Дело №а-2175/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ Евпаторийский городской суд Республики Крым в составе:
председательствующего - судьи Володарец Н.М.
при секретаре - ФИО7,
с участием административного истца Мирошниченко К.О., представителя административного истца Владыкиной Л.Е., административного ответчика Троян О.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Мирошниченко Кристины Олеговны к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Троян Ольге Юрьевне, заинтересованное лицо Толстая Лилия Андреевна, о признании незаконным отказа в регистрации права собственности на объект недвижимости, возложении обязанности провести государственную регистрацию права собственности,
УСТАНОВИЛ:
Мирошниченко К.О. обратилась в суд с иском к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании незаконным отказа в регистрации права собственности на объект недвижимости, возложении обязанности провести государственную регистрацию права собственности, мотивируя свои требования тем, что она – административный истец на основании нотариально удостоверенного договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ является собственником 10/100 долей <адрес>В по <адрес> в <адрес>. Согласно указанного договора принадлежащие ей 10/100 долей дома находятся в подвале – магазин с помещениями №, 22-32 общей площадью 460,1 кв. м. Дарителем по указанному договору являлась Толстая Л.А., право собственности которой было зарегистрировано в установленном действующим на то время законодательством Украины. После оформления сделки даритель передала ей – административному истцу в собственность недвижимое имущество, правоустанавливающие документы, после чего она – административный истец, являясь индивидуальным предпринимателем, использует его под магазин. На момент принятия Республики Крым в состав Российской Федерации ее – административного истца право собственности зарегистрировано не было. В настоящее время она обратилась в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым для регистрации права собственности, однако ДД.ММ.ГГГГ в регистрации ей отказано по причине отсутствия записи о зарегистрированных правах по договору дарения от ДД.ММ.ГГГГ. При этом в отказе регистрации государственным регистратором дана рекомендация об обращении в суд с иском о прекращении права общей долевой собственности на многоквартирный дом и признании права собственности в целом на нежилое помещение – магазин с помещениями №, 22-32, общей площадью 460,1 кв. м, расположенные в лит. «А» - в подвале. Регистратором указано о том, что в Едином государственном реестре недвижимости объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>В является многоквартирным домом, а регистрация права на многоквартирный дом запрещена законом. Считает указанный отказ в регистрации права собственности незаконным, поскольку договора и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества или в момент совершения сделки – являются основанием для осуществления государственной регистрации. Поскольку заключенный ею договор дарения от ДД.ММ.ГГГГ нотариально удостоверен и зарегистрирован в реестре ДД.ММ.ГГГГ, соответствует требованиям законодательства, действовавшим в месте расположения объекта недвижимости на момент совершения сделки, он подтверждает ее право собственности и является основанием для его государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации. При таких обстоятельствах просит суд признать незаконным отказ Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № в регистрации права собственности Мирошниченко К.О. на объект недвижимости – 10/100 долей <адрес>В по <адрес> в <адрес>, обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым произвести государственную регистрацию права собственности Мирошниченко К.О. на объект недвижимости 10/100 долей <адрес>В по <адрес> в <адрес>.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Толстая Л.А. и государственный регистратор Троян О.Ю.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена государственный регистратор Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Троян О.Ю.
В судебном заседании административный истец Мирошниченко К.О. и ее представитель Владыкина Л.Е. административный иск поддержали, дали пояснения аналогично изложенному в административном исковом заявлении, просили суд заявленные исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен в установленном порядке, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении судебной повестки. В соответствии с поступившими в суд ДД.ММ.ГГГГ письменными пояснениями Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым исковые требования Мирошниченко К.О. считает необоснованными, а действия государственного регистратора и принятое им решение – соответствующими действующему законодательству. Просил суд в удовлетворении административного иска Мирошниченко К.О. отказать, рассмотрев дело в отсутствие представителя Госкомрегистра. При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя указанного административного ответчика.
Административный ответчик – государственный регистратор Троян О.Ю. в судебном заседании административный иск Мирошниченко К.О. также не признала, считала его необоснованным, в связи с чем просила суд в удовлетворении исковых требований отказать.
Заинтересованное лицо Толстая Л.А. в судебное заседание не явилась, о дне и времени рассмотрения дела извещена в установленном порядке, что подтверждается содержащейся в материалах дела распиской о получении судебной повестки, причины неявки суду не сообщила. Из поступившего от нее в суд ДД.ММ.ГГГГ заявления усматривается, что исковые требования Мирошниченко К.О. поддерживает, считает их обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку договор дарения от ДД.ММ.ГГГГ, по которому она подарила недвижимое имущество Мирошниченко К.О., нотариально удостоверен и зарегистрирован в Государственном реестре сделок недвижимости, она – Толстая Л.А. никаких претензий по праву собственности к Мирошниченко К.О. не имеет и договор дарения не оспаривает, Мирошниченко К.О. владеет и пользуется переданным ей объектом недвижимости. При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие заинтересованного лица Толстой Л.А.
Выслушав доводы административного истца Мирошниченко К.О., ее представителя Владыкиной Л.Е. и административного ответчика – государственного регистратора Троян О.Ю., исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Мирошниченко К.О. необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ административный истец Мирошниченко К.О. обратилась в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о государственной регистрации прав на недвижимое имущество – 10/100 доли <адрес>В по <адрес> в <адрес> Республики Крым с кадастровым номером 90:18:010146:1531, предоставив при этом договор дарения доли дома от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенный частным нотариусом Евпаторийского городского нотариального округа ФИО9
ДД.ММ.ГГГГ административным истцом Мирошниченко К.О. в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым поданы дополнительные документы, а именно копия решения Евпаторийского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу №, копия Апелляционного определения Верховного Суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ.
Сообщением государственного регистратора Троян О.Ю. от ДД.ММ.ГГГГ № Мирошниченко К.О. отказано в государственной регистрации права собственности на здание с кадастровым номером 90:18:010146:1531, расположенное по адресу: <адрес> усматривается из указанного сообщения, отказ мотивирован тем, что государственным регистратором в порядке проведения правовой экспертизы в целях осуществления проверки действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица, проверки наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав на объект недвижимости был направлен запрос в филиал ГУП РК «Крым БТИ», из ответа на который усматривается, что в инвентарном деле на объект недвижимого имущества, расположенного по адресу: <адрес>В, запись о зарегистрированных правах на основании договора дарения доли дома от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенного частным нотариусом Евпаторийского городского нотариального округа ФИО9, отсутствует. При проведении правовой экспертизы государственным регистратором также установлено, что согласно договора дарения дома от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенного частным нотариусом Евпаторийского городского нотариального округа ФИО9, зарегистрированного в реестре 1323, ФИО10 передано в собственность 10/100 долей в праве собственности на дом. Однако в Едином государственном реестре недвижимости объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>В, с кадастровым номером 90:18:010146:1531 является многоквартирным домом. Таким образом, государственным регистратором выявлено, что сведения, содержащиеся в правоустанавливающем документе – договоре дарения части дома противоречат сведениям, содержащимся в ЕГРН. На основании изложенного государственным регистратором Троян О.Ю. отказано Мирошниченко К.О. в государственной регистрации права, при этом в сообщении ей рекомендовано для осуществления государственной регистрации права собственности обратиться в суд с иском о прекращении права общей долевой собственности на многоквартирный дом и признании права собственности в целом на нежилое помещение – магазин с помещениями №, 22-32, общей площадью 460,1 кв. м, расположенное в лит. «А» в подвале.
Согласно части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации права на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц и в соответствии со статьей 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций (части 1 и 2 статьи 1 КАС РФ).
Согласно ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
К должностным лицам, решения, действия (бездействие) которых могут быть оспорены по правилам главы 22 КАС РФ, следует относить лиц, постоянно, временно, в том числе по специальному полномочию, выступающих от имени федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, Министерства обороны РФ, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, принявших оспариваемое решение, совершивших оспариваемое действие (бездействие), имеющее обязательный характер и затрагивающее права, свободы и (или) законные интересы граждан, организаций и иных лиц, не находящихся в служебной зависимости от этих должностных лиц.
Согласно ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 указанной выше статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 указанной статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействия).
Заявляя исковые требования о признании указанного выше решения государственного регистратора от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, административный истец Мирошниченко К.О. указывает о том, что представленный ею договор дарения от ДД.ММ.ГГГГ нотариально удостоверен и зарегистрирован в реестре ДД.ММ.ГГГГ, соответствует требованиям законодательства, действовавшим в месте расположения объекта недвижимости на момент совершения сделки, подтверждает ее право собственности и является основанием для его государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно со ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в частности, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве оснований возникновения гражданских прав и обязанностей.
Статьей 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации. Государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Об утверждении Соглашения между Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и Советом министров Республики Крым о передаче осуществления части полномочий в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета» осуществление полномочий по государственному учету на территории Республики Крым переданы Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, созданному Постановлением Совета Министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №.
Порядок и основания регистрации прав на объект недвижимого имущества, отказа в регистрации установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости) (далее – Закон № 218-ФЗ), в соответствии со ст. 1 которого государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального Закона № 218-ФЗ, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Согласно п. 2 вышеуказанной статьи, основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, вступившие в законную силу судебные акты.
В соответствии с п. 1 ст. 21 Федерального Закона №218-ФЗ, документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Согласно ст. 29 Федерального Закона №218-ФЗ, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Проводимая государственным регистратором правовая экспертиза документов - это изучение представленных для государственной регистрации документов в целях установления юридического факта, являющегося бесспорным основанием для возникновения, наличия, перехода, прекращения или обременения (ограничения) прав на недвижимое имущество, поскольку правовые последствия влечет только правомерное действие. Представленные документы изучаются как на предмет подлинности и достоверности, так и на соответствие их формы и содержания требованиям законодательства.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации и статьей 4 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ N 6-ФКЗ "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации" на основании Федерального конституционного закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя" <адрес> принята в состав Российской Федерации.
Статьей 12 Федерального конституционного закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя" установлено, что на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами <адрес>, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
В соответствии с частью 1 статьи 12.1 указанного Федерального конституционного закона №-ФКЗ до ДД.ММ.ГГГГ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым установлены Законом Республики Крым №-ЗРК от ДД.ММ.ГГГГ "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым".
В силу части 1 статьи 8 Закона Республики Крым №-ЗРК от ДД.ММ.ГГГГ "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" к правам, ограничениям прав и обременениям объектов недвижимого имущества, возникшим на территории Республики Крым до вступления в силу Федерального конституционного закона (далее - ранее возникшие права), применяется порядок осуществления государственной регистрации прав, установленный Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, устанавливается нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым (часть 4 статьи 8 Закона Республики Крым N 38-ЗРК от ДД.ММ.ГГГГ "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым").
Постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 264 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации" определен перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации, в соответствии с которым документами, подтверждающими наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации, являются изданные (выданные) в установленном порядке на территории Республики Крым до ДД.ММ.ГГГГ, в том числе, договоры купли-продажи, мены, дарения и иные договоры, подтверждающие совершение гражданско-правовых соглашений, на основании которых возникает право на объект недвижимого имущества, подлежащее регистрации.
Статьей 1206 Гражданского Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что возникновение и прекращение права собственности и иных вещных прав на имущество определяются по праву страны, где это имущество находилось в момент, когда имело место действие или иное обстоятельство, послужившие основанием для возникновения либо прекращения права собственности и иных вещных прав, если иное не предусмотрено законом.
Как усматривается из материалов дела, административным истцом Мирошниченко К.О. для регистрации права собственности был представлен договор дарения доли дома от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный на основании действовавшего на тот момент на территории Республики Крым законодательства Украины, который был удостоверен нотариально и в соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Украины зарегистрирован в Государственном реестре сделок.
Гражданским кодексом Украины, в редакции, действовавшей на момент заключения вышеуказанного договора дарения, предусматривалась государственная регистрация прав на недвижимость (статья 182 ГК Украины) и государственная регистрация сделки (статья 210 ГК Украины).
Частью 2 статьи 719 Гражданского кодекса Украины, в редакции, действовавшей на момент заключения договора дарения, установлено, что договор дарения недвижимой вещи составляется в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению.
Согласно частям 3, 4 статьи 334 Гражданского кодекса Украины, в редакции, действовавшей на момент заключения договора дарения, право собственности на имущество по договору, который подлежит нотариальному удостоверению, возникает у приобретателя с момента такого удостоверения или с момента вступления в законную силу решением суда о признании договора, не удостоверенного нотариально, действительным. Если договор об отчуждении имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации.
В соответствии с пунктом 2 Временного порядка государственной регистрации правовых сделок, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 26 мая в 2004 года №, под регистраторами понимаются государственные нотариальные конторы, частные нотариусы (далее - нотариусы), которые согласно договорам, заключенным с администратором Реестра, проводят государственную регистрацию правовых сделок, изменений, внесенных к ним, сведений о прекращении их действия, принимают запросы, выдают заверенные выдержки из Реестра и выполняют другие функции, предусмотренные этим Порядком.
Согласно пункту 6 данного Временного порядка государственная регистрация правовых сделок проводится путем внесения нотариусом записи в Реестр одновременно с его нотариальным удостоверением.
Таким образом, момент возникновения права собственности у приобретателя по договору дарения недвижимой вещи в силу части 4 статьи 334 Гражданского кодекса Украины, в редакции, действовавшей на момент заключения вышеуказанного договора дарения, был связан с государственной регистрацией договора, а не государственной регистрацией права.
Принимая во внимание вышеизложенное, исходя из положений указанных норм, несмотря на отсутствие государственной регистрации права собственности на долю дома в соответствии с положениями статьи 182 Гражданского кодекса Украины, у Мирошниченко К.О. возникло право собственности на 10/100 доли дома, расположенного по адресу: <адрес>В.
При этом, Мирошниченко К.О. не произвела государственную регистрацию права собственности на приобретенную по договору дарения долю дома в установленном законодательством Украины порядке.
В соответствии с п. 4 ст. 8 Закона Республики Крым №-ЗРК перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, устанавливается нормативным правовым актом Совета Министров Республики Крым.
В Перечне документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации, утвержденном постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №, указывается, что документами, подтверждающими наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимыми для государственной регистрации, являются изданные (выданные) в установленном порядке на территории Республики Крым до ДД.ММ.ГГГГ договоры дарения, подтверждающие совершение гражданско-правовых соглашений, на основании которых возникает право на объект недвижимого имущества, подлежащее регистрации.
Поскольку возникшее право собственности у Мирошниченко К.О. не было надлежащим образом зарегистрировано до вступления в силу Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФКЗ, право собственности административного истца на долю дома не может быть зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости на основании предоставленного договора купли-продажи как ранее возникшее право собственности.
Кроме того, как следует из представленных материалов, в ходе проведения правовой экспертизы документов, государственным регистратором были сделаны соответствующие запросы. Из поступившего из Филиала ГУП РК «Крым БТИ» в <адрес> сообщения от ДД.ММ.ГГГГ № усматривается, что в материалах инвентарного дела № по адресу: <адрес>В. записи о зарегистрированных правах как Мирошниченко К.О. на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, так и Толстой Л.А. не значатся.
В соответствии с ч. 5 ст. 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация права собственности на многоквартирный дом не осуществляется.
Как следует из поданного в Комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым заявления Мирошниченко К.О. просила зарегистрировать ее право собственности на принадлежащую ей долю объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес>В, с кадастровым номером 90:18:010146:1531. При этом в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, объект недвижимости с указанным кадастровым номером, расположенный по указанному адресу, является многоквартирным жилым домом, государственная регистрация права собственности на который в силу ч. 5 ст. 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» не подлежит.
При таких обстоятельствах решение об отказе в государственной регистрации права на долю в многоквартирном жилом доме принято государственным регистратором в пределах своих полномочий, предоставленных действующим законодательством, в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости" и основания для признания этого отказа незаконным судом не установлены.
Таким образом, анализируя вышеизложенное, исследовав обстоятельства дела, проверив их доказательствами, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, исходя из принципов разумности и справедливости, суд пришел к выводу о необоснованности заявленных Мирошниченко К.О. исковых требований и об отсутствии правовых оснований для их удовлетворения
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска Мирошниченко Кристины Олеговны к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Троян Ольге Юрьевне, заинтересованное лицо Толстая Лилия Андреевна, о признании незаконным отказа в регистрации права собственности на объект недвижимости, возложении обязанности провести государственную регистрацию права собственности - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Евпаторийский городской суд Республики Крым.
Судья Н.М. Володарец