Судья Паншин Д.А. Дело № 33-8015/2016 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего судьи Харманюк Н.В.,
судей Жуковской С.В., Сироткиной Е.М.,
при секретаре Мельниковой А.В.,
рассмотрела в судебном заседании 12 декабря 2016 года дело по апелляционной жалобе администрации МО ГО «Сыктывкар» на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 10 октября 2016 года, которым
обязана администрация МО ГО «Сыктывкар» принять Пономареву Л.А. на учет в качестве гражданина, имеющего право на получение земельного участка в собственность бесплатно в рамках Закона Республики Коми от 28.06.2005 № 59-РЗ «О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений», с датой постановки на учет <Дата обезличена>;
обязана администрация МО ГО «Сыктывкар» принять Пономареву Л.А. на учет в качестве гражданина, имеющего право на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в рамках Закона Республики Коми от 05.04.2005 №30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья», с датой постановки на учет <Дата обезличена>.
Заслушав доклад судьи Жуковской С.В., объяснения истца Пономаревой Л.А. и третьего лица Пономарева А.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Пономарева Л.А. обратилась в суд с иском к Комитету жилищной политики администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании права состоять на учете на получение земельного участка и социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий, как гражданин, имеющий трех детей.
Определением суда от <Дата обезличена> Комитет жилищной политики администрации МО ГО «Сыктывкар» был заменен надлежащим ответчиком администрацией МО ГО «Сыктывкар».
Суд к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлек Пономарева А.С.
В судебном заседании истец уточнила исковые требования, просила обязать администрацию МО ГО «Сыктывкар» принять ее на учет на получение земельного участка в рамках Закона Республики Коми от 28.06.2005 № 59-РЗ «О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений» и принять ее на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в рамках Закона Республики Коми от 05.04.2005 № 30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья».
Представитель ответчика с иском не согласилась.
Третье лицо Пономарев А.С. иск поддержал.
Суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик администрация МО ГО «Сыктывкар» ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии с ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия считает решение суда не подлежащим отмене.
Судом первой инстанции установлено, что Пономарева Л.А. и Пономарев А.С. состоят в браке с <Дата обезличена> и являются родителями П. И.А., ... года рождения, П. Н.А., ... года рождения и П. И.А., ... года рождения.
Истец Пономарева Л.А. с несовершеннолетними детьми зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении по адресу <Адрес обезличен>.
Указанное жилое помещение представляет собой двухкомнатную квартиру общей площадью ... кв.м и принадлежит на праве общей долевой собственности Пономаревой Л.А. и Пономареву А.С. (по ... доли в праве).
Пономарев А.С. зарегистрирован по месту жительства по адресу <Адрес обезличен>. Индивидуальный жилой дом по указанному адресу принадлежит отцу Пономарева А.С. – П. С.И., в нем также зарегистрированы брат Пономарева А.С. – П. И.С. и их родители – П. С.И. и П. С.И.
Пономарев А.С. также имеет регистрацию по месту пребывания по адресу <Адрес обезличен>
<Дата обезличена> Пономарева Л.А. обратилась в администрацию МО ГО «Сыктывкар» с заявлениями о включении в список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в рамках Закона Республики Коми от 05.04.2005 № 30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» по категории «семьи, имеющие трех и более детей» и о включении в список граждан, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка, и предоставлении земельного участка в черте г. Сыктывкара в рамках Закона Республики Коми от 28.06.2005 №59-РЗ «О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений» по категории «многодетная семья».
Постановлением главы администрации МО ГО «Сыктывкар» от <Дата обезличена> № ... Пономаревой Л.А. отказано во включении в указанные списки в связи с предоставлением документов, не подтверждающих право состоять на учете на получение земельного участка в собственность бесплатно и на учете получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий по тем основаниям, что обеспеченность семьи Пономаревой Л.А. общей площадью жилого помещения в расчете на одного человека составляет ... кв.м, что более учетной нормы, установленной на территории МО ГО «Сыктывкар» решением Совета МО «Город Сыктывкар» от 28.11.2005 № 10/11-282. При определении нуждаемости Пономаревой Л.А. и членов ее семьи в улучшении жилищных условий были учтены площади жилого помещения по адресу <Адрес обезличен> и жилого дома по адресу <Адрес обезличен>
Разрешая спор, суд пришел к выводу об удовлетворении иска. При этом суд исходил из того, что при определении уровня обеспеченного жилой площадью истца и членов ее семьи недопустимо исходить из суммарной общей площади жилых помещений, принадлежащих на праве собственности, в том числе иным лицам, не являющимся членами семьи истца. С учетом общей площади квартиры по адресу <Адрес обезличен> на одного члена семьи истца приходится по ... кв.м общей площади, что менее установленной на территории МО ГО «Сыктывкар» учетной нормы. Законных оснований для учета при определении уровня обеспеченности площади иных жилых помещений, кроме квартиры по адресу: <Адрес обезличен>, не имеется, поскольку в ходе рассмотрения дела подтвердился факт постоянного проживания Пономарева А.С. вместе с членами его семьи в жилом помещении по адресу: <Адрес обезличен>, где он сохраняет регистрацию по месту пребывания на срок до <Дата обезличена>. Какими-либо самостоятельными правами пользования в отношении жилого дома по адресу <Адрес обезличен> Пономарев А.С., ни тем более члены его семьи, не обладают. Доказательств совместного ведения хозяйства Пономарева А.С. и членов его семьи с собственником указанного дома суду не представлено. П. С.И., П. С.И., П. И.С. членами семьи Пономаревой Л.А. и Пономарева А.С., в понимании жилищного законодательства, не являются, на получение социальной выплаты и земельного участка в качестве членов семьи истца не претендуют.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 5 Закона Республики Коми от 28.06.2005 N 59-РЗ "О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений" земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются однократно для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возможностью возведения жилого дома в соответствии с законодательством в собственность бесплатно гражданам, имеющим трех и более детей - родителям (одиноким родителям), опекунам, попечителям, приемным родителям, имеющим трех и более детей.
Согласно ч. 3 ст. 5 Закона Республики Коми N 59-РЗ земельные участки предоставляются гражданам из числа категорий, указанных в части 2 настоящей статьи, принятым в установленном порядке на учет в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, или состоящим на учете на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в соответствии с Законом Республики Коми "О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья", или признанным в соответствии с настоящим Законом нуждающимися в предоставлении в собственность бесплатно земельных участков в целях улучшения жилищных условий и не имеющим земельных участков в постоянном (бессрочном) пользовании либо пожизненном наследуемом владении, либо переданных им по договору аренды, предоставленных для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с правом возведения жилого дома в соответствии с законодательством, или не имеющим земельных участков, ранее предоставленных в соответствии с настоящим Законом в собственность гражданам бесплатно для указанных целей.
В соответствии с п. 2 ч. 3.1 ст. 5 названного Закона нуждающимися в предоставлении в собственность бесплатно земельных участков в целях улучшения жилищных условий признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, установленной органом местного самоуправления по месту жительства гражданина. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Статьей 1 Закона Республики Коми от 05.04.2005 N 30-РЗ "О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья" предусмотрено, что право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья имеют семьи, имеющие трех и более детей, зарегистрированные в установленном порядке по месту жительства на территории Республики Коми.
В силу п. 2 ч. 3 ст. 2 Закона Республики Коми N 30-РЗ имеющими право на улучшение жилищных условий с использованием социальных выплат на строительство или приобретение жилья признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно ч. 3(1) названного Закона Республики Коми при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения в отношении граждан, указанных в пунктах 2 и 4 части 3 настоящей статьи, осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Из материалов дела следует, что истец Пономарева Л.А. с супругом и тремя несовершеннолетними детьми зарегистрированы в жилом помещении по адресу <Адрес обезличен> общей площадью ... кв. Соответственно, на одного члена семьи истца приходится по ... кв.м общей площади жилого помещения, что менее учетной нормы 10,5 кв.м, установленной решением Совета МО "Город Сыктывкар" от 28.11.2005 N 20/11-282 "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения".
В заявлениях о принятии на учет истец в составе семьи, претендующей на получение земельного участка и на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья, в качестве членов своей семьи указывала только супруга и детей.
Таким образом, при определении уровня нуждаемости семьи истца в жилом помещении не могут учитываться жилые помещения, принадлежащие на праве собственности иным лицам, не являющимся членами семьи истца.
С учетом изложенного, семья Пономаревой Л.А. является нуждающейся в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка в целях улучшения жилищных условий, а также имеет право на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья.
Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию ответчика, выраженную в суде первой инстанции, направлены на оспаривание выводов суда, однако их не опровергают, правовых оснований к отмене решения не содержат.
С учетом изложенного, решение суда по доводам апелляционной жалобы отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 10 октября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации МО ГО «Сыктывкар» – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи