 26 мая 2022 года.