Дело 2-115/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 марта 2024 г. с.Левокумское
Левокумский районный суд Ставропольского края, в составе:
председательствующего судьи Филёвой Е.Н., с участием:
истца Дороховой Н.Д.,
при секретаре судебных заседаний Кривченковой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску первого заместителя министра имущественных отношений Московской области Вьюркова А.Е. к Дороховой Н.Д. о взыскании платы на изменение вида разращённого использования земельного участка,
у с т а н о в и л :
представитель министерства имущественных отношений Московской области обратился в суд с иском к Дороховой Н.Д. о взыскании платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, с кадастровым номером № ... в размере 148 814 рублей 82 копейки, мотивируя свои требования тем, что порядок внесения платы за изменение ВРИ земельных участков на территории Московской области, установлен ст.5.1 Закона Московской области от 07.06.1996 г. № 23/96-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Московской области» (далее – Закон №23/96-ОЗ), а также принятым на основании указанной статьи постановлением Правительства Московской области от 31.12.2013 г. № 1190/57 «Об утверждении Порядка определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического или юридического лица, Перечня видов объектов капитального строительства, имеющих важное социально-экономическое значение для развития Московской области, и Перечня муниципальных образований Московской области, в границах которых плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка не взимается» (далее - постановление Правительства Московской области №1190/57).
В соответствии с уведомлением Управления Росреестра по Московской области от 14.08.2019 № 15ВХ-34933 об изменении на основании утвержденных ПЗЗ ВРИ земельного участка, изменен ВРИ земельного участка, с кадастровым номером № ..., находящегося в собственности Дороховой Н.Д., с ВРИ «под территорию скважины» на ВРИ «для индивидуального жилищного строительства». Министерство имущественных отношений Московской области осуществило расчет платы за изменение ВРИ земельного участка и направило соответствующее уведомление от 12.08.2020 № 15ИСХ-23845 (далее – Уведомление) на общую сумму 148 814,82 руб. в адрес Дороховой Н.Д., указанный в предоставленных Управлением Росреестра по Московской области документах, которое было получено адресатом согласно отчету об отслеживании отправления, сформированному официальным сайтом Почты России Уведомление было 19.08.2020 г.
Ссылается в иске, что собственник земельного участка считается уведомленным о размере платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка со дня получения уведомления о размере платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка или со дня возврата уполномоченному органу заказного письма (ч.15 ст.5.1 Закон №23/96-ОЗ)
В связи с непоступлением в бюджет Московской области платы за изменение ВРИ земельного участка, Министерство имущественных отношений Московской области направило в адрес Дороховой Н.Д. претензию от 18.05.2023 №15СДИ-343 (далее – претензия) на сумму 148 814,82 рубля, которая получена последней согласно отчету об отслеживании отправления, сформированному официальным сайтом Почты России, 25.03.2023 г.
До настоящего времени плата за изменение ВРИ земельного участка в бюджет Московской области не поступила. Таким образом, Министерство имущественных отношений Московской области вынуждено обратиться в суд с целью защиты имущественных прав и законных интересов Московской области.
Министерство имущественных отношений Московской области своего представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в иске просил все судебные заседания провести в отсутствие представителя истца.
Ответчик Дорохова Н.Д. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала, полагает, что оплачивать данную услугу не должна, поскольку по договору купли-продажи земельного участка от 07.08.2019 г. перестала быть собственником земельного участка, при этом законодательство в этой сфере изменилось, что не было учтено истцом.
Суд в соответствии ч.5 ст.167 ГПК РФ счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя истца.
Выслушав объяснения ответчика, изучив материалы гражданского дела, суд пришёл к следующему.
В соответствии со статьями 12,56 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Подпунктом 7 п.1 ст.1 ЗК РФ закреплено, что одним из принципов, на которых основывается настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства, является принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Земельным кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (п.5 ст.65 ЗК РФ).
Исходя из положений ст.209 ГК РФ, ст.37 ГрК РФ, ст.85 ЗК РФ, правообладатель земельного участка свободен в выборе основных и вспомогательных видов разрешенного использования такого земельного участка в пределах, предусмотренных градостроительным регламентом (при условии соблюдения требований технических регламентов), и вправе осуществлять указанное правомочие самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
В соответствии с ч.13 ст.34 Федерального закона от 23.06.2014 г. №171-ФЗ
«О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка.
Согласно ч.11 указанной статьи разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
Виды разрешенного использования земельных участков (далее – ВРИ) определяются в соответствии с Классификатором видов использования земель, утвержденным Приказом Росреестра № П/389.
Согласно ч.1 ст.22 Федерального закона от 05.04.2013 № 43-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 43-ФЗ) решение об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка, расположенного в границах субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, в границах Московской области и находящегося в собственности физического лица или юридического лица, на другой вид такого использования, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, принимается на основании заявления этого лица при условии внесения им платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, определяемой в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, нормативным правовым актом Московской области, с учетом разницы между кадастровой стоимостью земельного участка с установленным на дату подачи указанного заявления видом разрешенного использования и кадастровой стоимостью земельного участка с измененным видом разрешенного использования.
Исключение из правила о внесении денежных средств за изменение вида разрешенного использования закреплено в ч.3 ст.22 Федерального закона от 05.04.2013 года № 43-ФЗ, согласно которой плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка, расположенного в границах субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, в границах Московской области и находящегося в собственности физического лица или юридического лица, в случае, предусмотренном ч.1 настоящей статьи, не взимается при условии, что вид разрешенного использования земельного участка изменяется на вид разрешенного использования, указанный в градостроительном плане земельного участка, утвержденном до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, а также в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, законом Московской области.
В соответствии с ч.4 той же статьи условия и порядок внесения собственниками земельных участков, расположенных в границах субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, в границах Московской области, платы за изменение видов разрешенного использования таких земельных участков устанавливаются законом субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, законом Московской области.
Земельные отношения в Московской области регулируются Законом Московской области от 07.06.1996 года № 23/96-ОЗ (в действующей редакции) «О регулировании земельных отношений в Московской области» (далее - Закон Московской области от 07.06.1996 № 23/96-ОЗ).
Согласно ч.2 ст.1 Закона Московской области от 07.06.1996 №23/96-ОЗ правовое регулирование земельных отношений в Московской области осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, Уставом Московской области, настоящим Законом и иными законами Московской области, а также принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Московской области.
В силу положений частей 1 - 3 ст.5.1 Закона Московской области от 07.06.1996 №23/96-ОЗ изменение вида разрешенного использования земельного участка допускается только за плату.
Согласно п.3 ст.5.1. Закона Московской области от 07.06.1996 № 23/96-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Московской области» решение об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического лица или юридического лица, на другой вид такого использования, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, принимается органом местного самоуправления на основании заявления собственника земельного участка, содержащего кадастровый номер соответствующего земельного участка, при условии внесения физическим лицом или юридическим лицом, являющимся собственником земельного участка, платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка.
Порядок внесения платы за изменение вида разрешенного использования земельных участков, расположенных на территории Московской области, установлен ст.5.1 Закона Московской области от 07.06.1996 № 23/96-ОЗ, а также принятым на основании указанной статьи постановлением Правительства Московской области от 31.12.2013 № 1190/57 «Об утверждении Порядка определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического или юридического лица, и Перечня видов объектов капитального строительства, имеющих важное социально-экономическое значение для развития Московской области».
В соответствии с пунктами 13.36.1, 13.36.2 Положения о Министерстве имущественных отношений Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 29.10.2007 № 842/27, органом, уполномоченным на осуществление расчета размера платы за изменение ВРИ земельных участков и уведомление собственников о размере указанной платы, является Министерство имущественных отношений Московской области.
На основании ч.19 ст.5.1 Закона № 23/96-ОЗ плата взимается в бюджет Московской области по нормативу 100% при изменении ВРИ земельных участков под различные виды жилой застройки (индивидуальную жилую, блокированную, малоэтажную, многоквартирную, среднеэтажную, многоэтажную (высотную)), ведение личного подсобного хозяйства, ведение дачного хозяйства (до 01.01.2019 г.), ведение садоводства.
Сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, и о его разрешенном использовании в числе других сведений об объекте недвижимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (кадастр недвижимости) в качестве дополнительных сведений (ч.5 ст.8 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
Плата взимается при изменении ВРИ на основании:
1. Решения органа местного самоуправления муниципального образования Московской области об изменении ВРИ земельного участка (ч. 3. ст. 5.1 Закона № 23/96-ОЗ);
2. Разрешения на условно-разрешенный вид использования земельного участка, предоставленного уполномоченным органом (ч. 5 ст. 5.1 Закона № 23/96-ОЗ);
3. Правил землепользования и застройки (ч.ч. 9, 12 ст. 5.1 Закона № 23/96-ОЗ).
В соответствии с ч.10 ст.5.1 Закона № 23/96-ОЗ, в случае невнесения собственником земельного участка платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с правилами землепользования и застройки в срок уполномоченный орган обеспечивает взыскание платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка в судебном порядке.
Пунктами 13.36.1 и 13.36.2 Положения о Министерстве имущественных отношений Московской области, утв. постановлением Правительства Московской области от 29.10.2007 г. № 842/27, установлено, что органом, уполномоченным на осуществление расчета размера платы за изменение ВРИ земельных участков и уведомление собственников о размере указанной платы, является Министерство имущественных отношений Московской области.
При невнесении платы за изменение ВРИ земельного участка в срок, установленный ч.16 ст.5.1. Закона №23/96-ОЗ, Министерство имущественных отношений Московской области обеспечивает защиту бюджетных интересов Московской области в судебном порядке (ч.10 ст.5.1 Закона Московской области № 23/96-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Московской области»).
В целях получения сведений об изменении ВРИ земельных участков на основании правил землепользования и застройки между Министерством и Филиалом ФГБУ ФКП «Росреестра по Московской области» заключено соглашение от 20.02.2015 года об информационном взаимодействии, в рамках которого филиал предоставляет Министерству сведения об изменении ВРИ земельных участков на основании ПЗЗ с указанием исходного и измененного ВРИ земельного участка, даты поступления заявления правообладателя земельного участка, даты внесения в ЕГРН сведений об изменении ВРИ земельного участка.
Как следует из материалов дела, в соответствии со сведениями ЕГРН со 02.08.2016 г. Дорохова Н.Д. являлась собственником земельного участка с кадастровым номером № ..., общей площадью 1260 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, местоположение: относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 446 м от ориентира по направлению на северо-восток. Почтовый адрес ориентира: (адрес), (адрес) (л.д.15-25)
07.05.2019 г. Дорохова Н.Д. обратилась в МФЦ д. Дедово-Талызино об оказании услуги по изменению вида разрешенного использования (далее - ВРИ) земельного участка с кадастровым номером № ..., общей площадью 1260 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, местоположение: относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 446 м от ориентира по направлению на северо-восток. Почтовый адрес ориентира: (адрес), (адрес), (адрес), с ВРИ «под территорию скважины» на вид разрешенного использования: «для индивидуального жилищного строительства», что ответчиком подтверждено в письменном ходатайстве от 09.02.2024г. (л.д.44)
Согласно сведениям из выписки из ЕГРН на дату 09.07.2019 г. земельный участок с кадастровым номером № ..., общей площадью 1260 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, местоположение: относительно ориентира, расположенного за пределами Участка, ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 446 м от ориентира по направлению на северо-восток. Почтовый адрес ориентира (адрес), (адрес) (адрес), имеет вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства (л.д.45)
Согласно копии договора купли-продажи от 07.08.2019 г. (л.д.47), выписке из ЕГРН (л.д. 24-25) с 07.08.2019 г. собственником земельного участка с кадастровым номером № ..., общей площадью 1260 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, местоположение: относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 446 м от ориентира по направлению на северо-восток. Почтовый адрес ориентира: (адрес), (адрес), на основании договора купли-продажи от 07.08.2019 года является ФИО4
14.08.2019 г. Управление Росреестра по Московской области уведомлением от 14.08.2019 №15ВХ-34933 информировало Министерство имущественных отношений Московской области об изменении на основании утвержденных ПЗЗ ВРИ земельного участка с кадастровым номером № ..., находящегося в собственности Дороховой Н.Д., с ВРИ «под территорию скважины», на ВРИ «для индивидуального жилищного строительства».
12.08.2020 г. Министерство имущественных отношений Московской области осуществило расчет платы за изменение ВРИ земельного участка и направило уведомление от 12.08.2020 г. №15ИСХ-23845 на общую сумму 148 814,82 руб., в адрес Дороховой Н.Д., указанный в предоставленных Управлением Росреестра по Московской области документах (л.д.7-8). Согласно отчету об отслеживании отправления, сформированному официальным сайтом Почты России Уведомление было получено Дороховой Н.Д. 19.08.2020 г. (л.д.9-10).
В соответствии с ч.15 ст.5.1 Закона № 23/96-ОЗ собственник земельного участка считается уведомленным о размере платы за изменение ВРИ земельного участка со дня получения уведомления либо со дня возврата уполномоченному органу (Министерству имущественных отношений Московской области) заказного письма.
На основании ч.16 ст.5.1 Закона № 23/96-ОЗ собственник земельного участка обязан внести плату за изменение ВРИ земельного участка в 30-дневный срок со дня получения уведомления.
В связи с непоступлением в бюджет Московской области платы за изменение ВРИ земельного участка, Министерство имущественных отношений Московской области направило в адрес Дороховой Н.Д. претензию от 18.05.2023 №15СДИ-343 на сумму 148 814,82 руб. (л.д.11-12) Согласно отчету об отслеживании отправления, сформированному официальным сайтом Почты России претензия была получена Дороховой Н.Д. 25.05.2023 г. (л.д.13-14).
Сведений о внесении Дороховой Н.Д. платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка в бюджет Московской области материалы дела не содержат.
В судебном заседании Дорохова Н.Д. подтвердила, что плату не вносила, поскольку полагает, что оплачивать данную услугу не должна.
При указанных обстоятельствах, поскольку вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:08:0040331:349, был изменен на основании заявления ответчика, являющейся на дату его подачи 07.05.2019 г. собственником земельного участка с кадастровым номером 50:08:0040331:349, то в соответствии ч.9,12 ст.5.1 Закона № 23/96-ОЗ, плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического лица или юридического лица, на другой вид такого использования, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, в соответствии с правилами землепользования и застройки подлежит внесению физическим лицом или юридическим лицом, являющимся собственником земельного участка, в полном объеме.
По мнению суда, изменение законодательства, на которое ссылается ответчик, никак не влияет на факт возникновения его обязанности по внесению в бюджет спорной платы.
Указанное изменение произошло в июле 2017 г. со вступлением в силу Закона Московской области от 18.07.2017 г. №124/2017-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области "О регулировании земельных отношений в Московской области».
Законом были внесены изменения, в виде дополнения ст.5.1 Закона Московской области № 23/96-ОЗ пунктом 10, который предусматривает предоставление Министерству полномочий на взыскание спорных сумм в судебном порядке.
Ранее регулировавшая данные правоотношения норма (п.9 ст.5.1, в ред. на дату принятия постановления органа местного самоуправления), предусматривала в качестве действий Министерства в случае неуплаты спорных сумм уведомление Уполномоченным органом в течении пяти рабочих дней органа местного самоуправления муниципального образования Московской области или уполномоченного на предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка органа о невнесении собственником земельного участка в срок, установленный частью 8 настоящей статьи, платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка.
Как видно из анализа приведенных норм, они не изменяли и не прекращали обязанность Дороховой Н.Д. по внесению платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, а начиная с июля 2017 г. предоставляли Министерству право обращения в суд за взысканием таких начислений.
Таким образом, наделение Министерства полномочиями на обращение в суд за взысканием спорных начислений не может рассматриваться, как ухудшение положения ответчика.
Иные доводы ответчика юридического значения для рассмотрения данного спора не имеют.
Поскольку исковые требования истца удовлетворены, последний освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче настоящего иска в суд определением судьи, с Дороховой Н.Д. в соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ, подлежит взысканию в местный бюджет государственная пошлина в размере, установленном п.1 ч.1 ст.333.19 НК РФ.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
исковые требования первого заместителя министра имущественных отношений Московской области Вьюркова А.Е. к Дороховой Н.Д. о взыскании платы на изменение вида разращённого использования земельного участка, удовлетворить.
Взыскать с Дороховой Натальи Дмитриевны, паспорт № ... № ... в пользу министерства имущественных отношений Московской области (ОГРН 1025005245055, ИНН 7725131814) плату за изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № ... в размере 148 814 рублей 82 копейки.
Взыскать с Дороховой Натальи Дмитриевны, паспорт 0700 № 344670 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 4176 рублей 30 копеек.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Левокумский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 20.03.2024 г.
Председательствующий судья