Дело № 2-319/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 апреля 2019 года г. Зея Амурской области
Зейский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Ворсиной О.Б.,
при секретаре Перепелицыной Я.М.,
с участием истцов,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Звонаревой Л. Ю., Звонарева Ю. В., Звонарёва А.Ю. к администрации Зейского района о признании права на получение социальной выплаты,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились с иском к администрации Зейского района, просят признать Звонарева Ю.В. и Звонарёва А.Ю. членами семьи ФИО1, умершей <Дата обезличена>, признать за истцами право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и обязать администрацию Зейского района Амурской области восстановить Звонареву Л.Ю., Звонарева Ю.В. и Звонарёва А.Ю. в списке граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии на приобретение или строительство жилых помещений в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, по категории «инвалиды I и II групп и инвалиды с детства» с даты постановки на учет с 22 марта 2002 года.
В обоснование иска истцы указывают, что ФИО1 являлась участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 г. № 675, и с 22 марта 2002 г. состояла на учете в администрации Зейского района Амурской области, относясь к категории граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья, в категории «инвалиды I и II групп и инвалиды с детства» с составом семьи четыре человека, включая ее саму, дочь Звонареву Л.Ю., зятя Звонарева Ю.В. и внука Звонарёва А.Ю.
<Дата обезличена> ФИО1, проживавшая по адресу: <адрес>, умерла.
На день ее смерти по указанному выше адресу проживали и значились зарегистрированными они (истцы). В данном жилом помещении они продолжают проживать и в настоящее время. ФИО1 была снята с учета граждан, имеющих право на получение указанной выше жилищной субсидии, в связи с ее смертью. Вместе с ней из списка граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, были исключены и они. Считают, что имеют право на получение жилищной субсидии для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002г. № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" после смерти ФИО1 с учетом даты постановки ФИО1 на учет с 22 марта 2002 года.
Кроме того, просят признать Звонарева Ю.В. и Звонарёва А.Ю. членами семьи ФИО1, умершей <Дата обезличена>, поскольку это необходимо для получения государственного жилищного сертификата по переселению из местности, приравненной к районам Крайнего Севера, на всех членов семьи.
В судебном заседании истцы на удовлетворении исковых требований настаивают в полном объёме, поддержав доводы, изложенные в иске. В обоснование исковых требований пояснили, что при жизни ФИО1 они все вместе проживали по адресу: <адрес>, вели общее хозяйство, заботились друг о друге, с уважением и заботой относились друг к другу. После расторжения брака Звонарева Л.Ю. и Звонарев Ю.В. продолжили проживать совместно и вести общее хозяйство по указанному адресу.
Представитель ответчика администрации Зейского района в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации, возражений по иску не имеет.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом.
Изучив о оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляет, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7).
Статьей 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» установлено, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом право на получение жилищных субсидий имеют:
инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее пятнадцати календарных лет;
инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.
В случае смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на ее получение (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности предоставления жилищной субсидии) сохраняется за членами его семьи. В этом случае получателем жилищной субсидии является один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи.
В силу положений ст.2 Федерального закона № 125-ФЗ, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, устанавливается следующая очередность предоставления жилищных субсидий:
в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности);
во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам;
в третью очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
в четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам.
В соответствии с п.20 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002 г. N 879, в редакции Постановления Правительства РФ от 14 ноября 2007г. № 780, действовавшей до 01 января 2012 года, в случае изменения оснований, в соответствии с которыми граждане были поставлены на учет имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, им предоставляются социальные выплаты для приобретения жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность определяется по номеру и дате подачи первоначального заявления) либо они подлежат снятию с учета.
Согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона N 125-ФЗ от 25.10.2002 "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (в ред. Федерального закона от 07.06.2017 N 119-ФЗ), очередность предоставления жилищных субсидий для каждой установленной настоящей статьей категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий. В случае изменения условий, на основании которых граждане были поставлены на данный учет, им предоставляются жилищные субсидии в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления жилищных субсидий определяется с момента возникновения права на переход в другую установленную настоящей статьей категорию граждан), а при возникновении права на переход в категорию граждан, к которой гражданин относился до изменения условий, указанных в настоящей части, исходя из первоначальной очередности для этой категории. Ранее действующая редакция указанной статьи данные положения не содержала.
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что мать истицы Звонаревой Л.Ю. – ФИО1 администрацией Зейского района была принята на учет жителей Зейского района, претендующих на получение жилищных субсидий на основании Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" по категории «инвалиды» с составом семьи 3 человека: Звонаревой Л.Ю., Звонаревым Ю.В. и Звонарёвым А.Ю., с датой постановки на учет 22 марта 2002 года.
Согласно свидетельству о смерти от <Дата обезличена>, ФИО1 умерла <Дата обезличена>
Согласно сведениям, представленным ответчиком, ФИО1 по причине смерти снята с учета, однако решение органа местного самоуправления по данному вопросу в материалах учетного дела ФИО1 отсутствует и ответчиком не представлено.
При этом, член семьи ФИО1 - Звонарева Л.Ю. с составом семьи 3 человека переведена в список работающих граждан, с датой постановки на учет 22 марта 2002 года. Указанные обстоятельства подтверждаются представленными ответчиком списками граждан за период с 01 января 2003 года по 1 января 2019 года по категории «работающие граждане»
Суд считает исключение истицы из списка граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, незаконным.
Федеральным законом от 17 июля 2011 года № 212-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» ст.1 Федерального закона от 25 октября 2002 года №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» была изложена в новой редакции. В частности, в ст.1 появилась норма о том, что в случае смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на ее получение (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности предоставления жилищной субсидии) сохраняется за членами его семьи. В этом случае получателем жилищной субсидии является один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи.
Федеральный закон от 17 июля 2011 года №212-ФЗ вступил в действие с 1 января 2012 года (ст.2 данного Закона).
До внесения указанных изменений Федеральным законом от 25 октября 2002 года №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» возможность сохранения за членами семьи умершего гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, права на ее получение, прямо в ст.1 Федерального закона №125-ФЗ предусмотрена не была.
Однако прямого запрета на указанное правопреемство Федеральный закон от 25 октября 2002 года №125-ФЗ в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, не содержал.
В соответствии с ч.2 ст.19 Конституции Российской Федерации, государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
По смыслу подлежащих применению к спорным отношениям названных норм материального права, члены семей граждан, состоявших на учете в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий для приобретения жилых помещений в связи с переселением из районов Крайнего Севера, но умерших до введения в действие Федерального закона №212-ФЗ, то есть до 1 января 2012 года, также как и члены семей граждан, состоявших на учете на получение жилищных субсидий, но умерших после 1 января 2012 года, сохраняют право на получение жилищной субсидии на приобретение или строительство жилого помещения. Иное толкование указанных нормативных положений привело бы к неоправданным различиям в объеме прав граждан, относящихся к одной и той же категории (член семьи гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии), в зависимости от даты смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии (Определение Судебной коллегии по гражданским делам верховного Суда РФ от 12 марта 2014 года № 34-КГ13-1).
Согласно подп.«з» п.21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера приравненных к ним местностей, граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае: смерти (при этом право на получение социальной выплаты сохраняется за членами семьи умершего гражданина (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности ее предоставления). В этом случае получателем социальной выплаты становится один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности на право получения социальной выплаты, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи).
Следовательно, Звонарева Л.Ю., как член семьи гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера, но умершего до получения жилищной субсидии и до вступления в силу изменений в Федеральный закон N 125-ФЗ, а также Звонарев Ю.В. и Звонарёв А.Ю., указанные в составе семьи ФИО1, не могут быть лишены права на получение жилищной субсидии исходя из факта смерти ФИО1 до 1 января 2012 г.
Согласно ст.5 Федерального закона от 25 октября 2002 г №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», размер жилищных субсидий, предоставляемых гражданам, имеющим право на их получение, определяется исходя из:
состава семьи гражданина, выезжающей из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или выехавшей из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года;
норматива общей площади жилого помещения в размере тридцати трех квадратных метров общей площади жилого помещения для одиноких граждан, в размере сорока двух квадратных метров общей площади жилого помещения на семью из двух человек, в размере восемнадцати квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи при численности семьи три и более человека.
Для целей настоящего Федерального закона членами семьи гражданина, выезжающего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющего право на получение жилищной субсидии, признаются постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители, усыновленные, усыновители данного гражданина. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи данного гражданина, если они вселены им в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.
Учитывая изложенное, в соответствии с требованиями закона размер жилищной субсидии зависит от количества членов семьи истца.
В силу абз.4 ст.1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ, в случае смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на ее получение (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности предоставления жилищной субсидии) сохраняется за членами его семьи. В этом случае получателем жилищной субсидии является один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи.
Из материалов дела следует, что при постановке на учет в качестве членов своей семьи ФИО1 указала свою дочь Звонареву Л.Ю., зятя Звонарева Ю.В., внука Звонарёва А.Ю.
Согласно п.17 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, утверждённых постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. №153 (с изменениями), применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются следующие граждане:
в) в отношении граждан, указанных в подпункте "з" пункта 5 настоящих Правил, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и граждан, указанных в подпункте "и" пункта 5 настоящих Правил:
постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители, усыновленные и усыновители данного гражданина;
другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, если они вселены данным гражданином в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство;
в исключительных случаях иные лица, если они признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.
Законодательство в области предоставления за счёт средств федерального бюджета жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, не содержит определения понятия «член семьи».
Однако, как это следует из Преамбулы указанного выше Федерального закона, настоящий Федеральный закон устанавливает право на предоставление за счёт средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений и условия их предоставления гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, в соответствии с нормами настоящего Федерального закона.
Согласно п.2 ст.2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Следовательно, при рассмотрении и разрешении названного иска суд применяет содержание понятия «член семьи» в смысле, предусмотренном жилищным законодательством.
Согласно ч.1 ст.31 и ч.1 ст.69 ЖК РФ к членам семьи собственника и нанимателя жилого помещения относятся проживающие совместно с ним в жилом помещении его супруг, дети, родители, а также другие родственники и нетрудоспособные иждивенцы, если они вселены в качестве члена семьи, ведут общее хозяйство.
В соответствии с пп.11, 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» при признании лица членом семьи собственника или нанимателя жилого помещения необходимо учитывать факт его вселения в жилое помещение, а также учитывать, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства. Под ведением общего хозяйства следует, в частности, понимать наличие у нанимателя и указанных лиц совместного бюджета, общих расходов на приобретение продуктов питания, имущества для совместного пользования и т.п.
Родственные отношения между ФИО1, а также её зятем Звонаревым Ю.В. и ее внуком Звонарёвым А.Ю. подтверждаются соответствующими документами, исследованными судом в ходе судебного разбирательства.
На дату смерти ФИО1 проживала и была зарегистрирована по адресу: <адрес>, вместе с ней на день смерти по данному адресу были зарегистрированы и проживали Звонарева Л.Ю., Звонарев Ю.В., Звонарёв А.Ю., которые зарегистрированы и проживают по данному адресу в настоящее время.
Судом установлено, что после смерти ФИО1 – <Дата обезличена> брак между Звонаревой Л.Ю. и Звонаревым Ю.В. был прекращен, однако фактически брачные отношения между ними продолжались, они продолжили проживать совместно и вести общее хозяйство, <Дата обезличена> брак между Звонаревой Л.Ю. и Звонаревым Ю.В. был вновь заключен.
Из показаний свидетеля ФИО6 следует, что Звонарева Л.Ю., Звонарев Ю.В., Звонарёв А.Ю. проживают по адресу: <адрес>, они являются членами одной семьи, ведут общее хозяйство, заботятся друг о друге, с уважением относятся друг к другу. В указанном жилом помещении до дня смерти проживала ФИО1 После расторжения брака Звонарева Л.Ю. и Звонарев Ю.В. продолжили проживать совместно и вести общее хозяйство по указанному адресу.
С учетом изложенного, суд находит, что Звонарев Ю.В. и Звонарев А.Ю. были вселены в жилое помещение по адресу: <адрес> качестве члена семьи ФИО1, проживали с ней совместно до ее смерти <Дата обезличена>, их семейные отношения характеризовались взаимным уважением и взаимной заботой, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства, в связи с чем имеются основания для признания Звонарева Ю.В. и Звонарёва А.Ю. членами семьи ФИО1
С учетом изложенного, поскольку ФИО1 состояла в Списках граждан Зейского района, претендующих на получение социальной выплаты на основании Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в категории «инвалиды 1, 2 группы, инвалиды с детства» с 22 марта 2002 года, то после её смерти истцы Звонарева Л.Ю., Звонарев Ю.В., Звонарёв А.Ю. имеют право состоять в данной категории граждан с 22 марта 2002 года.
С учетом изложенного, Звонарева Л.Ю., Звонарев Ю.В., Звонарёв А.Ю. должны быть восстановлены в Списке граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по категории «инвалиды 1, 2 группы, инвалиды с детства» с 22 марта 2002 года.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Звонаревой Л. Ю., Звонарева Ю. В., Звонарёва А.Ю. удовлетворить.
Признать Звонарева Ю. В., <Дата обезличена> года рождения, уроженца <адрес>, и Звонарёва А.Ю., <Дата обезличена> года рождения, уроженца <адрес>, членами семьи ФИО1, умершей <Дата обезличена>.
Признать за Звонаревой Л. Ю., Звонаревым Ю. В. и Звонарёвым А.Ю., право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Обязать администрацию Зейского района Амурской области восстановить Звонареву Л. Ю., Звонарева Ю. В. и Звонарёва А.Ю. в Списке граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, по категории «Инвалиды 1, 2 группы, инвалиды с детства» с 22 марта 2002 года.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий О.Б. Ворсина
Мотивированное решение составлено 17 апреля 2019 года
Судья О.Б. Ворсина