Решение от 26.07.2024 по делу № 2-201/2024 (2-472/2023;) от 30.10.2023

УИД 87RS0001-01-2023-000568-62

Дело №2-201/2024

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

26.07.2024 город Анадырь

Анадырский городской суд Чукотского автономного округа в составе

председательствующего судьи Бугаевой Н.О.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Матюковой Л.В.,

с участием прокурора, участвующего в деле, Геворгяна Р.Э.,

истца Малова П.В.,

представителей ответчика Управления Федерального казначейства по Чукотскому автономному округу Юрченко А.С., Лялиной О.В., Отке Р.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Малова Петра Владимировича к Управлению Федерального казначейства по Чукотскому автономному округу о признании приказа об увольнении незаконным, восстановлении в ранее замещаемой должности гражданской службы, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула по момент восстановления на службе, компенсации морального вреда,

установил:

Малов П.В. обратился в суд с исковым заявлением к Управлению Федерального казначейства по Чукотскому автономному округу (далее - УФК по Чукотскому АО, Управление) о восстановлении на работе, др. треб. В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что 16.04.2018 принят на государственную гражданскую службу на должность специалиста 1 разряда юридического отдела УФК по Чукотскому АО. 01.06.2018 переведен на должность главного специалиста-эксперта юридического отдела. 11.09.2023 уволен за несоблюдение ограничений и невыполнение обязательств, установленных Федеральным законом от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Федеральный закон от 27.07.2004 №79-ФЗ) и другими федеральными законами, п.13 ч.1 ст.33 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ. Считает, что в качестве фактического основания в соответствующем приказе указано постановление по делу об административном правонарушении от 19.05.2022, которым Анадырский городской суд Чукотского АО признал его виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.3.3 КоАП РФ, и назначил ему наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей, а также то, что он продолжает вести деятельность по дискредитации политики государственной власти и решений высшего руководства страны, Вооруженных Сил Российской Федерации. Полагает, что данный приказ подлежит отмене по следующим основаниям. Публично демонстрируемые слова «НЕТ ВОЙНЕ» не могут являться правонарушением, что, по его мнению, согласуется с Уставом ООН, в частности, с его преамбулой и ст.1, ст. 353 УК РФ. Кроме того, ч.1 ст.29 Конституции Российской Федерации гласит, что каждому гарантируется свобода мысли и слова. Из части 3 данной статьи следует, что никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. На основании изложенного, с учетом уточненных исковых требований от 27.06.2024, Малов Петр Владимирович просит суд признать незаконным приказ УФК по Чукотскому АО от 11.09.2023 №135 л/с «Об увольнении Малова П.В.», восстановить его в ранее замещаемой должности гражданской службы, взыскать с Управления в его пользу компенсации за вынужденный прогул из расчета среднего дневного заработка в размере 7874,91 руб. на момент восстановления на службе, компенсацию морального вреда в размере 300000 руб.

Определением Анадырского городского суда от 24.04.2024 исковое заявление принято к производству суда, проведена подготовка дела к судебному разбирательству.

В судебном заседании истец Малов П.В. просил исковые требования с учетом уточнений от 27.06.2027 удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика Лялина О.В. просила в удовлетворении иска отказать в полном объеме, ссылаясь на то, что приказом от 11.09.2023 №135-л\с истец уволен с 15.09.2023. Считает, что трудовое законодательство не устанавливает требования, чтобы дата увольнения совпадала с датой издания приказа об увольнении. Полагает, что процедура увольнения ответчиком соблюдена.

Ответчик заявил о пропуске истцом установленного срока обращения в суд.

Выслушав стороны, учитывая показания свидетелей, исследовав материалы дела, заключение прокурора, суд приходит к следующим выводам.

Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением, прекращением, определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации (далее также - гражданский служащий), регулируются Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» (статья 2 этого Закона).

Оценивая ходатайство ответчика о пропуске истцом срока на обращение в суд с требованиями, указанными в исковом заявлении, суд приходит к следующим выводам.

Согласно пунктам 1,2 части 1 статьи 70 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ индивидуальные служебные споры рассматриваются органами по рассмотрению индивидуальных служебных споров - комиссией государственного органа по служебным спорам, судом.

В соответствии с положениями части 17 статьи 70 данного Федерального закона сроки обращения в суд за рассмотрением служебного спора и порядок освобождения гражданских служащих от судебных расходов, порядок вынесения решений по служебным спорам, связанным с освобождением от замещаемой должности гражданской службы и увольнением с гражданской службы, переводом на иную должность гражданской службы без согласия гражданского служащего, порядок удовлетворения денежных требований гражданских служащих, исполнения решений о восстановлении в ранее замещаемой должности гражданской службы и ограничения обратного взыскания сумм, выплаченных по решению органов по рассмотрению служебных споров, определяются в порядке, установленном трудовым законодательством применительно к рассмотрению и разрешению индивидуальных трудовых споров.

Частью седьмой статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

Положениями статьи 73 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрено, что федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.

Сроки обращения работника в суд за разрешением индивидуального трудового спора установлены статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации.

Частью 1 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что работник имеет право обратиться в суд по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки или со дня предоставления работнику в связи с его увольнением сведений о трудовой деятельности (статья 66.1 настоящего Кодекса) у работодателя по последнему месту работы.

Согласно части 4 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации при пропуске по уважительным причинам срока, установленного частью первой настоящей статьи, он может быть восстановлен судом.

Как следует из материалов дела, с приказом об увольнении от 11.09.2023 Малов П.В. ознакомлен 11.09.2023, что сторонами не оспаривается.

Как в ходе досудебной подготовки, так и в судебном заседании стороне ответчика неоднократно разъяснялось бремя доказывания по данной категории дел.

В силу положений ст. 35 ГПК РФ участвующие в деле лица несут установленные названным кодексом процессуальные обязанности и должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.

Наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности процесса стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, и принять на себе все последствия совершения или несовершения процессуальных действий (ч.1 ст. 56 ГПК РФ, ч. 3 ст. 123 Конституции РФ).

В нарушение требований ст.56 ГПК РФ довод УФК по Чукотскому АО о пропуске Маловым П.В. срока на обращение в суд с настоящим исковым заявлением ничем не подтвержден, доказательства, подтверждающие данные обстоятельства, суду не представлены.

Как следует из штампа входящей корреспонденции, исковое заявление Малова П.В. поступило в Анадырский городской суд 27.10.2023 почтовой связью (т.1, л.д.2).

Между тем, данный иск направлен в суд почтовой корреспонденцией 10.10.2023, что подтверждено почтовым штампом на конверте, в котором данный иск поступил в Анадырский городской суд (т.1, л.д.27).

Учитывая отсутствие доказательств о пропуске Маловым П.В. срока на обращение в суд, направление искового заявления в суд почтовой корреспонденцией 10.10.2023, суд приходит к выводу о подаче настоящего искового заявления в суд в пределах срока на обращение в суд за защитой трудовых прав.

Разрешая требования истца о признании приказа об увольнении незаконным и возложении обязанности по его отмене, восстановлении в прежней должности, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.1 ст.37 Конституции Российской Федерации труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Свобода труда обеспечивается в том числе запретом принудительного труда, под которым согласно Конвенции Международной организации труда N 29 от 28.06.1930 относительно принудительного или обязательного труда (ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 04.06.1956) понимается всякая работа или служба, требуемая от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания и для которой это лицо не предложило добровольно своих услуг (п.1 ст.2 Конвенции).

К основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) относит в том числе свободу труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается; право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности; обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту.

С учетом положений ст.73 Федерального закона от 27.06.2004 №79-ФЗ, предусмотрено субсидиарное применение норм трудового законодательства к отношениям, связанным с государственной гражданской службой (преамбула Обзора судебной практики по спорам, связанным с прохождением службы государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 22.06.2016).

В соответствии с п.13 ч.1 ст.33 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» общим основанием прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы является несоблюдение ограничений и невыполнение обязательств, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Ограничения и обязательства, налагаемые на государственных гражданских служащих, предусмотрены иными нормами указанного Федерального закона.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, специфика государственной гражданской службы в Российской Федерации как профессиональной служебной деятельности граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, предопределяет особый правовой статус государственных гражданских служащих, который включает обусловленные характером такой деятельности права и обязанности государственных гражданских служащих, налагаемые на них ограничения, связанные с государственной гражданской службой, а также предоставляемые им гарантии (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 06.12.2012 N 31-П; определения Конституционного Суда Российской Федерации от 17.07.2012 № 1275-О, от 29.05.2014 №1002-О и др.).

Так, в соответствии со ст.15 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ гражданский служащий обязан соблюдать Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ и обеспечивать их исполнение (п.1 ч.1); соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами (п. 11 ч. 1).

Согласно ст.18 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий обязан: не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство (п. 8 ч. 1); не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа (п. 13 ч. 1).

В силу ч.1 ст.47 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым представителем нанимателя и являющимся составной частью административного регламента государственного органа.

В должностной регламент, в числе прочего, включаются должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей в соответствии с административным регламентом государственного органа, задачами и функциями структурного подразделения государственного органа и функциональными особенностями замещаемой в нем должности гражданской службы (п. 2 ч.2 ст. 47 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

Согласно ч.1 ст.56 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ служебная дисциплина на гражданской службе - обязательное для гражданских служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с данным Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, нормативными актами государственного органа и со служебным контрактом.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Малов П.В. приказом от 16.04.2018 принят в УФК по Чукотскому АО на должность специалиста 1 разряда юридического отдела; на основании приказа руководителя Управления №218 л/с от 01.06.2018 назначен в порядке перевода с 01.06.2018 на должность главного специалиста-эксперта юридического отдела, освобожден от должности специалиста 1 разряда юридического отдела.

Между Маловым П.В. и представителем нанимателя в лице руководителя Управления Федерального казначейства по Чукотскому АО ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ заключен служебный контракт о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы РФ, в соответствии с которым гражданский служащий обязуется исполнять обязанности государственного гражданского служащего РФ, предусмотренные ст.15 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ, в том числе соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, установленные Федеральным законом и другими федеральными законами (пункт 6 раздела 2)(т.1, л.д.59-64).

Срок действия служебного контракта установлен пунктом 13 раздела VI и составляет: с 16.04.2018 по 10.10.2018 (по дату нахождения ФИО8 в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет).

Согласно п.23 служебный контракт может быть прекращен по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации.

С данным контрактом истец ознакомлен 16.04.2018 (т.1, л.д.65).

01.06.2018 между нанимателем и Маловым П.В. заключено дополнительное соглашение №1 к служебному контракту №214 о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы РФ, в п.2,3,4 раздела I «Общие положения» внесены изменения, в частности, указано, что «гражданский служащий обязуется исполнять должностные обязанности по должности главного специалиста-эксперта юридического отдела, учрежденной в целях обеспечения исполнения полномочий УФК по Чукотскому АО в соответствии с прилагаемым к настоящему служебному контракту должностным регламентом государственного гражданского служащего РФ и соблюдать служебный распорядок государственного органа, с указанием в реестре государственных должностей государственной службы Российской Федерации должность «главного специалиста-эксперта юридического отдела» отнесена к категории «специалисты», к старшей группе должностей государственной гражданской службы РФ. Дата начала исполнения должностных обязанностей – 01.06.2018. Служебный контракт заключен на неопределенный срок (п.13 раздела VI дополнительного соглашения) (т.2, л.д.43).

03.09.2018 между нанимателем и Маловым П.В. заключено дополнительное соглашение №2 к служебному контракту №214 о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы РФ, на основании приказа Управления Федерального казначейства по Чукотскому АО от 03.09.2018 №298 л\с «О присвоении классного чина государственной гражданской службы РФ Малову П.В.» внесены изменения в служебный контракт от 16.04.2018 №214: п.10 раздела IV «Оплата труда» дополнен абзацем 9 следующего содержания «месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином «Референт государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса» в размере 1227 рублей в месяц». Иные условия контракта остаются неизменными. Настоящее дополнительное соглашение является неотъемлемой частью контракта и вступает в силу 03.09.2018(т.2, л.д.240).

30.11.2018 между нанимателем и Маловым П.В. заключено дополнительное соглашение №3 к служебному контракту №214 о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы РФ на основании приказа Управления Федерального казначейства по Чукотскому АО от 30.11.2018 №373 л\с «Об установлении надбавки за выслугу лет Малову П.В.» внесены изменения в служебный контракт от 16.04.2018 №214: п.10 раздела IV «Оплата труда» дополнен абзацем 10 следующего содержания «ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе в размере 15 процентов». Иные условия контракта остаются неизменными. Настоящее дополнительное соглашение является неотъемлемой частью контракта и вступает в силу 01.12.2018 (т.2, л.д.241).

03.09.2019 между нанимателем и Маловым П.В. заключено дополнительное соглашение №4 к служебному контракту №214 о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы РФ на основании приказа Управления Федерального казначейства по Чукотскому АО от 03.09.2019 №90 л\с «О присвоении классного чина государственной гражданской службы РФ Малову П.В.» внесены изменения в служебный контракт от 16.04.2018 №214: абз.9 п.10 раздела IV «Оплата труда» изложен в следующей редакции: «месячного оклада, в соответствии с присвоенным классным чином «Референт государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса» в размере 1314 рублей в месяц». Иные условия контракта остаются неизменными. Настоящее дополнительное соглашение является неотъемлемой частью контракта и вступает в силу 03.09.2019(т.2, л.д.242).

16.10.2019 между нанимателем и Маловым П.В. заключено дополнительное соглашение №5 к служебному контракту №214 о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы РФ, на основании приказа Управления Федерального казначейства по Чукотскому АО от 16.10.2019 №109 л\с «Об установлении государственным гражданским служащим Управления Федерального казначейства по Чукотскому АО размеров месячных окладов и размеров месячных окладов в соответствии с присвоенными им классными чинами государственной гражданской службы РФ» внесены изменения в служебный контракт от 16.04.2018 №214: 1.1 абзац 1 п.10 раздела IV «Оплата труда» изложен в следующей редакции: «месячного оклада (должностного оклада) в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы РФ в размере 4927 рублей в месяц»; 1.2 абзац 9 п.10 Раздела IV «Оплата труда» изложен в следующей редакции: «месячного оклада (оклада за классный чин) в соответствии с присвоенным классным чином государственной гражданской службы РФ «Референт государственной гражданской службы РФ 2 класса» в размере 1371 рубль в месяц». Иные условия контракта остаются неизменными. Настоящее дополнительное соглашение является неотъемлемой частью контракта и вступает в силу 01.10.2019(т.2, л.д.243).

01.11.2019 между нанимателем и Маловым П.В. заключено дополнительное соглашение №6 к служебному контракту №214 о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы РФ, на основании приказа Управления Федерального казначейства по Чукотскому АО от 01.11.2019 №118 л\с «Об установлении ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы» внесены изменения в служебный контракт от 16.04.2018 №214: абзац 2 п.10 раздела IV «Оплата труда» изложен в следующей редакции: «ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере 90 процентов должностного оклада». Иные условия контракта остаются неизменными. Настоящее дополнительное соглашение является неотъемлемой частью контракта и вступает в силу 01.11.2019(т.2, л.д.244).

03.09.2020 между нанимателем и Маловым П.В. заключено дополнительное соглашение №7 к служебному контракту №214 о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы РФ, на основании приказа Управления Федерального казначейства по Чукотскому АО от 03.09.2020 №56 л\с «О присвоении классного чина государственной гражданской службы РФ Малову П.В.» внесены изменения в служебный контракт от 16.04.2018 №214: абзац 9 п.10 раздела IV «Оплата труда» изложен в следующей редакции: «месячного оклада, в соответствии с присвоенным классным чином «Референт государственной гражданской службы РФ 1 класса» в размере 1644 рубля в месяц». Иные условия контракта остаются неизменными. Настоящее дополнительное соглашение является неотъемлемой частью контракта и вступает в силу 03.09.2020(т.2, л.д.245).

01.10.2020 между нанимателем и Маловым П.В. заключено дополнительное соглашение №8 к служебному контракту №214 о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы РФ на основании приказа Управления Федерального казначейства по Чукотскому АО от 01.10.2020 №63 л/с «Об установлении государственным гражданским служащим Управления Федерального казначейства по Чукотскому АО размеров месячных окладов и размеров месячных окладов в соответствии с присвоенными им классными чинами государственной гражданской службы РФ» внесены изменения в служебный контракт от 16.04.2018 №214: 1.1 абзац 1 п.10 раздела IV «Оплата труда» изложен в следующей редакции: «месячного оклада (должностного оклада) в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы РФ в размере 5075 рублей в месяц»; 1.2 абзац 9 п.10 Раздела IV «Оплата труда» изложен в следующей редакции: «месячного оклада (оклада за классный чин) в соответствии с присвоенным классным чином государственной гражданской службы РФ «Референт государственной гражданской службы РФ 1 класса» в размере 1694 рубля в месяц». Иные условия контракта остаются неизменными. Настоящее дополнительное соглашение является неотъемлемой частью контракта и вступает в силу 01.10.2020(т.2, л.д.246).

01.10.2020 между нанимателем и Маловым П.В. заключено дополнительное соглашение №9 к служебному контракту №214 о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы РФ на основании приказа Управления Федерального казначейства по Чукотскому АО от 30.09.2022 №87 л/с «Об установлении государственным гражданским служащим Управления Федерального казначейства по Чукотскому АО размеров месячных окладов и размеров месячных окладов в соответствии с присвоенными им классными чинами государственной гражданской службы РФ» внесены изменения в служебный контракт от 16.04.2018 №214: 1.1 абзац 1 п.10 раздела IV «Оплата труда» изложен в следующей редакции: «месячного оклада (должностного оклада) в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы РФ в размере 5278 рублей в месяц»; 1.2 абзац 9 п.10 Раздела IV «Оплата труда» изложен в следующей редакции: «месячного оклада (оклада за классный чин) в соответствии с присвоенным классным чином государственной гражданской службы РФ «Референт государственной гражданской службы РФ 1 класса» в размере 1762 рубля в месяц». Иные условия контракта остаются неизменными. Настоящее дополнительное соглашение является неотъемлемой частью контракта и вступает в силу 01.10.2022(т.2, л.д.247).

30.12.2022 между нанимателем и Маловым П.В. заключено дополнительное соглашение №10 к служебному контракту №214 о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы РФ, на основании приказа Управления Федерального казначейства по Чукотскому АО от 12.12.2022 №133л/с «О совершенствовании оплаты труда государственных гражданских служащих Управления Федерального казначейства по Чукотскому АО» внесены изменения в служебный контракт от 16.04.2018 №214: 1.1 абзац 1 п.10 раздела IV «Оплата труда» изложен в следующей редакции: «месячного оклада (должностного оклада) в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы РФ в размере 15225 рублей в месяц»; 1.2 абзац 2 п.10 Раздела IV «Оплата труда» изложен в следующей редакции: «ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере 30 процентов этого оклада»; 1.3 абзац 3 пункта 10 Раздела IV «Оплата труда» изложен в следующей редакции: «ежемесячного денежного поощрения в размере 0,3 должностного оклада»; 1.4 абзац 9 пункта 10 Раздела IV «Оплата труда» изложен в следующей редакции: «месячного оклада (оклада за классный чин) в соответствии с присвоенным классным чином «Референт государственной гражданской службы РФ 1 класса» в размере 10615 рублей в месяц». Иные условия контракта остаются неизменными. Настоящее дополнительное соглашение является неотъемлемой частью контракта и вступает в силу 01.01.2023(т.2, л.д.248).

14.04.2023 между нанимателем и Маловым П.В. заключено дополнительное соглашение №11 к служебному контракту №214 о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы РФ на основании приказа Управления Федерального казначейства по Чукотскому АО от 14.04.2023 №53 л/с «Об установлении надбавки за выслугу лет Малову П.В.» внесены изменения в служебный контракт от 16.04.2018 №214: абзац 10 п.10 раздела IV «Оплата труда» изложен в следующей редакции: «ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе в размере 20 процентов». Иные условия контракта остаются неизменными. Настоящее дополнительное соглашение является неотъемлемой частью контракта и вступает в силу 16.04.2023(т.2, л.д.249).

Должностным регламентом государственного гражданского служащего, замещающего в УФК по Чукотскому АО должность государственной гражданской службы главного специалиста-эксперта юридического отдела Управления, утвержденным 09.01.2018 руководителем УФК по Чукотскому АО, установлено, что к должностным обязанностям главного специалиста-эксперта юридического отдела Управления, в числе прочих, отнесены: п. 3.1.2 – соблюдать общие требования к служебному поведению государственных гражданских служащих, установленные Федеральным законом от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», Кодексом этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих Федерального казначейства; п.3.1.11-соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, установленные законодательством Российской Федерации; п.3.1.13 - не совершать поступки, порочащие чего честь и достоинство; п.3.1.15 - не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету Отдела и Управления. (т.1, л.д. 49-57).

С указанным должностным регламентом Малов П.В. ознакомлен 01.06.2018 (т.1, л.д. 58).

Разделом 5 «Ответственность» должностного регламента от 09.01.2018 предусмотрена персональная ответственность, установленная законодательством Российской Федерации, регламентом Управления, Положением об отделе, служебным контрактом: за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение главным специалистом - экспертом юридического отдела Управления по своей вине возложенных на него должностных обязанностей настоящим должностным регламентом, в пределах, определенных Федеральным законом от 27.07.2044 №79-ФЗ; за несоблюдение ограничений, связанных с прохождением государственной гражданской службы (п.5.1, п.5.4).

Вместе с тем, должностными регламентами государственного гражданского служащего, замещающего в УФК по Чукотскому АО должность государственной гражданской службы главного специалиста-эксперта юридического отдела Управления, утвержденными 02.09.2019 и 01.03.2023 руководителем УФК по Чукотскому АО, с которыми и был ознакомлен Малов П.В. (02.09.2019 и 01.03.2023), установлено, что к должностным обязанностям главного специалиста-эксперта юридического отдела Управления, в числе прочих, отнесены: п. 7.3.11 – соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, установленные Законом о гражданской службе и другими федеральными законами.

Пунктом 7.9 «Запреты, связанные с гражданской службой» должностного регламента от 02.09.2019 и 01.03.2023 предусмотрены в связи с прохождением гражданской службы, в том числе: п.7.14.6 –соблюдать ограничения, установленные Законом о гражданской службе и другими федеральными законами для гражданских служащих; п.7.14.7 – соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций; п.7.14.8- не совершать поступки, порочащие честь и достоинство; 7.14.13- не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету Управления Федерального казначейства по Чукотскому АО.

В соответствии с пп. «ж», «м» п.9 Кодекса этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих Федерального казначейства, гражданские служащие Федерального казначейства, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, исполнять обязанности, связанные с прохождением гражданской службы; воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении гражданским служащим Федерального казначейства должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету Федерального казначейства либо территориального органа Федерального казначейства.

Аналогичные положения закреплены в подпунктах «м, о» пункта 2 Указа Президента РФ от 12.08.2002 №885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих».

Из журнала «Первичный инструктаж по основным правам, ограничениям и запретам при назначении на должность федеральной государственной гражданской службы и ее прохождения, а также ознакомления с основными положениями антикоррупционного законодательства Российской Федерации» следует, что с Маловым П.В. при назначении на должность государственной гражданской службы проведён инструктаж по основным правам, ограничениям и запретам при назначении на должность федеральной государственной гражданской службы и ее прохождения, а также он ознакомлен с основными положениями антикоррупционного законодательства Российской Федерации, что подтверждается его подписью в журнале (т. 1, л.д.141-142).

Как следует из материалов дела, 18.05.2022 на совещании у руководителя УФК по Чукотскому АО (протокол №13) на повестке дня рассматривался вопрос о поведении государственного служащего Малова П.В. по факту задержания Малова П.В. полицией 09.05.2022 и составления в отношении него протокола об административном правонарушении. По итогам совещания решено: и.о.начальника юридического отдела Малову П.В. предоставить письменное объяснение в срок до 20.05.2022 и не использовать атрибутику, неоднозначно трактующую проведение спецоперации (т.1, л.д.143-144).

Из объяснений и.о.начальника юридического отдела Малова П.В. от 19.05.2022 следует, что он не считает свое поведение порочащим честь и достоинство государственного служащего, протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.3.3 КоАП РФ, от 19.05.2022 в отношении себя считает незаконным, производство по делу подлежащим прекращению по ч.1 ст.24.5 КоАП РФ (т.1, л.д.145).

24.05.2022 истец Малов П.В. повторно ознакомлен с правами, ограничениями и запретами при назначении на должность федеральной государственной гражданской службы и ее прохождения, а также ознакомлен с Кодексом этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих Федерального казначейства (т.1, л.д.146).

В ходе проведенной проверки по сообщению о совершении Маловым П.В. публичных действий, направленных на дискредитацию использования Вооруженных Сил РФ в целях защиты интересов РФ, зарегистрированной в КРСП СУ по Чукотскому АО от 19.12.2022 №124 пр-22, установлено, что проведенными 07.11.2022 и 23.11.2022 сотрудниками УФСБ по Чукотскому АО ОРМ «Наблюдение» зафиксированы факты передвижения в указанные дни Малова П.В. по улицам г.Анадырь Чукотского АО с рюкзаком за плечами, на внешней стороне которого закреплена табличка, с изображением флага Украины с нанесением на ней изображения сердца красного цвета. Опрошенный в ходе проверки Малов П.В. пояснил, что табличку с изображением флага Украины с нанесением на ней изображения сердца красного цвета он изготовил 09.05.2022 в своей квартире, прикрепил табличку на своем рюкзаке, используемом во время передвижения по улицам г.Анадырь. Эта табличка на его рюкзаке находилась в период с 09.05.2022 по 08.12.2022. Пояснить мотивы изготовления описанной таблички, ее демонстрации во время передвижения по улицам г.Анадырь отказался, воспользовавшись ст.51 Конституции РФ. Указанные обстоятельства не оспариваются в судебном заседании самим истцом Маловым П.В.

Вступившим в законную силу постановлением судьи Анадырского городского суда Чукотского АО от 19.05.2022 установлен факт совершения Маловым П.В. административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.3.3 КоАП РФ, согласно которому 09.05.2022 в 12 часов 03 минуты на площади у Дома культуры по адресу: г. Анадырь, ул. Ленина, д.23, во время проведения мероприятия, посвященного празднованию дня воинской славы России – Дня Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов (1945 год), Малов П.В. находился с рюкзаком за спиной, на котором был закреплен лист бумаги форма А4 с надписью «НЕТ ВОЙНЕ», дискредитирующей использование на территории Республики Украины Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности (т.1, л.д.165-169).

Судом по делу об административном правонарушении установлено, что демонстрируемая Маловым П.В. в общественном месте надпись «НЕТ ВОЙНЕ» по своему содержанию является распространенным в сети интернет и социальных сетях, в частности, лозунгом, транслирующим негативное отношение к проводимой Вооруженными силами Российской Федерации специальной военной операции на территории Республики Украины, как к акту военной агрессии Российской Федерации, направленным на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты ее интересов и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, содержит призыв к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в указанных целях. Наличие у указанного лозунга на территории Российской Федерации такого значения в настоящее время является общеизвестным фактом.

Принимая во внимание время, место и способ демонстрации Маловым П.В. надписи «НЕТ ВОЙНЕ» в условиях повышенного общественного внимания к теме, проводимой на территории Республики Украины специальной военной операции, суд пришел к выводу об использовании им этой надписи именно в качестве указанного выше лозунга (призыва). При этом такие действия Малова П.В. являлись публичными (одиночным пикетом).

Факт нахождения в общественном месте в период массового скопления людей с рюкзаком, на котором был закреплен лист бумаги с надписью «НЕТ ВОЙНЕ», Малов П.В. в ходе производства по делу не оспаривал.

Таким образом, вступившим в законную силу постановлением Анадырского городского суда Чукотского АО от 19.05.2022, установлен факт совершения Маловым П.В. публичных действий, направленных на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, не содержащих признаков уголовно наказуемого деяния.

В силу ч.4 ст.61 ГПК РФ, вступившие в законную силу приговор суда по уголовному делу, иные постановления суда по этому делу и постановления суда по делу об административном правонарушении обязательны для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого они вынесены, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.

Согласно абз.4 п.8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении» на основании ч.4 ст. 1 ГПК РФ, по аналогии с ч.4 ст.61 ГПК РФ следует также определять значение вступившего в законную силу постановления и (или) решения судьи по делу об административном правонарушении при рассмотрении и разрешении судом дела о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесено это постановление (решение).

В этой связи данные фактические обстоятельства признаются судом достоверно доказанными по делу.

Кроме того, указанные обстоятельства подтверждают свидетели ФИО9, ФИО10, ФИО11, допрошенные в настоящем судебном заседании.

13.03.2023 на совете по воспитательной работе УФК по Чукотскому АО (протокол №9) на повестке дня слушался вопрос о проведении воспитательной беседы с государственным гражданским служащим Маловым П.В., по итогам решено: усилить контроль за соблюдением служебной дисциплины сотрудниками Управления, провести работу по повторному ознакомлению сотрудников Управления с Кодексом этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих Федерального казначейства; главному специалисту – эксперту юридического отдела Малову П.В. принять к сведению вышеуказанную информацию, не допускать деяний, способных нанести ущерб репутации или авторитету Федерального казначейства либо Управления, а также обратить внимание на строгое соблюдение им положений должностного регламента главного специалиста-эксперта юридического отдела (т.2, л.д.173-175).

Между тем, свидетель Бабанская Е.Н. в судебном заседании показала, что несмотря на постановление Анадырского городского суда Чукотского АО от 19.05.2022, проведение неоднократных бесед с истцом руководителем Управления, его заместителем, самим свидетелем, он продолжал допускать действия, способные нанести ущерб репутации и авторитету Федерального казначейства, а также Управления. Так, 22.06.2022 у себя в мессенджере «WhatsApp» разместил статус «Прости нас, Украина», 8-9 мая 2023 Малов П.В. отказался носить георгиевскую ленту, высказывал недоверие суду, негативное отношение к действующей власти России, судебной системе.

Свидетель ФИО11 дала аналогичные показания относительно размещения Маловым 22.06.2022 в мессенджере «WhatsApp» статуса «Прости нас, Украина». Кроме того, свидетель указала, что 09.05.2023 Малов отказался от георгиевской ленты, сказав, что это не его праздник, он в этом не участвует.

Также в судебном заседании истец Малов П.В. продемонстрировал суду и присутствующим в судебном заседании лицам свой статус в мессенджере «WhatsApp» «НЕТ ВОЙНЕ!», при этом пояснить значение данного статуса он отказался.

Вместе с тем, гражданский служащий обязан самостоятельно оценивать условия и действия, которые потенциально могут повлиять на законность его служебной деятельности.

Важным представляется в данном контексте знание гражданским служащим как своих прав, обязанностей, ограничений и запретов, так и требований к служебному поведению.

Учитывая вышеприведенные нормы закона, установленные в судебном заседании обстоятельства, принимая во внимание содержание допущенных им высказываний, суждений, действий, их общественную значимость и мотивы их совершения, суд приходит к выводу, что представленными материалами дела установлено нарушение истцом запретов, связанных с прохождением гражданской службы, предусмотренных ФЗ от 27.07.2004 №79-ФЗ, должностным регламентом от 02.09.2019 и 01.03.2023.

Между тем, оценивая порядок увольнения истца с замещаемой должности, суд находит его нарушенным ввиду следующего.

Статьей 58 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ установлен порядок применения и снятия дисциплинарного взыскания. В силу данной нормы до применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка. При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей. Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки (части 1 - 4 названной статьи).

Порядок проведения служебной проверки в отношении гражданских служащих регламентирован ст.59 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ.

Служебная проверка проводится по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего. При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены: факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка; вина гражданского служащего; причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка; характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка; обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки (ч.1 и 2 ст.59 ФЗ от 27.07.2004 №79-ФЗ).

Пунктом 1 ч. 8 ст. 59 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ предусмотрено, что гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, имеет право давать устные или письменные объяснения.

Таким образом, из содержания указанных правовых норм в их системной взаимосвязи следует, что под незаконностью применения дисциплинарного взыскания понимается либо отсутствие законного основания для его применения (отсутствие факта совершения дисциплинарного проступка), либо несоблюдение установленного законом порядка привлечения работника к дисциплинарной ответственности.

06.09.2023 на имя Врио руководителя УФК по Чукотскому АО от заместителя руководителя Федерального казначейства ФИО12 поступило письмо, в котором указано на имеющуюся информацию о продолжении Маловым П.В. деятельности по дискредитации политики государственной власти и решений руководства страны, Вооруженных Сил РФ, нанесении ущерба репутации государственного гражданского служащего и авторитету Федерального казначейства, как органа государственной власти, рекомендовано принять меры и уволить Малова П.В. в силу несоблюдения им ограничений, запретов и требований к служебному поведению, установленных Федеральным законом №79-ФЗ. Срок – до 07.09.2023 (т.1, л.д.107-108).

Приказом руководителя Управления Федерального казначейства по Чукотскому АО от 11.09.2023 №135-л/с на основании письма Федерального казначейства от 06.09.2023 №19-00-16/25453 служебный контракт от 16.04.2018 №214 расторгнут, главный специалист – эксперт юридического отдела Малов П.В. освобожден от замещаемой должности и уволен с федеральной государственной гражданской службы 15.09.2023 за несоблюдение ограничений и невыполнение обязательств, установленных ст.18 ФЗ от 27.07.2004 №79-ФЗ (п.13 ч.1 ст.33 ФЗ от 27.07.2004 №79-ФЗ) (т.1, л.д.11-13).

С данным приказом истец ознакомлен под роспись 11.09.2023.

Приказом руководителя УФК по Чукотскому АО от 11.09.2023 № 114/к назначена служебная проверка в отношении главного специалиста – эксперта юридического отдела Малова П.В., с созданием комиссии. С приказом о проведении служебной проверки Малов П.В. ознакомлен под роспись 11.09.2024 (т.1, л.д.14-16).

Из заключения о проведении служебной проверки от 14.09.2023 следует, что комиссия пришла к выводу, что главный специалист – эксперт юридического отдела Малов П.В. совершил деяния, порочащие честь и достоинство государственного гражданского служащего, своими действиями нанес ущерб авторитету УФК по Чукотскому АО, тем самым нарушил п.13 ч.1 ст.18 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ, и признала установленным факт совершения Маловым П.В. дисциплинарного проступка, с учетом тяжести которого полагала возможным решить вопрос о расторжении служебного контракта в связи с нарушением ограничений и запретов, установленных Федеральным законом от 27.07.2004 №79-ФЗ, по п.13 ч.1 ст.33 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ (т.1, л.д.17-20).

С данным заключением истец ознакомлен 14.09.2023.

Допрошенная в качестве свидетеля ФИО9, начальник отдела государственной гражданской службы и кадров УФК по Чукотскому АО показала суду, что после приезда из Москвы заместителя руководителя Федерального казначейства ФИО12, у которого состоялось в Анадыре совещание с федеральным инспектором по Чукотскому АО и представителем органов государственной безопасности по поводу поведения Малова П.В., в Управление поступило письмо Федерального казначейства о незамедлительном увольнении Малова П.В., срок указан до 07.09.2023. На дату 07.09.2023 Малов находился в ежегодном оплачиваемом отпуске. По выходу Малова П.В. 11.09.2023 на работу в этот же день он ознакомлен с письмом Федерального казначейства, приказами о проведении служебной проверки и увольнении Малова П.В. на основании письма Федерального казначейства от 06.09.2023. Служебная проверка проведена 14.09.2023, с результатами проверки Малов П.В. ознакомлен 14.09.2023.

Между тем, в приведенном приказе №114/к не содержится сведений о предмете служебной проверки, отсутствуют указания о том, по каким именно обстоятельствам должен дать объяснение Малов П.В., указано только, что «Малову П.В. не позднее 12.09.2023 предоставить объяснение по вышеуказанным вопросам».

Доводы представителя ответчика, что истец знал предмет служебной проверки и обстоятельства, по которым нужно дать объяснения, доказательствами не подтверждены.

Кроме того, в материалах дела отсутствуют и доказательства того, что в ходе проведения служебной проверки Малову П.В. ответчиком предложено дать объяснения согласно п.1 ч.8 ст.59 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ.

Из имеющихся в материалах дела объяснений главного специалиста-эксперта юридического отдела Малова П.В. от 12.09.2023 следует, что (далее – дословно) «свое поведение считает правомерным, решение о его увольнении – незаконным». Однако, указанное объяснение Малова П.В. не подтверждает, что истцом эти объяснения даны по факту дисциплинарного проступка.

Иных доказательств истребования объяснения от истца по факту дисциплинарного проступка не представлено.

Таким образом, ответчик не обозначил истцу предмет проверки и не сообщил о том, по какому вопросу нужно представить объяснение в рамках этой проверки. Ответчиком нарушено право истца на предоставление письменных объяснений.

Затребование от гражданского служащего письменного объяснения без указания фактов и обстоятельств, по которым оно должно быть дано, свидетельствует о том, что ответчиком не выполнена обязанность, установленная ч.1 ст. 58 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ о том, что представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме.

При таких обстоятельствах, ответчиком нарушен порядок проведения служебной проверки, до применения дисциплинарного взыскания от истца в установленном порядке не получено объяснение в письменной форме по обстоятельствам дисциплинарного проступка.

Суд соглашается с доводом представителя ответчика Лялиной Н.В. о том, что увольнение истца с 15.09.2023 приказом от 11.09.2023 не противоречит закону, дата увольнения может не совпадать с датой издания приказа об увольнении.

Между тем, следуя положениям статей 58,59 Федерального закона №79-ФЗ, приказ об увольнении издается по результатам служебной проверки, тогда как издание приказа об увольнении 11.09.2024 до получения результатов служебной проверки свидетельствует о преждевременности выводов работодателя о наличии оснований для принятия решения об увольнении Малова П.В.

Установленное нарушение порядка привлечения к дисциплинарной ответственности в отношении Малова П.В. является достаточным основанием для признания приказа об увольнении незаконным, в связи с чем суд приходит к выводу о признании незаконным приказа УФК по Чукотскому АО № №135-л/с от 11.09.2023 незаконным.

С учетом изложенных обстоятельств, суд приходит к выводу, что порядок прекращения служебного контракта с истцом не соблюден, поскольку приказ об увольнении истца издан 11.09.2023, служебная проверка проведена 14.09.2023, то есть после издания приказа об увольнении (11.09.2023), письменные объяснения от истца не отобраны и не учтены при подготовке заключения. Кроме того, основанием увольнения истца явилось письмо заместителя руководителя Федерального казначейства Михайлика А.Г. от 06.09.2023 №19-00-16/25453, а не результаты служебной проверки, как того требует действующее законодательство.

Суд отмечает, что при установленных судом обстоятельствах письмо Федерального казначейства явилось поводом для проведения служебной проверки в отношении Малова П.В., но никак не основанием для расторжения и увольнения истца.

Таким образом, при увольнении Малова П.В. ответчиком нарушен установленный законом порядок прекращения служебных отношений, поскольку не соблюден порядок применения к истцу дисциплинарного взыскания, установленный ст.58 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

При таких обстоятельствах исковые требования Малова П.В. о признании незаконным, подлежащим отмене приказа Управления Федерального казначейства в Чукотском автономном округе от 11.09.2023 №135-л/с об увольнении истца, возложении на ответчика обязанности по отмене данного приказа суд признает обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно разъяснениям п.30 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», при рассмотрении дел о восстановлении в должности гражданских служащих, уволенных в связи с ликвидацией государственного органа или сокращением должностей гражданской службы, следует руководствоваться положениями статей 31, 33 и 38 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ.

Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» не урегулированы правовые последствия признания судом незаконным увольнения государственного гражданского служащего с государственной гражданской службы.

В этой связи, с учетом положений ст.73 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», применению по настоящему делу подлежат положения ст.394 ТК РФ, согласно которым в случае признания увольнения незаконным работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор. Орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы.

С учетом данных законоположений, суд признает обоснованным и подлежащим удовлетворению исковое требование Малова П.В. о восстановлении его на государственной гражданской службе в должности главного специалиста-эксперта юридического отдела Управления Федерального казначейства по Чукотскому автономному округу с 16.09.2023, взыскании с ответчика в его пользу среднего заработка за время вынужденного прогула.

В соответствии с положениями ч.1 Федерального закона №79-ФЗ оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (часть 2 статьи 50 Федерального закона №79-ФЗ).

Согласно ч.5 ст.50 Федерального закона №79-ФЗ к дополнительным выплатам относятся: 1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет, 2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада; 3) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации; 4) премии, в том числе за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается); 5) ежемесячное денежное поощрение; 6) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

В соответствии с ч. 9 статьи 50 данного Федерального закона в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, к денежному содержанию гражданского служащего устанавливается районный коэффициент (коэффициент).

На основании ч.8.1. статьи 50 Федерального закона №79-ФЗ исчисление денежного содержания федеральных гражданских служащих в предусмотренных настоящим федеральным законом случаях сохранения за гражданскими служащими денежного содержания и выплаты им денежных компенсаций осуществляется в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, а в отношении гражданских служащих субъекта Российской Федерации - нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации с учетом положений порядка, определенного Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 01.04.2022 №554 утверждены Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих и признано утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 N 562 и отдельные положения акта Правительства Российской Федерации.

Пунктом 4 данного постановления установлено, что исчисление денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих осуществляется в соответствии с Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 №562 «Об утверждении Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих», с 01.01.2022 по 31.12.2022.

Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» не урегулирован вопрос о порядке исчисления среднего заработка (денежного содержания) за время вынужденного прогула государственного гражданского служащего, а утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 01.04.2022 №554 «Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих» не распространяются на указанные случаи (п. 1 Правил), как и Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 №562.

С учетом изложенного, при исчислении подлежащего взысканию в пользу Малова П.В. среднего заработка за время вынужденного прогула суд руководствуется ст.139 ТК РФ и постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы».

В соответствии с ч. 1 и 3 ст. 139 ТК РФ для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных названным Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления. При любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно).

Исходя из положений п.9 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного названным выше постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 №922, при определении среднего заработка за время вынужденного прогула используется средний дневной заработок, который подлежит умножению на количество дней (календарных, рабочих) в периоде, подлежащем оплате (далее - Положение).

Средний дневной заработок, кроме случаев определения среднего заработка для оплаты отпусков и выплаты компенсаций за неиспользованные отпуска, исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за отработанные дни в расчетном периоде, включая премии и вознаграждения, учитываемые в соответствии с п. 15 этого же Положения, на количество фактически отработанных в этот период дней.

Пунктом 15 указанного Положения установлено, что при определении среднего заработка премии и вознаграждения учитываются в следующем порядке:

ежемесячные премии и вознаграждения - фактически начисленные в расчетном периоде, но не более одной выплаты за каждый показатель за каждый месяц расчетного периода;

премии и вознаграждения за период работы, превышающий один месяц, - фактически начисленные в расчетном периоде за каждый показатель, если продолжительность периода, за который они начислены, не превышает продолжительности расчетного периода, и в размере месячной части за каждый месяц расчетного периода, если продолжительность периода, за который они начислены, превышает продолжительность расчетного периода;

вознаграждение по итогам работы за год, единовременное вознаграждение за выслугу лет (стаж работы), иные вознаграждения по итогам работы за год, начисленные за предшествующий событию календарный год, - независимо от времени начисления вознаграждения.

В случае если время, приходящееся на расчетный период, отработано не полностью или из него исключалось время в соответствии с пунктом 5 настоящего Положения, премии и вознаграждения учитываются при определении среднего заработка пропорционально времени, отработанному в расчетном периоде, за исключением премий, начисленных за фактически отработанное время в расчетном периоде (ежемесячные, ежеквартальные и др.).

Если работник проработал неполный рабочий период, за который начисляются премии и вознаграждения, и они были начислены пропорционально отработанному времени, они учитываются при определении среднего заработка исходя из фактически начисленных сумм в порядке, установленном настоящим пунктом.

Проверив расчет, представленный ответчиком, суд согласен с данным расчетом, считает его соответствующим требованиям трудового законодательства.

Согласно производственному календарю по пятидневной рабочей неделе период вынужденного прогула истца с 18.09.2023 (первый рабочий день) по 26.07.2024 включительно составляет 211 рабочих дней.

Исходя из представленного ответчиком расчета среднего дневного заработка в размере 7791,79 руб., средний заработок истца за указанный период вынужденного прогула составит 1 644 067 рублей 69 копеек (7791,79 руб. х 211).

Как следует из ст.237 ТК РФ, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 N 2, в соответствии с частью четвертой статьи 3 и частью девятой статьи 394 ТК РФ суд вправе удовлетворить требование лица, подвергшегося дискриминации в сфере труда, а также требование работника, уволенного без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконно переведенного на другую работу, о компенсации морального вреда. Учитывая, что ТК РФ не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 ТК РФ вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).

В соответствии со ст.237 ТК РФ компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба. Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

Из пояснений истца следует, что формулировка увольнения, указанная в трудовой книжке ответчиком, препятствует ему осуществлять трудовую деятельность практически во всех сферах гражданской деятельности, в частности, он не смог трудоустроиться в налоговую инспекцию, в службе занятости населения ему назначили пособие в размере 18486,50 руб. в месяц, вместо 25584 руб. Незаконными действиями ответчика ему причинен моральный вред.

        При таких обстоятельствах суд признает убедительными доводы истца о причинении ему в результате действий работодателя нравственных страданий, полагая это очевидным и не требующим доказывания в силу положений ч.1 ст.61 ГПК РФ.

        При определении размера компенсации морального вреда, причиненного истцу, суд принимает во внимание существенный характер допущенного ответчиком нарушения трудовых прав истца в виде незаконного увольнения.

        Учитывая фактические обстоятельства дела, объем, характер, степень тяжести нравственных страданий, причиненных истцу, степень вины работодателя, длительность нарушения прав Малова П.В., его возраст, состояние здоровья, принимая во внимание требования разумности, справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения прав, суд приходит к выводу, что в пользу Малова П.В. с ответчика подлежит взысканию компенсация морального вреда в размере 20000 руб., в остальной части данное требование удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,

решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ) ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░ 7710168360, ░░░░ 1037739085636) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 11.09.2023 №135 ░/░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 11.09.2023 №135 ░/░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 11.09.2023 №135 ░/░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ 16.09.2023 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 20 000 ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 280 000 ░░░.– ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 31.07.2024.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░

2-201/2024 (2-472/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Малов Петр Владимирович
Ответчики
Управление Федерального казначейства по Чукотскому АО
Суд
Анадырский городской суд Чукотского автономного округа
Судья
Сидорова Инна Владимировна
Дело на сайте суда
anadyrgor.chao.sudrf.ru
30.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.10.2023Передача материалов судье
07.11.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.11.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.12.2023Судебное заседание
16.04.2024Судебное заседание
27.05.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.06.2024Судебное заседание
27.06.2024Судебное заседание
08.07.2024Судебное заседание
09.07.2024Судебное заседание
19.07.2024Судебное заседание
23.07.2024Судебное заседание
26.07.2024Судебное заседание
31.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее