Дело № 2-170/2023
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
1 июня 2023 года п. Ибреси
Ибресинский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Козлова В.А.,
с участием помощника прокурора Ибресинского района ФИО10,
при секретаре судебного заседания ФИО9,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ибресинского района Чувашской Республики в интересах Атамовой ФИО15 к администрации Ибресинского муниципального округа Чувашской Республики о признании бездействия незаконным и возложении обязанности предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим требованиям,
Установил:
Прокурор Ибресинского района Чувашской Республики в защиту законных интересов ФИО5 обратился в суд с иском к администрации Ибресинского муниципального округа Чувашской Республики о признании бездействия незаконным и возложении обязанности предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим требованиям указывая, что по обращению ФИО5 прокуратурой района была проведена проверка соблюдения администрацией Ибресинского муниципального округа Чувашской Республики законодательства о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, в ходе которой было выявлено несоблюдение администрацией Ибресинского муниципального округа требований жилищного законодательства, федерального законодательства в области дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также регионального законодательства в области регулирования жилищных отношений, выразившееся в том, что несмотря на наличие у администрации Ибресинского муниципального округа обязанности по обеспечению ФИО5 жилым помещением и признанию ее постановлением главы администрации Ибресинского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № нуждающейся в предоставленном по договору найма жилом помещении, она с 2018 года по настоящее время жильем не обеспечена, в связи с чем длительным бездействием ответчика были нарушены гарантированные Конституцией Российской Федерации жилищные права ФИО5 Прокурор района просил признать бездействие администрации Ибресинского муниципального округа Чувашской Республики незаконным и обязать предоставить ФИО5 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
В ходе судебного разбирательства старший помощник прокурора Ибресинского района ФИО10 поддержала исковые требования в защиту законных интересов ФИО5 в части предоставления благоустроенного жилищного помещения, отказываясь от требований о признании бездействия администрации Ибресинского района незаконным.
Истец ФИО5, рождения ДД.ММ.ГГГГ, поддержала исковые требования прокурора поясняя, что у нее и у супруга ФИО4, который с осени прошлого года по настоящее время находится на СВО, своего жилья не имеется.
В судебное заседание не явились надлежаще и своевременно извещенные о времени и месте судебного заседания представители третьих лиц – Министерства финансов Чувашской Республики и Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, об уважительности причин неявки не сообщили, возражения относительно исковых требований, а также заявления об отложении рассмотрения гражданского дела либо о рассмотрении дела без их участия не представили.
С учетом положений ч.ч. 1, 3, 4 ст. 167 ГПК Российской Федерации, надлежащего извещения истца и представителей третьих лиц о времени и месте судебного заседания, участие в деле в защиту законных интересов истца прокурора и отсутствие сведений об уважительности причин неявки представителей третьих лиц, суд рассматривает гражданское дело в их отсутствии.
Представитель ответчика администрации Ибресинского муниципального округа Чувашской Республики ФИО11, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования не признала и просила в удовлетворении иска отказать, указывая на то, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденным главой администрации Ибресинского муниципального округа Чувашской Республики состоят 36 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В указанном списке ФИО5 числится под номером <данные изъяты>. За счет средств федерального бюджета Ибресинскому району на ДД.ММ.ГГГГ год выделены денежные средства в сумме <данные изъяты> руб., в <данные изъяты> г. <данные изъяты> тыс. руб. на приобретение жилых помещений. При отсутствии соответствующего финансирования на органах местного самоуправления не лежит обязанность по представлению жилья детям - сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, за счет местного бюджета. У ответчика свободные жилые помещения в специализированном жилищном фонде, соответствующие требованиям для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей отсутствуют. Права Атамовой Н.Г. не нарушены, поскольку она включен в список и жилое помещение специализированного жилищного фонда ей будет предоставлено при сохранении права на обеспечение жилым помещением в порядке очередности. Удовлетворение исковых требований и предоставление жилья истцу влечет нарушение прав таких же детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, которые включены в указанный список раньше Атамовой Н.Г., что нельзя считать социально справедливым, т. к. истец зарегистрирован в списке под №. По смыслу ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не могут быть защищены права одного лица за счет нарушения прав других. Требования прокурора фактически уже исполняются без принятия судебного решения.
Выслушав помощника прокурора, истца Атамову Н.Г., представителя ответчика, изучив письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Жилищным Кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии со ст. ст. 1, 2, 11 ГК Российской Федерации, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Способы защиты жилищных прав определены в ст. 11 ЖК Российской Федерации, согласно которой защита жилищных прав осуществляется путем признания жилищного права; восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения; иными способами, предусмотренными ЖК РФ, другим федеральным законом.
Суд считает установленным, что действующее законодательство возлагает обязанность по обеспечению Атамовой Н.Г. жилым помещением на администрацию Ибресинского муниципального округа Чувашской Республики, которой переданы государственные полномочия Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Как видно из свидетельства о рождении, ФИО1 родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>
Справкой о рождении также подтверждается, что ФИО1 родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. ФИО2, отец-ФИО3 (<данные изъяты>).
Как усматривается из свидетельства о заключении брака ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировали брак отделе ЗАГС администрации <адрес>. После заключения брака жене присвоена фамилия ФИО14 (<данные изъяты>).
Согласно паспорта серии <данные изъяты> № ФИО5 родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, зарегистрирована ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>
Как видно из копии ранее предоставленного паспорта, ФИО1, родившаяся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, была зарегистрирована ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>
Заочным решением Ибресинского районного суда ФИО7 Республики от ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 лишена родительских прав в отношении дочери ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Постановлено ФИО1 оставить у опекуна ФИО12 также взысканы с ФИО6 в пользу ФИО12 алименты на содержание несовершеннолетней ФИО1, в размере <данные изъяты> части всех видов заработка или иного дохода ежемесячно, начиная с ДД.ММ.ГГГГ и до ее совершеннолетия (<данные изъяты>).
Согласно постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, ФИО12 назначен опекуном малолетней ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В постановлении указывается, что отец ребенка в свидетельстве о рождении записан со слов матери <данные изъяты>).
Из постановления главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № видно, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относящаяся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, признана нуждающимся в жилых помещениях и включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (<данные изъяты>).
Согласно сообщению МУП «БТИ» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, сведения о зарегистрированных правах на недвижимое имущество в <адрес> за ФИО1 не имеется <данные изъяты>).
В уведомлении Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ указывается, что сведения о правах ФИО1 на имеющиеся у нее объекты недвижимого имущества отсутствуют <данные изъяты>).
Судом изучен список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по Ибресинскому муниципальному округу Чувашской Республики по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, на ДД.ММ.ГГГГ видно, что ФИО1 значится под № (<данные изъяты>).
<адрес> по результатам проверки в целях устранения выявленных нарушений ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы администрации Ибресинского муниципального округа вынесено представление о длительном непредставлении жилого помещения Атамовой Н.Г., что нарушает ее гарантированные конституционные права.
Согласно сообщения главы администрации Ибресинского муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГ, Атамова Н.Г., являющаяся лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей до настоящего времени жильем не обеспечена, но указанные нарушения не соответствуют действительности, так как полномочия по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями обеспечивается за счет средств республиканского бюджета.
Согласно ст. 99 ЖК Российской Федерации, специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования. Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
На основании ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно п. 6 ч. 1 и ч. 2 ст. 18 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года № 42 «О регулировании жилищных отношений», к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного жилищного фонда Чувашской Республики и муниципального жилищного фонда.
Статьей 23.1 указанного Закона предусмотрено, что жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях, которые находятся на территории Чувашской Республики, признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Кабинетом Министров Чувашской Республики.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящей части и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В соответствии с ч. 12 ст. 23.1 Закона Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № полномочия по обеспечению лиц, указанных в абзаце первом части 2 настоящей статьи, жилыми помещениями являются государственными полномочиями Чувашской Республики, и их реализация обеспечивается за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики наделяются государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда лиц, указанных в абзаце первом части 2 настоящей статьи, в соответствии с Законом Чувашской Республики о наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок.
В соответствии с пунктом 1.2 Порядка предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ №, предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированных жилых помещений осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, наделенными государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению специализированными жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 1 Закона Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № «О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями».
Судом установлено, что у ФИО5, являющейся лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей и имеющего с ДД.ММ.ГГГГ года право на получение благоустроенного жилого помещения на момент проверки прокуратурой Ибресинского района Чувашской Республики исполнения законодательства о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не имелось предоставленного собственного жилого благоустроенного помещения в муниципальном специализированном жилищном фонде.
Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц. При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, на ДД.ММ.ГГГГ в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденным главой администрации Ибресинского муниципального округа Чувашской Республики, состоят 36 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В указанном списке ФИО17 продолжает числится под номером <данные изъяты>
Суд считает, что ответчик в лице администрации Ибресинского муниципального округа (ранее администрация Ибресинского района Чувашской Республики) имела возможность совершить необходимые действия и принять меры, направленные на исполнение возложенной на него обязанности об обеспечении льготной категории граждан жильем (в данном случае в отношении ФИО18., но своим бездействием нарушила права и законные интересы гражданина.
Суд исходит из того, что прокурором Ибресинского района не ставится вопрос о незамедлительном решении вопроса о предоставлении истцу жилья во внеочередном порядке в ущерб интересов других лиц, которые включены в указанный список раньше Атамовой Н.Г. и в этой связи ссылка представителя ответчика на данные обстоятельства не приемлима. Также судом признается необоснованными утверждения представителя ответчика о том, что имеет место недостаточное финансирование из вышестоящих бюджетов, что исключает реализацию полномочий по предоставлению жилого помещения.
Исследованные судом доказательства приводят к выводу о доказанности исковых требований прокурора Ибресинского района и его доводов о том, что указанный муниципальный орган местного самоуправления продолжительное время не принимал реальных мер по обеспечению Атамовой Н.Г., являющегося лицом, оставшегося без попечения родителей, жилым помещением, что нарушило жилищные ее права, гарантированные Конституцией Российской Федерации. Включение Атамовой Н.Г. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, само по себе не является для основанием для вывода о том, что она жилым помещением обеспечена или о том, что ей в разумные сроки, исчисляя с ДД.ММ.ГГГГ года, будет предоставлено благоустроенное жилище.
На судебном рассмотрении доказано, что исковые требования прокурора Ибресинского района Чувашской Республики в защиту законных интересов Атамовой Н.Г. к администрации Ибресинского муниципального округа Чувашской Республики о возложении обязанности предоставления благоустроенного жилого помещения основаны на законе, обоснованы и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
Решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░19, ░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░