Дело № 2а-507/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 мая 2019 года г. Смоленск
Смоленский районный суд Смоленской области
В составе:
председательствующего судьи Стеблевой И.Б.,
при секретаре Дмитриевой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску 1 к Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области о признании отказа в согласовании схемы межевания незаконным, и возложении обязанности,
установил:
1 обратился в суд с административным иском к Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области (далее администрации МО «Смоленский район» Смоленской области) о признании отказа в согласовании схемы межевания незаконным, и возложении обязанности, указав, что она (истец) является собственником <адрес>, расположенной в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>. Другими собственниками квартир в указанном доме являются: АА,АГ (№ <номер> и МВ (№ <номер> Под указанным многоквартирным жилым домом сформирован земельный участок площадью <данные изъяты>, с кадастровым номером № <номер>, сведения о границах которого внесены в ЕГРН. Вместе с квартирой истцу принадлежит прилегающей к ней земельный участок общей площадью <данные изъяты>, с кадастровым номером № <номер> границы земельного участка не установлены, имеют ориентировочную конфигурацию согласно ранее выданному свидетельству о праве собственности на земельный участок. <дата> истица обратилась ООО «Инженерно кадастровая фирма по земле» для уточнения границ земельного участка № <номер> постановки его на кадастровый учет согласно установленным координатам. Однако границы участка установлены не были в связи с выявленным пересечением границ с земельным участком с кадастровым номером № <номер> В связи с чем истец обратилась в Смоленский районный суд с иском об оспаривании кадастровой ошибки. Решением суда от <дата> установлено отсутствие кадастровой ошибки, а также, что земельный участок с кадастровым номером № <номер> находится в долевой собственности собственников квартир многоквартирного дома, правомерно поставлен на кадастровый учет <дата> предыдущим собственником дома – Дрюцким психоневрологическим интернатом. Истица, как один из собственников дома, по согласованию с другими собственниками провела изменение границ общедомового земельного участка с кадастровым номером № <номер> с тем, что бы он не пересекал границы земельного участка истца с кадастровым номером № <номер> и дальнейшей постановкой его на кадастровый учет. По результатам внесения изменения подготовлен межевой план, согласованный с другими собственниками. Уведомлением от <дата> Управление Росреестра по <адрес> приостановило внесение изменений в ЕГРН и указало на необходимость согласования изменения границ земельного участка с <адрес>. В связи с чем, истец обратилась к административному ответчику с заявлением о согласовании изменений границ общедомового земельного участка с кадастровым номером № <номер>. По результатам рассмотрения заявления административный ответчик ответил отказом, ссылаясь, что имеется кадастровая ошибка. Находит указанный отказ незаконным и необоснованным, поскольку решением суда от <дата> установлено отсутствие кадастровой ошибки. Просит признать незаконным письмо Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области от <дата> за № <номер> об отказе в согласовании схемы расположения земельного участка общей площадью <данные изъяты> с кадастровым номером № <номер> расположенный по адресу: <адрес> и обязать Администрацию МО «Смоленский район» Смоленской области согласовать схему расположения указанного земельного участка.
Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация Пригорского сельского поселения Смоленского района Смоленской области.
ТМ в судебное заседание не явился о времени и месте его проведения извещена своевременно и надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела суду не заявляла. Ранее в судебном заседании исковые требования поддерживала по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика – ЕВ действующая на основании доверенности, в судебном заседании требования не признала в полном объеме, указав, что реестровая ошибка не установлена ни кадастровым инженером, ни судом, а в случае установления такой ошибки она исправляется лицом ее допустившим. Отказ находит обоснованным и законным. Заявление рассмотрено по содержащимся в нем сведениям.
Представители заинтересованных лиц – Администрации Пригорского сельского поселения Смоленского района Смоленской области, Управления Росреестра по Смоленской области, заинтересованные лица – АА,АГ,МВ в судебное заседание не явились о времени и месте его проведения извещены своевременно и надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела суду не заявляли.
Заслушав объяснения лиц участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу положений ч. 2 ст. 227 КАС РФ удовлетворение судом требования о признании оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными возможно в случае, если суд признает их несоответствующими нормативным правовым актам и одновременно нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
В силу ст.178 и ч.8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении. При этом суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия. При недоказанности обстоятельств, указанных в оспариваемом решении органа государственной власти и послуживших основанием для его принятия, суд не вправе отказать в признании такого решения незаконным, ссылаясь на наличие установленных им иных оснований (обстоятельств) для принятия подобного решения.
Суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.36 ЖК РФ, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Из частей 2-5 статьи 16 Федерального закона от <дата> №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», с учетом разъяснений, данных в пункте 66 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от <дата> № <номер> «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практики при разрешении вопросов, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», следует, что в случае, когда земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие Жилищного кодекса и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений считается возникшим в силу закона с момента введения в действие данного Кодекса.
В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (ч.3).
Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления (ч.4).
Со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (ч.5).
Таким образом, переход земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме связан с завершением процесса формирования земельного участка и проведения государственного кадастрового учета.
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что ТМ. является собственником <адрес> Собственниками квартир № <номер> и № <номер> в указанном доме являются АА,АГ,МВ соответственно. Многоквартирный жилой дом (трехквартирный), поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера № <номер>.
Под указанным многоквартирным жилым домом в <дата> сформирован земельный участок площадью 1061 кв.м с присвоением ему кадастрового номера № <номер> категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под жилым домом. Участок поставлен на кадастровый учет <дата>, как ранее учтенный, границы земельного участка установлены, о чем в ЕГРН внесена запись. Земельный участок находится в общей долевой собственности ТМ,АА,АГ,МВ., доля в праве пропорционально размеру площади квартир.
Из материалов дела видно, что ТМ на праве собственности принадлежит также земельный участок площадью <данные изъяты>, с кадастровым номером № <номер>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес>, о чем в ЕГРН осуществлена запись о регистрации права. Границы земельного участка в установленном законом порядке не установлены.
При рассмотрении гражданского дела № <номер> по иску ТМ к Управлению Росреестра по Смоленской области, Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области, АА,АГ,МВ об исключении из ЕГРН координаты земельного участка под многоквартирным жилым домом, общей площадью <данные изъяты>, с кадастровым номером № <номер>, и внесении сведений о координатах земельного участка под многоквартирным жилым домом, общей площадью <данные изъяты>, судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером № <номер> поставлен на кадастровый учет в <дата>, заказчиком межевания земельного участка выступал Дрюцкий психоневрологический интернат, как собственник многоквартирного жилого дома, с заявкой о постановке на государственный кадастровый учет указанного земельного участка обращался Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области. Решением Смоленского районного суда от <дата>, оставленным без изменений апелляционным определением Смоленского областного суда от <дата>, ТМ в удовлетворении исковых требований отказано.
Из рассматриваемого искового заявления и пояснений истицы данных в судебном заседании следует, что административный истец по согласованию с другими собственниками квартир в многоквартирном доме провела изменение границ общедомового земельного участка площадью <данные изъяты>, с кадастровым номером № <номер>, для дальнейшей постановки на кадастровый учет земельного участка площадью <данные изъяты> с кадастровым номером № <номер>, о чем кадастровый инженер подготовил межевой план, на основании которого административный истец обратилась в Управление Росреестра по <адрес> с заявлением об исправлении реестровой ошибки.
Уведомлением Управления Росреестра по Смоленской области от <дата> изменение основных характеристик объекта недвижимости без одновременной государственной регистрации права в отношении земельного участка с кадастровым номером № <номер> приостановлено, так как предоставленные документы по содержанию не соответствуют требованиям законодательства, а именно: в межевом плане кадастровым инженером, его подготовившим, не обоснована причина исправления реестровой ошибки (в разделе «заключение кадастрового инженера»), кроме того указанно, что границы земельного участка ранее были определены в соответствии с действующим законодательством, в связи с чем предложено переутвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории с внесенными изменениями в части геоданных.
<дата> ТМ обратился в Администрацию МО «Смоленский район» с заявлением о принятии документов по результатам исправления реестровой ошибки по земельному участку с кадастровым номером № <номер>.
В своем ответе от <дата> № <номер> Администрация МО «Смоленский район» Смоленской области оставила заявление ТМ без удовлетворения указав, что утвердить схему расположения земельного участка с кадастровым номером № <номер> в связи с исправлением реестровой ошибки, в части описания местоположения границ земельного участка не представляется возможным, так как земельный участок имеет статус «ранее учтенный» и не был образован из земель находящихся в государственной или муниципальной собственности, для исправления реестровой ошибки необходимо исправить ошибку в документах, в которых она допущена.
Считая действия Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области незаконными административный истец обратился в суд с рассматриваемым административным иском.
С <дата> исправление ошибок, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, урегулировано статьей 61 ФЗ от <дата> N 218-ФЗ.
Согласно ч. 3 ст. 61 ФЗ от <дата> N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Обращаясь с заявлением в Администрацию МО «Смоленский район», истец ссылалась на наличие реестровой ошибки в ЕГРН в описании местоположения границ земельного участка сформированного под многоквартирным жилым домом.
Реестровая ошибка - это воспроизведенная в государственном реестре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный реестр недвижимости. То есть ошибка признается реестровой, если неверные данные содержались в документах, которые были предоставлены в орган кадастрового учета (например, ошибки, допущенные при определении координат характерных точек границ земельного участка и воспроизведенные в ЕГРН).
Таким образом, в соответствии с приведенными нормами права, функция по исправлению технической или реестровой ошибки законом возложена на органы государственной регистрации, кадастра и картографии. Площадь земельного участка после изменения сведений о местоположении границ земельного участка в связи с исправлением реестровой ошибки по решению государственного регистратора может отличаться от площади земельного участка, сведения о которой содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, не более чем на пять процентов. Орган государственной регистрации, кадастра и картографии не вправе исправлять техническую или реестровую ошибку, если это влечет за собой прекращение зарегистрированного права на объект недвижимости.
В случаях, если исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда.
Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ разрешаются в судебном порядке (часть 5 статьи 40 Закона о кадастре, статья 64 Земельного кодекса Российской Федерации).
На основании изложенного, реестровая ошибка, в сведениях, содержащихся в ЕГРН подлежит исправлению в порядке, установленном ст.61 Закона о недвижимости. Решение вопроса о наличии (отсутствии) оснований для исправления реестровой ошибки по решению государственного регистратора без обращения в суд относится к полномочиям государственного регистратора и зависит от вида документа, в котором допущена ошибка, повлекшая за собой реестровую ошибку, иных сведений, содержащихся в ЕГРН в отношении соответствующего объекта недвижимого имущества, и оснований, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации для приобретения и прекращения права собственности, возникновения или прекращения ограничения права и обременения объекта недвижимости.
ТМ заявляя административный иск, просит признать незаконным отказ административного ответчика в согласовании схемы расположения земельного участка общей площадью <данные изъяты>., с кадастровым номером № <номер>, и возложить обязанность на Администрацию МО «Смоленский район» Смоленской области согласовать схему расположения указанного земельного участка.
В соответствии с ч. 1 ст. 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Таким образом, суд приходит к выводу, что заявителем избран неправильный способ исправления реестровой ошибки, так как схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в соответствии со статьей 11.10 ЗК РФ утверждается для земельных участков, вновь образованных способами, указанными в статье 11.2 названного Кодекса.
Учитывая, что земельный участок под многоквартирным домом площадью <данные изъяты>, с кадастровым номером № <номер> сформирован до введения в действие Жилищного кодекса и поставлен на кадастровый учет по заявлению Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области, в ЕГРН сведения о наличии реестровой ошибки в отношении земельного участка отсутствуют, представленный в Управление Росреестра межевой план не содержит сведений, в чем заключается реестровая ошибка, образование иного земельного участка в целях эксплуатации многоквартирного жилого дома не приведет к исправлению реестровой ошибки.
С учетом вышеприведенных норм права, установленных по делу обстоятельств, суд находит требования административного истца, не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении требований ТМ к Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области о признании отказа в согласовании схемы межевания незаконным, и возложении обязанности согласовать схему расположения земельного участка – отказать.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Смоленский районный суд Смоленской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий И.Б.Стеблева