Дело № 2-123/2016
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
23 мая 2016 года пос. Рамешки
Рамешковский районный суд Тверской области в составе
председательствующего судьи Марковой В.В.
при секретаре Романовой В.Н.
с участием прокурора Савельева К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Рамешковского района Тверской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению «Рамешковская средняя общеобразовательная школа», администрации муниципального образования Тверской области «Рамешковский район», Рамешковскому районному отделу образования об обязании установить ограждение территории муниципального общеобразовательного учреждения «Рамешковская средняя общеобразовательная школа», расположенного по адресу: Тверская область, п. Рамешки, ул. Советская, д. 47, в соответствии с требованиями СанПиН и СН в срок до (дата),
У С Т А Н О В И Л:
прокурор Рамешковского района Тверской области обратился в суд с исковым заявлением с требованием обязать муниципальное общеобразовательное учреждение «Рамешковская средняя общеобразовательная школа», администрацию муниципального образования Тверской области «Рамешковский район» установить ограждение территории муниципального общеобразовательного учреждения «Рамешковская средняя общеобразовательная школа» в срок до (дата).
Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой Рамешковского района проведена проверка исполнения законодательства о санитарно- эпидемиологическом благополучии населения и противодействия терроризму в части соблюдения требований к участку образовательного учреждения МОУ «Рамешковская СОШ», расположенного по адресу: Тверская область, Рамешковский район, ул. Советская, д. 47. Проверкой установлено, что территория школы не имеет соответствующего ограждения, проход на территорию ничем не ограничен, при этом здание школы не прилегает к проезжей части улицы и пешеходному тротуару.
Ссылаясь на положения и требования Концепции о противодействии терроризму в Российской Федерации, ФЗ «О противодействии терроризму», ФЗ «Об образовании в РФ», ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также нормы п. 3.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидимиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», указывает, что во исполнение требований законодательства, соблюдения интересов обучающихся, для создания безопасных условий обучения, необходимо установление ограждения территории школы.
В судебном заседании (дата) прокурор Рамешковского района Тверской области Горячев В.А., действующий в интересах неопределенного круга лиц, заявленные требования уточнил, указав, что территория школы, расположенной по адресу: Тверская область, Рамешковский район, ул. Советская, д. 47, не огорожена надлежащим образом. Лишь с фронтальной стороны здания имеется провисшее ограждение высотой до 1 м., что не может свидетельствовать о надлежащем ограждении школы. В соответствии со специальными нормами п. 3.1 СанПиН 2.(дата)-10 территория общеобразовательной организации должна быть ограждена и озеленена. Отсутствие ограждения территории допускается только со стороны стен здания, непосредственно прилегающих к проезжей части улицы или пешеходному тротуару. Согласно СН 441-72* общеобразовательные школы оборудуются ограждением высотой 1,2 м в виде стальной сетки. На основании изложенного просил обязать муниципальное общеобразовательное учреждение «Рамешковская СОШ», администрацию муниципального образования Тверской области «Рамешковский район» установить ограждение территории муниципального общеобразовательного учреждения «Рамешковская средняя общеобразовательная школа», расположенного по адресу: Тверская область, п. Рамешки, ул. Советская, д. 47 в соответствии с требованиями СанПИн и СН в срок до (дата).
Определением суда от (дата) в качестве ответчика привлечен Рамешковский районный отдел образования.
В судебном заседании прокурор Савельев К.А. исковые требования и доводы искового заявления с учетом дополнении поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
Материальные истцы МО МВД России «Бежецкий», ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области в Бежецком районе, извещены надлежащим образом, представили суду ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие, поддерживают иск прокурора в полном объеме.
Представитель ответчика - МОУ «Рамешковская СОШ» в судебное заседание не явился, о дне и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, представил суду заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Представитель ответчика – администрации муниципального образования Тверской области «Рамешковский район» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не заявлено.
Представитель ответчика - Рамешковского районного отдела образования в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не заявлено.
Суд, заслушав прокурора, исследовав материалы дела, считает, что требование прокурора Рамешковского района Тверской области является обоснованным и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно положениям ст. 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ в редакции от 02 марта 2016 года "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Исходя из содержания п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательном учреждении.
Согласно положениям ст. 28 вышеназванного ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами и создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации. При этом образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Положениями п. 11 и п. 15 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 05 октября 2009 года основными задачами противодействия терроризму являются обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей. При этом предупреждение (профилактика) терроризма предполагает решение такой задачи, как разработка мер и осуществление мероприятий по устранению причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма
Данная концепция предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления (п. п. 7, 29).
В соответствии с требованиями ст. 2, 3, 5 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» в целях противодействия терроризму органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке должны осуществлять мероприятия по противодействию терроризму по организации разработки и осуществления мер по предупреждению терроризма и минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма. Результатом реализации указанных полномочий органов местного самоуправления должно являться обеспечение безопасности объектов с пребыванием людей. В том числе и муниципальных образовательных учреждений.
В соответствии с п. 3 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
Согласно п. 6.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" участие в профилактике терроризма и экстремизма на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 указанного Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
По смыслу ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны выполняться требования санитарного законодательства.
Как следует из п.п. 1, 3 ст. 39 вышеназванного закона на территории РФ действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченном осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством РФ. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно требованиям п. 3.1 СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189 в редакции от 24 ноября 2015 года «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», территория общеобразовательной организации должна быть ограждена и озеленена. Отсутствие ограждения территории допускается только со стороны стен здания, непосредственно прилегающих к проезжей части улицы или пешеходному тротуару.
Прокуратурой Рамешковского района Тверской области проведена проверка соблюдения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и противодействию терроризму в части соблюдения требований к участку общеобразовательного учреждения МОУ «Рамешковская СОШ», расположенного по адресу: Тверская область, Рамешковский район, ул. Советская, д. 47. В ходе проверки установлено, что территория земельного участка, предоставленного МОУ «Рамешковская СОШ» не имеет ограждения.
Как следует из информации Рамешковского районного отдела образования от (дата) в МОУ «Рамешковская СОШ» отсутствует ограждение территории ....
Согласно Уставу, утвержденному приказом от 13 ноября 2014 года № 303 Рамешковского районного отдела образования, МОУ «Рамешковская средняя общеобразовательная школа», является муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением, юридическим лицом, имеет обособленное имущество, план финансово-хозяйственной деятельности. Финансовое обеспечение деятельности осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании плана финансово-хозяйственной деятельности. Учредителем является МО «Рамешковский район Тверской области» в лице Рамешковского районного отдела образования Администрации Рамешковского района. Собственником имущества учреждения является МО «Рамешковский район Тверской области» в лице уполномоченного органа Комитета по управлению имуществом Рамешковского района. Собственник имущества Учреждения не несет ответственности по обязательствам Учреждения. Учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за ним собственником, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого и имущества, закрепленного за учреждением или приобретенного учреждением за счет выделенных средств, а также недвижимого имущества. Единоличным исполнительным органом учреждения является директор учреждения.
В соответствии с п. 1.2 Устава МОУ «Рамешковская СОШ» учреждение обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности.
Согласно п. 1.1, 1.5, 1.7, 2.5, 2,12, 2.14, 2.15 Положения Рамешковский районный отдел образования является юридическим лицом, организационно самостоятельным органом самоуправления в области образования, осуществляет управление деятельностью подведомственных ему учреждений, на него возложено обеспечение гарантий прав граждан на образование, социальную защиту детей, подростков и работников системы образования, контроль исполнения законов РФ «Об образовании в образовательном учреждении», планирование и контроль за выполнением мероприятий, обеспечивающих охрану жизни и здоровья детей, подростков в общеобразовательных учреждениях, разработка и обоснование бюджета системы образования района, планов капитального ремонта, строительства, материально-технического обеспечения подведомственных учреждений. При этом отдел образования согласно п. 3.5 создает финансовые и материально-технические условия для функционирования учреждений образования.
Таким образом, полномочиями по проведению мероприятий по противодействию терроризму, в том числе по созданию безопасных условий обучения в общеобразовательной школе, обладают и общеобразовательная организация и органы местного самоуправления муниципального района в лице администрации муниципального образования Тверской области «Рамешковский район» и Рамешковского районного отдела образования.
Исходя из положений ст. 123.22 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено. По обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения.
Анализируя положения п. 5 ст. 123.22 ГК РФ, суд приходит к выводу, что в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательства по созданию условий обучения, соответствующих требованиям законодательства, не является понятием равнозначным неисполнению либо ненадлежащему исполнению обязательства бюджетным учреждением, связанным с причинением вреда гражданам, в связи с чем при рассмотрении настоящих требований прокурора приходит к выводу, о том что МОУ «РСОШ» в данных гражданских правоотношениях несет самостоятельную ответственность, без привлечения в качестве субсидиарного ответчика собственника в лице Комитета по управлению имуществом Рамешковского района.
В нарушении п. 3.1 СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» и положений СН 441-72 ограждение территории МОУ «Рамешковская СОШ» в надлежащем виде отсутствует.
Имеются специальные строительные нормы "СН 441-72*. Указания по проектированию ограждений площадок и участков предприятий, зданий и сооружений", утвержденные Постановлением Госстроя СССР от 26 мая 1972 года № 99, которые определяют технические характеристики ограждения для общеобразовательных учреждений, а именно в соответствии с п. 4 общеобразовательные школы оборудуются ограждением высотой 1,2 м в виде стальной сетки (живая изгородь для участков внутри микрорайонов).
Судом установлено, что установка ограждения территории общеобразовательного учреждения отвечает требованиям законодательства РФ, направлена на обеспечение безопасности обучающихся, воспитанников и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц, на предотвращение неблагоприятного воздействия на организм обучающихся вредных факторов и условий, сопровождающих их учебную деятельность.
От представителей ответчиков возражений не поступило, наличие нарушений, выраженных в отсутствии надлежащего ограждения, не оспаривалось.
При таких обстоятельствах, имеются законные основания для возложения на ответчиков обязанности установить ограждение территории общеобразовательного учреждения, поскольку выполнение указанного мероприятия необходимо для предотвращения возникновения угрозы жизни и здоровью детей, поскольку установка ограждения образовательного учреждения отвечает требованиям законодательства РФ и направлена на обеспечение безопасности обучающихся, воспитанников и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц, на предотвращение неблагоприятного воздействия на организм обучающихся вредных факторов и условий, сопровождающих их учебную деятельность, соответственно исковые требования прокурора подлежат полному удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение «Рамешковская средняя общеобразовательная школа», администрацию муниципального образования Тверской области «Рамешковский район», Рамешковский районный отдел образования установить ограждение территории муниципального общеобразовательного учреждения «Рамешковская средняя общеобразовательная школа», расположенного по адресу: Тверская область, п. Рамешки, ул. Советская, д. 47, в соответствии с требованиями СанПИн и СН в срок до (дата).
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Рамешковский районный суд Тверской области в течение одного месяца со дня его вынесения.
Судья подпись
Решение в законную силу не вступило.