РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 августа 2020 года город Тула
Центральный районный суд города Тулы в составе:
председательствующего Илларионовой А.А.,
при секретаре Ким В.А.,
с участием представителя административного ответчика министерства имущественных и земельных отношений Тульской области по доверенности Николаевой А.И., представителя заинтересованного лица администрации г.Тулы по доверенности Бантыш И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1685/2021 по административному исковому заявлению Киселевой ФИО14 к Министерству имущественных и земельных отношений Тульской области о признании незаконным отказа, выраженного в письме от ДД.ММ.ГГГГ №, в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, обязании устранить допущенные нарушения,
установил:
Киселева Н.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Министерству имущественных и земельных отношений Тульской области о признании незаконным отказа, выраженного в письме от ДД.ММ.ГГГГ №, в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, обязании устранить допущенные нарушения.
В обоснование заявленных требований сослалась на то, она что является многодетным гражданином Тульской области, что подтверждается удостоверением многодетной семьи от ДД.ММ.ГГГГ серии УМ №. Согласно уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ №, выданному Министерством труда и социальной защиты Тульской области, она принята на учет для бесплатного предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
В целях реализации своего права она с использованием информационного ресурса - публичной кадастровой карты выявила территорию, расположенную в зоне застройки индивидуальными жилыми домами в <адрес>, не занятую каким-либо земельным участком. При полевом обследовании этой территории было выявлено, что она действительно не огорожена и никем не используется. Она спроектировала на этой территории земельный участок площадью 1500 кв.м. и изготовила схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
ДД.ММ.ГГГГ Киселева Н.В. обратилась в Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 1500 кв.м. для индивидуального жилищного строительства, к которому приложила вышеназванную схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
ДД.ММ.ГГГГ ей пришел ответ из Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ №, которым было отказано в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка на основании подпунктов 1, 2 пункта 8 статьи 39.15, подпунктов 1, 3, 4 пункта 16 статьи 11.10, пункта 6 статьи 11.9, пункта 17 статьи 39.16 ЗК РФ.
Как следует из полученного ответа, причинами отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка являются следующие: в соответствии с картой планируемого размещения объектов местного значения Генерального плана муниципального образования город Гула, утвержденного решением Тульской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №, на территории, ограниченной <адрес> предусмотрено размещение объекта местного значения учебно-образовательного назначения.
Министерство указало, что представленная ею схема расположения земельного участка подготовлена без учета вышеуказанных документов территориального планирования.
Ознакомившись с полученным отказом, истец считает его незаконным и необоснованным.
Полагает, что решение и действия министерства имущественных и земельных отношений Тульской области, направленные на воспрепятствование многодетной семье в реализации их права на приобретение в собственность земельного участка из состава территории, являющейся излишней при формировании земельного участка для размещения на нем запланированного объекта местного значения (дошкольного образовательного учреждения), противоречат нормам действующего законодательства и имеют признаки злоупотребления правом. При этом отсутствуют доказательства, подтверждающие, что формирование и предоставление земельного участка, испрашиваемого участка в собственность Киселевой Н.В., приведет к невозможности или каким-либо образом может воспрепятствовать строительству и функционированию запланированного к строительству дошкольного образовательного учреждения.
На основании изложенного просит суд признать незаконным отказ министерства имущественных и земельных отношений Тульской области, выраженный в письме от ДД.ММ.ГГГГ №, в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка и обязать министерство имущественных и земельных отношений Тульской области устранить допущенные нарушения ее прав и законных интересов, для чего обязать повторно рассмотреть ее заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Административный истец Киселева Н.В., в судебное заседание не явилась, о времени и месте его проведения извещалась своевременно и надлежащим образом, причину неявки суду не сообщила, письменных объяснений не представила.
Предстатель административного истца Киселевой Н.В. по доверенности Дорошенко Я.А., в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещался своевременно и надлежащим образом, в переданной телефонограмме просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представителя административного ответчика министерства имущественных и земельных отношений Тульской области по доверенности Николаева А.И., в судебном заседании заявленные требования не признала, просила отказать в их удовлетворении за необоснованностью. Ранее от министерства имущественных и земельных отношений Тульской области поступали письменные возражения, согласно которым ДД.ММ.ГГГГ представитель Киселевой Н.В. по доверенности Дорошенко Я.А. обратился в электронном виде в адрес Министерства с заявлением (вх. №) по вопросу предварительного согласования предоставления в собственность земельного участка площадью 1 477 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> для индивидуального жилищного строительства.
ДД.ММ.ГГГГ Министерство письмом (исх. №) сообщило представителю Киселевой Н.В. по доверенности Дорошенко Я.А., что на основании пп. 1,2 п. 8 ст. 39.15, пп. 1, 3, 4 п. 16 ст. 11.10 п.6 ст. 11.9 и п.17 ст. 39.16 ЗК РФ принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления в собственность испрашиваемого земельного участка, в связи с тем, что Генеральным планом МО г.Тулы на испрашиваемой территории предусмотрено размещение объекта местного значения учебно-образовательного учреждения.
При принятии указанного решения, Министерство руководствовалось следующим.
В соответствии с пп. 1 п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ.
Согласно пп. 4 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории.
Кроме того, согласно п. 17 ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае если: указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов.
При рассмотрении ранее поданных заявлений ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12 Министерством были получены сведения о том, что администрацией <адрес> было принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ № об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории, площадью 8 885 кв.м, расположенного в <адрес> для строительства детского дошкольного образовательного учреждения.
<адрес> было принято распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ №-р о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства (детское дошкольное образовательное учреждение).
Согласно ранее разработанной проектной документации - Генплан «Застройкаиндивидуального строительства н.<адрес> и н.<адрес>» на территории,ограниченной <адрес> <адрес>, предусматривалось размещение детского сада, спортивной площадки и учреждения здравоохранения.
В настоящее время в соответствии с картой планируемого размещения объектов местного значения Генерального плана муниципального образования город Тула, утвержденного решением Тульской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №, на территории, ограниченной <адрес>, <адрес> в <адрес>, предусмотрено размещение объекта местного значения учебно-образовательного назначения.
Согласно дополнительной информации администрации <адрес> на территории муниципального образования <адрес> администрацией <адрес> планируется на расчетный период строительство детского дошкольного образовательного учреждения.
ДД.ММ.ГГГГ Министерство распоряжением № предварительно согласовало предоставление МУ «Управление капитального строительства <адрес>» предоставление земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.
Кроме того, в Градостроительном кодексе РФ закреплен принцип первичности генерального плана как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территории и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития перед Правилами землепользования и застройки.
Как следует из ч. 3 ст. 9 ГрК РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Исходя из ч. 1 ст. 18 ГрК РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются:
схемы территориального планирования муниципальных районов;
генеральные планы поселений;
генеральные планы городских округов.
Из вышеизложенного следует, что Генеральный план муниципального образования г. Тулы, утвержденный решением Тульской городской Думы от 23.12.2016 № 33/838, обязательно должен учитываться при предоставлении земельных участков на территории МО г. Тулы, а, следовательно, предоставление земельного участка указанного административным истцом невозможно, так как согласно положениям земельного законодательства предоставление земельного участка в случае планирования к размещению объекта местного значения на испрашиваемом земельном участке согласно генеральному плану муниципального образования, не допускается.
Кроме того, согласно пп. 4 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории.
Как следует из ст. 1 Федеральный закон от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» (далее - Закон о землеустройстве) землеустроительная документация - документы, полученные в результате проведения землеустройства.
Исходя из ст. 1 Закона о землеустройстве землеустройство - мероприятияпо изучению состояния земель, планированию и организации рациональногоиспользования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлениюна местности границ объектов землеустройства, организации рациональногоиспользования гражданами и юридическими лицами земельных участков дляосуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни (внутрихозяйственное землеустройство)
Согласно ст. 1 Закона о землеустройстве объекты землеустройства - территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных образований, а также части таких территорий.
Исходя из ст. 15 Закона о землеустройстве порядок описания местоположения границ объектов землеустройства определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Как следует из Порядка описания местоположения границ объектов землеустройства, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 03.06.2011 №267 описание местоположения границ объектов землеустройства осуществляется с использованием сведений Единого государственного реестра недвижимости, документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документов государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, сведений и документов государственных картографо-геодезических фондов и иных предусмотренных законодательством документов и сведений.
Таким образом, к землеустроительной документации также относятся документы территориального планирования, которые при подготовке схемы Истцом не были учтены, и, следовательно, схема была подготовлена им в нарушение подпункта 4 пункта 16 ст. 11.10 ЗК РФ, что является основанием для отказа в утверждении схемы земельного участка и принятия решения о предварительном согласовании.
Министерством принято законное и обоснованное решение, в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
Представитель заинтересованного лица администрации г.Тулы по доверенности Бантыш И.Ю. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, поддержала письменные пояснения по делу представленные ранее, полагала, что предварительное согласование предоставления испрашиваемого земельного участка в рассматриваемом случае может привести к невозможности последующего строительства запланированного объекта местного значение: детского дошкольного образовательного учреждения.
Представитель заинтересованного лица правительства Тульской области в судебное заседание не явился, причину неявки не сообщил, ходатайств и возражений не представил.
Выслушав объяснения представителя административного ответчика министерства имущественных и земельных отношений Тульской области по доверенности Николаевой А.И., представителя заинтересованного лица администрации г.Тулы по доверенности Бантыш И.Ю., исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
Согласно частям 1,2 статьи 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (ч. 2 ст. 62, ч. 11 ст. 226 КАС РФ).
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Как следует из содержания подпункта 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Исходя из взаимосвязанных положений подпунктов 2 и 11 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, принимает во внимание, что комплексное по своей природе правовое регулирование земельных отношений основывается на ряде принципов, в том числе сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.1 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Согласно ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
Как указано в подпункте 10 пункта 2 ст. 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
Как установлено в судебном заседании, Киселева Н.В. относится к многодетным гражданам, что подтверждается удостоверением многодетной семьи серии УМ №, выданным ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с чем Киселева Н.В. была поставлена на учет для бесплатного предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства, что подтверждается уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ, выданным министерством труда и социальной защиты <адрес>.
Задача государства по обеспечению граждан доступным и комфортным жильем была обозначена в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг». Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №600 постановлено Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.
Согласно подпункту 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
В Тульской области указанные вопросы регламентированы Законом Тульской области от 21 декабря 2011 года №1708-ЗТО «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность гражданам, имеющим трех и более детей». Согласно статье 2-2 указанного закона многодетному гражданину, принятому на учет, земельный участок предоставляется в границах муниципального образования, где постоянно проживает многодетный гражданин, имеющий право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно.
В целях реализации прав на приобретение в собственность бесплатно земельного участка представитель Киселевой Н.В. – Дорошенко Я.А. обратился в министерство имущественных и земельных отношений Тульской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка приложив при этом схему расположения испрашиваемого земельного участка.
Согласно пп. 1 п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
Пунктом 17 ст. 39.15 Земельного Кодекса РФ установлено, что решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. В случае если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка.
Порядок подготовки схемы расположения участка на кадастровом плане территории регулируется статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 части 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ установлено, что основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Согласно части 13 статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Подпунктом 4 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории.
Письмом министерства имущественных и земельных отношений Тульской области № от ДД.ММ.ГГГГ, Дорошенко Я.А. (представителю Киселевой Н.В., ФИО12, ФИО10, ФИО11, ФИО13) отказано в предварительном согласовании предоставления испрашиваемых земельных участков со ссылкой на подпункт 1 пункта 8 статьи 39.15, подпункт 3, 4 пункта 16 статьи 11.10 и п.17 ст.36.16 Земельного кодекса Российской Федерации, по тем основаниям, что поскольку указанный в заявлении земельный участок по адресу: <адрес>, в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объекта местного значения учебно-образовательного назначения и с заявлением обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов. Кроме того указано, что в рассматриваемом случае представленная схема подготовлена без учета установленных требований. В соответствии с картой планируемого размещения объектов местного значения генерального плана муниципального образования г. Тула, утвержденной решением Тульской городской Думы от 23 декабря 2016 г. №33/838, на территории, ограниченной <адрес> в <адрес>, предусмотрено размещение объекта местного значения учебно-образовательного назначения.
Не согласившись с данным отказом, административный истец обратился в суд с административным иском о признании его незаконным.
Пунктом 4 Требований, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 27 ноября 2014 года №762, предусмотрено, что при подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения утвержденных документов территориального планирования, а также о зонах с особыми условиями использования территории.
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации одним из принципов градостроительного законодательства является осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории.
Пунктом 2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что территориальное планирование – планирование развития территории, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
В соответствии со статьей 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план является документом территориального планирования городского округа.
Согласно пунктов 3, 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план содержит, помимо прочего, карту планируемого размещения объектов местного значения, на которой подлежат отображению планируемые к размещению объекты местного значения городского округа, относящиеся к следующим областям:
а) электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение;
б) автомобильные дороги местного значения;
в) физическая культура и массовый спорт, образование, здравоохранение, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов в случае подготовки генерального плана городского округа;
г) иные области в связи с решением вопросов местного значения поселения, городского округа.
При этом в данных документах не предусмотрено перечисление конкретных земельных участков, попадающих в зоны размещения планируемых объектов.
В соответствии со статьей 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации государственные информационные системы обеспечения градостроительной деятельности - создаваемые и эксплуатируемые в соответствии с требованиями настоящего Кодекса информационные системы, содержащие сведения, документы, материалы о развитии территорий, об их застройке, о существующих и планируемых к размещению объектах капитального строительства и иные необходимые для осуществления градостроительной деятельности сведения.
Государственные информационные системы обеспечения градостроительной деятельности включают в себя сведения, документы и материалы в текстовой и графической формах.
Государственные информационные системы обеспечения градостроительной деятельности включают в себя предусмотренные генеральными планами городских округов карты планируемого размещения объектов местного значения городского округа.
В соответствии с пунктом 20 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объекты местного значения - объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие муниципальных районов, поселений, городских округов.
Виды объектов местного значения муниципального района, поселения, городского округа в указанных в пункте 1 части 3 статьи 19 и пункте 1 части 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации областях, подлежащих отображению на схеме территориального планирования муниципального района, генеральном плане поселения, генеральном плане городского округа, определяются законом субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 6 части 2, пункту 6 части 3 статьи 8 и части 1 статьи 57 Градостроительного Кодекса Российской Федерации ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности отнесено к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
Пунктом 15 части 1 статьи 15 и пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципальных районов и городских округов, отнесено к вопросам местного значения.
Постановлением администрации г.Тулы № от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема расположения земельного участка на кадастровой карте территории, площадью 8885 кв.м., расположенного в <адрес>, для строительства детского дошкольного образовательного учреждения. Вид разрешенного использования земельного участка на период строительства постановлено определить (территориальная зона Ж-3 – зона застройки индивидуальными жилыми домами): детское дошкольное образовательное учреждение.
ДД.ММ.ГГГГ <адрес> принято распоряжение №-р о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства (детское дошкольное образовательное учреждение).
ДД.ММ.ГГГГ Тульской городской Думы решением № утвержден Генеральный план муниципального образования г. Тулы, предусмотревшей новый перспективный план развития населенного пункта, на основании которого будет осуществляться планировка, застройка, реконструкция и иные виды градостроительного освоения территории.
В соответствии с картой планируемого размещения объектов местного значения Генерального плана муниципального образования города Тула, утвержденного решением Тульской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №, на территории, ограниченной <адрес> в <адрес>, предусмотрено размещение объекта местного значения учебно-образовательного назначения (дошкольная образовательная организация).
ДД.ММ.ГГГГ Министерство распоряжением № предварительно согласовало предоставление МУ «Управление капитального строительства города Тулы» земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.
Статьей 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что документы территориального планирования подразделяются на документы территориального планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Генеральный план является основополагающим документом, определяющим территориальное развитие муниципального образования.
В государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности размещена предусмотренная генеральным планом карта планируемого размещения объектов местного значения городского округа, карта функциональных зон, а также положение о территориальном планировании, с изменениями.
Так согласно разделу 1 «Сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения муниципального образования, их основные характеристики, их местоположение (или функциональные зоны)» предусмотрено строительство дошкольной образовательной организации на 250 мест по адресу: <адрес>.
В тоже время из карты планируемого размещения объектов местного значения, являющейся приложением к Генеральному плану, усматривается, что на территории ограниченной <адрес> в <адрес> предусмотрено размещение объекта местного значения – учебно-образовательного учреждения.
Из материалов дела усматривается, что испрашиваемые Киселевой Н.В. земельный участок полностью расположен в границах земельного участка, предназначенного в соответствии с Генеральным планом муниципального образования <адрес>, утвержденным Решением Тульской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Генерального плана муниципального образования <адрес>»), для размещения объекта местного значения – учебно-образовательного учреждения.
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Частью 9 ст. 226 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), если и такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.п. 1 и 2 ч. 9 ст. 226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п. п. 3, 4 ч. 9, 10 ст. 226 КАС РФ - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).
Исходя из вышеуказанных норм закона заявитель, обращаясь в суд с заявлением об оспаривании решения, действия (бездействия) незаконными должен указать и доказать, какие именно его права и законные интересы нарушены оспариваемым решением, действием (бездействия) и указать способ их восстановления.
По смыслу закона оспариваемые решения, действия (бездействия) может быть признано незаконным, если в ходе судебного разбирательства установлено хотя бы одно из следующих условий: решение, действие (бездействие) вынесено (совершено) лицом, не имеющим полномочий на его принятие (совершение); существенное несоблюдение установленного порядка принятия решений, если такое требование установлено нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.); несоответствие содержания оспариваемого решения, действия (бездействии) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
При этом в судебном заседании должно быть установлено, что оспариваемые решения, действия (бездействия) нарушает права, свободы и законные интересы заявителя.
В круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел данной категории, входит проверка соответствия оспариваемого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым решением, действием (бездействия) прав, свобод и законных интересов заявителя.
Основанием для признания решения, действия (бездействия) незаконным является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием. В настоящем деле таких оснований не установлено, доказательств обратного не представлено.
Проанализировав установленные по делу обстоятельства, оценив имеющиеся доказательства с учетом положений ст.ст. 60, 61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в их совокупности, суд приходит к выводу, что правовых оснований для удовлетворения административных исковых требований Киселевой Н.В. не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административного иска Киселевой ФИО15 к Министерству имущественных и земельных отношений Тульской области о признании незаконным отказа, выраженного в письме от ДД.ММ.ГГГГ №, в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, обязании устранить допущенные нарушения, - отказать.
Решение может быть обжаловано в административную коллегию Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий:
Мотивированное решение изготовлено 26.08.2021г.
Судья: