Дело №2-3429/2023
77RS0002-02-2022-014694-10
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 августа 2023 года
Дзержинский районный суд города Перми в составе:
председательствующего судьи Абрамовой Л.Л.
при секретаре Таныгиной Л.С.
с участием представителя истца, действующего по служебному удостоверению Перепелица О.А., представителя ответчика, действующей по доверенности от 03.02.2021, Шмыриной Т.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пермского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,
установил:
Пермский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском (уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ) к ОАО «РЖД» о признании бездействие Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» по неисполнению требований Федерального закона «О транспортной безопасности» от 09.02.2007 №16-ФЗ и постановления Правительства РФ от 08.10.2020 № 1635 на станции Григорьевская незаконным, возложении обязанности в течение шести месяцев с момента вступления решения в законную силу образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры железнодорожная станции Григорьевская Пермского центра организации работы железнодорожных станций – структурного подразделения Свердловской дирекции управления движением – структурного подразделения Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД» подразделение транспортной безопасности в соответствии с подпунктом «г» пункта 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 № 1635.
В обоснование заявленных требований указано, что Пермской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения ОАО «РЖД» требований законодательства о транспортной безопасности и антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, расположенных в Пермском крае, в ходе которой выявлены нарушения требований федерального законодательства на железнодорожной станции Григорьевская Свердловской железной дороги. Железнодорожная станция Григорьевская входит в состав Пермского центра организации работы железнодорожных станций – структурного подразделения Свердловской дирекции управления движением – структурного подразделения Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД». В соответствии с п. 9 ст. 1 Федерального закона «О транспортной безопасности» ОАО «РЖД» является субъектом транспортной инфраструктуры на железнодорожной станции Григорьевская. В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О транспортной безопасности» требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры, для объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 № 1635 утверждены требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию. В силу подп. «г» п. 5 требований по обеспечению транспортной безопасности субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры (группы объектов транспортной инфраструктуры) в случаях, предусмотренных настоящим документом, в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов. Подпунктом «е» п. 5 требований по обеспечению транспортной безопасности субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны реализовать мероприятия, предусмотренные паспортом объекта транспортной инфраструктуры, для эксплуатируемых объектов транспортной инфраструктуры - в течение одного года со дня вступления в силу настоящего документа, для объектов транспортной инфраструктуры, вводимых в эксплуатацию после вступления в силу настоящего документа, - со дня введения в эксплуатацию объекта транспортной инфраструктуры. Постановление Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 № 1635 вступило в силу 15.04.2021. Следовательно, мероприятия, предусмотренные паспортом объекта транспортной инфраструктуры, в силу подп. «е» п. 5 требований по обеспечению транспортной безопасности, должны быть реализованы в течение года со дня вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации, то есть до 15.04.2022 включительно. Проведенной проверкой установлено, что Свердловской дирекцией управления движением мероприятия, отраженные в паспорте обеспечения транспортной безопасности железнодорожной станции Григорьевская, в течение установленного срока не реализованы. Объект транспортной инфраструктуры железнодорожная станция Григорьевская Свердловской железной дороги – филиала ОАО «РЖД», включена в реестр объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию. В паспорте обеспечения транспортной безопасности железнодорожной станции Григорьевская, утвержденном 02.08.2021, отражены меры, направленные на обеспечение транспортной безопасности ОТИ, включающие привлечение для защиты объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства подразделения транспортной безопасности. В нарушение требований законодательства для защиты железнодорожной станции Григорьевская от актов незаконного вмешательства не привлечено подразделение транспортной безопасности. По результатам ранее проведенной проверки прокурором 26.04.2022 начальнику Свердловской дирекции управления движением – структурного подразделения Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД» внесено представление об устранении выявленных нарушений законодательства, среди которых указано нарушение законодательства о транспортной безопасности в части не привлечения для защиты объекта транспортной инфраструктуры – железнодорожной станции Григорьевская, включенной в реестр объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, подразделения транспортной безопасности. 19.05.2022 в Пермскую транспортную прокуратуру поступил ответ, из содержания которого следует, что ОАО «РЖД» не предпринимает достаточных мер для устранения нарушений законодательства о транспортной безопасности, финансирование ОАО «РЖД» для защиты объектов транспортной инфраструктуры, в том числе расположенных на полигоне Свердловской железной дороги, сокращено. Неисполнение ОАО «РЖД» требований действующего законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности, в сложившейся в Российской Федерации обстановке, когда объекты транспортной инфраструктуры наиболее подвержены незаконному вмешательству, создает угрозу безопасности государства, а также может нанести вред жизни, здоровью граждан и окружающей среде. В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник имущества несет бремя содержание своего имущества. Собственником железнодорожной станции Григорьевская является ОАО «РЖД». Факт нарушения ОАО «РЖД» требований законодательств в сфере транспортной безопасности в отношении объектов транспортной инфраструктуры - железнодорожных станций Пермского центра организации работы железнодорожных станций – структурного подразделения Свердловской дирекции управления движением, не подлежащих категорированию, подтверждается постановлением УГАН НОТБ ЦФО Ространснадзора от 10.06.2022 № 0041/1000/0212, согласно которому ОАО «РЖД» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа.
Представитель истца Перепелица О.А. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика Шмырина Т.К. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление.
Представитель третьего лица Федеральное агентство железнодорожного транспорта в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом.
Представитель третьего лица Федеральной служба по надзору в сфере транспорта в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, представили письменный отзыв на исковое заявление.
Заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве охраняется здоровье людей (статья 7) и каждый имеет право на охрану здоровья (статья 41).
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 10.01.2003 № 17-ФЗ) функционирование железнодорожного транспорта осуществляется исходя из принципа доступности, безопасности и качества оказываемых услуг. Федеральный закон от 10.01.2003 № 17-ФЗ закрепляет основные требования к железнодорожным путям общего пользования (ст. 15), а также основные положения об организации обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта и иных технических средств.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее - Федеральный закон № 16-ФЗ) целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства (ч. 1).
Пунктом 4 ст. 2 Федерального закона № 16-ФЗ предусмотрено, что основными принципами обеспечения безопасности является приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности.
Из материалов дела и пояснений сторон следует, что станция Григорьевская относится к объекту инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащего категорированию, так как является промежуточной станцией (ЖСТ303079).
На указанный объект инфраструктуры железнодорожного транспорта разработан паспорт транспортной безопасности, который 02.08.2021 утвержден заместителем начальника Свердловской дирекции управления движением (по безопасности движения).
Из паспорта обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащего категорированию, на станцию Григорьевская следует, что указанная станция является промежуточной, расположена по адресу: Пермский край, Нытвенский район, станция Григорьевская.
В разделе 4 подп. а) паспорта безопасности при уровне безопасности № 1 (постоянный) пунктом «г» предусмотрена обязанность субъекта транспортной инфраструктуры образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры (группы объектов транспортной инфраструктуры) в случаях, предусмотренных настоящим документом, в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов.
В разделе 4 подп. б) паспорта безопасности при уровне безопасности № 2 паспорта транспортной безопасности предусмотрена обязанность субъекта транспортной инфраструктуры: а) увеличить в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры численность работников сил обеспечения безопасности, осуществляющих постоянный непрерывный контроль выводимых техническими средствами обеспечения транспортной безопасности данных, эксплуатационных и функциональных показателей для выявления нарушителей, совершения или подготовки к совершению актов незаконного вмешательства; б) обеспечить силами подразделения транспортной безопасности патрулирование и осмотр объекта транспортной инфраструктуры не реже одного раза в 2 часа с проведением наблюдения и собеседования в целях обеспечения транспортной безопасности, выборочного досмотра с использованием переносных, мобильных средств досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности; в) прекратить доступ посетителей на объект транспортной инфраструктуры.
В разделе 4 подп. в) паспорта безопасности при уровне безопасности № 3 паспорта транспортной безопасности предусмотрена обязанность субъекта транспортной инфраструктуры обеспечить силами подразделения транспортной безопасности досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности проходящих (перемещаемых) на объект транспортной инфраструктуры физических лиц, материальных и (или) технических объектов (за исключением пассажиров поездов и поездных бригад этих поездов, прибывающих на объект транспортной инфраструктуры и отправляющихся с объекта транспортной инфраструктуры) либо на основании решения лица, ответственного за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, или лица, ответственного за обеспечение транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, прекратить функционирование объекта транспортной инфраструктуры и ограничить доступ к нему.
11.05.2022 Пермским транспортным прокурором принято решение о проведении проверки в Свердловской дирекции управления движением – структурном подразделении Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД» в части соблюдения законодательства о транспортной безопасности и антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, расположенных в Пермском крае.
Согласно акту проверки исполнения законодательства о транспортной безопасности и антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта от 20.06.2022 в ходе проверки установлено, что на балансе Свердловской дирекции управления движением в ведении Пермского центра организации работы железнодорожных станций находится 70 железнодорожных станций, включенных в реестр объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, в том числе железнодорожная станция Григорьевская. В ходе проверки установлено, в том числе, нарушение подп. г) п. 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 № 1635.
26.04.2022 Пермским транспортным прокурором в адрес начальника Свердловской дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД» внесено представление с требованием об устранении в установленный законом срок причин и условий допущенных нарушений законодательства, в том числе выразившихся в непривлечении подразделений транспортной безопасности для предотвращения актов незаконного вмешательства на железнодорожных станциях, в том числе на станции Григорьевская.
В ответ на указанное представление ОАО «РЖД» 19.05.2022 сообщило, что привлечение подразделения транспортной безопасности возможно после утверждения плана обеспечения транспортной безопасности (ОТБ) и оборудования объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ) техническими средствами обеспечения транспортной безопасности (ТСОТБ). В условиях складывающейся экономической ситуации и снижения объемов, грузовых и пассажирских перевозок в 2022 году, в связи с осложнением обстановки, введением в ряде регионов Российской Федерации режима чрезвычайной ситуации, выделение дополнительного финансирования для защиты объектов транспортной инфраструктуры, в том числе, расположенных на полигоне Свердловской железной дороги сокращено. В ОАО «РЖД» направлено обращение о рассмотрении вопроса выделения дополнительного финансирования для исполнения требований транспортной безопасности.
Согласно постановлению заместителя Пермского транспортного прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении от 20.05.2022, в отношении ОАО «РЖД» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ – неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные умышленно, если эти действия (бездейтсвие) не содержат уголовно наказуемого деяния; направить дело на рассмотрение в УГАН НОТБ ЦФО Ространснадзора.
Постановлением УГАН НОТБ ЦФО Ространснадзора о назначении административного наказания № 0041/1000/0212 от 10.06.2022 ОАО «РЖД» привлечено к административной ответственности за совершение административного наказания, предусмотренного ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ – неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности, совершенное по неосторожности, если эти бездействия не содержат уголовно наказуемого деяния, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Из ответа Федерального агентства железнодорожного транспорта (далее – Росжелдор) № АИ-30/4454-ис от 04.05.2022 на запрос ОАО «РЖД» следует, что Росжелдор не обладает полномочиями по разъяснению и толкованию норм законодательства Российской Федерации, вместе с тем, выражает следующее мнение. Постановлением Правительства Российской Федерации № 1635 от 08.10.2020 года утверждены требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию. Перечень уровней безопасности и порядок их объявления (установления) при изменении степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса устанавливаются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 2344 от 29.12.2020 года. Исходя из положений Требований, обязанность субъекта транспортной инфраструктуры по образованию или привлечению подразделения транспортной безопасности возникает лишь в случае объявления уровня безопасности № 2 и № 3. Привлечение подразделения транспортной безопасности при первом уровне безопасности, действующем постоянно, если не объявлен другой уровень безопасности, не является обязательным для субъекта транспортной инфраструктуры.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона № 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Из статьи 7 Федерального закона № 16-ФЗ следует, что в целях принятия мер по обеспечению транспортной безопасности устанавливаются различные уровни безопасности в транспортном комплексе. Перечень уровней безопасности и порядок их объявления при изменении степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2020 года № 2344 «Об уровнях безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о порядке их объявления (установления)» установлены следующие уровни безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств: уровень № 1 - степень защищенности транспортного комплекса от потенциальных угроз, заключающихся в наличии совокупности вероятных условий и факторов, создающих опасность совершения акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса; уровень № 2 - степень защищенности транспортного комплекса от непосредственных угроз, заключающихся в наличии совокупности конкретных условий и факторов, создающих опасность совершения акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса; уровень № 3 - степень защищенности транспортного комплекса от прямых угроз, заключающихся в наличии совокупности условий и факторов, создавших опасность совершения акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса.
Уровень безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств № 1 действует постоянно, если не объявлен иной уровень безопасности. Уровни безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств № 2 и № 3 объявляются (устанавливаются) и отменяются субъектами транспортной инфраструктуры на основании: решения руководителей образованных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15.02.2006 № 116 «О мерах по противодействию терроризму» Федерального оперативного штаба, оперативных штабов в субъектах Российской Федерации (уполномоченных ими должностных лиц) либо руководителей образованных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26.12.2015 № 664 «О мерах по совершенствованию государственного управления в области противодействия терроризму» оперативных штабов в морских районах (бассейнах) (уполномоченных ими должностных лиц) об изменении степени угрозы совершения носящего террористический характер акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса; решения Министра внутренних дел Российской Федерации либо Министра транспорта Российской Федерации (уполномоченных ими должностных лиц) об изменении степени угрозы совершения не носящего террористический характер акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса.
Частью 1 статьи 8 Федерального закона № 16-ФЗ предусмотрено, что требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры, для объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры.
Согласно ст. 9 Федерального закона № 16-ФЗ субъекты транспортной инфраструктуры в отношении объекта транспортной инфраструктуры, не подлежащего категорированию разрабатывают и утверждают соответственно паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры. Типовые формы указанных паспортов по видам транспорта утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры разрабатывается и утверждается субъектом транспортной инфраструктуры в течение одного месяца с даты вступления в силу соответствующих требований по обеспечению транспортной безопасности для объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, и транспортных средств по видам транспорта, предусмотренных ч. 1 и 1.1 ст. 8 настоящего Федерального закона. Началу разработки паспорта обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, не подлежащего категорированию, предшествует проведение субъектом транспортной инфраструктуры обследования соответствующих объекта транспортной инфраструктуры и (или) транспортного средства, а также изучение реализуемых на них мер от угроз совершения актов незаконного вмешательства с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности. Результаты обследования и изучения являются приложением к паспорту обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры.
Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 № 1635 (далее - Требования).
Пунктом 4 данных Требований установлено, что настоящий документ является обязательным для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры.
Согласно подпункту «в» пункта 5 Требований субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны разработать, утвердить и направить в Федеральное агентство железнодорожного транспорта паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры в соответствии с положениями частей 1.3, 1.4 и 1.5 статьи 9 Федерального закона «О транспортной безопасности» по типовой форме согласно приложению (далее - паспорт объекта транспортной инфраструктуры).
В силу подпункта «г» пункта 5 Требований субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры также обязаны образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры (группы объектов транспортной инфраструктуры) в случаях, предусмотренных настоящим документом, в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов.
Согласно подпункту «е» пункта 5 Требований субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны реализовать мероприятия, предусмотренные паспортом объекта транспортной инфраструктуры, для эксплуатируемых объектов транспортной инфраструктуры - в течение одного года со дня вступления в силу настоящего документа, для объектов транспортной инфраструктуры, вводимых в эксплуатацию после вступления в силу настоящего документа, - со дня введения в эксплуатацию объекта транспортной инфраструктуры.
Подпунктом «ч» пункта 5 Требований установлена обязанность субъектов транспортной инфраструктуры реализовывать предусмотренные паспортом объекта транспортной инфраструктуры дополнительные меры безопасности при изменении уровня в срок, не превышающий 1 часа 30 минут с момента получения сообщения об изменении степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства.
Типовой формой паспорта обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта (группы объектов транспортной инфраструктуры), не подлежащего категорированию, утверждённой в качестве Приложения к Требованиям, предусмотрено, что в качестве одного из приложений к паспорту должны быть Положение (устав) сформированного подразделения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а в случае привлечения подразделения транспортной безопасности - копия договора с привлеченным подразделением транспортной безопасности (прикладываются к настоящему паспорту в течение 6 месяцев со дня его утверждения).
Пунктом 7 Требований предусмотрено, что субъект транспортной инфраструктуры в отношении объекта транспортной инфраструктуры, на котором осуществляется обслуживание пассажиров, при уровне безопасности № 2 дополнительно к требованиям, предусмотренным пунктами 5 и 6 настоящего документа, обязан: а) увеличить в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры численность работников сил обеспечения транспортной безопасности, осуществляющих постоянный непрерывный контроль выводимых техническими средствами обеспечения транспортной безопасности данных, эксплуатационных и функциональных показателей для выявления нарушителей, совершения или подготовки к совершению актов незаконного вмешательства; б) обеспечить силами подразделения транспортной безопасности патрулирование и осмотр объекта транспортной инфраструктуры не реже одного раза в 2 часа с проведением наблюдения и собеседования в целях обеспечения транспортной безопасности, выборочного досмотра с использованием переносных, мобильных средств досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности; в) прекратить доступ посетителей на объект транспортной инфраструктуры.
В соответствии с пунктом 8 Требований субъект транспортной инфраструктуры в отношении объекта транспортной инфраструктуры, на котором осуществляется обслуживание пассажиров, при уровне безопасности № 3 дополнительно к требованиям, предусмотренным пунктами 5 - 7 настоящего документа, обязан обеспечить силами подразделения транспортной безопасности досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности проходящих (перемещаемых) на объект транспортной инфраструктуры физических лиц, материальных и (или) технических объектов (за исключением пассажиров поездов и поездных бригад этих поездов, прибывающих на объект транспортной инфраструктуры и отправляющихся с объекта транспортной инфраструктуры) либо на основании решения лица, ответственного за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, или лица, ответственного за обеспечение транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, прекратить функционирование объекта транспортной инфраструктуры и ограничить доступ к нему.
ОАО «РЖД» было обязано выполнить мероприятия, предусмотренные Паспортом объекта транспортной инфраструктуры и предусматривающие необходимость образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры подразделений транспортной безопасности, в срок до 15.04.2022 (пп. «е» п. 5 Требований обеспечения транспортной безопасности), а срок для предоставления положения (устава) сформированного подразделения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а в случае привлечения подразделения транспортной безопасности - копии договора с привлеченным подразделением транспортной безопасности, которые должны были быть приложены к Паспорту, истек 02.02.2022 (шесть месяцев со дня утверждения паспорта обеспечения транспортной безопасности).
И на момент проведения прокуратурой проверки, и внесения представления об устранении нарушений законодательства, и обращения в суд с настоящими исковыми заявлениями паспорт обеспечения транспортной безопасности станции Григорьевская предусматривал и предусматривает обязанность ОАО «РЖД» по осуществлению мероприятий, предусмотренных пп. «г» п. 5 Требований, на постоянной основе, то есть и при уровне безопасности № 1 (подп. «г» п. «а» раздела 4 паспорта обеспечения транспортной безопасности).
Суд не может согласиться с доводами представителя ответчика о том, что обязанность по образованию (формированию) и (или) привлечению для защиты объекта транспортной инфраструктуры (группы объектов транспортной инфраструктуры) подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов, возникает только после повышения уровня опасности выше первого.
Проанализировав вышеуказанные положения действующего законодательства, учитывая, что в пунктах 7 и 8 Требований законодателем предусмотрены дополнительные обязанности субъекта транспортной инфраструктуры в отношении объекта транспортной инфраструктуры, на котором осуществляется обслуживание пассажиров, при уровнях безопасности № 2 и № 3 к требованиям, предусмотренным пунктами 5 и 6, подпунктом «ч» пункта 5 Требований предусмотрена обязанность субъектов транспортной инфраструктуры оперативно реализовывать предусмотренные паспортом дополнительные меры безопасности при изменении уровня (не более 1 часа 30 минут с момента получения сообщения об изменении степени угрозы), суд приходит к выводу о том, что мероприятия, предусмотренные подпунктом «г» пункта 5 Требований, являются обязательными мерами по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию, при уровне безопасности № 1, в частности в отношении железнодорожной станции Григорьевская.
В этой связи доводы ответчика о нарушении судом норм материального права, выразившегося в неверном толковании положений закона, регулирующего спорные правоотношения сторон, а также об отсутствии у ОАО «РЖД» обязанности по образованию или привлечению подразделения транспортной безопасности в отношении спорных объектов транспортной инфраструктуры, имеющих уровень безопасности № 1, являются несостоятельными, основанными на субъективном понимании закона.
Ссылка стороны ответчика на позицию Росжелдор об отсутствии у субъекта транспортной инфраструктуры обязанности по привлечению подразделения транспортной безопасности при уровне безопасности № 1, выраженную в письме от 04.05.2022 года, правового значения не имеет, поскольку в соответствии с Положением о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 года № 397 Росжелдор не обладает полномочиями по разъяснению и толкованию норм законодательства Российской Федерации, на что прямо указано в вышеупомянутом письме.
Системный анализ вышеуказанных положений законодательства свидетельствует о наличии у субъекта транспортной инфраструктуры обязанности по обеспечению образования или по привлечению для защиты объекта транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности независимо от уровня безопасности и оперативному принятию дополнительных мер безопасности, в том числе силами данного подразделения, в случае изменения уровня безопасности на № 2 или № 3.
Указание в п. 1 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию на необходимость учета уровней безопасности при их применении, закрепление в пп. «г» п. 5 Требований положений о том, что данная обязанность устанавливается в случаях, предусмотренных настоящим документом, а также отражение в Типовой форме паспорта обеспечения транспортной безопасности объекта сведений о том, что положение (устав) сформированного подразделения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или копия договора с привлеченным подразделением транспортной безопасности прикладываются к паспорту для объектов транспортной инфраструктуры, предусматривающих участие подразделений транспортной безопасности, основанием к отказу в иске не являются, поскольку данные положения не содержат указания на необходимость исполнения обязанности по образованию или привлечению для защиты объекта транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности исключительно в случае повышения уровня безопасности.
Более того, сам факт наличия в Паспорте обеспечения транспортной безопасности железнодорожной станции Григорьевская положений, предусматривающих в качестве обязательной меры при уровне безопасности № 1 выполнение пп. «г» п. 5 Требований, свидетельствует о наличии у ответчика соответствующей обязанности по образованию (формированию) или привлечению подразделений транспортной безопасности.
Суд также не может согласиться с доводами стороны ответчика о том, что прокурор, предъявляя настоящий иск, вмешивается в оперативно-хозяйственную деятельность ОАО «РЖД». Требования по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры возложены на ответчика в силу закона.
Отсутствие технической оснащенности железнодорожной станции Григорьевская техническими средствами не освобождает ее собственника от обязанности соблюдать обязательные требования транспортной безопасности. Неуказание в распоряжении Правительства Российской Федерации от 21.04.2022 № 974-р «Этапы и сроки оснащения техническими средствами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, находящихся в собственности ОАО «РЖД» или используемых указанным обществом на ином законном основании» железнодорожной станции Григорьевская в качестве объекта транспортной инфраструктуры ОАО «РЖД», подлежащего оснащению техническими средствами обеспечения транспортной безопасности до 2025 года, не свидетельствует о необоснованности заявленных исковых требований. Более того, пп. «г» п. 5 Требований предусматривается возможность привлечения в целях защиты объектов транспортной инфраструктуры специально оснащенного, мобильного подразделения транспортной безопасности. Отсутствие технической оснащенности железнодорожной станции Григорьевская техническими средствами, напротив, опровергает обоснованность доводов ответчика о наличии у него возможности надлежащего обеспечения охраны объектов.
Отсутствие привлеченного или сформированного подразделения транспортной безопасности, аккредитованного в качестве подразделения транспортной безопасности для защиты объекта транспортной инфраструктуры, создает угрозу совершения актов незаконного вмешательства, которые могут повлечь причинение вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, а также инфраструктуре железнодорожного транспорта, в связи с чем суд признает ошибочными доводы ответчика о том, что истцом не представлено доказательств нарушения прав неопределенного круга лиц.
Таким образом, как следует из материалов дела, ответчик проявил бездействие, выразившееся в непринятии должных мер, направленных на устранение ситуации, угрожающей транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры. При этом непроведение ответчиком мероприятий по устранению недостатков обеспечения транспортной безопасности ставит под угрозу жизнь и безопасность неопределенного круга лиц, пользующихся услугами железнодорожного транспорта.
Ответчик не доказал, что предпринял все возможные и необходимые меры с целью исполнения требований законодательства о транспортной безопасности, в настоящее время не достигнут необходимый результат для обеспечения транспортной безопасности железнодорожной станции Григорьевская.
Доводы представителя ответчика о тождественности заявленных в рамках настоящего дела требований истца его требованиям, разрешенным судом ранее, а именно решением Железнодорожного районного суда города Екатеринбурга от 07 ноября 2019 года вступившего в законную силу 20 февраля 2020 года по делу № 2-4089/2019, судом отклоняются как несостоятельные, поскольку при обращении с иском в Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга требования были мотивированы тем, что железнодорожная станция Григорьевская была включена в реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры с присвоением второй категории. Требования к антитеррористической защищенности объектов, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры, утверждены постановлением Правительства РФ от 26.04.2017 №495, предусматривающим в пп. 3 п. 5 образование (формирование) и (или) привлечение подразделения транспортной безопасности для защиты объекта транспортной инфраструктуры. Проведенной прокуратурой проверкой было выявлено нарушение вышеуказанных требований. В настоящем деле истцом также заявлены требования о возложении обязанности в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры железнодорожная станция Григорьевская Пермского центра организации работы железнодорожных станций - структурного подразделения Свердловской дирекции управления движением-структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД» подразделение транспортной безопасности. Заявленные требования хоть и аналогичные ранее разрешенным требованиям, были заявлены по иным основаниям и соответственно Железнодорожным районным судом г. Екатеринбурга разрешены не были. Так, из материалов дела следует, что при обращении с настоящим иском было указано на то, что Пермской транспортной прокуратурой в период с мая по июль 2022 года была проведена проверка исполнения требований законодательства о транспортной безопасности и антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, в ходе которой установлено наличие бездействия ответчика, указано, что в настоящее время железнодорожная станция Григорьевская включена в реестр объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию. В утвержденном 02.08.2021 паспорте железнодорожной станции Григорьевская отражены меры, направленные на обеспечение транспортной безопасности, включающие привлечение подразделения транспортной безопасности для защиты объекта. По результатам проведенной прокурором на основании решения от 11.05.2022 проверки установлено нарушение требований Постановления № 1635, указано на непривлечение подразделения транспортной безопасности для защиты железнодорожных станций Пермского центра организации работы железнодорожных станций от актов незаконного вмешательства. Таким образом, заявленные Пермским транспортным прокурором требования в настоящем деле основаны на длящихся отношениях и иных фактических обстоятельствах, а именно нарушениях, выявленных при проведении проверки в период с мая по июль 2022 года, при таких обстоятельствах, оснований для прекращения производства по делу вышеуказанных требований на основании абз. 3 ст. 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации у суда не имеется. Указанные обстоятельства установлены апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 18 июля 2023 года в рамках рассмотрения апелляционного представления Пермского транспортного прокурора - Дело № 33-7578/2023 (№ 2-1032/2023).
Принимая во внимание установленные обстоятельства, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца о признании бездействия незаконным и о возложении на ОАО «РЖД» обязанности образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры – железнодорожной станции Григорьевская от актов незаконного вмешательства.
В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Учитывая конкретные обстоятельства по делу, необходимость соблюдения баланса интересов сторон (неопределенного круга лиц, в защиту которых обратился Пермский транспортный прокурор, и ответчика), необходимых подготовительных мероприятий, выделения финансирования, суд считает установить ответчику срок для исполнения решения суда в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, поскольку данный срок является разумным. Установление более длительного срока повлечет нарушение реальной защиты прав граждан, что при установленных в настоящем деле обстоятельствах не соотносится с задачами гражданского судопроизводства, установленными ст. 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Признать бездействие Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» по неисполнению требований Федерального закона «О транспортной безопасности» от 09.02.2007 №16-ФЗ и постановления правительства РФ от 08.10.2020 №1635 на станции Григорьевская незаконным.
Возложить на Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» обязанность в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры железнодорожная станция Григорьевская Пермского центра организации работы железнодорожных станций -структурного подразделения Свердловской дирекции управления движением- структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД» подразделение транспортной безопасности в соответствии с подпунктом «г» пункта 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию, утвержденных постановлением правительства РФ от 08.10.2020 №1635.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд города Перми в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
...
... Судья Л.Л.Абрамова
...