Решение по делу № 33-9205/2024 от 05.09.2024

Судья Волкова Е.В. Дело № 33-9205/2024(2-11/2024)

25RS0024-02-2023-000135-90

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

08 октября 2024 года г. Владивосток

Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Н.

судей Гавриленко И.С., Ильиных Е.А.

при ведении протокола помощником судьи Антипенко Я.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гудкова Владимира Владимировича, Алексеева Ивана Николаевича к администрации Лазовского муниципального округа Приморского края, Министерству труда и социальной политики Приморского края о восстановлении срока на подачу заявления на предоставление меры социальной поддержки, признании права на предоставление меры социальной поддержки, по апелляционной жалобе Министерства труда и социальной политики Приморского края на решение Партизанского районного суда Приморского края постоянное судебное присутствие в селе Лазо Приморского края от 05.03.2024,

Заслушав доклад судьи Гавриленко И.С., судебная коллегия,

установила:

Гудков В.В. обратился с иском в суд к администрации Лазовского муниципального округа Приморского края, Министерству труда и социальной политики Приморского края о восстановлении срока на подачу заявления на предоставление меры социальной поддержки.

19.09.2023, протокольным определением суда, в качестве соистца по делу привлечен Алексеев И.Н.

В обоснование заявленных требований истцы указали, что они являются родными братьями, которым на праве общей долевой собственности (по 1/2 доли каждому) принадлежит жилой дом 36 по ул. Ленинская в с. Лазо, Лазовского района Приморского край. Другого жилья не имеют. В результате чрезвычайной ситуации, произошедшей в июле-сентябре 2022 г., дом стал непригодным для проживания. С заявлением о включении в список граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, представитель Гудкова В.В. – Гудкова Е.А. обратилась в администрацию Лазовского муниципального округа только 13.12.2022, при этом в приеме заявления было отказано, поскольку срок его предоставления истек 15.11.2022. Срок был пропущен по уважительной причине в связи с нахождением Гудкова В.В. в местах лишения свободы, и невозможностью своевременно выдать доверенность на представления его интересов. Истец Алексеев И.Н. указал, что срок он пропустил по уважительно причине, поскольку при обращении с заявлением в администрацию Лазовского муниципального округа, специалисты ему сообщили, что достаточно заявления только от одного собственника. Повторно он обратился с заявлением 12.05.2023, предоставил все необходимые документы, но в заявлении было отказано, по причине пропуска срока. В связи с изложенным, истцы просили восстановить срок на подачу заявления на предоставление меры социальной поддержки, возложить обязанность включить в список граждан на предоставление меры социальной поддержки в форме предоставления выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения.

05.03.2024 решением Партизанского районного суда Приморского края постоянное судебное присутствие в селе Лазо Приморского края исковые требования удовлетворены. Суд восстановил Гудкову В.В. и Алексееву И.Н. срок на подачу заявления на предоставление меры социальной поддержки в форме предоставления денежной выплаты на приобретение жилых помещений (в том числе путем участия в долевом строительстве) гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, обусловленной комплексом неблагоприятных метеорологических явлений, произошедших в июле - сентябре 2022 года на территории Приморского края. За Гудковым В.В. и Алексеевым И.Н. признано право на получение меры социальной поддержки в форме предоставления денежной выплаты на приобретение жилых помещений (в том числе путем участия в долевом строительстве) гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, обусловленной комплексом неблагоприятных метеорологических явлений, произошедших в июле - сентябре 2022 года на территории Приморского края, предусмотренной постановлением Правительства Приморского края от 05.10.2022 № 677-пп. Суд обязал администрацию Лазовского муниципального округа Приморского края включить Гудкова В.В. и Алексеева И.Н. в список граждан, имеющих право на предоставление меры социальной поддержки в форме предоставления денежной выплаты на приобретение жилых помещений (в том числе путем участия в долевом строительстве) гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, обусловленной комплексом неблагоприятных метеорологических явлений, произошедших в июле - сентябре 2022 года на территории Приморского края, предусмотренной постановлением Правительства Приморского края от 05.10.2022 № 677-пп.

С указанным решением не согласилось Министерство труда и социальной политики Приморского края, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, поскольку истцами не представлено доказательств, свидетельствующих об объективных и уважительных причинах пропуска срока на обращение с заявлением на предоставление меры социальной поддержки. Полагает, что вывод суд о возможности восстановить срок для подачи заявления, противоречит закону, так как Порядком срок был ограничен 15.11.2022.

В заседание судебной коллегии стороны не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Кроме того, информация о рассмотрении дела также своевременно размещена на интернет сайте Приморского краевого суда.

При таких обстоятельствах и на основании ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения участников процесса, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, то есть в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 29 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий, предоставляются жилые помещения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.

Согласно положениям пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право, в том числе, на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Порядок, условия, виды, размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

Постановлением Правительства РФ от 16.10.2019 № 1327 утверждены Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями.

В целях реализации указанных Правил, Постановлением Правительства Приморского края от 05.10.2022 № 677-пп «О предоставлении денежной выплаты на приобретение жилых помещений гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, обусловленной комплексом неблагоприятных метеорологических явлений, произошедших в июле - сентябре 2022 года на территории Приморского края» утвержден Порядок предоставления денежной выплаты гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, обусловленной комплексом неблагоприятных метеорологических явлений, произошедших в июле - сентябре 2022 года на территории Приморского края, на приобретение ими жилых помещений, а также Порядок исполнения гражданами, утратившими жилые помещения в результате чрезвычайной ситуации природного характера, обусловленной комплексом неблагоприятных метеорологических явлений, произошедших в июле - сентябре 2022 года на территории Приморского края, обязательств в целях получения ими денежной выплаты на приобретение жилых помещений (далее по тексту «Порядок»).

Согласно п. 2 Порядка, под утраченным жилым помещением понимается жилое помещение независимо от формы собственности, которое повреждено в результате чрезвычайной ситуации и признано непригодным для проживания в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом».

В соответствии с п. 4 п.п. «а» Порядка, право на получение денежной выплаты имеют граждане Российской Федерации являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.

Денежная выплата предоставляется гражданам, указанным в пункте 4 Порядка, однократно в отношении одного утраченного в результате чрезвычайной ситуации жилого помещения (п. 5).

В качестве условия предоставление выплаты является наличие обязательства о безвозмездном отчуждении утраченного жилого помещения (утраченного жилого помещения и земельного участка, на котором оно расположено) в муниципальную собственность, данного собственниками утраченных жилых помещений, указанными в подпункте «а» пункта 4 Порядка, в письменной форме (п. 7 Порядка).

Согласно п. 9 Порядка, денежная выплата предоставляется на основании списка граждан, имеющих право на получение денежной выплаты на территории Приморского края, сформированного министерством труда и социальной политики Приморского края в порядке, предусмотренном пунктом 25 настоящего Порядка.

В целях формирования списка граждан на получение денежной выплаты органы местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов Приморского края, на территории которых расположено утраченное жилое помещение, формирует список семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации на территории соответствующего муниципального образования Приморского края.

Пунктом 10 Порядка определено, что для включения в списки граждан граждане либо их уполномоченные представители не позднее 15.11.2022 (включительно) подают в органы местного самоуправления заявление о включении в список граждан по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку. К заявлению о включении в список граждан прилагаются следующие документы, которые гражданин представляет самостоятельно, в том числе: документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации и членов его семьи, проживавших в утраченном жилом помещении на день введения режима чрезвычайной ситуации; свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния; копию вступившего в законную силу судебного решения об установлении факта постоянного проживания в утраченном жилом помещении - в случае отсутствия документов, содержащих сведения, подтверждающие регистрацию граждан по месту жительства в утраченных жилых помещениях; правоустанавливающие документы на утраченное жилое помещение; обязательство № 2 (в случае обращения граждан, указанных в подпункте «а» пункта 4 настоящего Порядка, являющихся собственниками утраченного жилого помещения).

Заявление о включении в список граждан и документы, указанные в пункте 10 Порядка, подаются в орган местного самоуправления при личном обращении гражданина либо посредством почтовой связи заказным письмом на бумажном носителе: собственником утраченного жилого помещения (п. 11). Орган местного самоуправления не позднее 30 дней со дня поступления заявления о включении в список граждан и документов, указанных в пункте 10 настоящего Порядка, принимает одно из следующих решений: а) о включении гражданина в список граждан; б) об отказе во включении гражданина в список граждан с указанием оснований для отказа (п. 15).

В соответствии с п. 16 Порядка, основаниями для отказа во включении гражданина в список граждан являются: а) несоответствие граждан категориям, указанным в пункте 4 настоящего Порядка; б) представление не в полном объеме документов, указанных в абзацах третьем - одиннадцатом пункта 10 настоящего Порядка, которые гражданин обязан представить самостоятельно; в) выявление в представленных документах недостоверных сведений; г) наличие в собственности граждан иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания; д) подачи заявления и документов, указанных в абзацах третьем - одиннадцатом пункта 10 настоящего Порядка, которые гражданин обязан представить самостоятельно, по истечении срока, установленного в соответствии с абзацем первым пункта 10 настоящего Порядка; е) признание утраченного жилого помещения непригодным для проживания до даты введения чрезвычайной ситуации.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Гудкову В.В. и Алексееву И.Н. принадлежит на праве общей долевой собственности, по 1/2 доли в вправе каждому, жилой дом по адресу: <адрес>.

Согласно сведениям ППК «Роскадастр», выписки КГКУ «УЗИ», у Гудкова В.В. и Алексеева И.Н. иных жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, не имеется.

В результате метеорологических явлений, произошедших в июле-сентябре 2022 г. на территории Приморского края, указанный жилой дом стал непригодным для проживания.

Согласно Акту технического осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, <адрес> в <адрес> муниципального округа Приморского края находится в аварийном состоянии, обнаружены дефекты свидетельствующие, что строение исчерпало несущую способность и существует опасность обрушения дома, и (или) кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости дома.

В соответствии с отчетом о техническом осмотре объекта от 21.10.2022, текущее состояние жилого <адрес> в <адрес>, по совокупности обнаруженных отклонений, оценивается как аварийное состояние. Выявленные дефекты не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшений, связанных с физическим износом в результате чрезвычайной ситуации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящих к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований. Обнаруженные дефекты свидетельствуют о том, что строение исчерпало несущую способность и существует опасность обрушения дома, и (или) кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости дома.

Согласно акту обследования помещения проведенного межведомственной комиссией № 1 от 21.12.2023, заключению межведомственной комиссии № 1 от 21.12.2023, помещение, расположенное по адресу: <адрес>, признано не пригодным для проживания.

13.12.2022 Гудкова Е.А (супруга истца), действующая по доверенности от Гудкова В.В., обратилась с заявлением в администрацию Лазовского муниципального округа Приморского края, о включении в список граждан, утративших жилые помещения в результате произошедшей чрезвычайной ситуации.

Согласно ответу администрации Лазовского муниципального округа Приморского края от 10.01.2023, во включении в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации было отказано в связи с истечением срока подачи заявления и документов.

Повторно с заявлением о включении в список граждан, утративших жилые помещения в результате произошедшей чрезвычайной ситуации, Гудкова Е.А. от имени Гудкова В.В. и Алексеев И.Н. обратились 12.05.2023, при этом, истцами, как долевыми собственниками, представлено обязательство о безвозмездном отчуждении утраченного жилого помещения (утраченного жилого помещения и земельного участка, на котором оно расположено) в муниципальную собственность.

Ответом от 13.07.2023 администрацией Лазовского муниципального округа Приморского края повторно отказано во включении в список граждан, в связи с истечением срока подачи такого заявления и документов.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования о восстановлении срока на подачу заявления на предоставление меры социальной поддержки, суд первой инстанции, руководствовался указанными положениями закона, пришел к выводу, что установленный п. 10 Порядка срок не являлся пресекательным, и пропущен истцами по уважительной причине, поскольку в судебном заседании установлено, что Алексеев И.Н. в администрацию Лазовского муниципального округа не обратился в связи с разъяснениями специалистов о том, что достаточно обращения одного из собственников жилого помещения, а доверенность от имени Гудкова В.В. на имя Гудковой Е.А., удостоверенная начальником ФКУ ИК-20 ГУФСИН России по Приморскому краю 01.11.2022, получена Гудковой Е.А. посредством почтовой связи только 25.11.2022, то есть за пределами установленного Порядком срока, в связи с чем, Гудкова Е.А., в силу объективных обстоятельств была лишена возможности обратиться в орган местного самоуправления с указанным заявлением.

Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции соглашается, считает их законными и обоснованными, соответствующими правильно примененным нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.

Само по себе несогласие ответчика с данной судом оценкой обстоятельств дела не дает оснований считать суду апелляционной инстанции решение неправильным.

Вопреки доводам жалобы, нахождение Гудкова В.В. в местах лишения свободы объективно препятствовало истцу реализовать в установленный Порядком срок свое право на получении денежной компенсации в связи с утратой единственного жилого помещения, поскольку помимо подачи заявления требовалась также и предоставления подтверждающих документов, определенных в п. 10 Порядка.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии у суда первой инстанции законных оснований для восстановления срока для подачи заявления, судебной коллегией отклоняются в силу следующего.

Согласно Конституции Российской Федерации в России как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7, часть 1), каждый имеет право на жилище, а органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления данного права (статья 40, части 1 и 2). Из приведенных конституционных предписаний следует, что на органы государственной власти и органы местного самоуправления возлагается, в том числе обязанность по созданию правовых, организационных и экономических условий для предоставления гражданам, жилых помещений, в том числе в случае паводка, в комфортном проживании и тем самым надлежащую реализацию гражданами права на жилище.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчеркивал, что правовое регулирование отношений, связанных с реализацией права на жилище, в том числе с использованием средств социальной выплаты, должно обеспечивать каждому гарантированную статьями 45 (часть 1) и 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации государственную, включая судебную, защиту данного конституционного права, которой надлежит быть полной и эффективной, а также указывал на необходимость исследования судами фактических обстоятельств конкретного дела по существу и недопустимость установления одних лишь формальных условий применения нормы, - иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту оказалось бы серьезно ущемленным (постановления от 12.07.2007 № 10-П, от 13.12.2016 № 28-П, от 10.03.2017 № 6-П, от 11.02.2019 № 9-П, от 14.01.2020 № 2-П и др.). Формальный подход тем более не должен допускаться в делах, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти выступает как слабая сторона и в которых применение правовых норм без учета всех обстоятельств дела может привести к тому, что его имущественное положение будет значительно ухудшено - вопреки целям социального государства, призванного создавать условия для достойной жизни и свободного развития граждан (абзац третий пункта 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14.01.2020 N 2-П).

Восстановление судом истцам срока для подачи заявления на предоставление меры социальной поддержки, восстанавливает социальную справедливость и право истцов получить указанную выше меру социальной поддержки, предоставленную государством и субъектом РФ в лице Приморского края.

Лица, пропустившие этот срок, не лишены возможности воспользоваться закрепленным в статье 46 Конституции Российской Федерации правом на судебную защиту, обратившись с заявлением о восстановлении им указанного срока в судебном порядке.

Кроме того, на дату принятия судебного решения, Постановление Правительства Приморского края от 05.10.2022 № 677-пп своего действия не прекратило.

В целом доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, приводились апеллянтом в качестве основания своей процессуальной позиции в ходе разбирательства дела, являлись предметом рассмотрения в суде, исследованы судом и подробно изложены в постановленном решении. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у судебной коллегии не имеется, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, и спор по существу разрешен верно.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

решение Партизанского районного суда Приморского края постоянное судебное присутствие в селе Лазо Приморского края от 05.03.2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства труда и социальной политики Приморского края - без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 14.10.2024

Председательствующий

Судьи

33-9205/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Гудкова Елена Александровна
Алексеев Иван Николаевич
Ответчики
Министерство труда и социальной политики Приморского края
Администрация Лазовского муниципального округа Приморского края
Другие
Алексеева Наталья Евгеньевна
Суд
Приморский краевой суд
Дело на странице суда
kraevoy.prm.sudrf.ru
06.09.2024Передача дела судье
08.10.2024Судебное заседание
15.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.10.2024Передано в экспедицию
08.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее