Дело № 2-2543/19
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30.04.2019 г. г. Махачкала
Советский районный суд г. Махачкалы в составе председательствующего составе судьи Арсланалиева А.Х., при секретаре Хабиевой А.У., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кадиева Абдулкарима Магомедовича к Министерству внутренних дел по Республике Дагестан о признании незаконными действий комиссии МВД по РД по признанию удостоверения «Ветеран боевых действий» недействительным,
УСТАНОВИЛ:
ФИО7 А.М. обратился в суд с иском к МВД по РД о признании незаконными действий комиссии МВД по РД по признанию удостоверения «Ветеран боевых действий» недействительным. В обоснование иска указано, что с февраля месяца 2019г. истцу прекращена выплата ЕДВ, как ветерану боевых действий. Основанием прекращения выплаты явилось решение, принятое по итогу заседания комиссии МВД по РД от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому удостоверение участника боевых действий РМ № выданное ему признано недействительным, ввиду якобы отсутствия достоверных сведений о его нахождении в служебной командировке в 1995 г. в составе ГУОШ МВД России в ФИО5. Такое решение комиссия МВД по РД вынесла на основании якобы имеющего у них заключения служебной проверки МВД по РД от 21.07.2014г.
Согласно рапорту истца, с приложенными к нему документами, комиссией МВД по РД он был признан участником боевых действий, с вручением удостоверения РМ № «Ветеран боевых действий». В 1995г. сотрудники ОБ ДПС УВД <адрес> были направлены в служебную командировку в распоряжение оперативного штаба МВД РД в <адрес> в составе ГУОШ МВД России в ФИО5 для участия в контртеррористической операции: Амедов ФИО20 (старший группы), Хайиров Мирджалал, ФИО3, Ханвердиев Мурад, ФИО4 и.т.д., которые были вместе с истцом в данной служебной командировке, признаны участниками боевых действий. Их удостоверения «Ветеран боевых действий» признаны действительными, в то время как удостоверение истца, полученное вместе с ними, признано недействительным. Кроме того, из ответа МВД по РД от 08.04.2019г. следует, что якобы в 21.07.2014г. была проведена служебная проверка по данному факту. О проведении данной служебной проверке истец не был поставлен в известность. Результаты служебной проверки не были реализованы более трех лет, что повлекло истечение срока давности, реализации результатов служебной проверки.
Просит суд признать незаконными действия комиссии МВД по РД от ДД.ММ.ГГГГ по признанию удостоверения «Ветеран боевых действий» РМ № на имя ФИО2 недействительным.
Ответчиком представлены возражения на иск по следующим основаниям. В обоснование заявленных требований истец указал, что проходил службу в органах внутренних дел Республики Дагестан на различных должностях. В период прохождения службы в ОВД с 02.08.1995г. по 15.09.1995г. находился в составе группы оперативного управления МВД России в ФИО5 и выполнял обязанности борьбы с незаконными вооруженными формированиями на территории ФИО5 Республики. В 2006 году ФИО7 A.M. было выдано удостоверение ветерана боевых действий и производилась ежемесячная денежная выплата.
27.12.2018г. Решением комиссии № МВД по РД по рассмотрению обращений сотрудников органов внутренних дел, граждан, уволенных из органов внутренних дел и внутренних войск МВД России о выдаче удостоверений ветерана боевых действий (далее-Комиссия) удостоверение «Ветеран боевых действий», выданное ФИО7 A.M. признано недействительным, в связи с отсутствием достоверных сведений о нахождении в служебной командировке в 1995 году в составе ГУОШ МВД России в ФИО5.
По результатам служебной проверки, проведенной ИЛС УРЛС МВД по РД и утвержденной Министром внутренних дел по ФИО6 Дагестан от 21.07.2014г. подтверждено нахождение в 1995 году в служебной командировке в ГУОШ МВД России в ЧР 28 сотрудников ОБ ДПС ГИБДД УВД по <адрес>, в обоснованности и правомерности ранее выданных удостоверений ветерана боевых действий установлена ошибочность выдачи истцу удостоверения ветерана боевых действий, в связи с чем ему прекращена ежемесячная денежная выплата как ветерану боевых действий.
В рамках служебной проверки установлено, что осмотром записей в журнале выдачи удостоверений боевых действий УРЛС МВД по РД имеется запись о получении в феврале 2006 года старшим инспектором Отдела кадров и БСП ОБ ДПС ГИБДД УВД по <адрес> капитаном полиции ФИО10, 45 удостоверений на сотрудников ОБ ДПС ГИБДД УВД по <адрес>, в том числе удостоверение ФИО7 A.M.
Опрошенный ФИО10 пояснил, что в 2006 году руководителями ОБ ГИБДД УВД по <адрес> майором милиции ФИО11 и майором милиции ФИО12 ему было дано указание организовать сбор документов на сотрудников ОБ ГИБДД УВД по <адрес>, принимавших участие в боевых действиях. Он принимал у данных сотрудников ДПС материалы, а именно: копии их паспортов, копии справки ГУОШ МВД России в ЧР и рапорта написанные ими собственноручно.
Осмотром архивного дела № т.2 «Приказы начальника УВД по <адрес>, изданные в период с 14.07.95г. по 30.12.1995г. установлено, что в указанном деле имеется совместный приказ Прокураторы <адрес> и начальника УВД по <адрес> от 22.08.1995г. № «О создании следственно-оперативной группы для раскрытия нападения на депутата Государственной Думы РФ ФИО13», иных приказов с рег.номером 206 не имеется.
Для установления или исключения факта направления сотрудников, указанных в приложении к приказу начальника УВД по <адрес> от 02.08.1995г. № в состав ГУОШ МВД России в ЧР, были направлены запросы в УФСБ России по ЧР и ЦР ЖПРиАИ «ФКУ ГИАЦ МВД России».
Из писем УФСБ России по ЧР и ЦР ЖПРиАИ «ФКУ ГИАЦ МВД России» следует, что сведения о нахождении в служебной командировке в распоряжении ГУОШ МВД России в ЧР ФИО7 A.M. не имеются.
В рамках служебной проверки изучены личные дела, архивные приказы УВД по <адрес> за 1994, 1995, 1996 года. Так изучением архивного личного дела ФИО7 A.M. установлено, что в нем отсутствуют какие-либо сведения о пребывании в 1995 году в служебной командировке в зоне чрезвычайного положения.
Для принятия решения в порядке ст.144-145 УПК РФ материал служебной проверки направлен руководителю СУ СК РФ по ФИО6 Дагестан полковнику юстиции ФИО14 для проверки обоснованности выдачи в 2006 году 45 сотрудникам ОБ ДПС ГИБДД УВД по <адрес> удостоверений ветерана боевых действий, на основании приказа начальника УВД по <адрес> от 02.08.1995г. № «Об откомандировании сотрудников ОБ ДПС УВД по <адрес> в распоряжение ГУОШ МВД России в ЧР».
ДД.ММ.ГГГГ следователем СК отдела по <адрес> СУ СК РФ по РД лейтенантом юстиции ФИО15, установлено, что приказ начальника УВД <адрес> от 02.08.1995г. № «Об откомандировании личного состава ОБ ДПС при УВД по <адрес> в распоряжение ГУОШ МВД РД <адрес>» в УВД по <адрес> не издавался. Представленная копия в 2006 году в УК МВД по РД копия данного приказа является фиктивной. Установить лицо, изготовившее фиктивную копию приказа приказа начальника УВД <адрес> от 02.08.1995г. № «Об откомандировании личного состава ОБ ДПС при УВД по <адрес> в распоряжение ГУОШ МВД РД <адрес>» и приложения к данному приказу списка из 45 сотрудников усматриваются признаки состава преступления, предусмотренного ч.З ст.327 УК РФ. Согласно ст. 150 УПК РФ предварительное расследование по уголовному делу о преступлении, предусмотренного ч.З ст.327 УК РФ производится в форме дознания. В связи с вышеизложенным данное сообщение о преступлении подлежит передаче по подследственности в отдел дознания полиции по <адрес> УМВД по <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ дознавателем ОП <адрес> УМВД России по <адрес> капитанов полиции ФИО16 вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по основаниям п.3 части 1 статьи 24 УК РФ. Вместе с тем установлено, что приказ начальника УВД <адрес> от 02.08.1995г. № «Об откомандировании личного состава ОБ ДПС при УВД по <адрес> в распоряжение ОШ МВД РД <адрес>» в УВД по <адрес> не издавался. Представленная копия в 2006 году в УК МВД по РД данного приказа является фиктивной.
Таким образом, по результатам служебной проверки установлено и сделаны выводы, что отсутствуют достоверные сведения о нахождении в служебной командировке в 1995г. в составе ГУОШ МВД России в ФИО5 A.M.
В судебном заседании истец и его представитель ФИО17 исковые требования поддержали по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика по доверенности ФИО18 иск не признал по доводам возражений.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что истцу в 2006 году на основании приказа УВД <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об откомандировании личного состава ОБ ДПС при УВД по <адрес> в распоряжение ГУОШ МВД РД <адрес>» было выдано удостоверение ветерана боевых действий РМ №.
Решением комиссии № МВД по РД по рассмотрению обращений сотрудников органов внутренних дел, граждан, уволенных из органов внутренних дел и внутренних войск МВД России о выдаче удостоверений ветерана боевых действий от ДД.ММ.ГГГГ удостоверение «Ветеран боевых действий», выданное ФИО7 A.M. признано недействительным, в связи с отсутствием достоверных сведений о нахождении в служебной командировке в 1995 году в составе ГУОШ МВД России в ФИО5.
Данное решение принято на основании заключения служебной проверки, утвержденной Министром внутренних дел по ФИО6 Дагестан ФИО19 ДД.ММ.ГГГГ
В ходе проведенной служебной проверки установлено, что в архивном деле № т.2 «Приказы начальника УВД по <адрес>, изданные в период с 14.07.95г. по 30.12.1995г. имеется совместный приказ Прокураторы <адрес> и начальника УВД по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О создании следственно-оперативной группы для раскрытия нападения на депутата Государственной Думы РФ ФИО13», иных приказов с номером 206 не имеется.
Для установления или исключения факта направления сотрудников, указанных в приложении к приказу начальника УВД по <адрес> от 02.08.1995г. № в состав ГУОШ МВД России в ЧР, были направлены запросы в УФСБ России по ЧР и ЦР ЖПРиАИ «ФКУ ГИАЦ МВД России». Из писем УФСБ России по ЧР и ЦР ЖПРиАИ «ФКУ ГИАЦ МВД России» следует, что сведения о нахождении в служебной командировке в распоряжении ГУОШ МВД России в ЧР ФИО7 A.M. не имеются.
В рамках служебной проверки изучены личные дела, архивные приказы УВД по <адрес> за 1994, 1995, 1996 года. Изучением архивного личного дела ФИО7 A.M. установлено, что в нем отсутствуют какие-либо сведения о пребывании в 1995 году в служебной командировке в зоне чрезвычайного положения.
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона «О ветеранах» № 5-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ к ветеранам боевых действий относятся: военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Приложением № к указанному Федеральному закону утвержден Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации. В разделе III названного Перечня указано выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в ФИО5 и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, с декабря 1994 года по декабрь 1996 года.
Согласно п.1 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации» предоставлены дополнительные гарантии и компенсации сотрудникам и военнослужащим специальных сил по обнаружению и пресечению деятельности террористических организаций и групп, их лидеров и лиц, участвующих в организации и осуществлении террористических акций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, состав которых определяется руководителем Оперативного штаба по управлению контртеррористическими операциями на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации по представлению руководителя Регионального оперативного штаба, а также сотрудникам и военнослужащим Объединённой группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации. При этом периоды (время) непосредственного участия сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях определяются на основании приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба, а со ДД.ММ.ГГГГг. -руководителем контртеррористической операции (подп. «в» п. 4 Постановления).
Из содержания названного нормативно-правового акта следует, что факты выполнения задач в ходе контртеррористических операций устанавливаются на основании соответствующих приказов.
В соответствии с пунктом 3.2 Инструкции о порядке выдачи удостоверений «Ветеран боевых действий» в системе внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, к подтверждающим документам относятся для лиц, выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в ФИО5 и на прилегающих территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта с декабря 1994 года по декабрь 1996 года, - выписки из приказов начальников (командиров), записи в удостоверениях личности, военных билетах и трудовых книжках, командировочные удостоверения, подтверждающие факт прохождения службы (военной службы), работы в условиях вооруженного конфликта в ФИО5 и на прилегающих территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, устанавливаемый в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций" <1>, а также нахождения сотрудников (военнослужащих, работников) в командировке в соответствии с приказами начальников главных управлений, управлений МВД России, министров внутренних дел, начальников ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, ОВДРО, ОУМТиВС, образовательных и научных организаций системы МВД России, командиров воинских частей и учреждений внутренних войск МВД России.
Из анализа указанных нормативных актов следует, что выдача удостоверения "Ветеран боевых действий" за участие в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации зависит от фактического участия в определенных контртеррористических операциях в составе специальных сил и сил Объединенной группировки войск по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации. Поэтому выдача такого удостоверения должна производиться тем лицам, которые реально участвовали в этих операциях. При этом само по себе нахождение в период командировки в районе контртеррористических операций не означает фактического участия в боевых действиях. В связи с этим фактическое участие должно быть доказано по делу в соответствии с требованиями гражданского процессуального закона.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом.
Судом установлено, что приказ начальника УВД <адрес> от 02.08.1995г. № «Об откомандировании личного состава ОБ ДПС при УВД по <адрес> в распоряжение ГУОШ МВД РД <адрес>» никогда не издавался и является поддельным, из чего следует, что решение о направлении истца в в служебную командировку в распоряжение оперативного штаба МВД РД в <адрес> в составе ГУОШ МВД России в ФИО5 для участия в контртеррористической операции не принималось.
Постановлением дознавателя ОП <адрес> УМВД России по <адрес> капитанов полиции ФИО16 от ДД.ММ.ГГГГ отказано в возбуждении уголовного дела по основаниям п.3 части 1 статьи 24 УК РФ. Вместе с тем установлено, что приказ начальника УВД <адрес> от 02.08.1995г. № «Об откомандировании личного состава ОБ ДПС при УВД по <адрес> в распоряжение ОШ МВД РД <адрес>» в УВД по <адрес> не издавался. Представленная копия в 2006 году в УК МВД по РД данного приказа является фиктивной.
Сам по себе факт нахождения в ФИО5 и на прилегающих территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта с декабря 1994 года по декабрь 1996 года, без участия в боевых действиях, не может являться основанием для выдачи удостоверения ветерана боевых действий. Однако непосредственно факт участия истца в боевых действиях в период проведения контртеррористической операции надлежащими доказательствами не подтвержден.
В связи с изложенным истец не может быть признан ветераном боевых действий, и действия ответчика по признанию недействительным выданного истцу удостоверения ветерана боевых действий являются законными.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Кадиева Абдулкарима Магомедовича к Министерству внутренних дел по Республике Дагестан о признании незаконными действий комиссии МВД по РД по признанию удостоверения «Ветеран боевых действий» недействительным - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Дагестан в течение месяца со дня вынесения через суд первой инстанции.
Председательствующий А.Х. Арсланалиев