УИИ 24RS0031-01-2024-000641-38
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 июля 2024 года
п. Курагино Красноярского края
Курагинский районный суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Рукосуевой Е.В., при секретаре Васильевой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к отделению пенсионного и социального страхования в Российской Федерации по Красноярскому краю о признании решение незаконным, включении период работы в стаж, перерасчете ИПК и назначении пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО2 обратилась в суд с исковым заявлением к отделению пенсионного и социального страхования в Российской Федерации по Красноярскому краю о признании решение незаконным, включении период работы в стаж, перерасчете ИПК и назначении пенсии. Требования мотивированы тем, что истец обратился к ответчику с заявлением от 20.12.2021 года о назначении ему пенсии. Решением от 27.12.2021года № в установлении пенсии было отказано по ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по причине отсутствия требуемого страхового стажа и индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК). Собрав необходимые документы, истец вновь обратился к ответчику с заявлением от 02.12.2022 года о назначении ему пенсии. Решением от 01.03.2023 года № в установлении пенсии было отказано по ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по причине отсутствия права на пенсионное обеспечение. Ответчиком не были засчитаны в страховой стаж следующие периоды работы:
Период |
Причина отказа |
- с 1976 по ДД.ММ.ГГГГ в ЗАО «Совхоз «Усть-Калминский» .- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ «Абайское производственное объединение по яичному птицеводству главного управления птицеводческой промышленности МСХ Казахской ССР» |
В архивных справках № Н-30 от ДД.ММ.ГГГГ и №Н-310 от ДД.ММ.ГГГГ отсутствует дата рождения заявителя |
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве механизатора - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Производственный кооператив «Казмис» в качестве тракториста - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Алматы Межстрой в качестве машиниста бульдозера |
Неполучение ответа от компетентных органов Республики Казахстан на запросы территориального органа ПФР – отсутствие формуляра «О стаже работы» |
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Передвижная механизированная колонна № 19 УПП «Брестволстрой» в качестве машиниста бульдозера |
Отсутствие справки о подтверждении периода работы от компетентного органа Республики Беларусь, отсутствие информации об уплате страховых взносов с ДД.ММ.ГГГГ в УПФР Республики Беларусь |
13.11.2023 года истец вновь обратился к ответчику с повторным заявлением о назначении ему пенсии. Решением от 16.02.2024года № в установлении пенсии было отказано в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по причине отсутствия права на пенсию. ИПК меньше допустимого минимума. Ответчиком не были засчитаны в страховой стаж следующие периоды работы:
Период |
Причина отказа |
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ «Абайское производственное объединение по яичному птицеводству главного управления птицеводческой промышленности МСХ Казахской ССР» |
В архивных справках № Н-30 от ДД.ММ.ГГГГ и №Н-310 от ДД.ММ.ГГГГ отсутствует дата рождения заявителя |
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве механизатора - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Производственный кооператив «Казмис» в качестве тракториста - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Алматы Межстрой в качестве машиниста бульдозера |
Неполучение ответа от компетентных органов Республики Казахстан на запросы территориального органа ПФР – отсутствие формуляра «О стаже работы» |
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Передвижная механизированная колонна № 19 УПП «Брестволстрой» в качестве машиниста бульдозера |
Отсутствие справки о подтверждении периода работы от компетентного органа Республики Беларусь, отсутствие информации об уплате страховых взносов с ДД.ММ.ГГГГ в УПФР Республики Беларусь |
В указанном решении ответчика указано, что право на назначение пенсии возникнет при наличии величины ИПК не менее 23,4 балла. Кроме того, указано, что для расчета стажа с учетом льготного исчисления необходимо подтвердить постоянное проживание в РФ на 31.12.2001 года.
Истец считает вышеуказанные решения ответчика об отказе в назначении пенсии незаконными и необоснованными в силу следующего.
Спорные периоды, не включенные в стаж истца, подтверждаются следующим:
Период |
Подтверждение периода работы |
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ «Абайское производственное объединение по яичному птицеводству главного управления птицеводческой промышленности МСХ Казахской ССР» |
Архивной справкой № № от ДД.ММ.ГГГГ |
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве механизатора - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Производственный кооператив «Казмис» в качестве тракториста - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Алматы Межстрой в качестве машиниста бульдозера |
Записью № в трудовой книжке от ДД.ММ.ГГГГ, которая охватывает спорный период работы Архивной справкой № № от ДД.ММ.ГГГГ, которая содержит сведения о приказах о приеме на работу, увольнении и заработной плате ФИО2 Записью № в трудовой книжке от ДД.ММ.ГГГГ Записью № в трудовой книжке от ДД.ММ.ГГГГ Записью № в трудовой книжке от ДД.ММ.ГГГГ |
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Передвижная механизированная колонна № 19 УПП «Брестволстрой» в качестве машиниста бульдозера |
Записью № в трудовой книжке от ДД.ММ.ГГГГ |
Пенсионное обеспечение граждан, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из Республики Казахстан и Беларусь, регулируется Соглашением о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза от 20.12.2019.
При назначении страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и которые включаются в страховой стаж, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года, и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 года стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности, в том числе периоды работы граждан на территории государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года, относятся трудовые книжки, справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства-участника Соглашения от 13 марта 1992 года.
Согласно действующему законодательству назначение и перерасчет трудовой пенсии производится пенсионным органом на основании заявления гражданина и документов, подтверждающих его права на назначение либо перерасчет размера пенсии. При этом обязанность по предоставлению этих документов лежит на заявителе, а пенсионный орган в силу пунктов 11 и 12 Правил обращения за пенсией, назначения пенсии, перехода с одной пенсии на другую, дает лишь оценку содержащимся в этих документах сведениям, проверяет их соответствие данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильность оформления документов.
Даже при отсутствии ответов на запросы в компетентные органы для подтверждения спорных периодов работы истца, факт его работы в спорные периоды подтверждаются иными документами: записями в трудовой книжке, архивными справками.
На застрахованное лицо не может быть возложен риск исполнения либо неисполнения страхователем своей обязанности, возложенной на него законом, по перечислению страховщику страховых сумм.
Просит признать:
1) решения ОСФР по Красноярскому краю от 27.12.2021 года №, от 01.03.2023 года № и от 16.02.2024 года №незаконными и необоснованными.
2) обязать ОСФР по Красноярскому краю включить в страховой стаж для перерасчета пенсии следующие периоды работы истца:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в «Абайском производственном объединении по яичному птицеводству главного управления птицеводческой промышленности МСХ Казахской ССР»;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве механизатора в Семипалатинской госсельхозопытной станции;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Производственном кооператив «Казмис» в качестве тракториста;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в АлматыМежстрой в качестве машиниста бульдозера;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Передвижная механизированная колонна № 19 УПП «Брестволстрой» в качестве машиниста бульдозера.
3) Обязать ОСФР по Красноярскому краю произвести перерасчет ИПК и назначить страховую пенсию по старости со дня первого обращения, то есть с 20.12.2021 года.
Истец ФИО2 в судебное заседание не явился, извещен о дате, времени и месту судебного заседания надлежащим образом, направил своего представителя ФИО3, которая требования поддержала по основаниям изложенным в иске.
Представитель ответчика Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю -ФИО9 С требованиями не согласна суду пояснила, что право на получение пенсии у ФИО2 возникло при достижении 61 года. Согласно справки АО «ЕНПФ» г. Алматы Казахстан не потвердил стаж работы ФИО2 в период с 08.07.1999г. по 01.02.2001г. Кроме того, ФИО2 вправе обратится в пенсионный фонд, где будет составлено заявление в компетентные органы респ. Беларусии, и впоследствии при уплате страховых взносов респ. Беларусь будет ему выплачивать пенсию. Представитель отметила, что на настоящий момент ФИО6 работает, и размер ИПК позволяет назначить ему пенсию. В случае если суд включить в стаж работы периоды работы: с 22.03.1978 по 03.11.1978 в «Абайском производственном объединении по яичному птицеводству главного управления птицеводческой промышленности МСХ Казахской ССР»;- с 13.03.1992 по 10.01.1994 в качестве механизатора в Семипалатинской госсельхозопытной станции, то у ФИО6 возникает право на получение пенсии с 2023г. и размер ИПК будет практически 24балла.
Исследовав материалы дела, дав правовую оценку установленным по делу юридически значимым обстоятельства в их взаимосвязи с нормами закона, регулирующих спорные правоотношения, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии со статьей 11 Закона о страховых пенсиях в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
С 1 января 2021 г. вступило в силу Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 г., статьей 7 которого предусмотрено, что каждое государство - член определяет право на пенсию в соответствии со своим законодательством, исходя из стажа работы, приобретенного на его территории, с учетом положений настоящего Соглашения (пункт 1). В случае если стажа работы, приобретенного на территории одного государства - члена, недостаточно для возникновения права на пенсию, то учитывается стаж работы, приобретенный на территориях других государств - членов в соответствии с законодательством каждого из государств - членов, за исключением случаев, когда такой стаж работы совпадает по времени (пункт 2).
Согласно статье 12 Соглашения от 20 декабря 2019 г. назначение и выплата пенсии осуществляются в следующем порядке: за стаж работы, приобретенный после вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается государством - членом, на территории которого приобретен соответствующий стаж работы; за стаж работы, приобретенный до вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств - членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон), вступившим в силу с 1 января 2015 года
До 1 января 2015 года основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно части 1 статьи 2 Закона законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного Федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Законом, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Закона).
13 марта 1992 года государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее - Соглашение).
В соответствии со статьей 1 Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения).
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Согласно пунктам 5, 6 (подпункты а, б, в, г), 11 Правил N 1015, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года, периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.
Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 года N 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - Перечень).
Согласно пунктам 2, 6, 51 Перечня для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные этим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, Правила подсчета и подтверждения которого утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий".
Приказом Министра труда России от 17 ноября 2014 года N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Правила N 884н).
Согласно пунктам 22, 65 Правил N 884н территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Проверка представленных заявителем документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться, в частности, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда России в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР" утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР.
В соответствии с п. 4 Рекомендаций необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Соглашений, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.
В пункте 5 Рекомендаций закреплено, что для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе, досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 года N 203-16).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Согласно п. 9 указанных Рекомендаций в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц путем конвертации в расчетный пенсионный капитал по состоянию на 1 января 2002 года в общий трудовой стаж засчитываются периоды работы в государствах - участниках названных выше Соглашений до 1 января 2002 года.
Исчисление расчетного размера трудовой пенсии гражданам государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж (п. 11 Рекомендаций).
20 декабря 2019 года между Республикой Арменией, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией подписано Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза, которое вступило в силу с 1 января 2021 года.
Соглашение основано на территориально-пропорциональном принципе и предусматривает установление и выплату пенсий гражданам государств-членов и членам их семей, каждой Договаривающейся Стороной исходя из стажа работы, приобретенного на ее территории после вступления в силу данного проекта соглашения.
Согласно статье 12 Соглашения за стаж работы, приобретенный до вступления в силу названного Соглашения, пенсия назначается с применением Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, а для Республики Беларусь и Российской Федерации - Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года; за стаж работы, приобретенный после вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается государством-членом, на территории которого приобретен соответствующий стаж работы.
Соглашением предусмотрено, что каждое государство-член определяет право на пенсию в соответствии со своим законодательством исходя из стажа работы, приобретенного на его территории после вступления в силу данного Соглашения, то есть после 1 января 2021 года.
Относительно стажа работы до 1 января 2021 года Соглашением предусмотрены переходные положения, согласно которым пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств-членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, а для Республики Беларусь и Российской Федерации - Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года.
Так, за стаж работы на территориях республик Казахстан, Кыргызстан, Армения до 1 января 2002 года и бывших союзных республиках (Казахской, Киргизской, Армянской), в случае проживания (переселения) трудящегося в Российской Федерации, назначать и выплачивать пенсию будет Российская Федерация в соответствии с Соглашением СНГ при соблюдении условий, установленных Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Периоды работы после 1 января 2002 года учитываются в страховой стаж при определении права на пенсию.
Переходные положения Соглашения ЕАЭС будут применяться государствами-членами до того момента, пока у трудящегося будет иметься стаж работы на территории государств-членов до 1 января 2021 года.
В соответствии с п. 2 ст. 6 Соглашения от 13 марта 1992 года для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе, досрочную трудовую пенсию по старости, лицам, прибывшим из государств - участников данного Соглашения, в том числе Узбекистана и Казахстана, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При применении Соглашения для учета периодов стажа работы и (или) заработной платы, приобретенных на территориях других государств-членов с 13 марта 1992 года территориальным органом ПФР в компетентный орган государства-члена направляется формуляр "Запрос" и копии представленных трудящимся (членом семьи) документов о стаже работы на территории государства-члена, в соответствии с Порядком взаимодействия между уполномоченными органами, компетентными органами государств - членов Евразийского экономического союза и Евразийской экономической комиссией по применению норм Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 года, утвержденным Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 декабря 2020 года N 122.
Настоящий Порядок разработан в соответствии с пунктом 7 статьи 10 Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 года (далее - Соглашение) и определяет правила взаимодействия уполномоченных и компетентных органов государств - членов Евразийского экономического союза (далее - государства-члены) между собой, а также с Евразийской экономической комиссией (далее - Комиссия) в целях реализации норм Соглашения.
Указанное взаимодействие осуществляется с использованием интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза (далее - интегрированная система) в рамках реализации общих процессов путем обмена сведениями, необходимыми для назначения и выплаты пенсий, а также иными сведениями, имеющими значение для применения Соглашения, с учетом абзаца третьего настоящего пункта.
До перехода на использование интегрированной системы взаимодействие между компетентными органами и Комиссией осуществляется в бумажном виде путем обмена формулярами, предусмотренными пунктом 3 настоящего Порядка, а также документами, необходимыми для назначения и выплаты пенсии.
Перечень используемых для взаимодействия между компетентными органами стран членов ЕАЭС формуляров приведен в пункте 3 Порядка от 23 декабря 2020 года.
Для определения права на пенсию с применением пункта 2 статьи 7 Соглашения компетентный орган государства-члена запрашивает формуляр "О стаже работы" у компетентного органа другого государства-члена, на территории которого у трудящегося имеется стаж работы, посредством направления: формуляра "Запрос"; копий представленных трудящимся (членом семьи) либо его представителем документов о стаже работы на территории государства-члена за период до введения в эксплуатацию информационных систем по учету пенсионных прав.
Компетентный орган государства-члена, получивший запрос о стаже работы трудящегося на территории своего государства-члена, подтверждает стаж работы в соответствии с законодательством своего государства либо информирует о невозможности подтверждения стажа путем направления формуляра "О стаже работы" в компетентный орган государства-члена, направившего запрос.
Если для подтверждения стажа работы требуется проведение дополнительных мероприятий (истребование сведений, документов), в формуляре "О стаже работы" отражается промежуточная информация с указанием планируемых сроков направления формуляра "О стаже работы", содержащего исчерпывающую информацию.
При поступлении формуляра "Запрос" о стаже работы и (или) заработной плате за период с 13 марта 1992 года компетентные органы государств-членов направляют имеющуюся в их распоряжении информацию, в том числе полученную от организаций (учреждений) государств-членов.
Частью 1 ст. 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Федеральным законом.
В числе этих условий, как следует из содержания ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, возраст (ч. 1 ст. 8 названного закона), страховой стаж (ч. 2 ст. 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (ч. 3 ст. 8 названного закона).
Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж, индивидуальный пенсионный коэффициент - параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных или уплаченных в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии.
Величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется как сумма индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 г., и индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место с 1 января 2015 г., по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, умноженная на коэффициент повышения индивидуального пенсионного коэффициента при исчислении размера страховой пенсии по старости (ч. 9 ст. 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 г., определяется в том числе исходя из размера страховой части трудовой пенсии по старости, исчисленного по состоянию на 31 декабря 2014 г. по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (ч. 10 ст. 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2011 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж и наличие определенного законом минимального ИПК.
Судом установлено и из материалов дела следует, 20.01.2021года ФИО2 обратился с заявлением о назначении ему пенсии. Решением от 27.12.2021года № в установлении пенсии было отказано по ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по причине отсутствия требуемого страхового стажа и индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК).
Собрав необходимые документы, ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 вновь обратился с заявлением о назначении ему пенсии. Решением от ДД.ММ.ГГГГ № в установлении пенсии было отказано по ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по причине отсутствия права на пенсионное обеспечение. Ответчиком не были засчитаны в страховой стаж следующие периоды работы:
1) ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ЗАО «Совхоз «Усть-Калминский» и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ «Абайское производственное объединение по яичному птицеводству главного управления птицеводческой промышленности МСХ Казахской ССР», поскольку в архивных справках № Н-30 от ДД.ММ.ГГГГ и №Н-310 от ДД.ММ.ГГГГ отсутствует дата рождения заявителя;
2) - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве механизатора; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Производственный кооператив «Казмис» в качестве тракториста; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Алматы Межстрой в качестве машиниста бульдозера, поскольку не получен ответ от компетентных органов Республики Казахстан на запросы территориального органа ПФР – отсутствие формуляра «О стаже работы»;
3) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Передвижная механизированная колонна № 19 УПП «Брестволстрой» в качестве машиниста бульдозера, поскольку отсутствует справки о подтверждении периода работы от компетентного органа Республики Беларусь, отсутствие информации об уплате страховых взносов с ДД.ММ.ГГГГ в УПФР Республики Беларусь.
13.11.2023 года истец вновь обратился с повторным заявлением о назначении ему пенсии. Решением от 16.02.2024года № в установлении пенсии было отказано в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по причине отсутствия права на пенсию. ИПК меньше допустимого минимума. Ответчиком не были засчитаны в страховой стаж следующие периоды работы:
1) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ «Абайское производственное объединение по яичному птицеводству главного управления птицеводческой промышленности МСХ Казахской ССР», поскольку в архивных справках № Н-30 от ДД.ММ.ГГГГ и №Н-310 от ДД.ММ.ГГГГ отсутствует дата рождения заявителя;
2) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве механизатора; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Производственный кооператив «Казмис» в качестве тракториста; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Алматы Межстрой в качестве машиниста бульдозера, поскольку не получен ответ от компетентных органов Республики Казахстан на запросы территориального органа ПФР – отсутствие формуляра «О стаже работы»;
3) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Передвижная механизированная колонна № 19 УПП «Брестволстрой» в качестве машиниста бульдозера, поскольку отсутствуют справки о подтверждении периода работы от компетентного органа Республики Беларусь, отсутствие информации об уплате страховых взносов с 01.01.2002 в УПФР Республики Беларусь.
В указанном решении ответчика указано, что право на назначение пенсии возникнет при наличии величины ИПК не менее 23,4 балла.
Кроме того, указано, что для расчета стажа с учетом льготного исчисления необходимо подтвердить постоянное проживание в РФ на 31.12.2001 года.
Рассматривая требование о включении в трудовой стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ «Абайское производственное объединение по яичному птицеводству главного управления птицеводческой промышленности МСХ Казахской ССР», суд исходит из следующего.
Согласно архивной справки № № от 03.10.2023года Коммунального Государственного Учреждения «Государственный архив Алматинской области» Государственного учреждения «Управление культуры, архивов и документации Алматинской области» указано, что « «приказы по личному составу» за 1978г., «лицевой счет» за 1978г. на имя ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ имеется в приказ по Абайскому головному предприятию яичного производства № 59-к от 17.03.1978г. о принятии ФИО2 на работу слесарем в бр. №1 при предоставлении всех льгот закона о несовершеннолетних с 22.03.1978г. Также имеется приказ №-К от 03.11.1978г. об увольнении ФИО10 слесаря бр.1 в связи с уходом в Советскую (так в документах) Армию и с выплатой ему 2-х недельного пособия ДД.ММ.ГГГГ.
Данная архивная справка выдана компетентным органом, в ней указана дата рождения истца, который на момент приема на работу являлся несовершеннолетним, и в ноябре 1978г. был призван на военную службы, что подтверждается военным билетом.
Суд считает правильным засчитать в страховой стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ «Абайское производственное объединение по яичному птицеводству главного управления птицеводческой промышленности МСХ Казахской ССР», поскольку недочеты, допущенные работодателем при оформлении документы при приеме и увольнении работника, не могут ограничивать истца в реализации права на пенсионное обеспечение, недостатки в оформлении не может ставить под сомнение сам факт трудовой деятельности ФИО2 в этот период, который подтверждается совокупностью представленных доказательств (военным билетом, датой рождения указанной в паспорте). Судом учитывается, что архивная справка № № от 03.10.2023года содержит данные о приеме истца на работу в Абайское головное предприятие яичного производства № 59-к от 17.03.1978г. со ссылкой на соответствующий приказ и указанием на несовершеннолетний возраст работника, а также ссылку на приказ о прекращении трудовой деятельности, при этом ответственность за своевременное и правильное заполнение документов, за их учет, хранение и выдачу несет специально уполномоченное лицо, назначаемое приказом (распоряжением) руководителя предприятия, учреждения, организации, а не работник.
Рассматривая требование о включении в трудовой стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве механизатора в Семипалатинской госсельхозопытной станции; ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Производственный кооператив «Казмис» в качестве тракториста; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Алматы Межстрой в качестве машиниста бульдозера, суд исходит из следующего.
Ответчиком отказано включить в стаж следующие периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве механизатора; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. производственный кооператив «Казмис» в качестве тракториста; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Алматы Межстрой в качестве машиниста бульдозера, поскольку на запрос территориального органа ПФР от 15.07.2022г. № от 06.12.2022г., № в АО «Единый накопительный Пенсионный фонд» республики Казахстан о подтверждении указанных периодов, формуляр –ответ «О стаже работы», оформленный в соответствии с Порядком взаимодействия по применению норм Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза от 20.12.2019г., не поступил.
Согласно письма АО «Единый накопительный пенсионный фонд» № от 06.12.2022года указано, что в республике Казахстан компетентным органом по реализации Соглашения определен ЕНПФ, который взаимодействует с компетентными органами стран ЕАЭС в рамках видов пенсий, определенных статьей 2 Соглашения, назначаемых за стаж работы, приобретенный после вступления Соглашения в силу, то есть после 01.01.2021г. Между тем, поступивший формуляр составлен в отношении ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ, который претендует на назначение пенсии в рамках национального законодательства Российской Федерации. В целях получения ответа по подтверждению стажа работы ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ, за запрашиваемые периоды работы на территории Казахстан ЕНПФ рекомендует ПФР направлять запросы о подтверждении стажа работы без использования формуляров непосредственно в Комитет труда и социальной защиты Министерства труда и социальной защиты населения республики Казахстан, являющимся уполномоченным государственным органом по назначению пенсионных выплат по возрасту.
Материалы представленного пенсионного дела на имя ФИО2 не содержат запроса ответчика в Комитет труда и социальной защиты Министерства труда и социальной защиты населения республики Казахстан, являющимся уполномоченным государственным органом по назначению пенсионных выплат по возрасту.
Согласно справки № от 05.02.2024года АО «Единый накопительный пенсионный фонд» в лице филиала АО «ЕНПФ» в г. Алматы, не подтверждает стаж работы ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по причине отсутствия сведений об уплате обязательных пенсионных взносов от «Казмис», имеющихся в информационной системе ЕНПФ. Исходя из буквального толкования текста справки, АО «Единый накопительный пенсионный фонд» в лице филиала АО «ЕНПФ» в г. Алматы не отрицает работу истца в периоды с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в качестве механизатора в Семипаллатинской госсельхозопытной станции; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Алматы Межстрой в качестве машиниста бульдозера.
Суд считает правильным зачесть в стаж следующие периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ в качестве механизатора в Семипаллатинской госсельхозопытной станции; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Алматы Межстрой в качестве машиниста бульдозера, поскольку не поступление из компетентного органа государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения ответов на запрос пенсионного органа для подтверждения обоснованности выдачи документов, необходимых для подтверждения страхового стажа, не может служит основанием для ущемления права истца на пенсионное обеспечение, при предоставлении истцом доказательств осуществления трудовой деятельности и уплаты страховых взносов на территории Республики Казахстан, оформленных надлежащим образом. Кроме того, спорные периоды работы истца на территории Республики Казахстан имели место до 01 января 2021 года, указанные периоды подтверждены трудовой книжкой истца, архивными справками.
Суд пришел к выводу, что факт не поступления ответа на запрос от компетентного органа или невозможность подтверждения стажа по иным основаниям, не зависящим от действий пенсионера, не должен препятствовать реализации права гражданина на пенсионное обеспечение, с учетом иных имеющихся в деле доказательств, подтверждающих заявленные требования о включении периодов трудовой деятельности в страховой стаж для назначения досрочной страховой пенсии.
Доводы ответчика на применение по заявлению ФИО2 Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза, заключенного в г. Санкт-Петербурге 20.12.2019 г. не могут быть признаны обоснованными, поскольку в соответствии со ст. 12 указанного Соглашения назначение и выплата пенсии осуществляется в следующем порядке: за стаж работы, приобретенный после вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается государством-членом, на территории которого приобретен соответствующий стаж работы; за стаж работы, приобретенный до вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств-членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 г.
Указанное Соглашение вступило в силу 01.01.2021 г., а стаж работы истцом ФИО2 приобретен до вступления указанного Соглашения в силу (спорный период работы с 13.03.1992года по 31.08.2010г.).
Назначение и выплата пенсии за стаж работы, приобретенный до вступления Соглашения ЕАЭС в силу, производится в соответствии с законодательством государств-членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г.
Статьей56 ГПК РФустановлено, что каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Суд исходит из того, что в трудовой книжке истца содержатся сведения о том, чтовспорныйпериод с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ.истец осуществлял трудовую деятельность в Семипалатинской госсельхозотпытной станции механизатором; в спорный период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. истец осуществлял трудовую деятельность АО «Альматымежстрой» машинистом бульдозера, в частности трудовая книжка содержит данные о приеме истца наработувуказанные организации со ссылкой на соответствующий приказ, а также ссылку на прекращение трудовой деятельности на данном предприятиях. При этом ответственность за своевременное и правильное заполнение трудовых книжек, за их учет, хранение и выдачу несет специально уполномоченное лицо, назначаемое приказом (распоряжением) руководителя предприятия, учреждения, организации. За нарушение установленного порядка ведения, учета, хранения и выдачу трудовых книжек должностные лица несут дисциплинарную, а в предусмотренных законом случаях иную ответственность.
Оценивая в совокупности представленные сторонами доказательства по правилам статьи67Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу, что фактработыистцавспорныепериодынашел свое подтверждение в ходе рассмотрения дела.
Кроме того, суд учитывает, что каких-либо доказательств, ставящих под сомнение либо опровергающих выводы суда, ответчиком не представлено.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу овключениивстраховойстажпериодаработыс ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ в качестве механизатора в Семипалатинской госсельхозопытной станции; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Алматы Межстрой в качестве машиниста бульдозера., как заявлено истцом.
Стаж работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве механизатора; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Производственный кооператив «Казмис» в качестве тракториста; не может быть включен, поскольку он не подтверждается компетентными органами респ. Казахстан.
Рассматривая требование о включении в трудовой стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Передвижная механизированная колонна №19, УПП «Брестволстрой» в качестве машиниста бульдозера, суд исходит из следующего.
24.01.2006 между Российской Федерацией и Республикой Беларусь заключен договор о сотрудничестве в области социального обеспечения, вступивший в силу с 29.03.2007, согласно которому каждая Договаривающаяся Сторона назначает и исчисляет пенсию (за исключением социальной пенсии) на основании страхового (трудового) стажа, приобретенного на ее территории, с применением положений указанного Договора и своего законодательства (ст. 10 Договора). Подсчет и подтверждение страхового (трудового) стажа для исчисления размера пенсии осуществляется согласно законодательству Договаривающейся Стороны, назначающей пенсию. Социальные пенсии назначаются и выплачиваются согласно законодательству Договаривающейся Стороны, на территории которой проживает лицо (ст. ст. 12 - 13 Договора).
В соответствии с п. 11 ст. 1 Договора, страховым (трудовым) стажем признается период, учитываемый согласно законодательству каждой из Договаривающихся Сторон при определении права на пенсии и пособия по государственному социальному обеспечению и обязательному (государственному) социальному страхованию и их размеров, а также при конвертации пенсионных прав по законодательству Российской Федерации.
В соответствии со ст. 23 Договора, назначение и выплата трудовой пенсии по возрасту (по старости), по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет (в Республике Беларусь) после вступления в силу указанного Договора осуществляются в следующем порядке:
за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного до 13 марта 1992 года на территории бывшего СССР, пенсию назначает и выплачивает Договаривающаяся Сторона, на территории которой лицо постоянно проживает в момент обращения за пенсией, в соответствии с указанным Договором;
за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенные после 13 марта 1992 года на территориях Договаривающихся Сторон, каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет и выплачивает пенсию, соответствующую страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории, в соответствии с указанным Договором.
По желанию и на основании заявлений граждан Договаривающихся Сторон им может назначаться и выплачиваться пенсия согласно законодательству Договаривающейся Стороны, гражданами которой они являются, без применения положений указанного Договора. Такой выбор является окончательным и пересмотру не подлежит.
Из анализа вышеуказанных положений Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 24.01.2006 следует, что указанным международным договором предусмотрено два варианта назначения и выплаты пенсии.
Первый вариант - когда каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет и выплачивает пенсию, соответствующую страховому стажу, приобретенному на ее территории после 13 марта 1992 года, при этом, страховой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР до 13 марта 1992 г. учитывается Договаривающейся Стороной, на территории которой лицо постоянно проживает в момент обращения за пенсией (принцип пропорциональности). Указанный вариант предусматривает распределение расходов на выплату пенсий в зависимости от величины пенсионных прав, приобретенных гражданином на территории каждой страны. В этом случае Российская Федерация отвечает только за стаж, приобретенный на ее территории (в соответствии с принципом пропорционального назначения пенсии), с элементами территориальности в отношении стажа, приобретенного в СССР, за который пенсия назначается государством проживания.
Второй вариант - когда пенсия назначается и выплачивается согласно законодательству Договаривающейся Стороны, гражданином которой он являются, без применения положений указанного Договора (принцип гражданства).
Выбор варианта исчисления и выплаты пенсии принадлежит гражданину, обращающемуся за назначением пенсии, является окончательным и пересмотру не подлежит.
Кроме того, 20.12.2019 между Республикой Арменией, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией подписано Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза, которое вступило в силу с 01.01.2021.
Соглашение основано на территориально-пропорциональном принципе и предусматривает установление и выплату пенсий гражданам государств-членов и членам их семей каждой договаривающейся стороной исходя из стажа работы, приобретенного на ее территории после вступления в силу данного Соглашения.
При этом за стаж, приобретенный до 01.01.2021, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств-членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств от 13.03.1992, а для Республики Беларусь и Российской Федерации - Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24.01.2006.
Правила подсчета и порядок подтверждения страхового стажа установлены статьей 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ, в силу которой при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст. 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные ст. 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Согласно п. 2 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.03.2011 N 258н, предусмотрено, что периоды работы с тяжелыми условиями труда подлежат подтверждению. В случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, выполнении нормы рабочего времени и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Также ответчиком отказано включить в стаж следующие периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Передвижная механизированная колонна №19, УПП «Брестволстрой» в качестве машиниста бульдозера, поскольку согласно пункта 2 Временного порядка от 27.07.2007г. для определения права на пенсию на территории республики Беларусь после 13.03.1992г. засчитываются в стаж при условии подтверждения из справок компетентного органа республики Беларусь по форме, указанной в приложении №2 к Временному порядку. Указанная справка не представлена. А также согласно правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий периоды работы и (или) деятельности гражданина в качестве застрахованного лица с 01.01.2002г. подтверждаются документами об уплате соответствующих платежей, выдаваемые в установленном порядке сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Информация об уплате страховых взносов с 01.01.2002г. в УПФ Республики Беларусь отсутствует.
Требование о зачете стажа работы с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ в качестве машиниста бульдозера передвижной механизированной колонны №19 УПП «Брестволстрой», при перерасчете размера пенсии истца суд считает не подлежащим удовлетворению, поскольку информация об уплате страховых взносов с 01.01.2002г. в УПФР республики Беларусь отсутствует.
Кроме того 22.06.2016 года ФИО2 выдан паспорт гражданина Российской Федерации, то есть на момент обращения в суд с настоящим иском он являлся гражданином Российской Федерации, что дает ему право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации, с учетом положений международного договора - Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года.
В соответствии со ст.8Федерального Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, в ред. Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 мужчины, при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее30.
С учетом переходных положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному законы, мужчинам которым исполнилось 60 лет в 2020году, пенсия назначается по достижению возраста 61,6 года, при наличии страхового стажа не менее 13 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 23,4.
Таким образом, истец на 06.01.2022года имел право обратиться с заявлением о назначении пенсии, что и сделал 20.12.2021г.
Поскольку при включении в трудовой стаж истца следующие периоды работы:
1) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ «Абайское производственное объединение по яичному птицеводству главного управления птицеводческой промышленности МСХ Казахской ССР» (7 месяцев 11 дней);
2) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве механизатора в Семипалатинской госсельхозопытной станции (1 год 9 месяцев 28 дней);
3) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Алматы Межстрой (4 года 11 месяцев 7 дней);
страховой стаж ФИО2 составит более 13 лет (14 лет 09 месяцев 1день (согласно приложения к решению по заявлению № от 13.11.2022г.)+ 7мес.11 дн.+1 год 9 мес. 29дн.+4 года 11 мес.7дн.), а также ИПК более 23,00, в связи с чем, исковые требования ФИО2 назначении ему страховой пенсии по старости, подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона (часть 2).
В случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг (часть 3).
Из приведенных нормативных положений следует, что при приеме заявления гражданина об установлении страховой пенсии по старости и представленных для этого документов территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации: проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений представленным документам; разъясняет заявителю, какие документы он должен представить дополнительно; выдает уведомление и указывает в нем, в частности, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и сроки их представления, перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, запрашиваемых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе.
В связи с несоблюдением пенсионным органом положений нормативных правовых актов, регламентирующих порядок обращения лиц за установлением страховой пенсии по старости, было нарушено право истца на своевременное социальное обеспечение по возрасту, гарантированное статьей 39 Конституции Российской Федерации.
Разрешая спор по существу, суд руководствуясь положениями части 1 статьи 8, части 4 статьи 14, статьями 21, 22, 26 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", пунктов 15, 22, 27 Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, пунктов 72, 73 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации, учитывая разъяснения, изложенные в п. 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", исходит из того, что если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение за назначением пенсии, однако ему в этом было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган и приходит к выводу о том, что пенсия истцу должна была быть назначена с даты возникновения права на указанную пенсию 20.12.2021г. (с учетом первоначального обращения 20.12.2021г.), а не с момента повторного обращения в пенсионный орган.
Руководствуясь ст, 194 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО2 удовлетворить частично.
Признать решения отделения социального и пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю от 27.12.2021 года №, от 01.03.2023 года № и от 16.02.2024 года №, незаконными.
Включить в страховой стаж для перерасчета пенсии следующие периоды работы ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ (СНИЛС №):
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в «Абайском производственном объединении по яичному птицеводству главного управления птицеводческой промышленности МСХ Казахской ССР»;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве механизатора в Семипалатинской госсельхозопытной станции;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в АлматыМежстрой в качестве машиниста бульдозера;
Обязать отделение социального и пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю произвести перерасчет ИПК и назначить страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
В остальной части отказать
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Курагинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 10 июля 2024 года
Судья Е.В. Рукосуева