Дело № 12-55/2022
УИД 39RS0009-01-2021-000382-06
РЕШЕНИЕ
12 мая 2022 года г. Гвардейск
Судья Гвардейского районного суда Калининградской области Клименко М.Ю., рассмотрев жалобу ООО «Лукойл-КМН» на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора Калашникова В.А. от ДД.ММ.ГГГГ № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением должностного лица Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № от ДД.ММ.ГГГГ общество с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть» (далее – ООО «ЛУКОЙЛ-КМН», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ, выразившегося в осуществлении на объекте негативного воздействия на окружающую среду № (нефтесборный пункт <адрес>), выбросов вредных веществ в атмосферный воздух без соответствующего разрешения.
За совершение данного административного правонарушения ООО «ЛУКОЙЛ-КМН» назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 190000 рублей.
ООО «ЛУКОЙЛ-КМН» обратилось в суд с жалобой, в которой просит указанное постановление отменить, ссылаясь на допущенные должностным лицом в протоколе и постановлении по делу об административном правонарушении нарушения процессуальных требований, предусмотренных ч.2 ст.28.2 КоАП РФ, а именно, указаны недостоверные сведения о времени совершения правонарушения. Время совершения правонарушения в постановлении указано как дата составления протокола, что противоречит имеющимся в деле материалам. Ссылаясь на п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, Общество просило производство по данному делу прекратить, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности, который по данной категории дел составляет 1 год.
В судебном заседании защитники ООО «ЛУКОЙЛ-КМН» Унгурян Т.В. и Кремешкова Е.В. доводы жалобы поддержали по изложенным в ней основаниям.
Исследовав материалы дела, дав им оценку суд приходит к следующем выводам.
Как следует из пункта 4 статьи 23 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 04 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" определено, что выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Обязанность по получению разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду возложена на имеющие стационарные источники воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности, в процессе которой эксплуатируются такие источники. Выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух требует обязательного получения разрешения независимо от вида выброса, его объема, концентрации, загрязняющей способности и других свойств.
Согласно части 1 статьи 8.21 КоАП РФ выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста восьмидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как следует из оспариваемого постановления должностного лица Росприроднадзора поводом к возбуждению дела об административном правонарушении послужило то, что при рассмотрении дела об административном правонарушении о выбросе вредных веществ в атмосферный воздух на объекте негативного воздействия на окружающую среду принадлежащего ООО «Лукойл-Калининградморнефть» № без специального разрешения, выявлено, что и на объекте НВОС № (НСП «Зорино»), принадлежащего также ООО «Лукойл-Калининградморнефть», срок действия разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух от ДД.ММ.ГГГГ № истек ДД.ММ.ГГГГ.
Установлено, что указанное разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу не продлено и новое не выдавалось. Объект № имеет 5 организованных и 5 неорганизованных источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
В соответствии с ч.8 ст. 15 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» действия, направленные на изменение состояния атмосферного воздуха и атмосферных явлений, могут осуществляться только при отсутствии вредных последствий для жизни и здоровья человека и для окружающей среды на основании разрешений, выданных федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Согласно отчетности 2-ТП (воздух) за 2020 год, представленной в Управление Росприроднадзора, Общество на объекте НВОС № выбросило в 2020 году в атмосферный воздух без очистки 209,364 тонн загрязняющих веществ. Специального разрешения на осуществление таких выбросов в отношении данного объекта у Общества в 2020 году не имелось.
При таких обстоятельствах, в действиях ООО «Лукойл-Калининградморнефть», усматривается объективная сторона правонарушения по ч.1 ст. 8.21 КоАП РФ.
Между тем, из оспариваемого постановления следует, что временем совершения административного правонарушения является ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствие со ст. 4.5 ч. 2 КоАП РФ - При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Срок действия разрешения №, выданного ДД.ММ.ГГГГ на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, расположенными на указанной территории, истек ДД.ММ.ГГГГ
Однако, после истечения срока действия разрешения ООО «ЛУКОЙЛ-КМН» продолжило осуществлять выброс вредных веществ в атмосферный воздух.
О продолжении работы объекта в 2020 году и выбросах загрязняющих веществ в воздух административным органом выявлено из отчета 2-ТП (воздух), срок предоставления которого территориальному органу Росприроднадзора в субъекте РФ установлен 22 числа после отчетного периода, т.е. за 2020 год – ДД.ММ.ГГГГ.
Сведений о том, что Общество нарушило сроки предоставления в Управление Роспотребнадзора по Калининградской области отчета формы №-ТП (воздух) – не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В ходе рассмотрения жалобы ООО «Лукойл-Калининградморнефть» установлено, что время совершения административного правонарушения, которое указано в протоколе, совпадает с датой составления протокола об административном правонарушении, что не соответствует действительности и противоречит материалам дела.
Таким образом, при рассмотрении дела допущены процессуальные нарушения, выразившиеся в отсутствии установления действительного времени совершения правонарушения.
Указанное процессуальное нарушение является существенным, поскольку не позволяет всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, и является основанием для возвращения дела в административный орган на новое рассмотрение.
В соответствие с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, срок привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения предусмотренного ст. 8.21 ч. 1 КоАП РФ составляет один год.
Исходя из обстоятельств дела, годичный срок давности привлечения к административной ответственности должен исчисляться с 22.01.2021 и к настоящему времени истек.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ истечение срока давности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора Калашникова В.А. от ДД.ММ.ГГГГ № по делу об административном правонарушении ООО «Лукойл-КМН», предусмотренном ч. 1 ст. 8.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях отменить, производство по делу прекратить по п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Жалобу ООО «Лукой-КМН» удовлетворить.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Гвардейский районный суд Калининградской области в течение 10 дней.
Судья подпись
Копия
Судья Клименко М.Ю.