Решение по делу № 2-3809/2022 от 02.08.2022

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ года                                                                 г. Симферополь

Киевский районный суд г. Симферополя Республики Крым в составе:

председательствующего судьи Крапко В.В.,

при секретаре Нуфтулаевой Х.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Керченского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ГУП Республики Крым «Вода Крыма» (третьи лица: Администрация г.Керчи, ГУП РК «Крымские морские порты», Войсковая часть , Министерство Жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым) о понуждении совершить определенные действия,-

УСТАНОВИЛ:

Керченский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным иском, в котором, просил суд возложить на ГУП Республики Крым «Вода Крыма» обязанность принять в эксплуатацию бесхозный участок системы водоотведения, расположенный от канализационного коллектора, находящегося на Ворошиловском кольце в г. Керчи до ограждения АО «Азиатско-европейский газовый терминал» (юридический адрес: <адрес>) путем подписания акта приема-передачи в эксплуатацию бесхозяйных объектов инженерной инфраструктуры от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного администрацией г. Керчи и направленного в адрес ГУП РК «Вода Крыма».

В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства Российской Федерации при осуществлении водоотведения, в ходе которой установлены нарушения в деятельности ГУП Республики Крым «Вода Крыма» – не исполнены обязательства в рамках, установленных статьей 8 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» по принятию бесхозяйных объектов инженерной инфраструктуры.

В свою очередь, неисполнение указанной обязанности может привести к нарушению нормальной и безопасной эксплуатации системы водоснабжения.

Прокурор на исковых требованиях настаивал в полном объеме.

Заявлений об уточнении иска либо изменении предмета или основания такового со стороны истца не последовало.

Представитель ответчика в судебном заседании против заявленных требований возражала, указывая, что вышеуказанный участок инженерных сетей подлежит признанию бесхозным в установленном порядке с последующим разрешением вопроса о его эксплуатационной принадлежности.

Третьи лица заблаговременно были извещены о дате и времени судебного заседания.

Заслушав пояснения сторон и исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Судом установлено, что в реестре муниципального имущества МО ГО Керчь сети водоотведения, расположенные от канализационной насосной Керченского морского торгового порта до точки подключения, расположенной в <адрес>. не числятся.

Ввиду отсутствия в муниципальном образовании ГО Керчь специализированных предприятий по содержанию и обслуживанию объектов водоснабжения и водоотведения, постановлением Администрации г.Керчи от ДД.ММ.ГГГГ года гарантирующей организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение на территории муниципального образования определено ГУП РК «Вода Крыма».

На запрос суда ГУП РК «Крымские морские порты», а также Минимущества Республики Крым предоставили информацию о том, что указанный участок сети водоотведения не числится на балансе (в собственности) предприятия и Республики Крым, соответственно.

Во исполнение требования Керченской межрайонной природоохранной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ о выявлении бесхозяйных сетей водоотведения, расположенных от канализационной насосной, Керченского морского торгового порта ГУП РК «Крымские морские порты» до точки подключения, расположенной по адресу: <адрес>, Администрацией города Керчи Республики Крым 24.05.2021    принято постановление -п «О создании комиссии по обследованию бесхозяйного недвижимого имущества - сетей водоотведения, расположенных от канализационной насосной, Керченского морского торгового порта ГУП РК «Крымские морские порты» до точки подключения, расположенной по адресу: <адрес>» (далее — Комиссия).

ДД.ММ.ГГГГ в 14:00 час. Комиссия произвела обследование имущества - сетей водоотведения, расположенных от канализационного коллектора, находящегося на Ворошиловском кольце, вдоль <адрес> по направлению к ограждению АО «Азиатско - европейский газовый терминал» (юридический адрес: <адрес>), до канализационной насосной, филиала ГУП РК «Крымские морские порты» «Керченский торговый порт» до точки подключения, расположенной по адресу: <адрес>.

По результатам обследования составлен Акт №1 обследования бесхозяйного недвижимого имущества - сетей водоотведения, расположенных от канализационной насосной, Керченского морского торгового порта ГУП РК «Крымские морские порты» до точки подключения, расположенной по адресу: <адрес>.

Указанным Актом обследования также установлено, что указанный объект имеет следующие характеристики: протяженность около 380 м, прохождение под землей, чугунная труба диаметром 300 мм, начало сетей - сетей водоотведения, расположенных от канализационного коллектора, находящегося на <адрес> по направлению к ограждению АО «Азиатско-европейский газовый терминал» (юридический адрес: <адрес>).

Также выяснилось, что на указанном участке имеется течь (возможно порыв вдоль дорожного полотна, скопление сточных вод вблизи канализационного коллектора)

ДД.ММ.ГГГГ Администрацией г. Керчи в адрес ГУП РК «Вода Крыма» для подписания направлен акт приема-передачи для эксплуатации бесхозяйных канализационных сетей, расположенных от канализационного коллектора, находящегося на Ворошиловском кольце в г. Керчи до ограждения АО «Азиатско-европейский газовый терминал» (юридический адрес: <адрес>).

Письмами от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ в принятии для последующей эксплуатации вышеуказанных систем отказано, мотивируя отказ ГУП РК «Вода Крыма» приводит доводы о том, что в случае подписания вышеуказанного передаточного акта Предприятие примет на себя правопреемство по обязательствам, связанным с изменением состава имущества, возникновением, изменением, прекращением прав и обязанностей передающей стороны, которые могут произойти после даты, на которую составлен акт и влечет за собой изменением собственности имущества.

Также, ГУП РК «Вода Крыма» указывает на необходимость постановки бесхозного имущества на кадастровый учет, принятие бесхозного имущества на учет органом местного самоуправления, а также относят вопросы содержания бесхозных сетей водоотведения к полномочиям органа местного самоуправления.

ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Администрацией города Керчи направлены письма в адрес Совета министров Республики Крым и Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым об оказании содействия в подписании ГУП РК «Вода Крыма» акта приема - передачи в эксплуатацию бесхозяйных объектов инженерной инфраструктуры по адресу: <адрес> включению указанного бесхозяйного имущества, расположенного на территории муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым в реестр имущества, находящегося в собственности Республики Крым.

По факту отказа в подписании акта приема-передачи ДД.ММ.ГГГГ Керченской межрайонной природоохранной прокуратурой в адрес ГУП РК «Вода Крыма» внесено представления № , по результатам рассмотрения которого, согласно ответу от ДД.ММ.ГГГГ Предприятием меры к устранению нарушений не приняты.

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Невыполнение производственных программ, направленных на улучшение качества питьевой воды, очистки сточных вод и ремонту объектов водоснабжения, нарушает права и законные интересы граждан, и может создавать угрозу причинения гражданам вреда. Если установлена опасность причинения вреда, указанная деятельность может быть прекращена, либо же с учетом корреспондирующей обязанности – бездеятельность признана незаконной. Согласно данной норме опасность причинения вреда в будущем может быть основанием для подачи соответствующего иска.

Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.

Цель государственной политики в сфере водоснабжения (водоотведения) определена в обеспечении доступности водоснабжения (водоотведения) для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее (холодное) водоснабжение (водоотведение) соотносится с необходимостью повышения энергетической эффективности путем экономного потребления воды.

Согласно части 1 статьи 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, самостоятельно определив способы их судебной защиты в соответствии со статьей 12 ГК РФ.

Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса.

При этом избранный истцом способ защиты должен быть соразмерен нарушению и не должен выходить за пределы, необходимые для его применения.

В соответствии с пунктом 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, защита права собственности и иных вещных прав должна осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех участников гражданского оборота (не только собственников, но и иных лиц).

В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

На основании частей 1, 3 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Вместе с тем, ч. 1.1 ст. 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» установлено, что до 01.01.2023 на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, отношений в области градостроительной деятельности (с учетом особенностей, предусмотренных частью 1.4 настоящей статьи) могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

В соответствии с ч. 1 ст. 2-1 Закона Республики Крым от 31.07.2014 № 38-3PK «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» право собственности на бесхозяйное имущество - инженерные сети, в том числе водоотведения в границах населенных пунктов и за их пределами, предназначенные для обеспечения функционирования объектов социальной, производственной и общественной инфраструктуры, возникает у Республики Крым со дня включения такого имущества в Реестр имущества, находящегося в собственности Республики Крым, в порядке, установленном Советом министров Республики Крым.

Порядок включения бесхозяйного имущества, находящегося на территории Республики Крым, в Реестр имущества, находящегося в собственности Республики Крым, утвержден Постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Порядок).

Пунктом 1.3.2 Порядка уполномоченным органом по выявлению и учету бесхозяйного имущества в отношении инженерных сетей - объектов тепло-, водоснабжения, водоотведения определено Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым, ап. 2.1 Порядка органы местного самоуправления наделены правом направления в адрес уполномоченных органов заявлений об обнаруженных бесхозяйных объектах, которое в соответствии с требованиями регионального законодательства реализовано администрацией г. Керчи.

При этом в силу части 5 статьи 8 Закона N 416-ФЗ в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 Закона N 416-ФЗ), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.

Передача для обслуживания сетей канализационных сетей, в соответствии с ч. 5 ст. 8 Федерального закона № 416-ФЗ, не порождает правопреемственность, поскольку в силу вышеуказанных требований регионального законодательства возникновение права собственности предусмотрено только за Республикой Крым, передача для обслуживания бесхозяйных канализационных сетей порождает лишь обязанность по содержанию их в надлежащем техническом состоянии.

Расходы организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, на эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются органами регулирования тарифов при установлении тарифов в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 8 Закона N 416-ФЗ).

В силу статей 12, 13 и 14 Закона N 416-ФЗ гарантирующая организация либо организации, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны обеспечить абонента соответствующим ресурсом (услугой).

Договоры водоснабжения (водоотведения) и единый договор водоснабжения (водоотведения) являются публичными, то есть организация, осуществляющая соответствующую деятельность не вправе отказать абоненту в заключении таких договоров за исключением случаев подключения (технологического присоединения) сетей или объекта капитального строительства абонента к централизованной системе водоснабжения (водоотведения) с нарушением технических условий на подключение (технологическое присоединение) или в случае самовольного подключения (технологического присоединения) лицом объекта капитального строительства к такой системе.

При отсутствии акта разграничения эксплуатационной ответственности граница эксплуатационной ответственности по объектам централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводным и (или) канализационным сетям и сооружениям на них, устанавливается по границе балансовой принадлежности абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства либо другого абонента.

В случае если подача воды абоненту осуществляется по бесхозяйным сетям, переданным в эксплуатацию организации водопроводно-канализационного хозяйства, граница эксплуатационной ответственности организации водопроводно-канализационного хозяйства устанавливается по границе бесхозяйных сетей, переданных в эксплуатацию организации водопроводно-канализационного хозяйства (пункт 32 Правил N 644).

В соответствии с пунктом 2 Правил N 644 граница балансовой принадлежности - это линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, между владельцами по признаку собственности или владения на ином законном основании; граница эксплуатационной ответственности - это линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, по признаку обязанностей (ответственности) по эксплуатации этих систем или сетей, устанавливаемая в договоре холодного водоснабжения, договоре водоотведения или едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения, договоре по транспортировке холодной воды, договоре по транспортировке сточных вод.

Соответственно, под границей балансовой принадлежности понимается линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, между владельцами по признаку собственности или владения на ином законном основании.

Гарантирующая организация либо организация, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, имеют экономический и юридический интересы в пользовании бесхозяйными сетями и в определении их судьбы.

При этом отсутствие акта передачи бесхозяйных сетей органом местного самоуправления на обслуживание гарантирующей организации либо организации, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, само по себе не является достаточным основанием для возложения ответственности за эксплуатацию таких сетей на абонента.

Отсутствие постановки на учет спорных инженерных сооружений как бесхозяйных вещей в порядке статьи 225 ГК РФ не может изменять пределы обязательств по содержанию сетей у собственника объекта. При этом водоканал как профессиональный участник гражданского оборота, используя спорный участок сети в хозяйственной деятельности разумно и добросовестно, а также осмотрительно реализуя принадлежащие ему правовые возможности, вправе инициировать процедуру легализации спорных сетей, позволяющую включить затраты по их содержанию в тариф на услугу по водоотведению.

Судом, с учетом направленных запросов и истребованных сведений, установлено отсутствие в материалах дела доказательств, подтверждающих принадлежность спорного участка сетей какому-либо лицу на праве собственности или ином законном основании.

Из анализа указанных норм, нахождение спорного участка сетей не в собственности сторон спора и третьих лиц не накладывает обязательства по его эксплуатации на абонента.

Напротив, законодательство о водоснабжении предоставляет возможность организации водопроводно-канализационного хозяйства и органу местного самоуправления, в отличие от абонента, урегулировать вопросы по использованию сетей водоснабжения, собственник или иной законный владелец которых неизвестен (пункт 5 статьи 8 Закона N 416-ФЗ).

Нормы пунктов 5, 6 статьи 8 Закона N 416-ФЗ позволяют ресурсоснабжающей организации эксплуатировать бесхозяйные объекты централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, а также определяют порядок учета понесенных в этой связи расходов.

Таким образом, возможное отсутствие у спорных сетей собственника само по себе не возлагает на абонента бремя по их содержанию даже при условии их использования исключительно для обслуживания принадлежащего ему объекта.

Аналогичная правовая позиции изложена в Определении Верховного Суда РФ от 28.09.2020 N 304-ЭС20-13040 по делу N .

Кроме того, ч. 5 ст. 8 Федерального закона № 416-ФЗ не предусмотрено оснований для отказа в приеме передаваемых для обслуживания органом местного самоуправления гарантирующей организации канализационных сетей, в связи с чем, отказ, в том числе и по основаниям, изложенным ГУП РК «Вода Крыма», в их приеме является необоснованным и недопустимым.

Также суд учитывает, что обязанность по содержанию бесхозяйных сетей до решения вопроса о собственности прямо вытекает из требований Федерального закона № 416-ФЗ, в частности ч. 5 ст. 8 данного Федерального Закона, а также наделения ГУП РК «Вода Крыма» статусом гарантирующей организации в сфере водоотведения на территории г. Керчи.

На основании указанного, отказ в приеме бесхозяйных канализационных сетей, расположенных от канализационного коллектора, находящегося на Ворошиловском кольце в г. Керчи до ограждения АО «Азиатско-европейский газовый терминал» (юридический адрес: <адрес> <адрес>) является необоснованным.

Более того, промедление с принятием указанного участка сетей гарантирующей ресурсоснабжающей организацией для целей последующей эксплуатации (надлежащего обслуживания и ремонта), с учетом установленных материалами дела обстоятельствами, связанных с наличием протечек и скопления сточных вод вблизи канализационного коллектора, может привести к возникновению негативных последствий направленных на причинение большего вреда, как окружающей среде и биоразнообразию таковой, так и неограниченному числу граждан.

В этой связи суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.

При таких обстоятельствах, требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 197,198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд,-

РЕШИЛ:

    Иск Керченского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ГУП Республики Крым «Вода Крыма» о понуждении совершить определенные действия удовлетворить.

Возложить на ГУП Республики Крым «Вода Крыма» обязанность принять для целей эксплуатации (бесхозный) участок системы водоотведения, расположенный от канализационного коллектора, находящегося на Ворошиловском кольце в г. Керчи до ограждения АО «Азиатско-европейский газовый терминал» (юридический адрес: <адрес>), путем подписания акта приема-передачи для эксплуатации (бесхозяйных) объектов инженерной инфраструктуры от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного администрацией г. Керчи Республики Крым и направленного в адрес ГУП Республики Крым «Вода Крыма».

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым через Киевский районный суд г. Симферополя в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья:                                                                                        Крапко В.В.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ года

2-3809/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Керченский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
ГУП РК "Вода Крыма"
Другие
ГУП РК "Крымские морские порты"
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым
Администрация г. Керчи
Министерство имущественных и земельных отношений РК
Восковая часть №6939
Суд
Киевский районный суд г. Симферополь
Судья
Крапко Виктор Викторович
Дело на сайте суда
kiev-simph.krm.sudrf.ru
02.08.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.08.2022Передача материалов судье
09.08.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.08.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.08.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.10.2022Судебное заседание
15.11.2022Судебное заседание
15.11.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.11.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.11.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее