к делу № 12-121/2024
УИД 23RS0008-01-2023-002955-47
Р Е Ш Е Н И Е
г.Белореченск 28 августа 2024 года
Судья Белореченского районного суда Краснодарского края Просветов И. А., при секретаре Суржа Ю.А.,
с участием: правонарушителя Кристя Э.В.,
представителя административного органа - Министерства природных ресурсов - Яговкина П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Кристя Э.В. на постановление по делу об административном правонарушении № 253-Л/2024 от 23.07.2024 года о привлечении Кристя Э.В. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначении наказания в виде штрафа,
УСТАНОВИЛ:
Кристя Э.В. обратился в Белореченский районный суд с жалобой об отмене постановления начальника управления лесного хозяйства Министерства природных ресурсов Краснодарского края Бабак А.В., принятое вы отношении Кристя Э.В.
В обоснование жалобы указано следующее. Указанным постановлением от 23.07.2024 года Кристя Э.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.9 КоАП РФ, а именно за самовольное использование лесного участка, с назначением административного штрафа в размере 20 000 рублей. Протокол об административном правонарушении составлен лесничим Бжедуховского участкового лесничества Белореченского лесничества Семеновым А.Н. 28.06.2024года. Согласно протоколу об административном правонарушении от 28.06.2024 года, административным органом было установлено, что в ходе патрулирования лесов был произведен осмотр лесного участка в части выдела 41 квартала 9Б Бжедуховского участкового лесничества Белореченского лесничества, арендованного Кристя Э.В. (договор аренды № 09-05а-014 от 04.08.2009, кадастровый номер земельного участка 23:39:0103005:167), в результате которого установлено, что возведенные строения и сооружения (два деревянных строения, одно строение из бетонных конструкций, бетонная лестница, деревянный причал, деревянные качели, деревянный арт-объект) - находятся за пределами арендованного участка, а именно в выделе 56 квартала 9Б Бжедуховского участкового лесничества Белореченского лесничества, на площади 0,04 га. Перечисленные строения представляют собой рекреационный комплекс, возведенный в целях использования арендованного участка, свидетельствуют о самовольном использовании земель лесного фонда, что является нарушением лесного законодательства, строения возведены без разрешительных документов. Из постановления о назначении административного наказания от 23.07.2024 года следует, что 24.05.2024 года в ходе патрулирования лесов в выделе 56 квартала 9Б Бжедуховского участкового лесничества Белореченского лесничества выявлен факт самовольного использования территории лесного фонда площадью 0,04 га, путем размещения двух деревянных строений, одного строения из бетонных конструкций, бетонной лестницы, деревянного причала, деревянной качели, деревянного арт-объекта за пределами арендованного по договору аренды № 09-05а-014 от 04.08.2009 года лесного участка. Указанные обстоятельства позволили министерству и лесничеству квалифицировать его действия как самовольное использование лесного фонда. Считает, что его вина в совершении административного правонарушения не доказана. Так, лицом, составившим протокол об административном правонарушении, не указано:
каким образом выявленные объекты имеют отношение к нему и к арендованному им участку лесного фонда; отсутствуют доказательства, что объекты возведены именно Кристя Э.В.; доказательства, что именно он занял данную территорию, за исключением того, что где-то рядом в одном участковом лесничестве расположен арендованный лесной участок, в материалах административного дела отсутствуют; в протоколе об административном правонарушении от 28.06.2024 отсутствуют количественные и качественные характеристики возведенных якобы им объектов, отсутствует примерный год постройки, размеры объектов и т.д.; в протоколе об административном правонарушении от 28.06.2024 № года отсутствует привязка к местности, за исключением указания квартала и выдела лесничества, отсутствуют координаты размещенных объектов, отсутствует даже карта-схема расположения объектов; не понятно каким образом осуществлялись инструментальные исследования территории, поскольку проводивший осмотр лесничий Семенов А.Н. в ходе осмотра не использовал какое-либо геодезическое оборудование, специалист, имеющий познания в области проведения кадастровых работ, в момент осмотра на участке отсутствовал. Кроме того, в ходе визуального осмотра лесничий не использовал такие инструменты как буссоль и мерная лента, которые в свою очередь должны быть поверены надлежащим образом; не понятно каким образом лесничий определил площадь самовольного использования именно 0,04 га, поскольку мерная лента, прошедшая поверку, в ходе осмотра отсутствовала; в протоколе на первой странице не указано, в присутствии кого он составлен, на второй странице не указаны полные паспортные данные, которые должны быть отражены. В рамках рассматриваемого административного производства не проводилось административное расследование, где могли бы быть представлены доказательства его вины. Он является арендатором лесного участка в части выдела 41 квартала 9Б Бжедуховского участкового лесничества Белореченского лесничества, договор аренды № 09-05а-014 от 04.08.2009 года, кадастровый номер земельного участка 23:39:0103005:167. К объектам государственного контроля (надзора) относятся производственные объекты: лесные участки, части лесных участков, на которых осуществляется деятельность по использованию, охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению. В связи с чем не понятно, каким образом лесничим осуществлено патрулирование территории лесного фонда в рамках лесной охраны на территории, являющейся объектом контроля, в рамках федерального государственного лесного контроля (надзора). Также в протоколе об административном правонарушении указано, что патрулирование территории осуществлялось в части выдела 41 квартала 9Б Бжедуховского участкового лесничества Белореченского лесничества, а в постановление об административном правонарушении указано, что нарушения выявлены в ходе патрулирования выдела 56 квартала 9Б Бжедуховского участкового лесничества Белореченского лесничества. В постановлении о назначении административного наказания от 23.07.2024 года отсутствует дата вступления постановления в законную силу. Исходя из материалов дела, правонарушение совершено 24.05.2024 года, постановление о назначении административного наказания вынесено 23.07.2024 года, за пределами двухмесячного (60-ти дневного) срока привлечения к административной ответственности. Также указывает, что ему при составлении протокола об административном правонарушении и при рассмотрении дела об административном правонарушении не были разъяснены права и обязанности, предусмотренные статьей 51 Конституции РФ, главами 24-27 КоАП РФ, не обладая юридическим познаниями, он расписался в протоколе на втором листе. В связи с вышеизложенным просит постановление от 23.07.2024 года отменить, производство по делу прекратить.
Лицо, подавшее жалобу – Кристя Э.В. в судебном заседании просил жалобу удовлетворить, по доводам, изложенным в ней. Пояснил, что на земельном участке, который он арендует, строения ему не принадлежат, он их не использует.
Представитель административного органа - Министерства природных ресурсов - Яговкин П.А. в судебном заседании просил жалобу оставить без удовлетворения, как не обоснованную, поддержал отзыв на жалобу. Показал, что по условиям договора аренды Кристя Э.В. предоставлен участок в аренду по договору, представители Министерства лесного хозяйства вправе свободно посещать земельный участок. Доступ к этому участку и строению имеется только у заявителя. В проекте, который предоставлял нам сам заявитель Кристя Э., были указаны эти строения.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства, представленные сторонами, суд приходит к выводу о том, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе, наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Исходя из требований ст.26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
В соответствии со ст.26.11 КоАП РФ, судья при осуществлении производства по делу оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Проверка законности и обоснованности постановления по делу об административном правонарушении в судебном порядке предполагает обязанность судьи установить, соблюдена ли установленная законом процедура рассмотрения дела, достаточны ли собранные доказательства для сделанных в этом постановлении выводов, соответствуют ли выводы, изложенные в постановлении, фактическим обстоятельствам дела, правильно ли применен закон, не осталось ли в деле неустранимых сомнений и справедливо ли административное наказание, назначенное лицу, совершившему административное правонарушение (Определение Конституционного Суда РФ от 04.04.2013 № 486-О).
Согласно ст. 7.9 КоАП РФ предусмотрена ответственность за самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного статьёй 7.9 КоАП РФ, представляет собой активные действия, направленные на фактическое завладение лесным участком в отсутствие правоустанавливающих документов.
Согласно п. 8 ст. 1 Лесного кодекса РФ (ЛК РФ) правоотношения в области использования лесов базируются в том числе на принципе использования лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека.
В силу ст. 7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.
Статьей 99 ЛК РФ предусмотрено, что лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В ходе рассмотрения жалобы судом апелляционной инстанции установлено следующее.
Согласно договору аренды лесного участка № 09-05а-014 от 4 сентября 2009 года, заключенному между ГУ Краснодарского края «Комитет по лесу» и Семеновым А.Н., последний взял в аренду земельный участок - лесной участок в составе земель лесного фонда, находящийся в государственной собственности, а именно лесной участок площадью 1 гектар, предоставляемый в аренду по настоящему Договору, имеет местоположение: Краснодарский край, лесничество Белореченское, участковое лесничество Бжедуховское, квартал 9Б часть выдела 41. Схема расположения лесного участка является Приложением к договору (л.д.7-16).
В соответствии с договором уступки права по договору лесного участка от 4 сентября 2009 года № 09-05а-014, от 5 августа 2014 года Семенов А.Н. переуступил право аренды на указанный участок Кристя Э.В. (л.д. 21-22).
Как следует из материалов дела, 24.05.2024 года, с 8 часов 00 минут по 17 часов 00 минут, на основании поступившей информации о возможном нарушении лесного законодательства директором Белореченского лесничества - филиала ГКУ КК «Комитет по лесу» совместно с лесничим Бжедуховского участкового лесничества был проведен осмотр лесного участка с кадастровым номером 23:39:0103005:167, переданного Кристя Э.В по договору аренды лесного участка от 04.08.2009 № 09-05а-014.
В результате осмотра в выделе 56 квартала 9Б Бжедуховского участкового лесничества Белореченского лесничества директором Белореченского лесничества - филиала ГКУ КК «Комитет по лесу» совместно с государственным лесным инспектором установлен факт самовольного занятия вышеуказанного лесного участка путем размещения двух деревянных построек, одного строения из бетонных конструкций, бетонной лестницы, деревянного причала, деревянной качели, а также деревянного арт-объекта. Площадь самовольно занятого лесного участка составила 0,04 га. Размер вреда, причинённого самовольным занятием лесного участка составил 5 457,00 руб. Данные обстоятельства подтверждаются предоставленным административным органом материалами административного правонарушения, а именно: актом патрулирования лесов № 703 (л.д.22-23), схемой движения по маршруту (л.д.24), справкой по результатом осмотра лесного участка (л.д.25-26), фотоматериалом и выкипировкой (л.д.27-32).
В связи с выявленным нарушением был составлен протокол об административном правонарушении от 28 июня 2024 года и принято постановление от 23 июля 2024 года о признании Кристя Э.В. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.9 КоАП РФ (л.д.23-28).
Доводы Кристя Э.В. о том, что самовольные постройки были возведены не им, что он ими не пользуется, являются несостоятельным, поскольку материалы дела содержат доказательства того, что арендованный заявителем лесной участок с кадастровым номером 23:39:0103005:167 находится в непосредственной близости с лесным участком, на территории которого был установлен факт самовольного занятия лесного участка. В протоколе содержатся объяснения заявителя, в которых им не отрицается факт самовольного возведения построек, только указывается на несогласие с протоколом, поскольку отсутствует информация об использованной в ходе выявления правонарушения кадастровой аппаратуры.
Доводы заявителя об отсутствии указаний в материалах дела на технические устройства, с помощью которых было установлено местонахождение построек, несостоятельны, поскольку в справке по результатам осмотра лесного участка от 24.05.2024 года (л.д.25-26), содержащейся в материалах дела об административном правонарушении, содержится информация о применении данных, полученных с использованием публичной кадастровой карты и GPS-навигатора, на основании которых была установлено местонахождение самовольно возведённых строений. Также в материалах дела содержится картографический материал, который подтверждает размещение самовольно возведённых строений в границах земель лесного фонда за пределами арендованного заявителем лесного участка.
Доводы Кристя Э.В. о не разъяснении ему процессуальных прав при составлении протокола об административном правонарушении опровергаются тем, что в протоколе содержится его подпись о том, что права и обязанности, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях, ему разъяснены. Ссылка Кристя Э.В. о том, что он не обладает специальными юридическими знаниями, суд воспринимает желание на уклонение от административной ответственности.
В силу ч.1 ст.4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.
В соответствии с разъяснениями, данными в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» ст. 4.5 КоАП РФ установлены сроки давности привлечения к административной ответственности, истечение которых является безусловным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Учитывая указанные нормы закона, ссылка Кристя Э.В. на пропуск срока давности привлечения к административной ответственности, является не обоснованной.
Жалоба была направлена в суд 02.08.2024 года, что подтверждается штампом на конверте, постановление Кристя Э.В. получил 23.07.2024 года, что подтверждается его подписью в постановлении о назначении административного наказания. Следовательно, заявителем не пропущен срок на подачу жалобы на постановление, предусмотренный ч.1 ст.30.3 КоАП РФ (жалоба подана в последний день).
При рассмотрении дела в судебном заседании, суд приходит к выводу о том, что нарушения процессуальных и материальных норм применяемого закона при рассмотрении административного материала допущены не были, наказание назначено в соответствии с санкцией применяемой статьи, выводы, изложенные в обжалуемом постановлении полностью соответствуют фактическим обстоятельствам дела, исследованным в судебном заседании доказательствам дана правильная и объективная оценка, а доводы жалобы не соответствуют нормам закона.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.3, 30.6 – 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд,
ПОСТАНОВИЛ:
░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ № 253-░/2024 ░░ 23.07.2024 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░.7.9 ░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ - ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░.
░░░░░ ░. ░.░░░░░░░░░