Дело №
УИД 59RS0007-01-2023-003042-06
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Пермь 06 февраля 2024 года
Свердловский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Абдуллина И.Ш.,
при секретаре Шаламовой И.Н.,
с участием представителя истца ФИО2 по служебному удостоверению, представителя ответчика ФИО3 по доверенности, представителя третьих лиц МВД России, ГУ МВД России по Пермскому краю ФИО4 по доверенностям,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Кировского района г. Перми к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Перми о возложении обязанности устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологических требований, пожарной безопасности,
установил:
<адрес> обратился в суд с иском к УМВД России по г. Перми о возложении обязанности в течение 1 года с момента вступления решения в законную силу устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологических требований, пожарной безопасности в здании Центра временного содержания иностранных граждан (далее – ЦВСИГ) по адресу <адрес>, а именно: обеспечить соответствие контейнерной площадки требованиям п. 3 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 в виде обустройства ограждения, обеспечивающего предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки; обеспечить обучение руководителя организации мерам пожарной безопасности в соответствии с п. 3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №; обеспечить на объекте защиты с пребыванием иностранных граждан речевые сообщения в системах оповещения о пожаре и управления эвакуацией людей на русском и английском языках в соответствии с п.84 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №; организовать проверку огнезадерживающих устройств (клапанов) в воздуховодах, устройств блокировки вентиляционных систем с автоматическими установками пожарной сигнализации, автоматических устройств отключения общеобменной вентиляции и кондиционирования при пожаре с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты в соответствии с п.42 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №; организовать проведение проверок в части водоотдачи не реже 2 раз в год (весной и осенью) внутреннего водопровода противопожарного водоснабжения с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты в соответствии с п.48 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №; привести ступени в лестничных маршах в соответствие с ч.4 ст. 4, ч.2 ст. 53 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» п.4.3.6 СП 1.13130.2020; устранить перепад высот уровня пола на 2 этаже возле эвакуационного выхода из коридора в лестничную клетку в соответствии с ч.4 ст. 4, ч.2 ст. 53 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» п.4.3.5 СП 1.13130.2020.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения санитарно-эпидемиологического и противопожарного законодательства в УВСИГ по адресу <адрес>, в результате которой выявлены, в том числе указанные нарушения. В адрес начальника ЦВСИГ ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений. Согласно ответу от ДД.ММ.ГГГГ часть нарушений устранена, в то же время не устранены указанные нарушения, что нарушает требования действующего законодательства и может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью содержащихся в центре иностранных граждан и работников ЦВСИГ, а также ущербом имуществу.
Представитель истца в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме с учетом уточнения по изложенным в заявлении доводам.
Представители ответчика УМВД России по <адрес> и третьих лиц МВД России, ГУ МВД России по <адрес> в судебном заседании возражали против иска по изложенным в письменных возражениях доводам, дополнительно представили приказы об обучении сотрудника УМВД России по <адрес> и начальника ЦВСИГ по программе пожарной безопасности.
Третьи лица 1 Отдел надзорной деятельности и профилактической работы по городу Перми, Западный территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по <адрес>, ТУ Росимущества в <адрес> в судебное заседание представителей не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, ходатайства, заявления, пояснения по существу исковых требований от него не поступало.
При указанных обстоятельствах, исходя из принципа диспозитивности сторон, согласно которому стороны самостоятельно распоряжаются своими правами и обязанностями, осуществляют гражданские права своей волей и в своем интересе (ст. ст. 1, 9 Гражданского кодекса Российской Федерации), а также исходя из принципа состязательности (ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), с учетом положений ст.ст. 113, 155, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выполнения судом надлежащим образом обязанности по извещению сторон о времени и месте судебного заседания, мнения присутствовавших лиц, во избежание затягивания сроков судебного разбирательства, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав присутствовавших лиц, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
Судом установлено, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения санитарно-эпидемиологического и противопожарного законодательства в УВСИГ по адресу <адрес>, в результате которой выявлены нарушения, в том числе:
- не обеспечено соответствие контейнерной площадки требованиям п. 3 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 в виде обустройства ограждения, обеспечивающего предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки;
- не обеспечено обучение руководителя организации мерам пожарной безопасности в соответствии с п. 3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №;
- на объекте защиты с пребыванием иностранных граждан не обеспечены речевые сообщения в системах оповещения о пожаре и управления эвакуацией людей на русском и английском языках в соответствии с п.84 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №;
- не организованы проверки огнезадерживающих устройств (клапанов) в воздуховодах, устройств блокировки вентиляционных систем с автоматическими установками пожарной сигнализации, автоматических устройств отключения общеобменной вентиляции и кондиционирования при пожаре с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты в соответствии с п.42 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №;
- не организовано проведение проверок в части водоотдачи не реже 2 раз в год (весной и осенью) внутреннего водопровода противопожарного водоснабжения с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты в соответствии с п.48 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №;
- ступени в лестничных маршах не соответствуют требованиям ч.4 ст. 4, ч.2 ст. 53 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» п.4.3.6 СП 1.13130.2020;
- имеется перепад высот уровня пола на 2 этаже возле эвакуационного выхода из коридора в лестничную клетку, не соответствующий ч.4 ст. 4, ч.2 ст. 53 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» п.4.3.5 СП 1.13130.2020.
В адрес начальника ЦВСИГ ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений.
Согласно ответу от ДД.ММ.ГГГГ часть нарушений устранена, в то же время не устранены указанные нарушения.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. 2, 38, 41, 45, 46 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Согласно преамбуле Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее – ФЗ №69-ФЗ) обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
Статья 3 ФЗ №69-ФЗ гласит, что система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на профилактику пожаров. Основные функции системы обеспечения пожарной безопасности: разработка и осуществление мер пожарной безопасности; реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности; научно-техническое обеспечение пожарной безопасности; осуществление федерального государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности; выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности; организация и осуществление профилактики пожаров.
В силу ст. 38 ФЗ №69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; должностные лица в пределах их компетенции.
Статьей 37 ФЗ №69-ФЗ определены обязанности организаций в области пожарной безопасности. В том числе, руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий; предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» (далее – Правила противопожарного режима) установлены требования пожарной безопасности.
Так, в соответствии с п.3 и п.4 Правил противопожарного режима лица допускаются к работе на объекте защиты только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности. Обучение лиц мерам пожарной безопасности осуществляется по программам противопожарного инструктажа или дополнительным профессиональным программам. Порядок и сроки обучения лиц мерам пожарной безопасности определяются руководителем организации с учетом требований нормативных правовых актов Российской Федерации. Руководитель организации вправе назначать лиц, которые по занимаемой должности или по характеру выполняемых работ являются ответственными за обеспечение пожарной безопасности на объекте защиты.
Между тем, ответчиком представлены письмо ГУ МВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № и выписка из приказа УМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № л/с, согласно которым организовано обучение сотрудника УМВД России по <адрес> - младшего сержанта внутренней службы ФИО5, являющейся младшим инспектором пожарной безопасности отдела тылового обеспечения УМВД России по <адрес>, а также начальника ЦВСИГ Ситова по программе «Повышение квалификации руководителей организаций, лиц, назначенных руководителем организации ответственными за обеспечение пожарной безопасности, в том числе в обособленных структурных подразделениях организаций» в период с 05 февраля по ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, суд приходит к выводу, что в данной части нарушение устранено, в отношении данного требования следует отказать.
Относительно иных спорных нарушений суд исходит из следующего.
Абзацем 2 п 84 Правил противопожарного режима предусмотрено, что на объектах защиты с пребыванием иностранных граждан речевые сообщения в системах оповещения о пожаре и управления эвакуацией людей, а также памятки о мерах пожарной безопасности выполняются на русском и английском языках.
Из п. 42 Правил противопожарного режима следует, что в соответствии с технической документацией изготовителя руководитель организации обеспечивает проверку огнезадерживающих устройств (заслонок, шиберов, клапанов и др.) в воздуховодах, устройств блокировки вентиляционных систем с автоматическими установками пожарной сигнализации или пожаротушения, автоматических устройств отключения общеобменной вентиляции и кондиционирования при пожаре с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.
Согласно абз.2 п. 48 Правил противопожарного режима руководитель организации обеспечивает исправность, своевременное обслуживание и ремонт наружного противопожарного водоснабжения, находящегося в зоне эксплуатационной ответственности организации, и организует проведение проверок на водоотдачу не реже 2 раз в год (весной и осенью) с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.
В соответствии с п.4.3.5, п.4.3.6 СП 1.13130.2020 В полу на путях эвакуации, как правило, не допускаются перепады высот менее 0,45 м и выступы, за исключением порогов в дверных проемах высотой не более 50 мм и иной высоты для специально оговоренных случаев. При наличии таких перепадов и выступов, в местах перепада высот следует предусматривать лестницы с числом ступеней не менее трех или пандусы с уклоном не более 1:6. Требования к минимальному количеству ступеней не распространяются на проходы со ступенями между рядами мест в зрительных залах, спортивных сооружениях и аудиториях, а также на сооружения наружных крылец.
При высоте лестниц (в том числе размещенных в лестничных клетках) более 45 см следует предусматривать ограждения с поручнями. При ширине лестниц более 1,5 м поручни должны быть предусмотрены с двух сторон, а при ширине 2,4 м и более - необходимо предусматривать промежуточные поручни. В зданиях с возможным пребыванием детей при наличии просвета между маршами лестниц 0,3 м и более, а также в местах опасных перепадов (1 м и более) высота указанных ограждений должна предусматриваться не менее 1,2 м.
На путях эвакуации, как правило, не допускается:
устройство криволинейных лестниц, лестниц с забежными ступенями, ступеней с различной шириной проступи и различной высоты, разрезных лестничных площадок, за исключением криволинейных лестниц, ведущих из служебных помещений (кроме зданий лечебных учреждений) с пребыванием не более 5 человек, и криволинейных парадных лестниц при выполнении условий подраздела 4.4 настоящего свода правил, а также за исключением случаев, предусмотренных нормативными документами по пожарной безопасности);
устройство криволинейных ступеней, ступеней с различной шириной проступи и различной высоты в пределах лестницы или лестничной клетки. Допускается в пределах лестничной клетки или лестницы устройство ступеней с иными параметрами для маршей, ведущих в технические этажи, чердаки, на кровлю (за исключением эксплуатируемой) и в служебные помещения с пребыванием не более 5 человек при выполнении условий подраздела 4.4 настоящего свода правил.
В соответствии с требованием ст.11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в частности, выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
В силу п. 3 СанПин ДД.ММ.ГГГГ-21 на территориях городских и сельских поселений (далее - населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее - специальные площадки). Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами (далее - заинтересованные лица), независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.
Между тем, материалами дела установлено нарушение приведенных норм требований противопожарного режима и санитарно-эпидемиологического благополучия, что нарушает требования действующего законодательства и может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью содержащихся в центре иностранных граждан и работников ЦВСИГ, в связи с чем, суд считает требования истца подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
С учетом того, что устранение нарушений требует значительных финансовых и временных затрат, суд считает возможным установить срок устранения нарушений, установленных данным решением, в течение 1 года с момента вступления решения в законную силу.
При этом, судом учитывается, что из ответа ответчика в адрес прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что финансирование на мероприятия по устранению нарушений учтено при составлении сметы расходов УМВД России по <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования удовлетворить частично.
Возложить на Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Перми (ИНН5904102830, ОГРН 1025900900365) обязанность в течение 1 (одного) года с момента вступления решения в законную силу устранить в здании Центра временного содержания иностранных граждан по адресу <адрес> допущенные нарушения:
- обеспечить соответствие контейнерной площадки требованиям п. 3 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 в виде обустройства ограждения, обеспечивающего предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки;
- обеспечить на объекте защиты с пребыванием иностранных граждан речевые сообщения в системах оповещения о пожаре и управления эвакуацией людей на русском и английском языках в соответствии с п.84 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №;
- организовать проверку огнезадерживающих устройств (клапанов) в воздуховодах, устройств блокировки вентиляционных систем с автоматическими установками пожарной сигнализации, автоматических устройств отключения общеобменной вентиляции и кондиционирования при пожаре с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты в соответствии с п.42 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №;
- организовать проведение проверок в части водоотдачи не реже 2 раз в год (весной и осенью) внутреннего водопровода противопожарного водоснабжения с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты в соответствии с п.48 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №;
- привести ступени в лестничных маршах в соответствие с ч.4 ст. 4, ч.2 ст. 53 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.4.3.6 СП 1.13130.2020;
- устранить перепад высот уровня пола на 2 этаже возле эвакуационного выхода из коридора в лестничную клетку в соответствии с ч.4 ст. 4, ч.2 ст. 53 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.4.3.5 СП 1.13130.2020.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Решение суда в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд г. Перми.
Судья – подпись
Копия верна
Судья И.Ш. Абдуллин
(мотивированное решение изготовлено 20.02.2024)