Дело № 2-87/2022
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 марта 2022 года г. Красноперекопск Красноперекопский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи - Савченко А.С.,
при секретаре - Храпон Ю.А.,
с участием прокурора - Синецкой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Красноперекопского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым о возложении обязанности совершить определенные действия, третьи лица: Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым, Администрация Совхозненского сельского поселения <адрес> Республики Крым,
У С Т А Н О В И Л:
ДД.ММ.ГГГГ Красноперекопский межрайонный прокурор Республики Крым обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым о возложении обязанности совершить определенные действия, третьи лица: Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым, Администрация Совхозненского сельского поселения <адрес> Республики Крым.
Исковые требования мотивированы тем, что в ходе проведения Красноперекопской межрайонной прокуратурой проверки исполнения законодательства в сфере охраны окружающей природной среды и природопользования на территории <адрес> Республики Крым, в частности за границами населенных пунктов Совхозненского сельского поселения <адрес> Республики Крым, было установлено место несанкционированного складирования отходов на земельном участке, расположенном 1000 м, западнее от <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками отдела экологического надзора Перекопского региона управления экологического надзора Северо-Крымского региона Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым составлен акт о выявлении места несанкционированного размещения отходов производства и потребления на земельном участке общей площадью 1100 кв.м., расположенном за границами населенного пункта <адрес>, Республики Крым (географические координаты: 46.029122, 33.674865), а именно: морфологический состав: отходы животноводства, твердые бытовые отходы, отходы растительности, стеклобой, отходы строительства.
Проведенной данной проверкой также было установлено, что указанный объект размещения отходов не внесен в государственный реестр объектов размещения отходов, территория, на которой размещены отходы, не оборудованы сооружениями, предназначенными для их размещения, данная территория, как объект размещения отходов не включена в Генеральную схему санитарной очистки Республики Крым.
В связи с чем, прокурор был вынужден обратится в суд с данным иском и просит суд обязать Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым восстановить нарушенное состояние окружающей среды путем ликвидации несанкционированной свалки отходов, размещенной на земельном участке общей площадью 1100 кв.м., расположенном за границами населенного пункта <адрес>, Республики Крым (географические координаты: 46.029122, 33.674865).
Определением Красноперекопского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГг. в качестве третьих лиц были привлечены - <адрес> Республики Крым и Министерство земельных и имущественных отношений Республики Крым.
В судебном заседании пом. прокурора Красноперекопской межрайонной прокуратуры ФИО4 заявленные исковые требования, изложенные в исковом заявлении, поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить по основаниям указанным в иске.
Представитель ответчика – Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым в суд не явился, были извещены надлежащим образом. Просили рассмотреть дело без их участия, отказать в удовлетворении заявленных требований прокурора, по основаниям указанным в письменных возражениях. Указали, что согласно плана-графика ликвидации мест несанкционированного складирования отходов на земельном участке, расположенном 900 м. северо-западнее от <адрес>, запланировано на 2023 год.
Представитель третьего лица - Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым в суд не явился, были извещены надлежащим образом.
Представитель третьего лица - Администрации Совхозненского сельского поселения <адрес> Республики Крым в суд не явился, были извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело без их участия.
Представитель третьего лица - <адрес> Республики Крым в суд не явился, были извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело без их участия.
Представитель третьего лица - Министерства земельных и имущественных отношений Республики Крым в суд не явился, были извещены надлежащим образом.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело при данной явки.
Выслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела и материалы КУСП № от 1949 от 11.04.2019г., суд приходит к выводу, что требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ, судебное решение должно быть законным и обоснованным, суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
В силу закона, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права.
Обоснованным решение является тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требования закона об их относимости и допустимости или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. ст. 55, 59 – 61, 67 ГПК РФ), а также когда решение содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Согласно ст.42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Право граждан на благоприятную окружающую природную среду также закреплено в ст.11 Федерального закона «Об охране окружающей природной среды».
Согласно ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности.
Размещение отходов производства и потребления в нарушение требований природоохранного законодательства, в том числе на территориях, не оборудованных для данных целей, может повлечь возникновение инфекционных заболеваний, размножений паразитных животных и насекомых, являющихся разносчиками опасных болезней, оказать негативное влияние на состояние окружающей природной среды и благополучие человека.
Согласно ст.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления – вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст.51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Размещение отходов осуществляется на специально оборудованных сооружениях, предназначенных для размещения отходов (полигонах, шламохранилищах и т.д.) и включающих в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов, внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти – ст.1, ч.6 ст.12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления».
В силу п.7 ст.12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», п.2.14 Временных правил охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации, утвержденных Минприроды Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов, а также, размещение опасных отходов на территории в границах и менее 3 км от границ городов и населенных пунктов.
В соответствии со ст.6 Федерального Закона «Об отходах производства и потребления» организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов относится к полномочиям субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Положением о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ, на орган исполнительной власти – Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым возложены задачи по реализации в <адрес> государственной политики по вопросам реформирования комплексного развития жилищно-коммунального хозяйства, в том числе в части благоустройства территории, обращения с твердыми коммунальными отходами. Министерство реализует совместно с соответствующими органами государственной власти государственную политику по вопросам охраны окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов, экологической безопасности, санитарного состояния населенных пунктов и т.д.
Распоряжением Главы Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-рг утвержден порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований в <адрес> по вопросу выявления и ликвидации несанкционированных свалок отходов на территории Республики Крым.
В соответствии с п.1.2 Распоряжения №-рг на Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым возложена обязанность организационного характера по ликвидации мест несанкционированного складирования отходов, выявленных на земельных участках (землях) государственной собственности Республики Крым, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п.6 Распоряжения №-рг ликвидация несанкционированных свалок отходов осуществляется в случае не установления в течение 5 дней с момента выявления несанкционированного складирования отходов лиц, совершивших правонарушение, лиц, в собственности или пользовании которых находятся земельные участки, а также в случае если данные лица являются нерезидентами Российской Федерации, Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым на земельных участках, находящихся в собственности Республики Крым.
Как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым составлен акт обследования территории на предмет соблюдения природоохранных требований, согласно которого на удалении 1000 метров западнее <адрес>, выявлен факт несанкционированного размещения отходов производства и потребления в неотведенном для этих целей месте (географические координаты 46.029122, 33.674865). <адрес> несанкционированного размещения отходов составила 1,1 га, по морфологическому составу отходы относятся к отходам животноводства, твердым бытовым отходам, отходам растительности, стеклобой, отходы строительства. На момент проведения обследования установить лиц, осуществивших несанкционированное размещение отходов производства и потребления не представилось возможным (л.д.19-20).
ДД.ММ.ГГГГ определением младшего лейтенанта полиции МО МВД России «Красноперекопский» ФИО5 отказано в возбуждении дела об административном правонарушении по ст.8.2 КоАП РФ, в отношении неустановленного лица, на основании ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием события правонарушения по материалам проверки КУСП № от ДД.ММ.ГГГГ по запросу Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым (л.д.18).
ДД.ММ.ГГГГ Красноперекопской межрайонной прокуратурой проведен осмотр места несанкционированного размещения отходов на земельном участке, общей площадью 1100 кв.м., расположенном за границами населенного пункта <адрес>, Республики Крым, о чем составлен акт (л.д.8-17).
Как усматривается из ответа <адрес> Республики Крым указанный земельный участок не являются муниципальной собственностью муниципального образования <адрес> Республики Крым и расположены за границами населенного пункта <адрес> сельского поселения <адрес> Республики Крым (л.д. 25).
Доводы ответчика указанные в письменных возражениях о том, что нормами указанного Положения на Министерство не возложены полномочия по непосредственному осуществлению ликвидации несанкционированных мест отходов и Порядком не расписан механизм непосредственно ликвидации несанкционированных мест отходов Министерством, а возложены лишь функции по организации работы по ликвидации свалок, мероприятия по организации работы по ликвидации несанкционированных мест свалок, предусмотренных в п.8 Порядка выполняются в полном объеме и финансирование мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок в значительной степени не соответствует реальным потребностям на их ликвидацию, суд считает не состоятельными и не принимает их во внимание, учитывая вышеуказанное.
Требования прокурора направлены на обеспечение реализации органами исполнительной власти Республики Крым полномочий, возложенных на них федеральным законом, и защиту неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Таким образом, суд приходит к выводу, о том, что выявленный факт несанкционированного размещения отходов производства и потребления свидетельствуют о нарушении состояния окружающей среды и на ответчика возложены полномочия по ее устранению с территории, расположенной за пределами населенных пунктов муниципального образования.
Кроме того, несанкционированная свалка отходов до настоящего времени не ликвидированы, и доказательств обратного в силу ст.56 ГПК суду представлено не было.
Ответчиком суду не представлено каких-либо возражений относительно срока исполнения обязанности, в связи с чем, суд находит указанный прокурором срок до ДД.ММ.ГГГГг. соответствующим возлагаемой обязанности.
Таким образом, исковое заявление истца подлежит удовлетворению.
Судебные расходы суд относит на счет местного бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 56,194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Красноперекопского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, - удовлетворить.
Обязать Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым восстановить нарушенное состояние окружающей среды путем ликвидации несанкционированной свалки отходов, размещенной на земельном участке общей площадью 1100 кв.м., расположенном за границами населенного пункта <адрес>, Республики Крым, а именно: на земельном участке, расположенном 1000 метров западнее от <адрес>, за границами населенного пункта, общей площадью 1100 м.кв. (географические координаты: 46.029122, 33.674865) в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Крым через Красноперекопский районный суд Республики Крым в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: А.С. Савченко
Решение в окончательной форме изготовлено 05.03.2022 года.