Решение по делу № 2-227/2018 от 18.06.2018

дело № 2-227/2018

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

село Кослан                              02 августа 2018 года

Удорский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Жданова А.Н., при секретаре судебного заседания Мовзер И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Логиновой Л.А. к администрации муниципального района «Удорский» о признании права на пенсию за выслугу лет муниципальной службы за период с 01.08.1976 по 01.03.1995, обязании возобновить доплату к трудовой пенсии по старости с 01.12.2016,

установил:

Логинова Л.А. обратилась в суд с иском к администрации МР «Удорский» о признании права на пенсию за выслугу лет муниципальной службы за период с 01.08.1976 по 01.03.1995, обязании возобновить доплаты к трудовой пенсии по старости с 01.12.2016. В обосновании требований иска указала, что с ноября 2007 года является получателем трудовой пенсии по старости, а с 01.02.2008 – получателем пенсии за выслугу лет, на момент назначения которой ее стаж государственного и муниципального служащего составлял – 23 года 5 месяцев 3 дня. При этом, распоряжениями руководителя администрации МР «Удорский» от 19.10.2016, 26.10.2016 и 28.11.2016 выплата пенсии Логиновой Л.А. была сперва прекращена с 01.11.2016, назначена по иным основаниям с 01.11.2016 и вновь отменена в связи с отсутствием основания для ее назначения. Указанное считает нарушением ее прав, на основании чего в уточненных исковых требованиях просила суд признать за ней право на пенсию за выслугу лет муниципальной службы за период с 01.08.1976 по 01.03.1995 и обязать к администрацию муниципального района «Удорский» возобновить доплату к трудовой пенсии по старости с 01.12.2016.

В судебном заседании истица доводы иска поддержала в полном объеме, исковые требования уточнила, просила признать за ней право на пенсию за выслугу лет муниципальной службы за период с 01.08.1976 по 01.03.1995, и обязать администрацию муниципального района «Удорский» возобновить доплату к трудовой пенсии по старости с 01.12.2016 года.

Представитель истца Полосина И.В. в судебном заседании уточненные требования и доводы по иску поддержала в полном объеме, просила иск удовлетворить полностью, указала, что при назначении истице трудовой пенсии по старости 16.11.2007 и при обращении с заявлением от 28.11.2007 о назначении ей ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости истица имела требуемый 10-летний стаж для назначения доплаты за выслугу лет муниципальной службы. Таким образом, право на назначение указанной доплаты возникло, реализовать которое она могла только по достижению пенсионного возраста. Признание права на получение ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости за выслугу лет муниципальной службы с 01.08.1976 по 01.03.1995 необходимо для возобновления выплаты ранее назначенной пенсии.

Администрация МР «Удорский», извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направила, представитель ответчика представил отзыв на исковое заявление, согласно которому с исковыми требованиями не согласился.

Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав письменные материалы дела, изучив материалы пенсионного дела Логиновой Л.А. администрации МР «Удорский» и надзорного производства № 1124ж-2016, суд пришел к следующему.

Согласно письменным материалам дела, Логинова Л.А. в период с 1976 года по 2000 год работала на различных должностях государственной и муниципальной службы в администрации МР «Удорский», 05.01.2000 года она уволена с должности заведующей отделом по назначению пособий на основании статьи 31 Кодекса законов о труде Российской Федерации по инициативе работника.

С 06.01.2000 года по 16.05.2000 года истица трудоустроена <данные изъяты> Управления <данные изъяты>, уволена до окончания срока трудового договора по статье 32 Кодекса законов о труде Российской Федерации в связи с переходом на другую работу.

С 20.09.2000 года по 03.01.2000 года Логинова Л.А. работала <данные изъяты> ООО «<данные изъяты>», уволена по собственному желанию в соответствии со статьей 31 Кодекса законов о труде Российской Федерации.

С 20.01.2001 года по 20.09.2001 года истица трудоустроена <данные изъяты> МП «<данные изъяты>», уволена в связи с истечением срока заключенного с ней трудового договора в соответствии с пунктом 2 статьи 29 Кодекса законов о труде Российской Федерации.

В период с 17.05.2002 года по 31.12.2007 года Логинова Л.А. работала в Удорском отделении Управления Государственной <данные изъяты> уволена по пункту 5 статьи 77 Трудового кодекса РФ в связи с переводом в администрацию МР «Удорский».

С 16.11.2007 года истице назначена трудовая пенсия по старости досрочно по основаниям пунктов 1 и 6 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

01.01.2008 года между администрацией МР «Удорский» и Логиновой Л.А. заключен трудовой договор №50, в рамках которого истица принята на должность <данные изъяты> администрации МР «Удорский» на условиях срочного договора с 01.01.2008 года по 31.01.2008 года.

С 31.01.2008 года Логинова Л.А. уволена с должности <данные изъяты> администрации МР «Удорский» на основании статьи 79 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с истечением срока трудового договора.

Распоряжением главы МР «Удорский» от 31.01.2008 года № 11-к, принятым на основании заявления Логиновой Л.А. от 30.01.2008 истице исходя из стажа муниципальной службы 23 года 6 месяцев 3 дня назначена пенсия за выслугу лет, размер которой увеличился в период с 01.02.2008 по 05.02.2015 с <данные изъяты> руб. до <данные изъяты> руб.

14.10.2016 года комиссией, утвержденной распоряжением администрации МР «Удорский», проведена проверка пенсионных дел, состоящих на учете в администрации МР «Удорский», в ходе которой установлено назначение Логиновой Л.А. пенсии за выслугу лет с нарушением требований закона Республики Коми от 25.03.1996 № 12-РЗ «О государственной службе Республики Коми».

Распоряжением руководителя администрации МР «Удорский» от 19.10.2016 года №312-к выплата пенсии истице прекращена с 01.11.2016 года.

Однако на основании распоряжения руководителя администрации МР «Удорский» от 26.10.2016 года № 319-к Логиновой Л.А., замещавшей должность муниципальной службы <данные изъяты> в администрации муниципального образования «Удорский район», пенсия за выслугу лет вновь назначена с 01.11.2016, в размере <данные изъяты> руб.

При этом, распоряжением руководителя администрации МР «Удорский» от 28.11.2016 года № 348-к выплата пенсии истице прекращена с 01.12.2016 года.

По обращениям Логиновой Л.А. в прокуратуру Республики Коми, Уполномоченному по правам человека о несогласии с прекращением ей выплаты пенсии за выслугу лет, проведена прокурорская проверка, по результатам которой дан ответ от 09.01.2017 №1124ж-2016, 14.02.2017 №1124ж-2016, согласно которым установлена незаконность распоряжения руководителя администрации МР «Удорский» от 26.10.2016 № 319-к о назначении заявителю пенсии по выслуге лет с 01.11.2016, и об отсутствии оснований для отмены распоряжением руководителя администрации МР «Удорский» от 28.11.2016 № 348-к «О прекращении выплат». При это указано, что в ходе проверки установлен факт нарушения должностных обязанностей сотрудниками администрации МР «Удорский» выразившийся в необоснованном принятии решения о назначении Логиновой Л.А. пенсии по выслуге лет с 01.02.2008 года, по результатам проверки руководителю администрации МР «Удорский» внесено представление об устранении нарушений бюджетного законодательства, по результатам которого два виновных должностных лица администрации МР «Удорский», ответственные за осуществление кадровой и пенсионной работы привлечены к дисциплинарной ответственности.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Порядок установления и условия назначения пенсий является прерогативой законодателя, к компетенции которого Конституция Российской Федерации (статья 39, части 1 и 2) относит определение условий и порядка реализации конституционного нрава каждого на социальное обеспечение, в том числе права на получение устанавливаемых государством пенсии.

Согласно пункту 5 статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.

В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации от 31.07.1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» (утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ), государственный служащий имеет право на пенсионное обеспечение с учетом стажа государственной службы.

Статьями 15 и 19 данного Федерального Закона государственным служащим гарантировано пенсионное обеспечение за выслугу лет.

Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в числе основных государственных гарантий для гражданских служащих предусматривает государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей (пункт 11 части 1 статьи 52). Такой федеральный закон до настоящего времени не принят.

Президент Российской Федерации, являясь гарантом Конституции Российской Федерации и обеспечивая согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, издает указы, восполняющие пробелы в правовом регулировании, по вопросам, требующим законодательного решения, при условии, что такие указы не противоречат Конституции Российской Федерации и федеральным законам, а их действие во времени ограничивается периодом до принятия соответствующих законодательных актов Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30 апреля 1996 года№ 11-П).

Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 года № 854 «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и должности федеральных государственных служащих», лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и должности федеральных государственных служащих, высвобождаемым в связи с прекращением полномочий, увольнением с федеральной государственной службы в случае ликвидации или реорганизации федеральных органов исполнительной власти, а также в связи с выходом на государственную пенсию, установлена ежемесячная доплата к государственной пенсии.

Этим же Указом субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано установить соответствующие социальные гарантии с учетом положений Указа за счет собственных средств.

В дальнейшем эти рекомендации были закреплены законодательно в пункте 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Что касается государственных служащих субъектов Российской Федерации, то согласно пункту 4 статьи 7 данного Федерального закона условия предоставления им права на пенсию за счет средств субъектов Российской Федерации определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, в рамках действующего правового регулирования полномочие по реализации гарантий государственного пенсионного обеспечения граждан, замещавших должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, возложено федеральным законодателем на субъекты Российской Федерации, которые - впредь до принятия федерального закона, устанавливающего общий для всех граждан Российской Федерации, проходящих государственную службу, порядок пенсионного обеспечения, - сохраняют полномочие самостоятельно устанавливать такой порядок за счет собственных бюджетных средств, предусматривая различные виды социальных гарантий государственным служащим (в том числе ежемесячную доплату к трудовой пенсии, пенсию за выслугу лет и др.) (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2007 года № 332-О-П, от 15 января 2008 года № 107-О-О и № 108-О-О, от 2 апреля 2009 года № 473-О-О).

Рассматривая вопрос о правовой природе ежемесячных доплат к пенсии государственным служащим субъектов Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что такого рода доплаты к пенсии при наличии у государственного служащего определенного стажа государственной службы (выслуги лет) являются дополнительным обеспечением бывших государственных служащих субъектов Российской Федерации, предоставляемым им за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации помимо государственной пенсии, назначаемой на общих основаниях.

В силу этого при изменении правил предоставления таких дополнительных выплат право на социальное обеспечение, в том числе предусмотренное статьей 39 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации право на получение пенсии в установленных законом случаях и размерах, не нарушается (определения от 1 декабря 1999 года № 189-О, от 15 января 2008 года № 107-О-О и № 108-О-О).

Следовательно, законодатель субъекта Российской Федерации вправе - при отсутствии федерального закона о государственном пенсионном обеспечении граждан, проходивших государственную службу, и членов их семей - вводить и изменять с учетом своих финансовых возможностей порядок и условия предоставления за счет собственных средств лицам, замещавшим государственные должности в данном субъекте Российской Федерации, дополнительного обеспечения в виде ежемесячных доплат к установленным этим лицам пенсиям, в том числе корректировать правила назначения и расчета таких доплат, что само по себе не противоречит предписаниям статьи 39 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации.

В Республике Коми вопросы назначения пенсии за выслугу лет государственным служащим впервые были подробно урегулированы Законом Республики Коми от 25 марта 1996 года № 12-РЗ «О государственной службе Республики Коми».

В соответствии со статьей 1 Закона РК от 25.03.1996 года № 12-РЗ под государственной службой Республики Коми понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Государственная служба осуществляется в республиканских органах государственной власти.

Статьей 19 Закона Республики Коми от 25.03.1996 N 12-РЗ «О государственной службе Республики Коми» (в ред. от 23.06.1999) предусмотрено, что государственный служащий имеет право на получение пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с федеральным законом (часть 1).

Лица, замещающие и замещавшие ранее государственные должности Республики Коми и должности государственных служащих, имеют право на ежемесячную доплату к государственной пенсии, назначенной в соответствии с Законом РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР». Ежемесячная доплата к государственной пенсии государственным служащим устанавливается при наличии 12,5 лет стажа государственной службы у мужчин и 10 лет указанного стажа у женщин в таком размере, чтобы сумма пенсии и доплаты составляла 55 процентов месячного денежного содержания государственного служащего. Размер доплаты увеличивается на 3 процента месячного денежного содержания государственного служащего за каждый полный год выслуги свыше установленной настоящим пунктом продолжительности стажа государственной службы, но при этом сумма пенсии и доплаты не может превышать 80 процентов его месячного денежного содержания.

Суд считает, что Логинова Л.А. до достижения 50 лет истица права на трудовую пенсию по старости не имела, соответственно, не имела права на доплату к пенсии, независимо от наличия необходимого для этого стажа государственной службы, поскольку указанные обстоятельства, а именно: назначение пенсии по старости и необходимый стаж госслужбы являются неотъемлимыми составляющими возникновения права у лица на указанную доплату, при этом данное право регулируется действующим на тот момент законодательством.

В то же время на момент увольнения истицы из администрации МР «Удорский» 31.01.2008 статья 19 указанного выше закона Республики Коми претерпела изменения.

Так, частью 2 данной статьи регламентировалось право лиц, замещавших государственные должности государственной службы Республики Коми, при наличии стажа государственной службы не менее 12,5 лет у мужчин и 10 лет указанного стажа у женщин, на пенсию за выслугу лет, которая устанавливается после назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» либо досрочного оформления в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения Российской Федерации», в случае увольнения с государственной службы в связи с истечением срока действия срочного служебного контракта (пункт «ж»). При этом, указанные лица приобретали право на пенсию за выслугу лет только в том случае, если они замещали должности государственной службы Республики Коми не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением с государственной службы Республики Коми.

В настоящее время вопросы в области муниципальной службы в Республике Коми, в том числе вопросы пенсионного обеспечения муниципальных служащих, регламентируются Законом Республики Коми от 21.12.2007 №133-РЗ «О некоторых вопросах муниципальной службы в Республике Коми», нормы которого устанавливает в целом аналогичные ранее предусмотренным условия назначения пенсии за выслугу лет. При этом согласно п. 3. ч. 2. ст. 16 указанного закона пенсионное обеспечение лиц, уволенных из органов местного самоуправления до вступления в силу настоящего закона, осуществляются в соответствии с настоящим законом в случае, если указанные лица имели право на пенсию по выслуге лет (ежемесячную доплату по выслуге лет) в соответствии с законодательством Республики Коми, действовавшим на дату увольнения указанных лиц из органов местного самоуправления.

Таким образом, совокупность условий для назначения пенсии за выслугу лет для муниципальных служащих: назначение трудовой пенсии по старости, наличие необходимого стажа муниципальной службы, и замещение должности муниципальной службы не менее 12 месяцев перед увольнением, у истицы отсутствовала, в связи с чем право на пенсию за выслугу лет истица не приобрела.

При этом суд не может согласиться с доводами стороны истца о том, что право на назначение указанной доплаты у нее возникло, реализовать которое она могла только по достижению пенсионного возраста, а также, что базовым юридическим фактом, на основании которого реализуется право на получение пенсии по выслуге лет, является стаж муниципальной (государственной) службы, который на момент прекращения государственной службы был выработан в полном размере в соответствии с законодательством, действовавшим на дату увольнения с муниципальной службы, поскольку законодатель, устанавливая требования к назначению и перерасчету пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы, действует в рамках, предоставленных ему полномочий в области социальной защиты, что согласуется с требованиями федерального законодательства, в области пенсионного обеспечения граждан, нормами которого регулируется спорное общественное отношение.

Так, согласно п. 12 ст. 11 ФЗ от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ» на муниципальных служащих, так же, как и государственных служащих субъектов РФ, распространяется действие пенсионного законодательства. В силу п. 4 ст. 7 ФЗ от 15 декабря 2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», п. 5 ст. 1 ФЗ от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств субъектов РФ и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и актами органов местного самоуправления. Уменьшение размера выплат либо их прекращение в связи с изменением правового регулирования не может рассматриваться как снижающее уровень конституционных гарантий в области пенсионного обеспечения. Пенсия за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы, является по своей сути доплатой к трудовой пенсии. Между тем, размер трудовой пенсии, назначенной в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», у истицы не снижен, нарушений пенсионных прав не установлено.

Кроме того, определением Верховного Суда Российской Федерации от 28 июля 2010 года N 53-Г10-14 установлено, что согласно ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" условия предоставления права на пенсию государственным служащим субъектов РФ и муниципальным служащим за счет средств субъектов РФ и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и актами органов местного самоуправления. Таким образом, решение вопросов о дополнительных выплатах к пенсиям лицам, замещавшим на постоянной основе муниципальные должности, отнесено к компетенции органа местного самоуправления. Поскольку такие выплаты являются дополнительными, их отмена не ухудшает положения указанных лиц в сравнении с федеральным законодательством, установление таких выплат является правом, а не обязанностью органа местного самоуправления

Помимо прочего, решением Удорского районного суда от 30.03.2017 №2-63/2017 исковое заявление Логиновой Л.А. к администрации муниципального района «Удорский» о признании с 01.02.2008 года права на пенсию за выслугу лет муниципальной службы по должности <данные изъяты> администрации МР «Удорский», обязании возобновить выплату пенсии за выслугу лет с 01.11.2016 года, обязании выплатить недоплаченную сумму пенсии за выслугу лет за ноябрь, декабрь 2016 года и январь 2017 года в сумме <данные изъяты> рублей, взыскании судебных расходов в размере <данные изъяты> рублей, оставлено без удовлетворения. Указанное решение было обжаловано в суде апелляционной инстанции и апелляционным определением Верховного суда Республики Коми от 29.05.2017 обставлено без изменения, и таким образом, вступило в законную силу 29.05.2017.

В силу ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Приведенные положения процессуального закона направлены на обеспечение обязательности вступивших в законную силу судебных постановлений и обеспечение законности выносимых судом постановлений в условиях действия принципа состязательности.

Согласно позиции Конституционного суда Российской Федерации, признание преюдициального значения судебного решения, направленное на обеспечение стабильности и общеобязательности этого решения и исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если имеют значение для его разрешения. В качестве единого способа опровержения (преодоления) преюдиции во всех видах судопроизводства должен признаваться пересмотр судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам. К числу оснований для такого пересмотра относится установление приговором суда преступлений против правосудия (включая фальсификацию доказательств), совершенных при рассмотрении ранее оконченного дела.

Принимая во внимание изложенное, правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований Логиновой Л.А. не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковое заявление Логиновой Л.А. к администрации муниципального района «Удорский» о признании права на пенсию за выслугу лет муниципальной службы за период с 01.08.1976 по 01.03.1995, обязании возобновить доплату к трудовой пенсии по старости с 01.12.2016, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение месяца со дня составления в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Удорский районный суд Республики Коми.

Председательствующий             А.Н. Жданов

Мотивированное решение изготовлено к 18 часам 07 августа 2018 года.

2-227/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Логинова Людмила Анатольевна
Ответчики
Администрация МР "Удорский"
Другие
Полосина Ирина Викторовна - юрисконсульт первой категории ГКУ РК "Центр государственной юридической помощи и правового обеспечения"
Суд
Удорский районный суд Республики Коми
Дело на странице суда
udorasud.komi.sudrf.ru
17.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.04.2020Передача материалов судье
17.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.04.2020Судебное заседание
17.04.2020Судебное заседание
17.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.04.2020Дело оформлено
17.04.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее