Дело №
УИД 91RS0№-39
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 января 2024 <адрес>
Сакский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Мазаловой М.И.,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым, третье лицо: Администрации Воробьевского сельского поселения <адрес> Республики Крым, третье лицо ООО «Агрохолдинг» об установлении реестровой ошибки, установлении границ земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился с исковым заявлением, с учетом уточнения, к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым об установлении реестровой ошибки, установлении границ земельного участка,
Исковые требования мотивированы тем, что истец является собственником земельного участка с кадастровым номером 90:11:050501:781 площадью 20000 кв. м., на основании распоряжения <адрес>ной администрации от ДД.ММ.ГГГГ№-р, государственного акта на право собственности на земельный участок серии КМ № от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ сведения об объекте недвижимости имеют статус актуальные, ранее учтенные, граница земельного участка не установлена. В декабре 2022 года истец обратился к кадастровому инженеру для уточнения местоположения границ земельного участка. По результатам осуществления кадастрового учета было установлено, что уточняемый земельный участок с кадастровым номером 90:11:050501:781 пересекает границу земельного участка с кадастровым номером 90:11:000000:5689.
Проведенным экспертным исследованием установлено полное пересечения границ земельных участков с кадастровыми номерами 90:11:050501:781 (принадлежит ФИО1) и 90:11:000000:5689 (принадлежит <адрес>), площадь участка пересечения составляет 20 000 кв.м.. Экспертом подтверждено наличие реестровой ошибки в сведениях о границах земельного участка с КН 90:11:000000:5689. Проектные границы земельного участка с действующим кадастровым номером 90:11:050501:781 установлены в натуре ДД.ММ.ГГГГ, сведения о нем внесены в ЕГРП РФ ДД.ММ.ГГГГ Вместе с этим, земельный участок 90:11:000000:5689 образован только 12.07.2022г., причём в границах земельного участка с кадастровым номером 90:11:050501:781, что подтверждается пересечением границ земельных участков 90:11:050501:781 и 90:11:000000:5689.
Просит, с учетом уточнения:
- признать земельный участок с кадастровым номером 90:11:000000:5689 по адресу: Российская Федерация, <адрес>, с/п Воробьевское, собственник - <адрес>, образованный на основании Приказа Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка», образованным без учета границ ранее образованного земельного участка с кадастровым номером 90:11:050501:781, расположенного по адресу: <адрес>, Воробьевский с/с;
- признать реестровой ошибкой сведения о границах земельного участка с кадастровым номером 90:11:000000:5689 по адресу: Российская Федерация, <адрес>, с/п Воробьевское, собственник -<адрес>,
-провести государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером 90:11:000000:5689, по адресу: Российская Федерация, <адрес>, с/п Воробьевское, собственник - <адрес> путем уменьшения его размера в связи с исключением из него контура земельного участка с кадастровым номером 90:11:050501:781;
- установить границы принадлежащего ФИО1 земельного участка площадью 20000 кв. м, кадастровым номером 90:11:050501:781, расположенного по адресу: <адрес>, Воробьевский с/с в соответствии с заключением эксперта ООО «Межрегиональный центр судебной экспертизы» №-С от ДД.ММ.ГГГГ со следующими координатами поворотных точек границ:
Сведения о характерных точках границы земельного участка | ||||
Система координат: СК кадастрового округа, зона 4Зона № | ||||
Номер точки | Координаты | Примечания | Средняя квадратическая погрешность определения координат характерных точек границ земельного участка, м | |
X | Y | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | 5013274.51 | 4359771.43 | ФИО5 в госакте от ДД.ММ.ГГГГ | 0.1 |
2 | 5013271.04 | 4359962.61 | ФИО6 в госакте от ДД.ММ.ГГГГ | 0.1 |
3 | 5013166.07 | 4359966.33 | ФИО7 в госакте от ДД.ММ.ГГГГ | 0.1 |
4 | 5013169.55 | 4359776.15 | ФИО8 в госакте от ДД.ММ.ГГГГ | 0.1 |
1 | 5013274.51 | 4359771.43 | ФИО5 в госакте от ДД.ММ.ГГГГ | 0.1 |
- взыскать с Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым в пользу ФИО1 расходы по оплате судебной землеустроительной экспертизы в размере 25 000 руб. 00 коп., расходы по оплате государственной пошлины в размере 1200 руб. 00 коп..
В судебное заседание истец не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
В судебное заседание представитель ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ранее направил в суд письменные возражения.
Иные участники процесса лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. От представителя третьего лица -Администрации Воробьевского сельского поселения <адрес> Республики Крым в суд поступило заявление о рассмотрении гражданского дела в отсутствии представителя.
Суд, учитывая мнение участников процесса, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК Российской Федерации, считает возможным провести судебное заседание при данной явке.
Суд, исследовав письменные материалы дела, пришел к следующему выводу.
В силу ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно ч.3 ст.1, ч.1 ст.23 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя», а также Договора от ДД.ММ.ГГГГ между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов, с ДД.ММ.ГГГГ на территории Республики Крым действуют нормы законодательства Российской Федерации.
Согласно п.3 ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее Закон №218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Согласно п.7 ст. 1 Закона №218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Согласно ч.3 ст.6 Земельного кодекса РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.
Межевые границы (межевая граница или межа) - границы (граница) земельного участка, соответствующие правовому документу на данный земельный участок.
Согласно п.4 ч.2 ст.60 Земельного кодекса РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно положений ст.70 Земельного кодекса РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Судом установлено, что согласно сведениям ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, земельному участку истца ДД.ММ.ГГГГ присвоен кадастровый № (ранее присвоенный кадастровый №). Адрес местоположения: <адрес>, р-н Сакский, Воробьевское с/<адрес> 20000 кв.м.. Категория земель: земли сельскохозяйственного назначения. Вид разрешенного использования: ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках. Особые отметки: граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного участка. Правообладатель: ФИО1. Вид номер и дата государственной регистрации права: собственность, № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно положений ч.1 ст. 16 Закона «О государственном кадастре недвижимости» ( действовавшим до вступления в силу закона №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и на дату постановки земельного участка КН 90:11:050501:781 на кадастровый учет) кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10-21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Согласно ст. 1 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об уточненном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимости имуществе, а государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение осуществления такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В силу статьи 7 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» описание местоположения границ земельного участка, его площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с данным Законом требований, являются сведениями об уникальных характеристиках этого объекта недвижимости и подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости.
Местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию заинтересованными лицами - правообладателями земельных участков, границы которых одновременно служат границами земельного участка, являющегося объектом кадастровых работ; местоположение границ земельных участков подлежит в установленном этим Законом порядке обязательному согласованию с заинтересованными лицами ( п.1 ст. 39 Закона о кадастре).
В силу пунктов 1, 2 статьи 40 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования и является частью межевого плана. Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.
Статья 45 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» предусматривает, что государственный кадастровый учет, осуществленный в установленном законодательством порядке со дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно положений ч.2 ст.8 Закона №218-ФЗ к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате уточнения местоположения границ земельных участков. Указанные основные сведения об описании местоположения границ земельных участков подлежат внесению в реестр объектов недвижимости ЕГРН.
Судом установлено, что месторасположение принадлежащего истцу земельного участка было согласовано ранее Сакской райгосадминистрации при принятии распоряжения №-р от 16.09.2003г. о предоставлении истцу в собственность земельного участка площадью 2,0000га на территории Воробьевского сельского совета <адрес> Автономной Республики Крым для ведения личного сельского хозяйства и подтверждалось соответствующей экспликацией отводимых земель и иными документами. Сведения об образовании земельного участка с кадастровым номером 90:11:050501:781 площадью 2,0000 га содержатся в государственном акте о праве собственности на землю серия КМ № от ДД.ММ.ГГГГ, выданном истцу. В плане внешних границ в составе указанного государственного акта изображен контур земельного участка с указанием длин сторон и смежных землепользователей.
Таким образом, данный участок был образован и передан истцу в частную собственность до присоединения Республики Крым к РФ.
Из уведомления о приостановлении государственного кадастрового учета от ДД.ММ.ГГГГ КУВД-001/2022-54941406/1 следует, что действия по осуществлению кадастрового учета в отношении земельного участка с кадастровым номером 90:11:050501:781 приостановлены в связи с тем, что пересекает границы другого земельного участка, сведения о котором содержатся в ЕГРН. В результате загрузки координат представленного межевого плана выявлено, что уточняемый земельный участок пересекает границу земельного участка с кадастровым номером 90:11:000000:5689. По факту на земельный участок с кадастровым номером 90:11:050501:781 накладывается на земельный участок с кадастровым номером 90:11:000000:5689, статус учтенный. Земельный участок с кадастровым номером 90:11:000000:5689 был образован из земель ранее переданных в собственность.
Как следует из материалов дела земельный участок площадью 307107 кв.м, кадастровый №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: растениеводство, расположенный по адресу: <адрес>, с/п Воробьевское, принадлежит на праве собственности <адрес>( номер государственной регистрации права №, дата регистрации - ДД.ММ.ГГГГ. Данный участок сформирован на основании Приказа Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительного согласования предоставления земельного участка».
Принятию Приказа МИЗО РК от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка» предшествовал сбор сведений и согласований, который осуществлялся на основании письма МИЗО РК от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении сведений для подготовки схемы расположения земельного участка 90:11:000000:5689.
Ответы Государственного комитета по водному хозяйству и мелиорации РК от ДД.ММ.ГГГГ, Министерства экологии и природных ресурсов РК от ДД.ММ.ГГГГ, Министерства культуры РК от ДД.ММ.ГГГГ и Министерства строительства и архитектуры РК от ДД.ММ.ГГГГ не затрагивали вопрос о возможности пересечения границ образуемого земельного участка с ранее образованными земельными участками.
В письме <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ было указано, что поскольку сведения о наложении испрашиваемого земельного участка на земли паевого фонда отсутствуют в администрации <адрес>, рекомендовано запросить сведения в администрации муниципального образования Воробьевское сельское поселение.
Из письма МИЗО РК от ДД.ММ.ГГГГ № Ко-31/2380/2 следует, что в Администрацию муниципального образования Воробьевское сельское поселение с запросом о пересечении испрашиваемого земельного участка с землями паевого фонда (или с другими земельными участками) МИЗО РК не обращалось и в соответствии с положительными ответами, отсутствием сведений о наложении формируемого земельного участка на земли иных правообладателей, Минимуществом Крыма было принято решение об утверждении схемы расположения земельного участка в аренду.
Из материалов дела следует, что на основании указанного Приказа между Минимуществом и ООО «Агрохолдинг» ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор аренды земельного участка, согласно которому земельный участок площадью 307107 кв. м., с кадастровым номером 90:11:000000:5689 передан в аренду сроком на 49 лет.
Согласно положений ст.15 Закона №218-ФЗ с заявлением об установлении границ земельного участка в праве обращаться собственник земельного участка, путем предоставления заявления и пакета документов согласно положений ст.14 вышеуказанного Закона.
Государственный кадастровый учет осуществляется на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и необходимых в соответствии с ч.4 ст. 18 закона №218-ФЗ для осуществления такого учета документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральном законом порядке.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (п.7 ч.2 ст. 14 Закона №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
Согласно частям 8, 10 статьи 22 Закона №218-ФЗ, местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документах, подтверждающие право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Порядок исправления ошибок, содержащихся в ЕГРН, с ДД.ММ.ГГГГ урегулирован статьей 61 Закона № 218-ФЗ.
В соответствии с частью 3 статьи 61 Закона № 218-ФЗ под реестровой ошибкой понимается воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы или комплексные кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке межведомственного информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом, либо в порядке, установленном для осуществления государственного кадастрового учета до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке межведомственного информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки (документов, обеспечивающих исполнение такого решения суда).
Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости, в порядке:
1) осуществления государственного кадастрового учета в связи с изменением объекта недвижимости, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее с заявлением об осуществлении одновременно государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав либо с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета соответствующего объекта недвижимости;
2) внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее в таком порядке;
3) внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений в уведомительном или ином предусмотренном федеральным законом порядке, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее в таком порядке.
В случаях, если исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав.
Порядок исправления реестровых ошибок более детально регламентирован Приказом Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ N П/0241 "Об установлении порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, формы специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состава сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требований к ее заполнению, а также требований к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме, порядка изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки" (Зарегистрировано в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ N 63885).
В частности, порядок ведения ЕГРН устанавливает в том числе:
-структуру реестра объектов недвижимости и объем вносимых в него сведений;
-структуру реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества и объем вносимых в него сведений;
-правила внесения сведений в кадастр недвижимости, реестр прав на недвижимость, реестр границ.
Ведение ЕГРН осуществляется в электронной форме с использованием ФГИС ЕГРН. Настоящий приказ вступил в силу с момента признания утратившим силу аналогичного Приказа Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 943, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу.
В силу статей 68, 70 Земельного кодекса РФ формирование земельного участка происходит посредством землеустройства и кадастрового учета. Подтверждением существования недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально определенной вещи, являются сведения государственного кадастра недвижимости, внесенные в порядке, установленном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В соответствии с ч. 5 ст. 1 Закона №218-ФЗ государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Исходя из п. 56 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", суд вправе сделать выводы о допущенной кадастровой (реестровой) ошибке только в том случае, если вносимые изменения не повлекут нарушений прав и законных интересов других лиц и при отсутствии спора о праве на недвижимое имущество.
Земельный участок в понимании п. 3 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации, ч. 8 ст. 22 Закона №218-ФЗ - это часть земной поверхности, имеющая характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. Границы являются главным индивидуализирующим признаком земельного участка и определяются при выполнении кадастровых работ по межеванию (ч. 2 ст. 8 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости").
Целью исправления реестровой ошибки является приведение данных о фактических границах земельного участка, содержащихся в ЕГРН в соответствии с фактическими границами, установленными на местности, в соответствии с которыми земельный участок предоставлялся заявителю и существует на местности.
Исходя из положений Закона № 218-ФЗ, снятию с кадастрового учета могут подлежать: земельные участки, которые являются преобразуемыми (пункт 33 части 1 статьи 26); земельные участки, образуемые из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, в случае если заявление о государственном кадастровом учете было подано без заявления о регистрации права собственности (пункты 14, 15 статьи 41); ранее учтенные земельные участки при отсутствии в реестре сведений о правах на такие земельные участки (пункт 3 статьи 70); земельные участки, имеющие статус временных объектов недвижимости (часть 7 статьи 72).
Определением суда по гражданскому делу была назначена судебная землеустроительная экспертиза. Согласно выводам экспертов ООО « Межрегиональный центр Специализированной экспертизы», отраженных в судебной землеустроительной экспертизе №-С от ДД.ММ.ГГГГ, на местности границы земельных участков с кадастровыми номерами 90:11:050501:781 и 90:11:050501:5689 не закреплены ни временными ни долговременными межевыми знаками. Выявлено полное пересечение границ земельных участков КН 90:11:050501:781 и КН 90:11:000000:5689. Площадь участка пересечения составляет 20000 кв.м.
Экспертом выявлена первоначальная ошибка о границах земельного участка с кадастровым номером 90:11:000000:5689, которая допущена в схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории ( в приложении к Приказу от ДД.ММ.ГГГГ). Впоследствии ошибка воспроизведена в межевом плане по образованию будущего земельного участка КН 90:11:000000:5689, а оттуда перенесена в описание границ составе сведений ЕГРН.
Эксперт в п.6.3.4 заключения определил два варианта исправление реестровой ошибки:
- первый вариант - уточнение границ земельного участка с кадастровым номером 90:11:000000:5689, «вырезав» из него земельный участок 90:11:050501:781. В этом варианте юридически закрепленная граница земельного участка с кадастровым номером 90:11:050501:781 становится одновременно (новой) юридически закрепленной границей земельного участка с кадастровым номером 90:11:000000:5689 с уменьшением площади последнего на величину земельного участка 90:11:050501:781, то есть на 20 000 кв.м. Однако этот вариант может привести к невозможности исполнения решения суда.
-второй вариант - исключение из ЕГРН описания границ земельного участка с кадастровым номером 90:11:000000:5689, исключение из ЕГРН записи о регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ, а вместе с ней и записи о праве аренды 90:11:000000:5689-91/052/2022-2 от ДД.ММ.ГГГГ Свою позицию эксперт обосновывает следующим образом.
Как установил эксперт, МИЗО РК, издав Приказ от ДД.ММ.ГГГГ № об утверждении схемы расположения земельного участка, не располагало достоверной информацией о ранее образованных до ДД.ММ.ГГГГ земельных участках в границах части квартала 90:11:050501 вблизи села Воробьево. Как следствие, ни эксперт ФИО3, ни суд на момент вынесения решения по гражданскому делу № не могут знать об изменении местоположения границ земельного участка 90:11:000000:5689, которые произойдут после вступления в силу решения суда по гражданскому делу №. При таких условиях предложение экспертом варианта уточнения местоположения границ земельного участка 90:11:000000:5689 с целью исключения из его состава земельного участка 90:11:050501:781, включение нового (исправленного) списка координат характерных точек уточненных границ земельного участка 90:11:000000:5689 в резолютивную часть решения суда, скорее всего, сделают невозможным исполнение органом по государственной регистрации права решения суда. Для того чтобы «сохранить» земельный участок 90:11:000000:5689 в измененных границах, не снимать его с кадастрового учета и не исключать из ЕГРН записи о праве, эксперт должен располагать, во-первых, достоверной информацией не только обо всех судебных процессах в отношении земельного участка 90:11:000000:5689, и, во-вторых, знать точно содержание всех решений суда об изменении границ указанного земельного участка. В-третьих, на момент составления экспертом своего Заключения он должен владеть бесспорной информацией о том, в каком порядке Госкомрегистр будет исполнять решения суда и какое координатное описание уточненных границ земельного участка 90:11:000000:5689 в ЕГРН будет крайним (последним), что позволило бы эксперту составить следующий по очереди список координат характерных точек уточенных границ земельного участка 90:11:000000:5689.
Эксперт исключает такой вариант исправления реестровой ошибки как уточнение местоположения границ земельного участка КН 90:16000000:5689. Исправление реестровой ошибки, а вместе с этим и исполнение решения суда возможно только в случае снятия с кадастрового учета земельного участка КН 90:11:000000:5689 и исключение из ЕГРН записи о регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ а вместе с ней и записи о праве аренды 90611:00000065689-91/052/2022-2 от ДД.ММ.ГГГГ.
Выводы эксперта сторонами не оспаривались.
Оценивая указанное заключение эксперта, суд учитывает, что при проведении исследования экспертом приняты во внимание все материалы гражданского дела, представленные на экспертизу, и им сделан соответствующий анализ, что отражено в исследовательской части заключения эксперта. Экспертиза проведена полно, объективно, достаточно ясно, квалификация и уровень знаний эксперта сомнений у суда не вызывает. Оснований сомневаться в объективности и беспристрастности эксперта не имеется, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что заключение эксперта является допустимым доказательством.
На основании вышеизложенного и в связи с тем, что законом №218-ФЗ не предусмотрено аннулирование и исключение из ЕГРН сведений о ранее учтенных земельных участках, суд считает возможным, для защиты имущественных прав истца, и не оспаривая права ответчика на земельный участок, признать образование земельного участка площадью 307107 кв.м, кадастровый №, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – растениеводство, находящегося по адресу: <адрес>, Воробьевское с/п принадлежащего Республики Крым за номером государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ (собственность), образованного на основании Приказа Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительного согласования предоставления земельного участка», без учета границ ранее образованного земельного участка с кадастровым номером 90:11:050501:781.
Также суд признает наличие реестровой ошибки и считает возможным устранить ее по предложенному экспертом варианту №, установив границы земельного участка истца в соответствии с заключением эксперта №-С от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с положениями ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой оспариваемых прав, свобод и законных интересов.
По смыслу указанных норм защите подлежат лишь нарушенные или оспоренные права, при этом обязанность по доказыванию самого наличия такого права и его нарушения кем-либо, лежит на лице, обратившемся в суд.
При этом необходимо отметить то, что избираемый гражданином способ защиты права, которое лицо считает нарушенными, должен соответствовать нарушенному или оспариваемому праву, а также отвечать требованиям закона.
Таким образом, судом установлены правовые основания для удовлетворения требований истца в полном объеме заявленных требований.
В соответствии со ст. 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек.
К судебным расходам, понесенных истцом при рассмотрении дела, следует отнести расходы по оплате государственной пошлины в размере 1200,00 руб.. Также из материалов дела следует, что истцом при рассмотрении дела по существу были понесены расходы, связанные с проведением судебной землеустроительной экспертизы в размере 25 000,00 руб., о чем свидетельствует платежный документ № от ДД.ММ.ГГГГ..
Согласно ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Таким образом, суд приходит к выводу о взыскании с ответчика- Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым в пользу судебные расходы в размере 26 200 руб. 00 коп.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 67, 98, 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Признать земельный участок с кадастровым номером 90:11:000000:5689 по адресу: Российская Федерация, <адрес>, с/п Воробьевское, собственник - <адрес>, образованный на основании Приказа Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка», образованным без учета границ ранее образованного земельного участка с кадастровым номером 90:11:050501:781, расположенного по адресу: <адрес>, Воробьевский с/с.
Признать реестровой ошибкой сведения о границах земельного участка с кадастровым номером 90:11:000000:5689 по адресу: Российская Федерация, <адрес>, с/п Воробьевское, собственник -<адрес>.
Провести государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером 90:11:000000:5689, по адресу: Российская Федерация, <адрес>, с/п Воробьевское, собственник - <адрес> путем уменьшения его размера в связи с исключением из него контура земельного участка с кадастровым номером 90:11:050501:781.
Установить границы принадлежащего ФИО1 земельного участка площадью 20000 кв. м, с кадастровым номером 90:11:050501:781, расположенного по адресу: <адрес>, Воробьевский с/с со следующими координатами поворотных точек границ:
Сведения о характерных точках границы земельного участка | ||||
Система координат: СК кадастрового округа, зона 4Зона № | ||||
Номер точки | Координаты | Примечания | Средняя квадратическая погрешность определения координат характерных точек границ земельного участка, м | |
X | Y | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | 5013274.51 | 4359771.43 | ФИО5 в госакте от ДД.ММ.ГГГГ | 0.1 |
2 | 5013271.04 | 4359962.61 | ФИО6 в госакте от ДД.ММ.ГГГГ | 0.1 |
3 | 5013166.07 | 4359966.33 | ФИО7 в госакте от ДД.ММ.ГГГГ | 0.1 |
4 | 5013169.55 | 4359776.15 | ФИО8 в госакте от ДД.ММ.ГГГГ | 0.1 |
1 | 5013274.51 | 4359771.43 | ФИО5 в госакте от ДД.ММ.ГГГГ | 0.1 |
Взыскать с Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым в пользу ФИО1 судебные расходы по оплате судебной землеустроительной экспертизы в размере 25 000 руб. 00 коп., по оплате государственной пошлины в размере 1200 руб. 00 коп..
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Сакский районный суд Республики Крым в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья М.И. Мазалова