Решение по делу № 2-7096/2024 от 20.06.2024

УИД 11RS0001-01-2024-010195-63 дело № 2-7096/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Машкалевой О.А.

при помощнике судьи Ухановой М.С., секретаре Мусс Д.А.,

с участием:

помощника прокурора Семеновой Я.В.,

представителя истца Кореньковой А.Ю. – Жильцова А.А.,

представителя ответчика Вещицкого А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Сыктывкаре

17 октября 2024 г. гражданское дело по иску Кореньковой Алёны Юрьевны к УФССП России по Республике Коми о восстановлении на работе, взыскании средней заработной платы за время вынужденного прогула,

УСТАНОВИЛ:

Коренькова А.Ю. обратилась в суд с иском к УФССП России по Республике Коми и с учетом уточнений просила признать незаконным и отменить приказ от ** ** **...-к о расторжении служебного контракта, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула. В обоснование требований указала, что проходила государственную гражданскую службу в УФССП России по Республике Коми в должности .... ** ** ** ей вручено уведомление о сокращении замещаемой ею должности с ** ** ** издан приказ № ...-к о расторжении с ней контракта в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе. Увольнение считает незаконным, т.к. ей не были предложены все вакантные должности, в частности должности ....

В судебном заседании, начавшемся 10.10.2024 и продолжившемся 17.10.2024, представитель истца требования поддержал.

Представитель ответчика с требованиями не согласился по доводам, изложенным в письменных отзывах.

Истец в судебном заседании отсутствует, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего требования истца подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.

Установлено, что Коренькова А.Ю. с ** ** ** проходила государственную гражданскую службу в УФССП России по Республике Коми в должности ..., осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности.

Приказом ФССП России от 05.02.2024 № 180 в структуру и штатное расписание УФССП России по Республике Коми с 15.04.2024 внесены изменения: исключен отдел ведения государственного реестра и контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности штатной численность 5 единиц (начальник отдела; главный специалист-эксперт – 2 единицы; ведущий специалист-эксперт – 2 единицы); включено отделение контрольно-надзорной и разрешительной деятельности штатной численность 5 единиц (начальник отделения; заместитель начальника отделения; инспектор; главный специалист-эксперт; ведущий специалист-эксперт).

** ** ** Кореньковой А.Ю. вручено уведомление о сокращении замещаемой ею должности с ** ** **. Также в уведомлении указано, что ей в течение двух месяцев, при наличии возможности, будут предложены иные вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой должности гражданской службы, уровня квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности. В случае отсутствия таких должностей либо ее отказа от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, она будет освобождена от замещаемой должности гражданской службы и уволена в соответствии с п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации».

** ** ** Кореньковой А.Ю. вручено уведомление, что ** ** ** замещаемая ею должность будет сокращена. Она вправе изъявить желание поступить на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации и в срок до ** ** ** проинформировать об этом кадровое подразделение в письменном виде. В случае несоответствия требованиям, предъявляемым к должности сотрудника органа принудительного исполнения, ей, при наличии возможности, будут предложены иные вакантные должности гражданской службы с учетом с учетом категории и группы замещаемой должности гражданской службы, уровня квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей могут быть предложены вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Заявлениями от ** ** ** Коренькова А.Ю. изъявила желание поступить на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации.

Уведомлением от ** ** ** Кореньковой А.Ю. отказано в приеме на службу в органы принудительного исполнения.

** ** ** Кореньковой А.Ю. вручены уведомления об имеющихся вакантных должностях.

От всех вакантных должностей Коренькова А.Ю. отказалась.

С ** ** ** Коренькова А.Ю. находилась на листке временной нетрудоспособности.

Приказом от ** ** **... с Кореньковой А.Ю. служебный контракт расторгнут в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе в соответствии с п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации».

Не согласившись с действиями ответчика, истец обратилась в суд, ссылаясь на то, что ей были предложены не все вакантные должности.

Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации».

В силу п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.

Статьей 31 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ урегулированы отношения, связанные с гражданской службой, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа.

Согласно ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом: 1) его профессионального уровня, специальности, направления подготовки, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки; 2) уровня его профессионального образования, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования, соответствующего области и виду профессиональной служебной деятельности по предоставляемой должности гражданской службы.

Согласно ч. 5 ст. 31 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, его профессионального уровня, его специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В силу ч. 6 ст. 31 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ в случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей гражданской службы в соответствии с п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ и при упразднении государственного органа в соответствии с п. 8.3 ч. 1 ст. 37 названного федерального закона.Как уже указывалось, Коренькова А.Ю. проходила государственную гражданскую службу в УФССП России по Республике Коми в должности главного специалиста-эксперта отдела ведения государственного реестра и контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности.

Приказом ФССП России от 05.02.2024 № 180 в структуру и штатное расписание УФССП России по Республике Коми с 15.04.2024 внесены изменения: исключен отдел ведения государственного реестра и контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности штатной численность 5 единиц (начальник отдела; главный специалист-эксперт – 2 единицы; ведущий специалист-эксперт – 2 единицы); включено отделение контрольно-надзорной и разрешительной деятельности штатной численность 5 единиц (начальник отделения; заместитель начальника отделения; инспектор; главный специалист-эксперт; ведущий специалист-эксперт).

В ходе рассмотрения дела установлено, что Кореньковой А.Ю. должности ... не предлагались.

Доводы ответчика о том, что Коренькова А.Ю. заявлениями от ** ** ** изъявила желание поступить на службу в органы принудительного исполнения, судом во внимание не принимаются.

Так, стороной ответчика никаких доказательств тому, что Кореньковой А.Ю. до ** ** ** предлагались вакантные должности государственной гражданской службы, в т.ч. должности ..., не представлено. Также стороной ответчика не представлено доказательств, что Кореньковой А.Ю. после ** ** ** предлагались должности главного специалиста-эксперта и ведущего специалиста-эксперта отделения контрольно-надзорной и разрешительной деятельности.

Также судом не принимаются доводы ответчика, что на замещение должностей ... согласились сотрудники ... В.Н. и ... О.В., которые имеют преимущественное право на замещение данных должностей, в связи с чем, Кореньковой А.Ю. данные должности не предлагались.

По смыслу нормативный положений ст. 31 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, в случае сокращения должностей гражданской службы или упразднения государственного органа гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в этом государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, законом обеспечивается возможность продолжения гражданской службы в этом же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа. В этих целях представитель нанимателя государственного органа обязан в период после предупреждения гражданского служащего о предстоящем увольнении в связи сокращением замещаемой им должности государственной гражданской службы предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, его специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Освобождение гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы и увольнение его с гражданской службы в связи с сокращением должности гражданской службы или упразднением государственного органа допускается только в случае отказа гражданского служащего от предложенной ему для замещения иной должности государственной гражданской службы, в том числе в другом государственном органе.

Обязанность представителя нанимателя государственного органа по предложению всех имеющихся вакантных должностей гражданскому служащему при увольнении с гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа императивно установлена ч. 5 ст. 31 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ. Данная обязанность не предполагает наличие у представителя нанимателя права выбора, кому из гражданских служащих, замещающих сокращаемые должности гражданской службы или должности гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предложить имеющиеся вакантные должности. Представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан предлагать всем гражданским служащим, замещающим сокращаемые должности гражданской службы или должности гражданской службы в упраздняемом государственном органе все имеющиеся вакантные должности с учетом категории и группы замещаемых гражданскими служащими должностей гражданской службы, уровня их квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки. В противном случае будет нарушен один из принципов государственной гражданской службы, предусматривающий равный доступ граждан к государственной гражданской службе и равные условия ее прохождения. Если на одну вакантную должность гражданской службы претендуют несколько гражданских служащих, представитель нанимателя в этом случае с учетом положений ч. 4 ст. 31 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ (о преимущественном праве на замещение должности гражданской службы) обязан решить вопрос о том, кого из них перевести на эту должность.

Данная правовая позиция отражена и в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 26.04.2021 № 32-КГ21-5-К1.

В данном случае ответчик в нарушение требований закона самостоятельно выбрал гражданских служащих, которым он будет предлагать вакантные должности, а затем предложил эти должности выбранным лицам, то есть по своему усмотрению определил круг гражданских служащих, которые будут занимать вакантные должности, не установив при этом желания и намерения занять эти должности у всех гражданских служащих, в т.ч. истца.

То обстоятельство, что ответчик действовал в соответствии с Алгоритмом действий при проведении организационно-штатный мероприятий, направленных письмом ФССП России от 14.02.2024, не освобождает его от выполнения норм, предусмотренных ст. 31 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ.

Также не принимаются доводы ответчика, что Коренькова А.Ю. не подавала заявления о замещении должности ведущего специалиста-эксперта отделения контрольно-надзорной и разрешительной деятельности, т.к. данная должность ей и не предлагалась.

Доводы ответчика о том, что деятельность главного специалиста-эксперта и ведущего специалиста-эксперта отделения контрольно-надзорной и разрешительной деятельности требует юридических знаний, судом не принимаются, т.к. на момент введения данных должностей должностные регламенты отсутствовали.

Вместе с тем, согласно должностному регламенту ведущий специалист-эксперт отделения контрольно-надзорной и разрешительной деятельности должен иметь высшее образование по направлению «Юриспруденция», «Государственное и муниципальное управление», «Экономика», «Менеджмент» или иные специальности и направления. Наличие обязательного высшего образования по специальности «Юриспруденция», как в должностном регламенте главного специалиста-эксперта, нет. К стажу гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки требования не предъявляются.

В данном случае Коренькова А.Ю. имеет высшее образование по направлению «...».

Исходя из должностного регламента по должности ..., должностные обязанности практически идентичны.

Поскольку ответчиком была нарушена предусмотренная законом процедура увольнения Кореньковой А.Ю., т.к. ей не были предложены все вакантные должности, то требования истца о признании незаконным и отмене приказа от ** ** **... подлежит удовлетворению. Коренькова А.Ю. подлежит восстановлению в должности.

Средний заработок за время вынужденного прогула Кореньковой А.Ю. составит 326476,22 рублей (3331,39 рублей х 98 дн.).

При увольнении Кореньковой А.Ю. выплачена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания 452158,68 рублей.

Так как размер компенсации превышает размер среднего заработка за время вынужденного прогула, то требование Кореньковой А.Ю. о взыскании среднего заработка не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.193-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Кореньковой Алёны Юрьевны (паспорт ...) к УФССП России по Республике Коми (ИНН 1101486237) удовлетворить частично.

Признать незаконным и отменить приказ УФССП России по Республике Коми от ** ** **... о расторжении служебного контракта с Кореньковой Алёной Юрьевной.

Восстановить Коренькову Алёну Юрьевну в должности ... УФССП России по Республике Коми с ** ** **.

Требования Кореньковой Алёны Юрьевны к УФССП России по Республике Коми о взыскании средней заработной платы за время вынужденного прогула оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.

Судья О.А. Машкалева

Мотивированное решение составлено 21.10.2024

2-7096/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура г. Сыктывкара
Коренькова Алёна Юрьевна
Ответчики
УФССП России по РК
Другие
Жильцов Алексей Андреевич
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Машкалева Ольга Александровна
Дело на странице суда
syktsud.komi.sudrf.ru
20.06.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.06.2024Передача материалов судье
26.06.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.06.2024Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
22.07.2024Предварительное судебное заседание
19.09.2024Судебное заседание
10.10.2024Судебное заседание
14.10.2024Судебное заседание
17.10.2024Судебное заседание
21.10.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее