63RS0018-01-2023-000625-75
№ 16-4708/2023
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
26 июля 2023 года город Самара
Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Кувшинов В.Е., рассмотрев жалобу Абдалкина Михаила Анатольевича и его защитника Лапузина А.С., действующего на основании ордера, в интересах Абдалкина Михаила Анатольевича на вступившие в законную силу постановление судьи Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 20 марта 2023 года, решение судьи Самарского областного суда от 11 мая 2023 года, вынесенные в отношении Абдалкина Михаила Анатольевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 20 марта 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Самарского областного суда от 11 мая 2023 года, Абдалкин Михаил Анатольевич (далее – Абдалкин М.А.) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в сумме 150000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Абдалкин Михаил Анатольевич и его защитник Лапузин А.С. просят обжалуемые судебные акты отменить, ссылаясь на их незаконность, производство по делу прекратить.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводы жалобы, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе публичные призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в указанных целях, а равно направленные на дискредитацию исполнения государственными органами Российской Федерации своих полномочий за пределами территории Российской Федерации в указанных целях, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии с частью 1, 2 статьи 10 Федерального закона от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне» (далее – Закон об обороне), Вооруженные Силы Российской Федерации - это государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации. Вооруженные Силы Российской Федерации предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности государства, а также для выполнения задач в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 10.1 указанного Федерального закона, решение об оперативном использовании за пределами Российской Федерации в соответствии с пунктом 2.1 статьи 10 настоящего Федерального закона формирований Вооруженных Сил Российской Федерации принимается Президентом Российской Федерации на основании соответствующего постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
На основании части 2.1 статьи 10 указанного Федерального закона, в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности формирования Вооруженных Сил Российской Федерации могут оперативно использоваться за пределами Российской Федерации в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и настоящим Федеральным законом для решения, в том числе следующих задач: 1) отражение вооруженного нападения на формирования Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска или органы, дислоцированные за пределами Российской Федерации; 2) отражение или предотвращение вооруженного нападения на другое государство, обратившееся к Российской Федерации с соответствующей просьбой; 3) защита граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации от вооруженного нападения на них.
В соответствии частью 1 статьи 87 Конституции РФ и частью 1 статьи 4 Закона об обороне, Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации. При этом, Президент Российской Федерации определяет основные направления военной политики Российской Федерации, осуществляет полномочия в области обороны, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и законами Российской Федерации (часть 2 статьи 4 Закона об обороне).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 5 Закона об обороне, Совет Федерации решает вопрос о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.
Постановлением Совета Федерации Федерального собрания РФ № 35-СФ от 22 февраля 2022 года дано согласие Президенту РФ в соответствии с частью 1 статьи 102 Конституции РФ на использование Вооруженных сил РФ за пределами территории РФ на основе общепризнанных принципов и норм международного права. Общая численность формирований Вооруженных Сил РФ, районы их действий, стоящие перед ними задачи, срок их пребывания за пределами территории РФ определяются Президентом РФ в соответствии с Конституцией РФ.
24 февраля 2022 года на основании постановления Совета Федерации Федерального собрания № 35-СФ от 22 февраля 2022 года Президентом РФ принято решение о проведении специальной военной операции на территории Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики в связи с обращением глав данных республик с просьбой об оказании помощи.
Совершение публичных противоправных действий представляет собой совершение лицом или группой лиц противоправных действий, направленных на неограниченный круг лиц, и может быть выражено в любой доступной для них форме; заключается в совершении противоправных действий в общественном месте либо сетях общего пользования.
Под дискредитацией понимается умышленные действия, направленные на лишение доверия к чему-либо, на подрыв авторитета, имиджа.
Из материалов дела усматривается, что 1 марта 2023 года УУП ОМВД России по г. Новокуйбышевску ФИО6 в отношении Абдалкина М.А. составлен протокол 22 № 3771884 об административном правонарушении, согласно которому 21 февраля 2023 года в 17:59 час. депутат Самарской Губернской Думы Абдалкин М.А. в сети Интернет на своей персональной странице сайта «В Контакте» - «Михаил Абдалкин» (<данные изъяты>) разместил видеоролик, в котором он с лапшой на ушах, слушал и смотрел Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 февраля 2023 года, темой которого являлось работа Государственных органов за пределами территории РФ в целях защиты интересов РФ и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, при этом кивал головой, тем самым своими публичными действиями дискредитировал исполнения государственными органами РФ своих полномочий за пределами территории РФ в вышеуказанных целях.
Президент Российской Федерации в послании Федеральному Собранию уделил много внимания теме специальной военной операции (далее – СВО).
Согласно фразеологического словаря русского литературного языка Федорова А.И., вешать лапшу на уши - нагло врать, рассказывать небылицы; намеренно вводить в заблуждение кого-либо.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными доказательствами: протоколом 22 № 3771884 об административном правонарушении от 1 марта 2023 года (л.д. 1); рапортом зам. начальника полиции (по ООП) О МВД России по г. Новокуйбышевску ФИО8
от 23 февраля 2023 года (л.д. 3); скриншотами персональной страницы сайта «В Контакте» «Михаил Абдалкин» (л.д. 4-10); Посланием Президента РФ от 21 февраля 2023 года (л.д. 11 – 29); актами о результатах исследования предметов и документов (л.д. 30-32, 33-35, 36-38, 39-45); протоколом осмотра помещений, территорий от 28 февраля 2023 года (л.д. 51); протоколами опросов свидетелей ФИО9, ФИО17., ФИО10 (л.д. 52, 53, 56); рапортом УУП ОУУП и ПДН О МВД России по г. Новокуйбьшевску ФИО11 (л.д. 54); ответом первого зам. председателя Самарской Губернской Думы ФИО18 от 1 марта 2023 года
(л.д. 57-58); Правилами пользования Сайтом ВКонтакте (л.д. 59-66); письменными объяснениями Абдалкина М.А. от 1 марта 2023 года (л.д. 70); видеоматериалами (л.д. 75- 76), и иными доказательствами, которым дана оценка по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
Выводы судебных инстанций о виновности Абдалкина М.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьей 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств в соответствии с требованиями статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.
Действия Абдалкина М.А. квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Каких-либо неустранимых сомнений в виновности Абдалкина М.А. в совершении инкриминируемого ему деяния по делу не усматривается.
Порядок и срок давности привлечения Абдалкина М.А. к административной ответственности соблюдены.
Довод заявителей жалобы о том, что в действиях Абдалкина М.А. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не нашел своего подтверждения и опровергается материалами дела.
Довод заявителей жалобы том, что Абдалкин М.А. необоснованно привлечен к административной ответственности как должностное лицо, подлежит отклонению.
В соответствии с частью 1 статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Понятие должностного лица раскрывается в примечании к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, из которого следует, что под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 октября 2009 года
№ 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий», к исполняющим функции представителя власти следует относить лиц, наделенных правами и обязанностями по осуществлению функций органов законодательной, исполнительной или судебной власти, а также, исходя из содержания примечания к статье 318 УК РФ, иных лиц правоохранительных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, организациями, учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.
Исполнение функций должностного лица по специальному полномочию означает, что лицо осуществляет функции представителя власти, исполняет организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, возложенные на него законом, иным нормативным правовым актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом (например, функции присяжного заседателя). Функции должностного лица по специальному полномочию могут осуществляться в течение определенного времени или однократно, а также могут совмещаться с основной работой.
При временном исполнении функций должностного лица или при исполнении их по специальному полномочию лицо может быть признано должностным лишь в период исполнения возложенных на него функций (пункт 6 постановления Пленума).
В соответствии со статьей 1 Законом Самарской области от 9 февраля 2006 года № 1-ГД «О лицах, замещающих государственные должности Самарской области» государственная должность Самарской области - должность, установленная Уставом Самарской области, законами Самарской области и частью 3 настоящей статьи для непосредственного исполнения полномочий государственных органов Самарской области. Государственными должностями Самарской области являются, в том числе, должность депутата Самарской Губернской Думы.
Согласно статье 4 вышеуказанного закона лицо, замещающее государственную должность, обязано:
а) соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты, Устав Самарской области, настоящий Закон и иные правовые акты Самарской области;
б) обеспечивать соблюдение и защиту прав, свобод и законных интересов человека и гражданина;
в) выполнять постановления Конституционного Суда Российской Федерации, решения, определения и постановления иных судов Российской Федерации в части, касающейся его полномочий по замещаемой государственной должности;
г) хранить государственную и иную охраняемую законом тайну;
д) соблюдать ограничения и запреты, связанные с осуществлением полномочий по замещаемой государственной должности;
ж) представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном настоящим Законом и иными законами Самарской области;
ж.1) сообщать о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта;
з) выполнять иные обязанности, возлагаемые на него федеральными законами, Уставом Самарской области, настоящим Законом и иными правовыми актами Самарской области.
На основании статьи 73 Устава Самарской области от 18 декабря 2006 года № 179-ГД Самарская Губернская Дума (законодательный орган Самарской области) является представительным однопалатным постоянно действующим высшим и единственным законодательным органом государственной власти Самарской области.
Исходя из статьи 74 Устава Самарской области права и обязанности депутата Самарской Губернской Думы, гарантии и условия осуществления депутатской деятельности регулируются в соответствии с федеральными законами, Уставом Самарской области, законами Самарской области.
В соответствии со статьей 76 Устава Самарской области Самарская Губернская Дума, в том числе осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения Самарской области и предметам совместного ведения Российской Федерации и Самарской области в пределах полномочий Самарской области.
Как видно из материалов дела, Абдалкин М.А. прослушал Послание Президента Федеральному Собранию в полном объеме, о чем в том числе указал на странице сайта «В Контакте» - «Михаил Абдалкин» - «По просьбе заместителя председателя Самарской Губернской Думы ФИО19. прослушал двухчасовое послание Президента.. . ».
Таким образом, депутат Самарской Губернской Думы Абдалкин М.А., исполняющий функции представителя власти, правомерно привлечен к административной ответственности как должностное лицо.
Довод жалобы о том, что протокол об административном правонарушении составлен с нарушением установленных законом сроков, не может повлечь отмену судебных актов.
Согласно части 1 статьи 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.
В абзаце 3 пункта 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными.
Таким образом, само по себе нарушение требования о немедленном составлении протокола об административном правонарушении, содержащегося в части 1 статьи 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не может являться основанием для отказа в привлечении к административной ответственности и не исключает производства по делу об административном правонарушении, если этим протоколом подтверждается факт правонарушения и он составлен в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 данного Кодекса.
Право Абдалкина М.А. на защиту при производстве по делу не нарушено.
Все доводы поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств. Аналогичные доводы были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях Абдалкина М.А. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из доводов жалобы, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, не следует, что при рассмотрении настоящего дела допущены какие-либо нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Административное наказание назначено Абдалкину М.А. в пределах санкции части 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление судьи Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 20 марта 2023 года, решение судьи Самарского областного суда от 11 мая 2023 года, вынесенные в отношении Абдалкина Михаила Анатольевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Абдалкина Михаила Анатольевича и его защитника Лапузина А.С., действующего на основании ордера, в интересах Абдалкина Михаила Анатольевича – без удовлетворения.
Судья В.Е. Кувшинов