Судья: Чибрикин А.К. Дело № 7.2-160/2022
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного Суда Республики Мордовия Милешина И.П., рассмотрев 1 июля 2022 г. в г. Саранске Республики Мордовия жалобу заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Республике Мордовия ФИО1 на решение судьи Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 17 мая 2022 г.,
установил:
решением судьи Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 17 мая 2022 г (далее – решение от 17 мая 2022 г.) постановление заместителя начальника отделения-заместителя старшего судебного пристава межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Республике Мордовия ФИО1 <№> от 14 декабря 2021 г., по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возбужденному в отношении администрации городского округа Саранск, отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заместитель начальника отделения – заместитель старшего судебного пристава межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Республике Мордовия ФИО1 подала жалобу в Верховный Суд Республики Мордовия, в которой просила отменить указанное решение судьи, ссылаясь на то, что факт неисполнения администрацией городского округа Саранск требования, содержащегося в исполнительном документе по предоставлению ФИО благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, материалами дела подтверждён, неисполнение решения суда влечёт нарушение законных интересов социально незащищённой категории граждан, а именно детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Вместе с тем, законом обязанность по обеспечению жилым помещением указанных лиц не ставится в зависимость от наличия денежных средств на эти цели или свободных жилых помещений специализированного жилищного фонда.
В судебное заседание законный представитель администрации городского округа Саранск, потерпевшая ФИО не явились.
Извещение о времени и месте судебного заседания произведено надлежащим образом, сведения о причинах неявки в суд и ходатайства об отложении разбирательства дела отсутствуют.
Заместитель начальника отделения – заместитель старшего судебного пристава межрайонного отделения по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Республике Мордовия ФИО1 представила заявление, в котором просила рассмотреть дело без её участия, доводы жалобы поддерживает.
При таких обстоятельствах и в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях считаю возможным рассмотрение дела в отсутствие указанных лиц.
Проверив на основании имеющихся в деле материалов законность и обоснованность обжалуемого судебного постановления, прихожу к следующему.
Как следует из материалов дела, постановлением судебного пристава – исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Республике Мордовия ФИО2 от 28 апреля 2017 г., на основании исполнительного листа Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия, выданного 6 апреля 2017 г. <№> возбуждено исполнительное производство <№> в отношении администрации городского округа Саранск. Предмет исполнения: обязать администрацию городского округа Саранск предоставить ФИО благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда не менее нормы предоставления жилого помещения, а именно – не менее 33 кв.м общей площади по договору найма специализированного жилого помещения по месту жительства на территории города Саранска (л.д. 39-40, 41).
24 мая 2017 г. судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП УФССП России по Республике Мордовия ФИО2 в отношении администрации городского округа Саранск вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора (л.д. 42).
Требованием ведущего судебного пристава – исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Республике Мордовия ФИО2 от 27 октября 2021 г. администрации городского округа Саранск установлен срок для исполнения требования исполнительного документа серии <№> от 6 апреля 2017 г. до 29 ноября 2021 г., с предоставлением документов об исполнения требования судебному приставу – исполнителю до 10 часов 30 ноября 2021 г. (л.д. 43).
Протоколом об административном правонарушении от 30 ноября 2021 г. <№> администрации городского округа Саранск вменялось, что в установленный судебным приставом – исполнителем срок до 29 ноября 2021 г. она не исполнила требования исполнительного листа Ленинского районного суда г. Саранска от 6 апреля 2017 г. серии <№> (л.д. 34-38).
Постановлением от 14 декабря 2021 г. администрация городского округа Саранск признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП Российской Федерации, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей (л.д. 57-62).
Отменяя данное постановление и прекращая производство по делу, судья районного суда пришёл к выводу о недоказанности вины администрации городского округа Саранск в совершении административного правонарушения, которое выразилось в неисполнении содержащегося в исполнительном документе требования.
Данный вывод судьи районного суда соответствует обстоятельствам дела и основан на правильном применении закона.
В соответствии с частью 1 статьи 17.15 КоАП Российской Федерации неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, - влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно пункту 1 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования возникают в результате:
принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам;
принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий;
заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными казенными учреждениями.
В силу пункта 3 данной статьи расходные обязательства муниципального образования, указанные в абзаце третьем пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (законами субъекта Российской Федерации), исполняются за счёт и в пределах субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, предоставляемых местным бюджетам в порядке, предусмотренном статьёй 140 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктами 1-3 статьи 2 Закона Республики Мордовия от 23 апреля 2013 г. № 32 – З «О наделении органов местного самоуправления государственным полномочием по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органам местного самоуправления передаётся следующее государственное полномочие Республики Мордовия по обеспечению детей-сирот, лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, включающее:
формирование и ведение муниципального списка детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями;
приобретение и строительство жилых помещений для включения в специализированный жилищный фонд в целях обеспечения детей-сирот, лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями;
предоставление жилых помещений детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот на основании заключенных договоров найма специализированного жилого помещения в порядке, установленном Правительством Республики Мордовия;
Пунктом 1 статьи 6 данного Закона Республики Мордовия установлено, что финансовое обеспечение государственного полномочия, передаваемого органам местного самоуправления настоящим Законом, осуществляется за счёт субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных образований из республиканского бюджета Республики Мордовия.
Таким образом, администрация городского округа Саранск не имеет права обеспечить исполнение вышеуказанного решения суда за счёт средств местного бюджета, поскольку данное исполнение связано с реализацией государственных полномочий и должно осуществляться исключительно за счёт средств республиканского бюджета Республики Мордовия.
Администрацией городского округа Саранск на протяжении нескольких лет, неоднократно, направлялись Главе Республики Мордовия, врио Главы Республики Мордовия, председателю Правительства Республики Мордовия, Министру образования Республики Мордовия, заместителю Председателя Правительства-Министру Финансов Республики Мордовия обращения с просьбой предоставить бюджету городского округа Саранск субвенции для исполнения решений судов о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, среди которых была и ФИО, при этом администрация предоставляла информацию судебному приставу-исполнителю о мерах, принятых во исполнение судебного решения. Как усматривается из данных обращений, по состоянию на 1 января 2021 г. в списке на обеспечение жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договору найма специализированного жилого помещения состоит 353 человека, из которых 129 человек имеют неисполненные судебные решения (л.д. 44-55).
С учётом данных обстоятельств, прихожу к выводу о том, что в установленные судебным приставом-исполнителем сроки для добровольного исполнения, содержащегося в исполнительном документе требования о предоставлении ФИО жилого помещения на территории г. Саранска, администрация городского округа Саранск не была обеспечена за счёт средств республиканского бюджета Республики Мордовия денежными средствами, необходимыми для исполнения решения суда по предоставлению ФИО жилого помещения, при этом ею были приняты необходимые меры для обеспечения исполнения данного решения суда.
В связи с этим следует, что вина администрации городского округа Саранск в совершении административного правонарушения отсутствует.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения.
По этим основаниям отклоняются доводы жалобы.
Таким образом, обжалуемое судебное постановление является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 30.7 - 30.9, 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья верховного суда республики
решил:
решение судьи Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 17 мая 2022 г. оставить без изменения, а жалобу заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Республике Мордовия ФИО1 – без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано и опротестовано в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Верховного Суда
Республики Мордовия И.П. Милешина