Решение по делу № 2-29/2023 (2-484/2022;) от 22.11.2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес скрыт>                                                                                      29 декабря 2022 г.

Ахтынский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи – Селимова Б.С.,

при секретаре помощнике судьи – ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Рутул гражданское дело по иску и.о. прокурора <адрес скрыт> ФИО2 к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Джилихурская СОШ» и администрации муниципального района «<адрес скрыт>» об обязании принять меры, направленные на обеспечение безопасности детей в образовательных организациях,

У С Т А Н О В И Л:

и.о. прокурора <адрес скрыт> ФИО2 обратилась в районный суд с иском к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению (далее - МКОУ) «Джилихурская СОШ» и МР «<адрес скрыт>» об обязании принять меры, направленные на обеспечение безопасности детей в образовательных организациях, указывая, что прокуратурой района совместно с сотрудниками ГОООПОО МОВО по <адрес скрыт> – филиал ФГКУ «УВО ВНС России по <адрес скрыт>», согласно поручению прокуратуры Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ, проведена проверка исполнения законодательства при обеспечении антитеррористической защищенности в МКОУ «Джилихурская СОШ». В ходе проведенных проверочных мероприятий в Джилихурской СОШ выявлены ряд нарушений и недостатков:

- в нарушении пункта 24 п.п. «д» постановления <№ скрыт> в СОШ не оборудована системами оповещения и управления эвакуацией, либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении ЧС;

                    - в нарушение пункта 25 п.п. «б» постановления <№ скрыт> Джилихурская СОШ не обеспечена сотрудниками частных охранных организаций, подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной ФСВНГ Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;

- в нарушение пункта 25 п.п. «в» постановления <№ скрыт> в СОШ отсутствует помещение для охраны, а также не оборудована средствами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);

- в нарушение пункта 30 постановления <№ скрыт> в СОШ архивирование и хранение данных систем видеонаблюдения осуществляет 7 суток.

Факт выявленных нарушений законодательства об антитеррористической защищенности свидетельствует о недостаточности мер, направленных на минимизацию последствий возможных актов терроризма.

Просит обязать администрацию МР «<адрес скрыт>» выделить финансовые средства для устранения нарушений требований федерального законодательства. Обязать МКОУ «Джилихурская СОШ» после поступления денежных средств, обеспечить устранение вышеуказанных нарушений.

Истец, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, направил в суд ходатайство, в котором просит рассмотреть дело без своего участия.

Представители ответчиков – МКОУ «Джилихурская СОШ» и администрации МР «<адрес скрыт>», извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание также не явились.

Представитель третьего лица – МОВО по <адрес скрыт> – филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по <адрес скрыт>», извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание также не явился.

Изучив и исследовав материалы дела, суд считает иск и.о. прокурора основанным на законе и потому считает его подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ч. 4 ст. 27 Федерального закона <№ скрыт> от ДД.ММ.ГГГГ "О прокуратуре Российской Федерации", в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.

В соответствии с п. 24 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1006 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)", в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к третьей категории опасности, осуществляются следующие мероприятия:

а) назначение должностных лиц, ответственных за проведение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) и организации взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);

б) разработка планов эвакуации работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), в случае получения информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта;

в) обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов и осуществление контроля за их функционированием;

г) оснащение объектов (территорий) системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" и поддержание их в исправном состоянии;

д) оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;

е) проведение с работниками объектов (территорий) практических занятий и инструктажа о порядке действий при обнаружении на объектах (территориях) посторонних лиц и подозрительных предметов, а также при угрозе совершения террористического акта;

ж) периодический обход и осмотр объектов (территорий), их помещений, систем подземных коммуникаций, стоянок транспорта, а также периодическая проверка складских помещений;

з) проведение учений и тренировок по реализации планов обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий);

и) исключение бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории);

к) осуществление мероприятий по информационной безопасности, обеспечивающих защиту от несанкционированного доступа к информационным ресурсам объектов (территорий);

л) размещение на объектах (территориях) наглядных пособий, содержащих информацию о порядке действий работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), при обнаружении подозрительных лиц или предметов на объектах (территориях), поступлении информации об угрозе совершения или о совершении террористических актов на объектах (территориях), а также плана эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, номеров телефонов аварийно-спасательных служб, территориальных органов безопасности и территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);

м) оснащение объектов (территорий) системой наружного освещения;

н) организация взаимодействия с территориальными органами безопасности и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).

В соответствии с п. 25 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1006 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)", в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия:

а) оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации;

б) обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;

в) оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);

г) оборудование основных входов в здания, входящие в состав объектов (территорий), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны);

д) оснащение объектов (территорий) стационарными или ручными металлоискателями.

В соответствии со ст. 41 Конституции РФ, каждому гражданину гарантировано право на охрану здоровья.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей (ч.1). Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи (ч.2).

Положениями п.п. 2, 3 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" установлено, что образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п.2). Соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии с пп. «а» п. 4 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).

Пунктом 8 части 1 ст. 41 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" установлена необходимость обеспечения безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В силу п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

В целях решения вопросов местного значения, согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Согласно ч. 7 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников.

Таким образом, из приведенных правовых норм следует, что исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных организаций, но и органов местного самоуправления, которые должны финансировать профилактические мероприятия в области противодействия терроризму, причём независимо является ли местный бюджет дотационным.

Как следует из материалов дела при проведении прокуратурой <адрес скрыт> совместно с сотрудниками ГОООПОО МОВО по <адрес скрыт> – филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по <адрес скрыт>» проверкой по исполнению законодательства при обеспечении антитеррористической защищенности в МКОУ «Джилихурская СОШ» установлено, что Джилихурская СОШ отнесена к третьей категории опасности и в ней выявлены ряд нарушений и недостатков.

Так, согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ, во исполнение требования прокуратуры <адрес скрыт> от ДД.ММ.ГГГГ <№ скрыт> заместителем прокурора <адрес скрыт> ФИО2 совместно с старшим инспектором ГОООПОО МОВО по <адрес скрыт> – филиал ФГКУ «УВО ВНГ России по <адрес скрыт>» майором полиции ФИО3 с участием директора МКОУ «Джилихурская СОШ» проведена проверка исполнения требований к антитеррористической защищенности объектов (территории) просвещения МКОУ «Джилихурская СОШ». В ходе данной проверки выявлены следующие нарушения и недостатки:

- в нарушении пункта 24 п.п. «д» постановления <№ скрыт> в СОШ не оборудована системами оповещения и управления эвакуацией, либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении ЧС;

                    - в нарушение пункта 25 п.п. «б» постановления <№ скрыт> Джилихурская СОШ не обеспечена сотрудниками частных охранных организаций, подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной ФСВНГ Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;

- в нарушение пункта 25 п.п. «в» постановления <№ скрыт> в СОШ отсутствует помещение для охраны, а также не оборудована средствами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);

- в нарушение пункта 30 постановления <№ скрыт> в СОШ архивирование и хранение данных систем видеонаблюдения осуществляет 7 суток.

Таким образом, факт выявленных нарушений законодательства об антитеррористической защищенности свидетельствует о недостаточности мер, направленных на минимизацию последствий возможных актов терроризма.

При изложенных обстоятельствах, иск и.о. прокурора <адрес скрыт> является обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст. 103 ГПК издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и госпошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а госпошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством РФ.

Ввиду того, что исковые требования подлежат удовлетворению, а истец в соответствии с п. 9 ч.1 ст. 333.36 НК РФ освобожден от уплаты госпошлины, ответчик – администрация МР «<адрес скрыт>» освобожден от уплаты госпошлины в соответствии с п.19 ч.1 ст. 333.36 НК РФ, госпошлина взыскивается с ответчика – МКОУ «Джилихурская СОШ» в федеральный бюджет в порядке ст. 103 ГПК РФ, что, по правилам п.3 ч.1 ст. 333.19 НК РФ, составляет 6000 руб.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования и.о. прокурора <адрес скрыт> Республики Дагестан ФИО2 удовлетворить.

Признать бездействие администрации муниципального района «<адрес скрыт>», муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Джилихурская средняя общеобразовательная школа», незаконными.

Обязать администрацию муниципального района «<адрес скрыт>» в срок 180 дней после вступления решения суда в законную силу выделить финансовые средства для устранения нарушений требований федеральных законов «Об образовании в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ, Федерального закона «О противодействии терроризму» от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ и Постановления правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ <№ скрыт> «Об утверждении требовании к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)».

Обязать МКОУ «Джилихурская СОШ» после поступления денежных средств, обеспечить устранение вышеуказанных нарушений, отраженных в справке УВО ВНГ по РД от ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Джилихурская средняя общеобразовательная школа» в пользу бюджета госпошлину в размере 6000 (шесть тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан через Ахтынский районный суд в течение одного месяца со дня его составление в окончательной форме.

Председательствующий                                                  Б.С. Селимов

Решение суда вынесено на компьютере в совещательной комнате.

2-29/2023 (2-484/2022;)

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор Рутульского района
Ответчики
Администрация МР Рутульский район
МКОУ Джилихурская СОШ
Другие
МОВО по г. Дербенту филиала ФГКУ УВО ВНГ по РД
Суд
Ахтынский районный суд Республики Дагестан
Судья
Селимов Байрам Селимович
Дело на странице суда
ahtinskiy.dag.sudrf.ru
22.11.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.11.2022Передача материалов судье
25.11.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.11.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.12.2022Подготовка дела (собеседование)
08.12.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.12.2022Судебное заседание
29.12.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.01.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.12.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее