в„– 2Р°-1-641/2018
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
02 июля 2018 года г. Красноуфимск
Красноуфимский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Хомутинниковой Е.Ю., с участием административного истца Шигапова А.А., представителя административного ответчика Арутюнян Н.Х., при секретаре Мальцевой Т.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шигапова А. А. к Филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» по Свердловской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» о признании решения об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений ЕГРН незаконными,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Шигапов Рђ.Рђ. обратился РІ СЃСѓРґ СЃ указанным РёСЃРєРѕРј. Р’ обоснование заявленных требований истец указал, что 03.03.2018 через Филиал ГБУ РЎРћ «Многофункциональный центр» Рі. Красноуфимск РѕРЅ обратился РІ Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» РїРѕ Свердловской области Р·Р° государственными (муниципальными) услугами РїРѕ предоставлению сведений, содержащихся РІ Едином государственном реестре недвижимости, РІРёРґ запрашиваемой информации: Рѕ правах отдельного лица РЅР° имевшиеся (имеющиеся) Сѓ него объекты недвижимости РїРѕ <адрес> РІ отношении него, Р° также Р¤РРћ1, <дата> Рі.СЂ. Рё Р¤РРћ2, <дата> Рі.СЂ., законным представителем которых РѕРЅ является. Стоимость данной услуги составляет 650 СЂСѓР±. РІ отношении каждого человека.
РџСЂРё оформлении запросов ему были выданы извещения/квитанции СЃ реквизитами, подлежащими оплате Р·Р° указанные услуги, Р° также присвоенными уникальными идентификаторами начисления (РЈРРќ).
Так, платежу РїРѕ запросу РІ отношении Р¤РРћ1 присвоен РЈРРќ 32в„–1-109/2014, платежу РІ отношении Р¤РРћ2 присвоен РЈРРќ32в„–1-109/2014, платежу РІ отношении него присвоен РЈРРќ 32в„–1-109/2014.
В ходе оформления запросов была обозначена плановая дата получения результата услуг: <дата>.
В этот же день, т.е. <дата> им произведена оплата квитанций по указанным реквизитам, что подтверждается чеками по операциям №№1-109/2014 №1-109/2014 от <дата>.
<дата> он обратился в Филиал ГБУ СО «Многофункциональный центр» <адрес> для получения результатов услуг, однако сотрудник указанного учреждения пояснил, что никакого ответа от Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> не поступало, предположив, что возникли какие-то проблемы с оплатой. Никакого результата предоставления государственных (муниципальных) услуг по запросам №№1-109/2014, №1-109/2014, №1-109/2014 он не получил без объяснения причин. В связи с этим, ему пришлось оформлять новые запросы и повторно производить оплату услуг.
Причины неоказания государственных (муниципальных) услуг ему до сих пор неизвестны.
ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице созданного на территории <адрес> филиала является подведомственным учреждением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, которое приказом Росреестра от <дата> № №1-109/2014 наделено отдельными полномочиями органа регистрации прав, в т.ч. полномочиями по предоставлению сведений, содержащихся в ЕГРН, за исключением копий правоустанавливающих документов, выписок из ЕГРН о содержании правоустанавливающих документов.
РџРѕСЂСЏРґРѕРє предоставления сведений, содержащихся РІ Едином государственном реестре недвижимости, установлен СЃС‚. 62 Федерального закона РѕС‚ 13.07.2015 в„–218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», РІ соответствии СЃ С‡. 9 которой сведения, содержащиеся РІ ЕГРН, предоставляются РІ СЃСЂРѕРє РЅРµ более трех рабочих дней СЃРѕ РґРЅСЏ получения органом регистрации прав запроса Рѕ предоставлении сведений, если РёРЅРѕР№ СЃСЂРѕРє РЅРµ установлен настоящим Федеральным законом Рё Приказом Министерства Ркономического Развития Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации в„– 968 РѕС‚ 23.12.2015 «Об установлении РїРѕСЂСЏРґРєР° предоставления сведений, содержащихся РІ Едином государственном реестре недвижимости, Рё РїРѕСЂСЏРґРєР° уведомления заявителей Рѕ С…РѕРґРµ оказания услуги РїРѕ предоставлению сведений, содержащихся РІ Едином государственном реестре недвижимости».
Согласно п. 29 упомянутого Приказа, в случае если в ЕГРН отсутствуют запрашиваемые сведения или предоставление запрашиваемых сведений не допускается в соответствии с федеральным законом, орган регистрации прав в срок не более трех рабочих дней со дня получения им запроса о предоставлении
сведений направляет уведомление об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений или обоснованное решение об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений.
Приказом Министерства Ркономического Развития Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации в„– 967 РѕС‚ 23.12.2015 «Об утверждении РїРѕСЂСЏРґРєР° взимания Рё возврата платы Р·Р° предоставление сведений, содержащихся РІ Едином государственном реестре недвижимости Рё РёРЅРѕР№ информации» определено, что внесение платы Р·Р° предоставление сведений, содержащихся РІ ЕГРН, аналитической Рё РёРЅРѕР№ информации осуществляется после представления запроса Рё получения уникального идентификатора начисления (РЈРРќ).
Согласно п. 5.13 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 № 457, Росреестр осуществляет функции главного администратора доходов бюджета в порядке, установленном законодательством РФ.
Таким образом, Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» РїРѕ Свердловской области РІ нарушение СЃС‚.СЃС‚. 62, 63 Федерального закона РѕС‚ 13.07.2015 N 218-ФЗ "Рћ государственной регистрации недвижимости", Рї. 29, 48, 51 РџРѕСЂСЏРґРєР° предоставления сведений, содержащихся РІ Едином государственном реестре недвижимости, утвержденного Приказом Министерства Ркономического Развития Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации в„– 968 РѕС‚ 23.12.2015 «Об установлении РїРѕСЂСЏРґРєР° предоставления сведений, содержащихся РІ Едином государственном реестре недвижимости, Рё РїРѕСЂСЏРґРєР° уведомления заявителей Рѕ С…РѕРґРµ оказания услуги РїРѕ предоставлению сведений, содержащихся РІ Едином государственном реестре недвижимости» Рё Рї. 2, 4, 5 РџРѕСЂСЏРґРєР° взимания Рё возврата платы Р·Р° предоставление сведений, содержащихся РІ Едином государственном реестре недвижимости Рё РёРЅРѕР№ информации, утвержденного Приказом Министерства Ркономического Развития Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации в„– 967 «Об утверждении РїРѕСЂСЏРґРєР° взимания Рё возврата платы Р·Р° предоставление сведений, содержащихся РІ Едином государственном реестре недвижимости Рё РёРЅРѕР№ информации», несмотря РЅР° то, что оплата осуществлена вовремя Рё РїРѕ соответствующим реквизитам, незаконно бездействуя, РЅРµ предоставил РјРЅРµ никакого результата государственной (муниципальной) услуги.
Просит признать бездействия Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Свердловской области по запросам на организацию предоставления государственных (муниципальных) услуг №№ №1-109/2014 незаконными.
Взыскать с Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Свердловской области размер оплаты юридических услуг в размере 5000 рублей.
Взыскать с Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Свердловской области уплаченную госпошлину в размере 300 рублей.
В судебном заседании административный истец Шигапов А.А. поддержал заявленные требования, обосновав их доводами, изложенными в иске.
Представитель административного ответчика – Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Свердловской области Арутюнян Н.Х. требования истца не признала и пояснила, что ответчик не нарушал прав и законных интересов истца, поэтому его требования удовлетворению не подлежат.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Право гражданина обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего предусмотрено ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ.
В соответствии со статьей 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9).
Обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что <дата> Шигапов А.А. через Филиал ГБУ СО «Многофункциональный центр» <адрес> обратился в Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Свердловской области за государственными (муниципальными) услугами о предоставлении сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости на недвижимое имущество. Вид запрашиваемой информации: о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости по Свердловской области в отношении него самого, а также двоих несовершеннолетних детей.
РџСЂРё оформлении запросов ему были выданы извещения/квитанции СЃ реквизитами, подлежащими оплате Р·Р° указанные услуги, Р° также присвоенными уникальными идентификаторами начисления (РЈРРќ).
В этот же день, 03.03.2018 года административный истец произвел оплату квитанций по указанным ответчиком реквизитам.
13.03.2018 года истцу от работников филиала ГБУ СО «Многофункциональный центр» г. Красноуфимск стало известно, что ответа от Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Свердловской области не поступало.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 13.07.2015 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (органом регистрации прав).
Согласно постановлению Правительства РФ № 457 от 01.06.2009 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» Росреестр является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные учреждения, в том числе, функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере осуществления государственного кадастрового учет недвижимого имущества.
ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице созданного на территории Свердловской области филиала является подведомственным учреждением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, которое приказом Росреестра от 18.10.2016 № П/0515 наделено отдельными полномочиями органа регистрации прав, в т.ч. полномочиями по предоставлению сведений, содержащихся в ЕГРН, за исключением копий правоустанавливающих документов, выписок из ЕГРН о содержании правоустанавливающих документов.
Порядок предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН, установлен ст. 62 Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в соответствии с ч.9 которой сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, предоставляются в срок не более трех рабочих дней со дня получения органом регистрации прав запроса о предоставлении сведений, если иной срок не установлен настоящим Федеральным законом и Приказом Минэкономразвития России от 23.12.2015 N 968 (ред. от 22.11.2016) "Об установлении порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и порядка уведомления заявителей о ходе оказания услуги по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости".
Срок передачи многофункциональным центром запроса о представлении сведений в орган регистрации прав и срок передачи подготовленных органом регистрации прав документов, содержащих сведения ЕГРН, в многофункциональный центр не должны превышать два рабочих дня, со дня поступления запроса о представлении сведений в многофункциональный центр и со дня передачи такого запроса многофункциональным центром в орган регистрации прав.
Как пояснила в судебном заседании представитель ответчика, запросы №1-109/2014) от 03.03.2018 в филиал для рассмотрения из многофункционального центра в порядке межведомственного взаимодействия не поступали.
Порядок передачи МФЦ принятых им запросов о предоставлении сведений в орган регистрации прав и порядок передачи органом регистрации прав подготовленных им документов в многофункциональный центр определяются заключенным многофункциональным центром и органом регистрации прав соглашением о взаимодействии в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Так, согласно Рї. 5 Соглашения в„– 07-11/1 РѕС‚ 09 января 2017 «О взаимодействии меду государственным бюджетным учреждением Свердловской области «Многофункциональный центр предоставления государственных Рё муниципальных услуг», Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра Рё картографии РїРѕ Свердловской области Рё филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра Рё картографии» РїРѕ Свердловской области» (далее - Соглашение) взаимодействие Уполномоченного МФЦ, многофункциональных центров Рё (или) привлекаемых организаций Рё Управления, Филиала РїСЂРё предоставлении государственных услуг осуществляется посредством автоматизированной информационной системы многофункционального центра, обеспечивающей доступ Рє электронным сервисам Росреестра посредством системы межведомственного электронного взаимодействия (далее - РђРРЎ МФЦ).
До обеспечения технической возможности доступа РђРРЎ МФЦ Рє федеральной государственной информационной системе ЕГРН, взаимодействие Уполномоченного МФЦ, многофункциональных центров Рё (или) привлекаемых организаций Рё Управления, Филиала РїСЂРё предоставлении государственных услуг осуществляется посредством программного комплекса приема Рё выдачи документов (РџРљ РџР’Р”), доработанного РІ соответствии СЃ задачами многофункциональных центров Рё (или) привлекаемых организаций, РЅР° основании права, предоставленного лицензионным РґРѕРіРѕРІРѕСЂРѕРј.
Согласно п. 13 Приложения № 4 к Соглашению ответственный работник уполномоченного МФЦ, формирует в двух экземплярах сопроводительные реестры на передаваемые в Филиал, Управление комплекты документов.
В начале следующего рабочего дня комплекты документов с сопроводительными реестрами передаются в Филиал, Управление.
Один экземпляр сопроводительного реестра передаваемых комплектов документов остается в уполномоченном МФЦ с отметкой Филиала, Управления о получении, указанием даты и подписью лица, принявшего документы.
<дата> филиалом ГБУ СО «Многофункциональный центр» г. Красноуфимск был передан в Филиал сопроводительный реестр с номерами дел №1-109/2014 которые завершены по причине неоплаты.
В судебном заседании установлено, что ответчику указанные запросы не поступили из филиала ГБУ СО «Многофункциональный центр» г. Красноуфимск.
Таким образом, доводы административного истца о бездействии административного ответчика, не основаны на нормах материального права и не подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 227 Кодекса административного судопроизводства по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Таким образом, основанием для признания решений и действий (бездействий) органов, осуществляющих публичные полномочия, является наличие одновременно двух условий: не соответствие их закону или иному нормативному правовому акту, и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.ст. 175-180, 227, 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШРР›:
В удовлетворении исковых требований Шигапова А. А. к Филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» по Свердловской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» о признании решения об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений ЕГРН незаконными, отказать в полном объёме.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Красноуфимский районный суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.
Судья Е.Ю. Хомутинникова