Дело № 3а-148/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ярославль 29 ноября 2017 года
Ярославский областной суд в составе
председательствующего судьи Щегольковой Е.Ю.
при секретаре Амелиной Я.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации города Переславля – Залесского о признании незаконным решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ярославской области от 17 августа 2017 года и возложении обязанности по внесению изменений в Единый государственный реестр недвижимости,
установил:
Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ярославской области (далее – Комиссия) от 17 августа 2017 года, удовлетворено заявление ООО «ЯРНИКО» о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>. Кадастровая стоимость данного земельного участка установлена в размере его рыночной стоимости 6 457 000 рублей, определенном в отчете об оценке № 17447 - ОЗ от 31 июля 2017 года, выполненным ЗАО «Ярославский центр недвижимости».
Администрация города Переславля – Залесского Ярославской области, как получатель земельного налога, обратилась с административным иском, в котором просит указанное решение Комиссии признать незаконным и исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, внесенные на основании указанного решения.
Административный иск обоснован несоответствием Отчета об оценке № 17447 - ОЗ от 31 июля 2017 года, выполненного ЗАО «Ярославский центр недвижимости», законодательству об оценочной деятельности.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Журавлева Е.П. административный иск поддержала.
Административные ответчики Управление Росреестра по Ярославской области и Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ярославской области своих представителей в судебное заседание не направили.
Управлением Росреестра по Ярославской области представлен отзыв на административный иск, в котором административный ответчик административный иск не признает, указывает на законность принятого Комиссией решения от 17 августа 2017 года.
Представитель заинтересованного лица ООО «ЯРНИКО» по доверенности Изотова Е.А. в удовлетворении административного искового заявления администрации города Переславль – Залесский Ярославской области возражала, полагала решение Комиссии от 17 августа 2017 года законным.
Судом допрошен в качестве свидетеля ФИО, оценщик и заместитель генерального директора ЗАО «Ярославский центр недвижимости», который привел доводы в опровержение административного иска о несоответствии Отчета об оценке № 17447 - ОЗ от 31 июля 2017 года законодательству об оценочной деятельности.
Заслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетеля, исследовав письменные материалы дела, суд находит административный иск администрации города Переславля – Залесского Ярославской области подлежащим удовлетворению.
Согласно разъяснениям, приведенным в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" проверка законности решений Комиссии о пересмотре кадастровой стоимости осуществляется судом по правилам, установленным главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно части 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
Для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в комиссии юридические лица, физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, и органы государственной власти, органы местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее также - заявители), обращаются в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости (далее - заявление о пересмотре кадастровой стоимости).
Заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в комиссию в период с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.19 настоящего Федерального закона, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:
недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
С заявлением о пересмотре кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, в комиссию могут обратиться юридические лица, физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органы государственной власти, органы местного самоуправления, в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Заявление о пересмотре кадастровой стоимости рассматривается комиссией в течение одного месяца с даты его поступления.
В семидневный срок с даты поступления заявления о пересмотре кадастровой стоимости комиссия направляет уведомление о поступлении данного заявления и принятии его к рассмотрению с указанием даты его рассмотрения в орган местного самоуправления, на территории которого расположен объект недвижимости, результаты определения кадастровой стоимости которого оспариваются, и лицу, обладающему правом на такой объект недвижимости.
В случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано на основании установления в отчете рыночной стоимости объекта недвижимости, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости или отклоняет заявление о пересмотре кадастровой стоимости в случаях, предусмотренных порядком создания и работы комиссии.
Заседание комиссии является правомочным, если на нем присутствует не менее половины ее членов. Порядок голосования комиссии устанавливается порядком создания и работы комиссии.
Суд принимает во внимание, что в соответствии с частями 6 и 7 статьи 24 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» положения настоящего Федерального закона не применяются к государственной кадастровой оценке и оспариванию результатов государственной кадастровой оценки, проведение которой начато до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Государственная кадастровая оценка, проведение которой начато до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, и оспаривание результатов такой государственной кадастровой оценки проводятся в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Поскольку Комиссий разрешался вопрос о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, установленной до дня вступления в силу указанного Федерального закона, в настоящем административном деле суд применят положения Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Судом установлено, что ООО «ЯРНИКО» 7 августа 2017 года обратилось в Комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, определенной по состоянию на 1 января 2015 года, в связи с установлением в отношении него рыночной стоимости на дату государственной кадастровой оценки.
ООО «ЯРНИКО» является собственником данного земельного участка. В силу вышеприведенных положений статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» вправе было заявить данное требование в Комиссию.Оспариваемые результаты государственной кадастровой оценки продолжают быть актуальными. Установленный в части десятой статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» срок подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости не пропущен.
Заявление ООО «ЯРНИКО» рассмотрено Комиссией 17 августа 2017 года. Таким образом, установленный законом срок рассмотрения данного заявления Комиссией соблюден.
В установленный в статье 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» срок Комиссия уведомила о рассмотрении данного заявления администрацию города Переславль – Залесский Ярославской области.
Судом установлено также, что заседание Комиссии 17 августа 2017 года было правомочным.
Комиссией принято решение об определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № в размере его рыночной стоимости, установленной в отчете об оценке № 17447 - ОЗ от 31 июля 2017 года, выполненным ЗАО «Ярославский центр недвижимости».
Как следует из вышеприведенной части 24 статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано на основании установления в отчете рыночной стоимости объекта недвижимости, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости или отклоняет заявление о пересмотре кадастровой стоимости в случаях, предусмотренных порядком создания и работы комиссии.
Порядок создания и работы Комиссии утвержден приказом Минэкономразвития России от 04.05.2012 N 263 (далее – Порядок).
Случаи принятия Комиссией решения об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости или отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости установлены пунктом 20 Порядка.
Согласно пункту 20 Порядка в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, указанной в отчете об оценке объекта недвижимости, содержание и оформление которого соответствуют требованиям, установленным статьей 11 Федерального закона, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки, и такая рыночная стоимость отличается от его кадастровой стоимости не более чем на тридцать процентов, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
В случае, если рыночная стоимость объекта недвижимости отличается от его кадастровой стоимости более чем на тридцать процентов, комиссия принимает решение об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости, за исключением случаев, если заявителем представлено положительное экспертное заключение (если отчет об оценке рыночной стоимости составлен оценщиками, являющимися членами разных саморегулируемых организаций оценщиков, - положительные экспертные заключения соответствующих саморегулируемых организаций оценщиков), соответствующее требованиям, установленным к нему законодательством Российской Федерации, и содержание и оформление отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости соответствуют требованиям статьи 11 Федерального закона, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.
Судом установлено и это следует из оспариваемого решения Комиссии, что отклонение рыночной стоимости земельного участка от его кадастровой стоимости составило 67 %.
При таких обстоятельствах, как следует из буквального толкования пункта 20 Порядка, Комиссия была вправе принять решение об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, определенной в Отчете об оценке № 17447 - ОЗ от 31 июля 2017 года, выполненным ЗАО «Ярославский центр недвижимости», только при наличии представленного заявителем положительного экспертного заключения на Отчет и соответствия указанных Отчета и положительного экспертного заключения законодательству об оценочной деятельности.
Из материалов дела следует, что ООО «ЯРНИКО» такого заключения в Комиссию не представляло. Комиссией, в свою очередь, также не было предложено заявителю представить положительное экспертное заключение на Отчет.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что порядок принятия решения о пересмотре кадастровой стоимости Комиссией был нарушен, что выразилось в том, что условия, при которых возможно удовлетворение заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, установленные пунктом 20 Порядка, не были Комиссией соблюдены.
Данное обстоятельство является основанием для признания решения Комиссии незаконным и возложении на Комиссию обязанности вновь рассмотреть заявление ООО «ЯРНИКО» о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №.
Суд принимает во внимание, что Федеральным законом от 02.06.2016 N 172-ФЗ абзац шестой части шестнадцатой статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», который устанавливал требование о приложении к заявлению положительного экспертного заключение на бумажном носителе и в форме электронного документа в отношении отчета об определении рыночной стоимости объекта недвижимости, признан утратившим силу.
Вместе с тем, буквальное толкование пункта 20 Порядка указывает на то, что представление данного заключения является правом заявителя. Заявитель вправе представить положительное экспертное заключение на Отчет об оценке, а Комиссия вправе предложить заявителю это сделать, в том случае, если отклонение установленной в Отчете рыночной стоимости объекта недвижимости от его кадастровой стоимости составило более тридцати процентов.
В противном случае у Комиссии не имеется оснований для удовлетворения такого заявления.
Суд принимает во внимание также, что возможность составления положительного экспертного заключения по заказу заинтересованного лица установлена в статье 17.1 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении требований административного иска администрации города Переславля – Залесского Ярославской области, наличии установленных законом оснований для признания принятого Комиссией решения от 17 августа 2017 года незаконным.
Принимая во внимание разъяснения, приведенные в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (пункт 26) суд возлагает на Комиссию обязанность вновь рассмотреть заявление ООО «ЯРНИКО» о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № и исключает из Единого государственного реестра недвижимости сведения о кадастровой стоимости данного земельного участка, внесенные на основании решения комиссии от 17 августа 2017 года.
Суд не проверяет обоснованность и не дает оценки доводам административного истца о несоответствии Отчета об оценке № 17447 - ОЗ от 31 июля 2017 года, выполненного ЗАО «Ярославский центр недвижимости», законодательству об оценочной деятельности.
Поскольку заявление ООО «ЯРНИКО» подлежит повторному рассмотрению Комиссией, в силу вышеприведенных положений пункта 20 Порядка оценку соответствия Отчета законодательству об оценочной деятельности должна дать Комиссия при рассмотрении заявления. Проверка соответствия Отчета об оценке и положительного экспертного заключения на него в соответствии с пунктом 20 Порядка относится к компетенции Комиссии.
Руководствуясь статьями 175 – 181, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление администрации города Переславля – Залесского удовлетворить.
Признать незаконным решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ярославской области от 17 августа 2017 года, которым кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>, установлена в размере его рыночной стоимости, определенном в отчете об оценке № 17447 - ОЗ от 31 июля 2017 года.
Обязать Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ярославской области повторно рассмотреть заявление ООО «ЯРНИКО» о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
Исключить и Единого государственного реестра недвижимости сведения о кадастровой стоимости с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, установленные решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ярославской области от 17 августа 2017 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ярославского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Щеголькова Е.Ю.
Мотивированное решение изготовлено 4 декабря 2017 года