Судья Сомова И.В. Дело № 33а-2401/2020
(номер дела в суде первой Категория 020а
инстанции 2а-1630/2020)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 сентября 2020 года город Севастополь
Судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего судьи | Бабича В.В., |
судей | Исаева С.Н., Артамоновой Т.А. |
при секретаре | Марушевской Т.В., |
с участием представителя
административного ответчика Сучу Я.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Арефьевой Л. В. к Департаменту архитектуры и градостроительства города Севастополя, заинтересованные лица – Правительство Севастополя, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя об оспаривании решения органа государственной власти, по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя – Сучу Я. С. на решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 14 мая 2020 года.
Заслушав доклад судьи Исаева С.Н., пояснения участника судебного процесса, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия,
установила:
Арефьева Л.В. обратились в Гагаринский районный суд г. Севастополя с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным уведомление от 30.01.2020 Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, площадью 968 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, по основанию, указанному в пункте 2 о недопустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке. Обязать Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя повторно рассмотреть уведомление от 22.01.2020 о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, площадью 968 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, поданном Арефьевой Л. В..
В обоснование доводов заявленных требований истец указала на то, что является собственником земельного участка площадью 968 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №. 22.01.2020 через МФЦ ею подано уведомление о планируемом строительства объекта ИЖС на данном участке. 30.01.2020 получено уведомление, составленное ответчиком, о несоответствии объекта ИЖС установленным параметрам, недопустимости размещения объекта на земельном участке. В обоснование решения указан Генеральный план города, согласно которому по функциональному назначению земельный участок расположен в курортно-рекреационной зоне, где строительство объектов ИЖС не предусмотрено. С данным решением истец не согласна, так как согласно сведениям ЕГРН ее земельный участок имеет разрешенное использование – для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок), расположен в зоне жилой застройки, предусмотренной в районе бухты Омега для ОК ЖСК «Мегастрой». Вопрос о возможности размещения земельного участка в указанной зоне разрешался судебными инстанциями, которыми в иске ДИЗО об истребовании земельного участка из незаконного владения Арефьевой Л.В. отказано.
Решением Гагаринского районного суда города Севастополя от 14 мая 2020 года исковые требования Арефьевой Л.В. удовлетворены.
На данное решение представителем административного ответчика подана апелляционная жалоба, в ней ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции, как постановленного с неверным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушением норм материального права, и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель ссылается на то, согласно ст. 12.1 ФКЗ от 21.03.2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», п. 3 ст. 5 Закона города Севастополя от 25.07.2014 № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» и п. 6 Положения об особенностях регулирования градостроительных отношений на территории города федерального значения Севастополя, утвержденного Постановлением Правительства Севастополя от 28.04.2015 года № 339-ПП прямо закреплена обязанность уполномоченного органа при выдаче разрешительной документации на строительство руководствоваться Генеральным планом города Севастополя 2005 года.
Согласно Генерального плана города Севастополя, утвержденного решением сессии Севастопольского городского Совета от 13.12.2005 года № 4114, земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер № по функциональному назначению расположен в курортно – рекреационной зоне, для которых строительство объектов индивидуального жилищного строительства не предусмотрено.
Таким образом, вывод суда первой инстанции относительно соответствия объекта капитального строительства вида разрешенного использования земельного участка, установленного землеустроительной и градостроительной документацией, составленной до 18.03.2014 года, являются ошибочными и противоречат Генеральному плану города Севастополя, утвержденному решением сессии Севастопольского городского Совета от 13.12.2005 года № 4114.
На данную апелляционную жалобу поступили возражения от представителя административного истца, в которых указывается, что согласно сведениям, содержащимся в ЕГРН, земельный участок с кадастровым номером 91:02:001002:2011 относится к землям населенных пунктов, в видом разрешенного использования – для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок). Согласно технической документации по землеустройству, утвержденной ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок имеет такой же вид разрешенного использования. В соответствии с градостроительной документацией, утвержденной в 2010 году, земельный участок расположен в проектируемой зоне малоэтажной жилой застройки ОК «ЖСК «Мегастрой». Административным истцом подано уведомление о планируемом строительстве на указанном земельном участке объекта индивидуального жилищного строительства – двухэтажного жилого дома, площадью застройки 144 кв.м., что соответствует виду разрешенного использования, указанному как в правоустанавливающих документах, в землеустроительной и градостроительной документации, составленной до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно свидетельства о государственной регистрации права серии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ объектом права является земельный участок. Категории земель: земли населенных пунктов. Разрешенный вид использования земельного участка – для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок), который соответствует Генеральному плану города Севастополя 2005 года, что подтверждается комплексной градостроительной заключением по заявлению ОК ЖСК «Мегатстрой» № от ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, решением Гагаринского районного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ года в удовлетворении исковых требований Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя к Ф.И.О., Арефьевой Л.В., Ф.И.О., третье лицо – Севреестр о признании недействительным свидетельства о праве собственности на земельный участок, признании отсутствующим права собственности, истребовании земельного участка из незаконного владения, исключении сведений о границах земельного участка по адресу: <адрес> – отказано.
Административный истец и представители заинтересованных лиц в судебное заседание не явились, о рассмотрении апелляционной жалобы извещались надлежащим образом, ходатайств об отложении дела в суд апелляционной инстанции не направили, документы об уважительной причине неявки не представили.
Согласно статьям 150 (часть 2), 226 (часть 6), 307 Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) неявка лица, участвующего в деле, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
При таких обстоятельствах неявка в судебное заседание указанных лиц не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Представитель административного ответчика Департамента архитектуры и градостроительства г. Севастополь - Сучу Я.С. в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение отменить и принять новое решение об отказе в иске.
Проверив материалы административного дела в порядке статьи 308 КАС РФ, заслушав пояснения явившегося лица, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ст. 218 КАС Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела следует, что административный истец является собственником земельного участка площадью 968 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №. ДД.ММ.ГГГГ через МФЦ ею подано уведомление о планируемом строительства объекта ИЖС на данном участке. 30.01.2020 получено уведомление, составленное ответчиком, о несоответствии объекта ИЖС установленным параметрам, недопустимости размещения объекта на земельном участке. В обоснование решения указан Генеральный план города, согласно которому по функциональному назначению земельный участок расположен в курортно-рекреационной зоне, где строительство объектов ИЖС не предусмотрено. С данным решением истец не согласна, так как согласно сведениям ЕГРН ее земельный участок имеет разрешенное использование – для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок), расположен в зоне жилой застройки, предусмотренной в районе бухты Омега для ОК ЖСК «Мегастрой». Вопрос о возможности размещения земельного участка в указанной зоне разрешался судебными инстанциями, которыми в иске ДИЗО об истребовании земельного участка из незаконного владения Арефьевой Л.В. отказано.
Суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, указал на то, что земельный участок административного истца отнесен к категории земли населенных пунктов, имеет разрешенное использование для строительства и обслуживания жилого дома. В связи с чем, объект будущего капитального строительства соответствует виду разрешенного использования земельного участка, принадлежащего истцу, а доводы административного ответчика о том, что земельный участок административного истца расположен в курортно-рекреационной зоне, не подтверждены надлежащими доказательствами. Вместе с тем с выводами суда о незаконности оспариваемого уведомления, согласиться нельзя и данное решение подлежит отмене согласно п. 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ.
Согласно ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9).
В соответствии с частью 11 приведенной нормы, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Оспариваемое уведомление органа государственной власти Арефьева Л.В. получила 30 января 2020 года, в суд административный истец обратилась 28 февраля 2020 года, то есть в установленный законом трехмесячный срок.
Полномочия департамента архитектуры и градостроительства г. Севастополя на принятие оспариваемого решения и порядок его принятия административным истцом не оспаривается.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика ссылается на расположение земельного участка в курортно-рекреационной зоне, для которой строительство объектов ИЖС не предусмотрено.
Как следует из материалов дела, 22 января 2020 года административным истцом в Департамент архитектуры и градостроительства г. Севастополя направлено уведомление о планируемых строительстве объекта индивидуального жилищного строительства.
В свою очередь, Департамент 30 января 2020 года сообщил о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве объекта индивидуального жилищного строительства, поскольку размещение объекта ИЖС на данном участке не допустим согласно Генерального Плана г. Севастополя, утвержденного решением сессии Севастопольского Совета от 13.12.2005 года №4114.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, предполагается, что для удовлетворения требования о признании решения незаконным, необходимо установление одновременно двух условий: противоправности этого решения и факта нарушения прав административного истца или незаконного привлечения его к ответственности в результате такого решения.
Между тем, в данном случае таких обстоятельств не установлено.
Судебная коллегия полагает установленным факт нахождения земельного участка <адрес> с кадастровым номером № в курортно-рекреационной зоне.
Согласно пункту 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ №О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя№ до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
На основании указанного Федерального конституционного закона, статьи 34 Устава города Севастополя, статьи 27 Закона города Севастополя от 30 апреля 2014 года № 5-ЗС «О Правительстве Севастополя», постановлением Правительства Севастополя от 28 апреля 2015 года № 339-ПП утверждено Положение об особенностях регулирования градостроительных отношений на территории города федерального значения Севастополя.
Согласно пункту 6 Положения до принятия Правил землепользования и застройки города Севастополя уполномоченный орган осуществляет выдачу разрешений на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства, градостроительных планов земельных участков на основании сведений о разрешенном виде использования (целевом назначении) земельного участка, указанных в правоустанавливающих документах на земельный участок, с учетом:
Генерального плана города Севастополя;
проектов планировки территории;
проектов межевания территории;
правовых актов Правительства Севастополя об утверждении режимов использования земель и градостроительных регламентов на территориях зон охраны объектов культурного наследия;
детальных планов территорий, утвержденных уполномоченными органами государственной исполнительной власти в установленном законодательством Украины порядке до 18 марта 2014 года, а именно:
корректировки фрагмента плана детальной планировки Камышовой бухты (район парка Победы), утвержденной решением Севастопольского городского Совета от 23 января 2007 года N 1272;
фрагмента детального плана территории 7-го км Балаклавского шоссе, утвержденного решением Севастопольского городского Совета от 15 декабря 2009 года N 8545.
Таким образом, вопрос о выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства истцу разрешается на основании сведений о виде разрешенного использования земельного участка, указанных в правоустанавливающих документах на земельный участок и генерального плана г. Севастополя.
В силу требований Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В соответствии со статьей 6 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 года № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» разрешенным использованием земельных участков признаются виды функционального использования земельного участка в пределах его целевого назначения, определенные документами, подтверждающими право на земельный участок, землеустроительной и градостроительной документацией, утвержденной в установленном порядке до вступления в силу Федерального конституционного закона. До утверждения правил землепользования и застройки, утверждения лесохозяйственных регламентов разрешенное использование земельных участков определяется в порядке, установленном Правительством Севастополя с учетом утвержденных документов территориального планирования (при их наличии).
Постановлением Правительства Севастополя от 28 марта 2016 года № 228-ПП утвержден Порядок определения видов разрешенного использования и категории земель в отношении земельных участков, расположенных на территории города Севастополя, регламентирующий процедуру определения видов разрешенного использования и категории земель в отношении земельных участков, расположенных на территории города Севастополя, до вступления в силу Правил землепользования и застройки города Севастополя.
Пунктами 2, 5 Порядка предусмотрено, что виды разрешенного использования земельного участка определяются на основании приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года № 540 №Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков№ в редакции, действующей на момент рассмотрения вопроса об определении видов разрешенного использования земельного участка.
Определение видов разрешенного использования земельного участка и категории земель производится уполномоченным органом в соответствии с прилагаемой Таблицей соотношения видов использования и видов разрешенного использования земельных участков, категорий земель. Строительство объектов ИЖС в курортно-рекреационной зоне не допускается.
В соответствии с пунктом 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Установление основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства является обязательным применительно к каждой территориальной зоне, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы являются основанием к отмене состоявшихся по делу судебных актов, поскольку соответствуют установленным по делу обстоятельствам и исследованным материалам дела,
Указанные обстоятельства не были учтены судом при принятии оспариваемого решения. Поскольку обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения и разрешения дела установлены на основании имеющихся доказательств, однако судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, судебная коллегия находит возможным, отменить обжалуемое решение суда и постановить новое решение об отказе в удовлетворении административного иска
Руководствуясь ст. ст. 307-311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам,
определила:
решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 14 мая 2020 года отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении административного искового иска Арефьевой Л. В. к Департаменту архитектуры и градостроительства города Севастополя, заинтересованные лица – Правительство Севастополя, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя об оспаривании решения органа государственной власти - отказать.
Апелляционное определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд, принявший решение, в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи