Административное дело № 2А-908/2020
УИД № 44RS0028-01-2020-001035-03
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Кострома |
14 августа 2020 года |
Костромской районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи К.А.Батухиной,
при секретаре судебного заседания С.А.Мызенко,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2А-908/2020 (УИД №44RS0028-01-2020-001035-03) по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 7 по Костромской области к Стрельцовой Е.Е. о взыскании задолженности по обязательным налоговым платежам,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России №7 по Костромской области обратилась с административным иском к Е.Е.Стрельцовой о взыскании задолженности по обязательным налоговым платежам.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что на налоговом учете в качестве налогоплательщика состоит Е.Е.Стрельцова. По данным ЕГРН Е.Е.Стрельцова была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя ИФНС по г. Костроме с 29 октября 2014 года за ОГРН №.... Прекратила свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя с 16 января 2019 года. В период осуществления предпринимательской деятельности административный ответчик являлась плательщиком задолженности по налогу на доходы физических лиц и по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности. В связи с тем, что налог на доходы физических лиц не был своевременно уплачен, на сумму недоимки начислены пени: пеня на недоимку по налогу на доходы физических лиц за 1-4 кварталы 2016 года за период с 1 января 2017 года по 21 апреля 2017 года в размере 446 рублей 18 копеек. Налоговой инспекцией на указанную задолженность выставлены требования от 25 января 2017 года №..., от 21 апреля 2017 года №..., в которых сообщалось о наличии задолженности по налогу и о сумме начисленной на сумму недоимки пени. 15 января 2018 года Е.Е.Стрельцова представила в ИФНС по г. Костроме налоговую декларацию по ЕНВД за 4 квартал 2017 года к уплате в бюджет по сроку 25 января 2018 года 93 926 рублей. В связи с частичной уплатой продекларарированного налога к взысканию составляет 71 634 рубля 70 копеек. В связи с тем, что налог не убыл уплачен, на сумму недоимки начислены пени. Пеня начислена в размере 1 470 рублей 06 копеек за период с 26 января 2018 года по 1 февраля 2018 года на недоимку по ЕНВД за 4 квартал 2017 года. Налоговой инспекцией на указанную задолженность выставлено требование от 22 февраля 2018 года №..., в котором сообщалось о наличии задолженности по налогу и о сумме начисленной на сумму недоимки пени.
На основании вышеизложенного и со ссылками на статьи 23, 48, 59, 69, 70, 75, 227, 346.32 НК Российской Федерации, Межрайонная ИФНС России № 7 по Костромской области просит суд взыскать с Е.Е.Стрельцовой пени по налогу на доходы физических лиц в размере 446 рублей 18 копеек, задолженность по единому налогу а вмененный доход в размере 71 634 рубля 70 копеек, пени по единому налогу на вмененный доход в размере 1 470 рублей 06 копеек.
Одновременно с подачей заявления административным истцом заявлено ходатайство в порядке статьи 95 КАС Российской Федерации о восстановлении пропущенного срока для подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций.
Административный истец Межрайонная ИФНС России № 7 по Костромской области, будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного заседания, в суд своего представителя не направила, в телефонограмме, адресованной суду, представитель ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Административный ответчик Е.Е.Стрельцова о времени и месте судебного заседания извещалась надлежащим образом посредством направления заказной корреспонденции; в суд не явилась, ходатайств об отложении судебного заседания, равно как своё отношение по существу заявленных требований, суду не представила.
Руководствуясь статьями 150, 289 КАС Российской Федерации суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Основными началами законодательства о налогах и сборах, определенных в пункте 1 статьи 3 НК Российской Федерации, указана обязанность каждого лица уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
В соответствии с пунктом 1 статьи 207 НК Российской Федерации налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 227 НК Российской Федерации исчисление и уплату налога на доходы физических лиц производят налогоплательщики физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности.
В силу пункта 2 статьи 227 НК Российской Федерации налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 227 НК Российской Федерации общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисляется налогоплательщиком с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате налогоплательщику дохода, а также сумм авансовых платежей по налогу, фактически уплаченных в соответствующий бюджет.
В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 229 НК Российской Федерации налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено статьей 227.1 настоящего Кодекса.
Судом установлено, что в период с 29 октября 2004 года по 16 января 2019 года являлась индивидуальным предпринимателем и в силу главы 23 НК Российской Федерации являлась плательщиком налога на доходы физических лиц.
Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту жительства (месту учета по иному основанию, установленному настоящим Кодексом, - при отсутствии места жительства) налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Межрайонной ИФНС России № 7 по Костромской области был исчислен налог на доходы физических лиц за 2016 год.
В связи с несвоевременной уплатой налога на недоимку по налогу начислены пени.
На основании статьи 69 НК Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В адрес Е.Е.Стрельцовой налоговой инспекцией направлялись требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов от 25 января 2017 года №... и от 21 апреля 2017 года №..., в которых сообщалось о наличии задолженности перед бюджетом и предлагалось в срок до 25 января 2017 года и до 16 мая 2017 года соответственно оплатить существующую задолженность.
Согласно пункту 1 статьи 346.28 НК Российской Федерации налогоплательщиками являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории муниципального района, городского округа, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, в которых введен единый налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом, и перешедшие на уплату единого налога в порядке, установленном настоящей главой. Организации и индивидуальные предприниматели переходят на уплату единого налога добровольно.
В силу статьи 346. 30 НК Российской Федерации налоговым периодом по единому налогу признается квартал.
На основании пункта 1 статьи 346.32 НК Российской Федерации уплата единого налога производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по месту постановки на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика единого налога в соответствии с пунктом 2 статьи 346.28 настоящего Кодекса.
Из материалов дела следует, что Е.Е.Стрельцова осуществляла деятельность в качестве индивидуального предпринимателя в период с 29 октября 2004 года по 16 января 2019 года; в указанный период являлась плательщиком единого налога на вмененный доход.
Е.Е.Стрельцова представила в ИФНС по г. Костроме налоговую декларацию по ЕНВД за 4 квартал 2017 года к уплате в бюджет по сроку 25 января 2018 года 93 926 рублей.
Указанный налог частично был уплачен. Задолженность по налогу составила 71 634 рубля 70 копеек.
На указанную недоимку начислены пени в размере 1 470 рублей 06 копеек. В адрес налогоплательщика налоговой инспекцией выставлено требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов от 22 февраля 2018 года №..., в котором сообщалось о наличии у Е.Е.Стрельцовой задолженности по единому налогу на вмененный доход и начисленных на сумму недоимки пени, а также предлагалось в срок до 19 марта 2018 года погасить указанную задолженность.
До настоящего времени в бюджет денежные средства в счет погашения указанной задолженности не поступили. Доказательств обратного суду не представлено.
В силу пункта 2 статьи 48 НК Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок может быть восстановлен судом.
Таким образом, в силу требований статьи 48 НК Российской Федерации шестимесячный срок, в течение которого налоговый орган мог обратиться в суд с заявлением о взыскании с Е.Е.Стрельцовой недоимки по налогам истёк 19 сентября 2018 года.
Из материалов дела следует, что налоговый орган обратился в суд с административным иском к Е.Е.Стрельцовой о взыскании задолженности по обязательным налоговым платежам и санкциям (пени) 8 июля 2020 года. Следовательно, к моменту подачи административного искового заявления срок для предъявления требований истёк, что не отрицается и стороной административного истца.
Бремя доказывания обстоятельств, обосновывающих уважительность причин пропуска срока, возложено на административного истца (налоговый орган), что следует как из общего правила распределения обязанности по доказыванию, установленного статьёй 62 КАС Российской Федерации, так и специальной нормы, предусмотренной частью 4 статьи 289 КАС Российской Федерации.
Пропуск срока для подачи заявления о взыскании обязательных платежей и санкций административным истцом мотивирован техническими причинами, вызванными сбоем компьютерной программы. Однако соответствующих доказательств административным истцом суду не представлено. Кроме того, сам по себе сбой в работе программного обеспечения не свидетельствует об уважительности причин пропуска срока на обращение в суд в течение всего шестимесячного срока (с 19 марта 2018 года по сентября 2018 года).
С учётом установленных обстоятельств суд не усматривает оснований для восстановления административному истцу срока для взыскания с Е.Е.Стрельцовой задолженности по обязательным налоговым платежам в объёме заявленных требований. В связи с чем, суд приходит к выводу об отказе Межрайонной ИФНС России № 7 по Костромской области в удовлетворении заявленных к Е.Е.Стрельцовой административных требований.
По смыслу положений статьи 44 НК Российской Федерации утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер к взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.
Согласно взаимосвязанному толкованию норм подпункта 5 пункта 3 статьи 44 и подпункта 4 пункта 1 статьи 59 НК Российской Федерации исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.
Принимая во внимание, что в связи с пропуском срока подачи заявления в суд Межрайонной ИФНС России № 7 по Костромской области утрачена возможность взыскания с Е.Е.Стрельцовой заявленной задолженности по налогу на доходы физических лиц и единому налогу на вмененный доход, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания указанной задолженности безнадежной к взысканию.
Руководствуясь статьями 175, 180, 290 КАС Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Отказать Межрайонной ИФНС России № 7 по Костромской области в удовлетворении административных исковых требований к Стрельцовой Е.Е. о взыскании задолженности по обязательным налоговым платежам и санкиям, в связи с пропуском срока обращения в суд.
Признать безнадежной ко взысканию задолженность Стрельцовой Е.Е., ... года рождения, уроженки ..., ИНН №... по пени по налогу на доходы физических лиц в размере 446 рублей 18 копеек, задолженность по единому налогу а вмененный доход в размере 71 634 рубля 70 копеек, пени по единому налогу на вмененный доход в размере 1 470 рублей 06 копеек, а всего в общей сумме: 73 550 (Семьдесят три тысячи пятьсот пятьдесят) рублей 94 копейки.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Костромской районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья |
К.А.Батухина |