Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
с. Кошки
Самарской области 21 мая 2018 года
Кошкинский районный суд в составе председательствующего судьи Малаховой Н.С., при секретаре Абдуллиной Г.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-77/2018 по иску Апариной В. Н. к администрации муниципального района Кошкинский Самарской области о признании права собственности на земельный участок в порядке наследования,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к администрации муниципального района <адрес> о признании права собственности на земельный участок в порядке наследования, мотивируя свои требования следующим.
ДД.ММ.ГГГГ умер ее муж – ФИО1. Ему на праве собственности принадлежал земельный участок с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью 2500 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>. После смерти мужа к нотариусу она не обращалась, земельный участок использует по назначению – для выращивания сельскохозяйственной продукции. Просит признать за ней право собственности на земельный участок с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью 2500 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, в порядке наследования по закону.
Истец ФИО1, представитель истца – ФИО4, действующий на основании доверенности, поддержал исковые требования в полном объеме, дав пояснения, аналогичные установочной части решения, просил удовлетворить. ФИО1 в дополнение пояснила, что спорный земельный участок ею использовался после смерти мужа примерно до 1995 года под огород, потом она переехала из села и не обрабатывала участок, но может показать, где он находится.
Ответчик - администрация муниципального района Кошкинский Самарской области в лице представителя ФИО5, действующей на основании доверенности, ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие их представителя, против удовлетворения заявленных требований не возражала.
Привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования – администрация сельского поселения Надеждино муниципального района Кошкинский Самарской области, в лице представителя ФИО6, действующего на основании ордера, в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требования, пояснив, что земельный участок сельское поселение выделяло ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года во временное пользование. В ДД.ММ.ГГГГ года он умер. С заявлением о передаче земельного участка в собственность никто из родственников не обращался. Фактически спорный земельный участок на территории сельского поселения Надеждино отсутствует, поскольку по материалам инвентаризации он не проходит, фактически нигде не определен, истица с ДД.ММ.ГГГГ года спорным земельным участком не пользуется.
Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования – нотариус Кошкинского района Самарской области в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть без его участия, возражений относительно заявленных требований истца не имеет.
Привлеченное в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Управление Росреестра по Самарской области в судебное заседание своего представителя не направило, ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителя не предоставило, о времени и месте судебного заседания извещено своевременно и надлежаще.
В соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ, суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки.
Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему выводу.
Согласно свидетельству на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей № от ДД.ММ.ГГГГ, на основании постановления администрации Надеждинского с/с № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был выделен в бессрочное (постоянное) пользование земельный участок, для личного подсобного хозяйства, расположенный в <адрес>, площадью 0,25 га (л.д.9).
В соответствии с кадастровой выпиской о земельном участке № от ДД.ММ.ГГГГ земельному участку, земли населенных пунктов, для личного подсобного хозяйства, площадью 2500 кв.м., расположенному по адресу: <адрес>, присвоен кадастровый № (л.д.10).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умер, что подтверждается свидетельством о смерти №, выданным отделом ЗАГС муниципального района Кошкинский управления ЗАГС Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8).
Согласно ответу нотариуса Кошкинского района Самарской области за исх.№ от ДД.ММ.ГГГГ после умершего ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 наследственное дело не заводилось, круг наследников не известен (л.д.17).
В соответствии со статьей 25 ЗК РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами.
В силу ст. 8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно пункту 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
В соответствии с ч.5 ст.1 Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Пункт 9.1 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусматривает, что если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 82 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 9 от 29 мая 2012 года "О судебной практике по делам о наследовании", суд вправе признать за наследниками право собственности в порядке наследования на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве постоянного (бессрочного) пользования, при условии, что наследодатель обратился в установленном порядке в целях реализации предусмотренного пунктом 9.1 (абзацы первый и третий) статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" права зарегистрировать право собственности на такой земельный участок (за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность).
Частью 3 статьи 6 Земельного кодекса РФ устанавливается, что земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Таким образом, юридически значимым обстоятельством, подлежащим доказыванию стороной истца в порядке ст.56 ГПК РФ по требованиям о признании права собственности на земельный участок является, в том числе, установление земельного участка как индивидуально определенной вещи по точкам координат.
В силу ч.7 ст.1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признается внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Согласно указанному Федеральному закону в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
Таким образом, земельный участок, как объект права, возникает с момент его формирования и постановки на кадастровый учет.
Согласно кадастровой выписке о спорном земельном участке № от ДД.ММ.ГГГГ, в разделе особые отметки указано, что границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
В соответствии со ст.22 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
По смыслу вышеприведенных норм права, описание границ земельного участка в установленном порядке и его постановка на кадастровый учет подтверждают существование такого земельного участка с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи.
Индивидуализация земельного участка осуществляется посредством его государственного кадастрового учета, поэтому до тех пор, пока земельный участок не прошел государственный кадастровый учет, он не может являться объектом земельных отношений и не может быть допущен в гражданский оборот.
Судом установлено, что в материалах инвентаризации земель населенных пунктов Надеждинской сельской администрации Кошкинского района Самарской области от 1997 года земельный участок, выданный ФИО1 на основании свидетельства на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей № от ДД.ММ.ГГГГ, не значится.
Согласно имеющимся сведениям по состоянию на 1990-1998 гг. в архиве Кошкинского отдела Управления Росреестра по Самарской области отсутствуют сведения о земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>.
Из материалов дела следует, что граница земельного участка площадью 2500 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, выделявшегося ФИО1 на праве бессрочного (постоянного) пользования, не установлена, сведения о соответствующих координатах характерных точек границы этого земельного участка не внесены в государственный кадастр недвижимости, адресные ориентиры не позволяют определить фактическое местоположение земельного участка. Спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет без определения уникальных характеристик, позволяющих определить его в качестве индивидуально определенной вещи.
Поскольку межевой план земельного участка в материалах дела отсутствует, суд приходит к выводу, что на момент рассмотрения спора земельный участок, как объект недвижимости, не был сформирован и его границы не были определены.
Предоставленный в материалы дела план-схема границ спорного земельного не является межевым планом, а соответственно, не является надлежащим доказательством формирования земельного участка.
Как видно из пояснений истца, она с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ год пользовалась спорным земельным участком, однако указанное обстоятельство не влечет признания за истцом права собственности на него, поскольку возможность приобретения права собственности на земельный участок в порядке приобретательской давности земельным законодательством не предусмотрена.
В нарушение ст.56 ГПК РФ истцом не было представлено суду документов, из которых следует, в каких границах земельный участок был первоначально предоставлен.
Также истцом не представлено доказательств того, что границы спорного земельного участка существуют на местности пятнадцать и более лет и закреплены с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В свидетельстве отсутствует геодезическая привязка земельного участка к местности. Поскольку законодательством (Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости") предусмотрена специальная процедура установления границ земельных участков и постановки их на кадастровый учет, истец не был лишен возможности установить границы земельного участка с соблюдением процедуры, установленной названным Федеральным законом, однако не выполнил предусмотренные этим законом процедурные обязанности.
Более того, признание за истцом по делу права собственности на земельный участок определенной площадью без установления его границ, не реализует задачи гражданского судопроизводство, влечет затруднения в исполнении решения, в постановке земельного участка на кадастровый учет в установленном законом порядке.
Иных требований истцом не заявлено.
Таким образом, поскольку спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет без определения уникальных характеристик, позволяющих определить его в качестве индивидуально определенной вещи, оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 о признании за ней права собственности на земельный участок с кадастровым номером ДД.ММ.ГГГГ, категория земель: земли населенных пунктов, для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью 2500 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, в порядке наследования по закону, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 193 – 198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Апариной В. Н. к администрации муниципального района Кошкинский Самарской области о признании права собственности на земельный участок в порядке наследования – отказать.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Кошкинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение является подлинником и отпечатано судьей в совещательной комнате.
Председательствующий Н.С. Малахова