Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 сентября 2020 года пос. Чернь Тульской области
Чернский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего судьи Васькова Е.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Булавинцевой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-261/20 по иску Гришиной З.С. к администрации МО Северное Чернского района Тульской области о признании права собственности на блок жилого дома в порядке наследования,
у с т а н о в и л :
Гришина З.С. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования Северное Чернского района Тульской области о признании права собственности на блок (часть) жилого дома в порядке наследования, мотивируя свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ умер её муж – Г, что подтверждается свидетельством о его смерти. После смерти мужа открылось наследство, состоящее из земельного участка и жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Истец обратилась к нотариусу <данные изъяты> с заявлением о принятии наследства. Нотариусом было заведено наследственное дело. ДД.ММ.ГГГГ нотариусом ей было выдано свидетельство о праве на наследство по закону, согласно которому она является наследником земельного участка <данные изъяты> Также, нотариусом было разъяснено, что свидетельство о праве на наследство на часть жилого дома не может быть выдано, поскольку не были представлены правоустанавливающие документы, подтверждающие право собственности наследодателя на данное недвижимое имущество и было рекомендовано обратиться в суд. Постановлением главы администрации МО Северное Чернского района Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ № спорному жилому помещению присвоен адрес: <адрес>. Согласно техническому паспорту, жилой одноэтажный дом в котором проживал наследодатель, состоит из двух частей, имеющих отдельные выходы на земельный участок. Собственником другой части жилого дома является Мартынов Ю.А. С учетом уточненных исковых требований просит суд признать за ней - Гришиной З.С., право собственности на жилое помещение - блок жилого дома блокированной застройки (часть жилого дома), расположенный по адресу: <адрес>, в порядке наследования после смерти мужа – Г, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Истец Гришина З.С. и её представитель по доверенности Гришина Е.А. в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещались, просили рассматривать дело без их участия.
Представитель ответчика – администрации МО Северное Чернского района Тульской области в судебное заседание не явился, в деле имеется заявление главы администрации о рассмотрении дела без участия представителя администрации.
Третье лицо Мартынов Ю.А. в судебное заседание не явился, извещался о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.
В силу положений ст. ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участвующих в деле лиц.
Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.1110 Гражданского кодекса Российской Федерации при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил ГК РФ не следует иное.
На основании абз.1 ст.1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Из письменных доказательств, в том числе копии технического паспорта от ДД.ММ.ГГГГ, выписки из похозяйственной книги №, постановления администрации <данные изъяты> постановления главы администрации <данные изъяты> следует, что в собственности наследодателя Г находилось жилое помещение, которому был впоследствии присвоен адрес - <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Г умер, что подтверждается повторным свидетельством о смерти <данные изъяты>
После смерти Г открылось наследство, состоящее из земельного участка и указанного жилого помещения.
В соответствии п.1 ст.1141 Гражданского кодекса Российской Федерации наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности.
На основании п.1 ст.1142 Гражданского кодекса Российской Федерации наследниками первой очереди по закону являются супруг, дети и родители наследодателя.
В соответствии с ч.1 ст.1153 Гражданского кодекса Российской Федерации принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
На основании ч.2 ст.1153 Гражданского кодекса Российской Федерации признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Единственным наследником, принявшим наследство после смерти Г, является его жена – Гришина З.С., что подтверждается представленными по запросу суда материалами наследственного дела № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно техническому паспорту на здание жилого дома, составленному Чернским производственным участком Плавского отделения ГУ ТО «Областное БТИ» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, состоит из помещений под литером «А,А2,а,а1» - жилой комнаты, кухни, двух холодных пристроек.
Согласно части 1 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) к жилым помещениям относятся: 1) жилой дом, часть жилого дома; 2) квартира, часть квартиры; 3) комната.
Исходя из положений частей 2 и 3 статьи 16 ЖК РФ: жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании; квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособлением помещении.
Учитывая положения части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункт 5 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 ноября 2016 г., кассационное определение Верховного Суда Российской Федерации от 20 февраля 2019 г. № 14-КГ18-54, если жилой дом можно отнести к дому блокированной застройки, а каждая часть жилого дома (блок) соответствует признакам автономного блока (индивидуального жилого дома), и каждой такой части соответствует земельный участок, такие части жилого дома могут быть поставлены на государственный кадастровый учет как здания - блоки жилого дома блокированной застройки.
С учетом изложенного действующим законодательством предусмотрена возможность выделения автономного блока.
Согласно уведомлению филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ № жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> состоит на кадастровом учете. При этом сведений о том, что данный дом является многоквартирным не имеется.
Согласно выписке ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРН имеются сведения о том, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> состоит на кадастровом учете как часть жилого дома, право собственности на которое зарегистрировано за Мартыновым Ю.А.
Из технического паспорта на жилой дом следует, что жилое помещение (квартира №), в котором проживает Гришина З.С. обладает всеми признаками жилого блока в жилом доме блокированной застройки. Жилой блок, имеет отдельный выход на земельный участок, является изолированным жилым помещением.
Следуя изложенному, суд приходит к выводу, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> (литеры «А,А2,а,а1) является автономным блоком жилого дома блокированной застройки (частью жилого дома).
Исходя из требований вышеуказанных норм права, оценивая в совокупности письменные доказательства, суд приходит к выводу, что представленные доказательства являются относимыми, допустимыми, достоверными и во взаимосвязи достаточными для удовлетворения исковых требований Гришиной З.С.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
р е ш и л :
исковые требования Гришиной З.С. удовлетворить.
Признать за Гришиной З.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности на жилое помещение - блок жилого дома блокированной застройки (часть жилого дома), расположенный по адресу: Тульская область, Чернский <данные изъяты>, д.2, кв. 1 (литеры А,А2,а,а1), в порядке наследования после смерти мужа – Г, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Чернский районный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения суда.
Председательствующий: Е.И. Васьков