Дело № 2а-151/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 мая 2017 года |
с.Яшкуль |
Яшкульский районный суд Республики Калмыкия в составе:
председательствующего - судьи Очировой З.Г.,
при секретаре – Чонаевой Б.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 2» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Калмыкия (далее –ФКУ ИК-2) к Киселеву С.А. об установлении административного надзора,
у с т а н о в и л :
Начальник ФКУ ИК-2 Батаев П.П. обратился в суд с административным исковым заявлением к Киселеву С.А. об установлении административного надзора, мотивируя следующим.
Киселев С.А. осужден 03 октября 2013 года приговором *** по п. «а» ч.3 ст.158, ч. 2 ст. 228 УК РФ, ч.3 ст.69 УК РФ к 4 годам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима. Назначенное наказание отбывает в ФКУ ИК-2 и *** года подлежит освобождению из колонии в связи с отбытием назначенного ему судом срока наказания. В период отбывания наказания осужденный зарекомендовал себя с отрицательной стороны, неоднократно нарушал установленный порядок отбывания наказания, за что имеет ряд взысканий. 16 апреля 2015 года признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, что в соответствии с ч. 3 ст. 3 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» является основанием для установления в отношении него административного надзора после его освобождения из исправительного учреждения.
В связи с изложенным, просит суд установить в отношении Киселева С.А. административный надзор на срок 3 года со следующими административными ограничениями: запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, с 22 до 6 часов; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка четыре раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
В судебном заседании представитель административного истца Худынов А.Н. поддержал заявленные требования в полном объеме.
Административный ответчик Киселев С.А. пояснив, что согласен с основаниями и сроком, предусмотренными для установления административного надзора, выразил свое несогласие в части возложения административных ограничений в виде обязательной явки четыре раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства для регистрации и характеристикой администрации исправительного учреждения, в которой имеется указание, что он является исповедником определенного религиозного течения (ислама) и состоит в данной общине, посещает молельную комнату.
Прокурор Бивеев С.Н. полагал необходимым удовлетворить административное исковое заявление, поскольку имеются все законные основания для установления административного надзора после освобождения из мест лишения свободы в отношении Киселева С.А.
Выслушав представителя административного истца, пояснения административного ответчика, мнение прокурора, исследовав материалы административного дела и личного дела, суд находит административное исковое заявление подлежащим частичному удовлетворению, по следующим основаниям.
Частью 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации установлено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, предусмотрены гл. 29 Кодекса административного судопроизводства РФ и Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее по тексту - Федеральный закон № 64-ФЗ).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 64-ФЗ административный надзор - осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в ст. 3 данного Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 64-ФЗ административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных ч. 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: 1.тяжкого или особо тяжкого преступления; 2. преступления при рецидиве преступлений; 3. умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.
В соответствии с ч. 3 ст. 3 названного Закона в отношении указанного в ч. 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Понятие рецидива и его виды определены в Уголовном кодексе РФ, в соответствии со ст. 18 которого рецидивом признается совершение умышленного преступления лицом, имеющим судимость за ранее совершенное умышленное преступление.
Киселев С.А. осужден 03 октября 2013 года приговором *** по п. «а» ч. 3 ст. 158, ч. 2 ст. 228 УК РФ, ч.3 ст.69 УК РФ к 3 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Указанным приговором в действиях Киселева С.А. установлен рецидив преступлений, однако не указан вид рецидива.
Как установлено судом и подтверждается материалами исследованного в судебном заседании личного дела административного ответчика, Киселев С.А. ранее судим 10 сентября 2009 года приговором *** по ч. 3 ст. 30, п.п. «в», «г» ч. 2 ст. 161 УК РФ к 2 годам 4 месяцам лишения свободы в исправительной колонии общего режима, освобожден 16 сентября 2011 года по отбытию срока наказания.
Пунктом 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 года № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об установлении административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» установлено, что при отсутствии в приговоре указания на наличие рецидива преступлений в действиях лица, в отношении которого устанавливается административный надзор, суд в рамках дела об административном надзоре не вправе самостоятельно устанавливать данные обстоятельства. Если в приговоре имеются сведения о совершении указанным лицом преступления при рецидиве преступлений, однако вид рецидива не определен, административный надзор может быть установлен при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 3 Федерального закона № 64-ФЗ.
С *** Киселев С.А. отбывает наказание в ФКУ ИК-2, администрацией которого он характеризуется отрицательно. Не трудоустроен из-за отсутствия желания работать, к труду относится отрицательно. В общественной жизни отряда и колонии участие не принимает. К мероприятиям воспитательного характера относится посредственно. За период отбывания наказания поощрений не имеет, при этом неоднократно нарушал установленный порядок отбывания наказания, имеет 16 взысканий, в виде выговоров и водворения в штрафной изолятор, которые являются действующими. Постановлением начальника ФКУ ИК-2 от 16 апреля 2015 года Киселев С.А. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания и в этот же день переведен в строгие условия отбывания наказания.
Согласно п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 года № 15 проверка законности и обоснованности постановления начальника исправительного учреждения о признании лица злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, не осуществляется судом в порядке главы 29 КАС РФ. Вместе с тем факт признания административного ответчика злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания либо привлечения его к административной ответственности не предопределяет выводы суда о необходимости установления административного надзора. При решении данного вопроса должны учитываться: вся совокупность доказательств, обстоятельства, положенные в основу постановления о признании лица злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания либо установленные вступившими в законную силу постановлениями по делам об административных правонарушениях, характер допущенных нарушений, последующее поведение лица в исправительном учреждении после признания его злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, срок, истекший с момента признания лица злостным нарушителем порядка отбывания наказания, а также обстоятельства, не исследованные при рассмотрении дел о совершенных этим лицом административных правонарушениях.
Из представленных материалов и личного дела административного ответчика следует, что Киселев С.А. за время отбывания наказания 16 раз подвергался дисциплинарным взысканиям, в том числе ***, ***, ***, ***, ***, *** – в виде водворения в штрафной изолятор.
Постановлением начальника ФКУ ИК-2 от *** Киселев С.А. за нарушение установленного порядка отбывания наказания переведен в помещение камерного типа на три месяца, где продолжил допускать нарушения установленного порядка отбывания наказания. Последнее взыскание в виде выговора получено им ***, все взыскания в настоящее время являются действующими.
*** осужденный подлежит освобождению по отбытии срока наказания.
Какие-либо основания ставить под сомнение материалы, содержащие сведения, характеризующие Киселева С.А. в период отбывания наказания, у суда отсутствуют.
Таким образом, поскольку Киселев С.А. имеет судимость за совершение преступления при рецидиве преступлений, в период отбывания наказания признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, административный надзор в отношении него подлежит установлению на основании ч.1 и ч.3 ст.3 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ.
В силу ст. 4 и 5 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации. Установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.
В отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при рецидиве преступлений и признанного в период отбывания наказания злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, административный надзор устанавливается на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством РФ для погашения судимости.
В соответствии со ст.15 УК РФ преступления, предусмотренные п. «а» ч. 3 ст. 158 УК РФ и ч. 2 ст. 228 УК РФ относятся к категории тяжких преступлений, судимость за которые, согласно п. "г" ч. 3 ст. 86 УК РФ в редакции, действовавшей на момент совершения Киселевым С.А. преступлений, погашается по истечении 6 лет после отбытия наказания.
Таким образом, в отношении Киселева С.А. административный надзор может быть установлен на срок от одного года до трех лет.
Согласно положений ч. 8 ст. 272 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при разрешении административного дела об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений суд не связан изложенным в административном исковом заявлении мнением о сроке установления административного надзора и (или) видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учетом конкретных обстоятельств административного дела может установить иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений, а также иные сроки в пределах, установленных федеральным законом.
Из материалов личного дела следует, что Киселев С.А. до момента заключения под стражу фактически проживал по адресу: ***.
С учетом обстоятельств, характера и степени общественной опасности совершенного Киселевым С.А. преступления, данных о его личности, отрицательного поведения в период отбывания наказания суд считает необходимым установить в отношении него административный надзор на срок 3 года со следующими административными ограничениями: обязательная явка два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации, запрещение выезда за пределы территории *** и запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом его жительства или пребывания, в период времени с 23 до 6 часов.
Установление указанных административных ограничений, одно из которых является обязательным, направленных для предупреждения совершения поднадзорным лицом преступлений и других правонарушений, оказания на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов, суд считает достаточным для достижения целей административного надзора, отвечающим задачам административного надзора и обеспечивающим достижение справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства без назначения иных административных ограничений.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ срок административного надзора подлежит исчислению со дня постановки Киселева С.А. на учет в органе внутренних дел по месту жительства или пребывания.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 174-180, 273 КАС РФ, суд
р е ш и л :
Административное исковое заявление Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 2» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Калмыкия об установлении административного надзора в отношении Киселева С.А. – удовлетворить частично.
Установить в отношении Киселева С.А. административный надзор на срок 3 (три) года со следующими административными ограничениями:
- запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом его жительства либо пребывания, с 23 до 6 часов;
- запрещение выезда за пределы территории ***;
- обязательная явка два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Срок административного надзора исчислять со дня постановки Киселева С.А. на учет в органе внутренних дел по месту жительства или пребывания.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Калмыкия в течение 10 дней со дня его принятия, через Яшкульский районный суд Республики Калмыкия.
Председательствующий Очирова З.Г.