Дело № 12-57/2021
УИД:86RS0018-01-2021-000269-51
РЕШЕНИЕ
01 июня 2021 года п. Междуреченский
Кондинский районный суд суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе судьи Косолаповой О.А.,
с участием лица, привлекаемого к административной ответственности, должностного лица Кривоногова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица Кривоногова А.В. на постановление начальника отдела – старшего судебного пристава Отдела судебных приставов по г. Ураю Управления Федеральной службы судебных приставов по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре от 17 марта 2021 года № 53 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Кондинского района, в отношении должностного лица Кривоногова А.В.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника отдела – старшего судебного пристава Отдела судебных приставов по г. Ураю УФССП России по ХМАО-Югре от 17 марта 2021 года № 53 должностное лицо заместитель главы Кондинского района-начальник управления внутренней политики администрации Кондинского района Кривоногов А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, должностное лицо Кривоногов А.В. в установленный законом срок обратился в суд с жалобой об отмене постановления, указывая, что виновность должностного лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, предполагает выяснение в соответствии с ч. 2 ст. 2.1, ст. 26.1 Кодекса наличия объективных препятствий в неисполнении требований исполнительного документа с учетом того, были ли привлекаемым лицом предприняты все необходимые меры, направленные на своевременное исполнение решения суда, в том числе связанные с получением необходимого финансирования, необходимостью соблюдения административных процедур, связанных с исполнением бюджетов.
Предметом исполнения по данному делу является обязанность администрации Кондинского района разработать проект ликвидации (рекультивации) несанкционированной свалки в с.п. Шугур в срок до 01.01.2013, ликвидировать (рекультивировать) несанкционированную свалку в с.п. Шугур безопасными для окружающей среды способами, установленными в проекте рекультивации в срок до 01.04.2014, организовать утилизацию и переработку отходов с.п. Шугур способами и методами, безопасными для окружающей среды, в срок до 01.04.2014. Ввиду недостаточности финансовых средств в бюджете Кондинского района и его высокой дотационности работы по рекультивации несанкционированной свалки не были проведены в установленные судом сроки. При этом в 2013 году была проведена работа по разработке проектно-сметной документации и ликвидации (рекультивации) свалки в с.п. Шугур, в 2020 году предусмотрено финансирование в объеме 13,800 млн. руб. по программе Кондинского района, денежные средства направлены в том числе на исполнение решения суда по делу № 2-299/2012, заключен договор на выполнение работ по ликвидации несанкционированной свалки д. Шугур, фактическое выполнение работ запланировано до 01.07.2021. Поскольку визуальный осмотр выполненных работ по ликвидации объекта накопления негативного воздействия на окружающую среду контролирующим органом возможен только в вегетационный период, то есть после схода снежного покрова, оценка выполнения работ будет получена не ранее 30 мая 2021 года.
Администрация района неоднократно обращалась с письмами о выделении средств на разработку ПСД по рекультивации свалок, на выполнение работ по рекультивации в период 2012-2019 годов в Правительство ХМАО-Югры и профильные Департаменты.
Как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления, администрация района не имеет полномочий самостоятельно распоряжаться бюджетными денежными средствами, не предусмотренными для этих целей в бюджете Кондинского района.
Должностное лицо Кривоногов А.В. обладает контрольными, а не распорядительными функциями.
Кроме того 16.02.2021 в Кондинский районный суд было направлено заявление об отсрочке исполнения решения суда. Определением от 04.03.2021 по заявлению администрации Кондинского района предоставлена отсрочка исполнения решения суда от 29 мая 2012 года по гражданскому делу № 2-299/2012 до 31.08.2021, поскольку имеются обстоятельства, препятствующие исполнению требований исполнительного документа.
Должностным лицом Кривоноговым А.В. принимаются все зависящие от него меры, направленные на исполнение решения суда. Отсутствие финансовых средств у администрации не может ставить в зависимость ответственность должностного лица.
Установленный срок исполнения требования исполнительного документа до 19.01.2021 с учетом характера необходимых действий не может являться разумным и объективно исполнимым.
Заявитель просит отменить обжалуемое постановление и прекратить производство по делу, в случае отказа применить положения ст. 2.9 КоАП РФ.
В судебном заседании должностное лицо администрации Кондинского района Кривоногов А.В. жалобу поддержал по изложенным в ней доводам.
Заинтересованное лицо начальник ОСП по г. Ураю УФССП по ХМАО-Югре Головизнина Ж.Г. надлежаще извещена о времени и месте рассмотрения жалобы, в суд не явился, о причинах неявки не сообщил, об отложении судебного заседания не ходатайствует.
Суд полагает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие неявившегося заинтересованного лица.
Выслушав заявителя Кривоногова А.В., проверив материалы дела в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ в полном объеме, изучив доводы жалобы, суд приходит к следующему.
В силу статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, и считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 02 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Частью 2 указанной статьи установлено, что при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения.
В силу части 1 статьи 105 Федерального закона от 02 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ и устанавливает новый срок для исполнения (часть 2 статьи 105 Федерального закона от 02 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).
Материалами исследованного дела об административном правонарушении подтверждается, что согласно копии исполнительного листа от 29 мая 2012 года, выданного Кондинским районным судом по делу № 2-299/12, администрация Кондинского района обязана разработать проект ликвидации (рекультивации) несанкционированной свалки сп. Шугур в срок до 01.01.2013 года; ликвидировать (рекультивировать) несанкционированную свалку в сп. Шугур безопасными для окружающей среды способами, установленные в проекте рекультивации – в срок до 01.04.2014 года; организовать утилизацию и переработку отходов сп. Шугур способами и методами безопасными для окружающей среды в срок до 01.04.2014 года.
30.08.2012 на основании указанного исполнительного документа судебным приставом-исполнителем ОСП по Кондинскому району возбуждено исполнительное производство.
17.04.2014 судебным приставом-исполнителем ОСП по Кондинскому району за неисполнение в добровольном порядке администрацией Кондинского района исполнительного документа вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 руб.
Исполнительное производство на основании постановления УФССП по ХМАО-Югре от 22.10.2021 было передано на исполнение в ОСП по г. Ураю постановлением от 01.11.2019.
22.12.2020 судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Ураю установлен новый срок исполнения требований исполнительного документа администрации Кондинского района до предъявлено требование об исполнении требований, содержащихся в исполнительном документе, до 19.01.2021. Указанное постановление получено должником 28.12.2020.
В установленный срок требование не исполнено, в связи с чем 12.02.2021 в отношении должностного лица Кривоногова А.В. был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, 17.03.2021 вынесено обжалуемое постановление № 53.
Установлено, что до составления протокола об административном правонарушении должностное лицо Кривоногов А.В. направил в ОСП по г. Ураю свои возражения, в которых указал о принятых по исполнению требований исполнительного документах мерах и неразумности и объективной неисполнимости установленного нового срока исполнения. Указанные возражения зарегистрированы в ОСП по г. Ураю 11.02.2021.
До рассмотрения дела об административном правонарушении должностное лицо Кривоногов А.В. направил в ОСП по г. Ураю свои возражения, в которых повторно указал о принятых по исполнению требований исполнительного документах мерах и неразумности и объективной неисполнимости установленного нового срока исполнения, а также сообщил о предоставлении отсрочки исполнения решения по делу № 2-299/12 сроком до 31.08.2021 определением Кондинского районного суда от 04 марта 2021 года, приложил копию определения. Указанные возражения зарегистрированы в ОСП по г. Ураю 18.03.2021.
Указанным определением Кондинского районного суда установлено, что администрацией Кондинского района принимаются меры по исполнению решения суда, имеются обстоятельства, препятствующие исполнению администрацией Кондинского района требований исполнительного документа. Заявление о предоставлении отсрочки исполнения решения суда от 29 мая 2012 года по гражданскому делу № 2-299/12 удовлетворено частично, предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 31 августа 2021 года.
Определение Кондинского районного суда от 04 марта 2021 года о предоставлении отсрочки исполнения решения суда вступило в законную силу.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, при рассмотрении дела и вынесении обжалуемого постановления причины неисполнения должностным лицом Кривоноговым А.В. требований исполнительного документа, наличие объективных обстоятельств, препятствующих исполнению требований исполнительного документа, сведения о мерах, принятых по исполнению решения суда, требующего значительных финансовых средств и временных затрат, полно и объективно не установлены. Материалами дела не подтверждается, что должностным лицом Кривоноговым А.В. не приняты все меры по исполнению требований исполнительного документа. В связи с изложенным обстоятельства, на основании которых было вынесено обжалуемое постановление, не доказаны.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Иные доводы жалобы, в том числе об отсутствии необходимых бюджетных средств для исполнения требований исполнительного документа, правового значения не имеют и основаниями для отмены обжалуемого постановления не являются.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.7-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Жалобу должностного лица Кривоногова А.В. удовлетворить.
Постановление начальника отдела – старшего судебного пристава Отдела судебных приставов по г. Ураю УФССП России по ХМАО-Югре от 17 марта 2021 года № 53 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица администрации Кондинского района Кривоногова А.В. отменить, производство по делу прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ за недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Настоящее решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры через Кондинский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Мотивированное решение будет вынесено 04 июня 2021 года.
Судья О.А. Косолапова