Дело № 2-185/2021,
37RS0015-01-2021-000315-36
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 мая 2021 года г. Приволжск
Приволжский районный суд Ивановской области
в составе председательствующего судьи И.А. Шабаровой,
при секретаре А.Е. Наумовой,
с участием представителя истца – старшего помощника прокурора П.
представителя ответчика Администрации Плёсского городского поселения Приволжского муниципального района Ивановской области по доверенности С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Приволжского района Ивановской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Плёсского городского поселения Приволжского муниципального района Ивановской области о возложении обязанности произвести обустройство тротуара,
установил:
Прокурор Приволжского района Ивановской области обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Плесского городского поселения Приволжского муниципального района Ивановской области о возложении обязанности произвести обустройство тротуаром на участке дороги по улице Корнилова - от перекрестка с улицей Льва Толстого до дома № 20 (Плесская СШ) города Плеса Приволжского муниципального района Ивановской области. Иск мотивирован тем, что при проведении прокуратурой района проверки исполнения требований федерального законодательства о безопасности дорожного движения установлено, что администрацией Плесского городского поселения Приволжского муниципального района Ивановской области в нарушение ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ст.3, п. 3, п.9 ст. 5, п. 3 ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации», п.5 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ненадлежащим образом решаются вопросы местного значения в части принятия мер по организации безопасности дорожного движения. В нарушение требований пункта 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства» на участке дороги по улице Корнилова от перекрестка с улицей Льва Толстого до дома № 20 (Плесская СШ) города Плеса Приволжского муниципального района Ивановской области отсутствует тротуар. Отсутствие тротуаров на указанном участке автомобильной дороги создает опасность для жизни и здоровья граждан, поскольку является сопутствующим условием дорожно-транспортных происшествий. Выявленные нарушения требований федерального законодательства в области безопасности дорожного движения создают реальную угрозу нарушения прав участников дорожного движения, на здоровье и личную безопасность, а также безопасность дорожного движения.
Протокольным определением суда от 05.05.2021 принято к рассмотрению уточнение ранее заявленного искового требования в части установления срока до 30.11.2021 для обустройства тротуара.
В судебном заседании представитель истца - старший помощник прокурора Приволжского района Ивановской области П. поддержала уточненное исковое требование по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Администрации Плесского городского поселения Приволжского муниципального района Ивановской области С. исковые требования признала в полном объеме. При этом пояснила, что в администрации Плесского городского поселения уже готовится проект реконструкции всех дорог, выделены финансовые средства, все сроки согласованы. К указанному в иске сроку требование прокурора будет исполнено администрацией.
Третье лицо ОГИБДД ОМВД России по Приволжскому району Ивановской области о дате, времени и месте судебного заседания уведомлено надлежащим образом, о причине неявки представителя суду не сообщено. Согласно представленному отзыву на исковое заявление, исковые требования прокурора Приволжского района Приволжского района полагают обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения, в частности, относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 257-ФЗ) элементы обустройства автомобильных дорог - это сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры, устройства для регулирования дорожного движения, работающие в автоматическом режиме специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, сохранности автомобильных дорог и сбора платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.
В соответствии со ст. 5 вышеуказанного Федерального закона № 257-ФЗ к автомобильным дорогам общего пользования относятся дороги, предназначенные для движения транспортных средств неопределенного круга лиц (п. 3 ст. 5). Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (п.9 ст.5).
К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения (п. 6 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ). Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (п. 3 ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ).
Статьей 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
В силу ч.1 ст.22 Федерального закона № 196-ФЗ деятельность по организации дорожного движения на территории Российской Федерации должна осуществляться в соответствии с Федеральным законом "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с ГОСТ Р52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства» тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты (п. 4.5.1.1). Тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке с одной стороны (п. 4.5.1.3). На дорогах I - III категорий по ГОСТ Р 52398 тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов, а также на подходах к населенным пунктам от зон отдыха при интенсивности движения пешеходов, превышающей 200 чел./сут. Пешеходные дорожки располагают за пределами земляного полотна (п. 4.5.1.4). В условиях сильно пересеченной местности при высоких насыпях или глубоких выемках, а также при прохождении дороги через заболоченные участка пешеходные дорожки могут быть размещены на откосах на присыпных бермах на расстоянии от кромки проезжей части не менее 2,5 м. При устройстве пешеходных дорожек в одном уровне с обочиной на расстоянии менее 3 м от проезжей части их отделяют от обочин при помощи дорожных ограждений (п. 4.5.1.5). Ширина одной полосы тротуара (пешеходной дорожки) с двумя полосами движения и более должна быть не менее 0,75 м. Минимальная ширина однополосной пешеходной дорожки должна быть не менее 1,0 м (п. 4.5.1.7).
Согласно положениям п. 11.16 Технического регламента таможенного союза TP ГС 014/2011 «Безопасность автомобильных дорог» при проектировании автомобильных дорог, проходящих через населенные пункты должны предусматриваться пешеходные дорожки или тротуары, a при необходимости и велосипедные дорожки. Пешеходные и велосипедные дорожки должны проектироваться при необходимости и вне населённых пунктов вдоль сооружаемых или реконструируемых автомобильных дорог.
Актом № 60 выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда в г.Плес, составленным 24.03.2021 государственным инспектором БДД ОГИБДД ОМВД России по Приволжскому району Г. с участием старшего помощника прокурора Приволжского района П. подтверждается отсутствие тротуара с правой стороны на участке дороги- по улице Корнилова от перекрестка с улицей Льва Толстого до дома № 20 (Плесская СШ) города Плеса Приволжского муниципального района Ивановской области.
В нарушение действующего законодательства Администрация Плесского городского поселения Приволжского муниципального района Ивановской области надлежащим образом не обустроила тротуар на участке указанной автодороги, чем нарушается право граждан на личную безопасность, безопасность дорожного движения, благоприятную среду жизнедеятельности, свободное и беспрепятственное передвижение по дорогам и улицам. Действиями ответчика нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Представитель ответчика по доверенности С. иск прокурора признала.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Признание иска по данному делу не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, в связи с чем, суд принимает признание иска.
В соответствии с п.3 ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Таким образом, у суда имеются основания для возложения обязанности на Администрацию Плесского городского поселения Приволжского муниципального района Ивановской области произвести обустройство тротуара на участке дороги по улице Корнилова от перекрестка с улицей Льва Толстого до дома № 20 (Плесская СШ) города Плеса Приволжского муниципального района Ивановской области, в срок до 30.11.2021. Заявленные требования являются законными и обоснованными, данный срок - разумным и достаточным.
Согласно ч.1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Прокурор Приволжского района освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Согласно п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым … судами общей юрисдикции … освобождаются … государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым … судами общей юрисдикции … в качестве истцов или ответчиков. В связи с чем, ответчик Администрация Приволжского муниципального района Ивановской области также освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковые требования прокурора Приволжского района Ивановской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать Администрацию Плесского городского поселения Приволжского муниципального района Ивановской области произвести обустройство тротуара на участке дороги по улице Корнилова от перекрестка с улицей Льва Толстого до дома № 20 (Плесская СШ) города Плеса Приволжского муниципального района Ивановской области в срок до 30.11.2021.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Приволжский районный суд путем принесения апелляционной жалобы в течение 1 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья И.А. Шабарова
Решение суда в окончательной форме изготовлено 12.05.2021.