дело № 5-237/2020
10RS0011-01-2020-006514-61
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
31 августа 2020 г. |
г.Петрозаводск, ул.Правды, 14 |
(резолютивная часть объявлена 26 августа 2020 г.) |
Судья Прионежского районного суда Республики Карелия Н.В.Панасенко, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Бук»», ОГРН 1021000539559, ИНН ... адрес местонахождения: Республика Карелия, ...
у с т а н о в и л :
хх.хх.хх г. с 11.23 до 11.50 Общество с ограниченной ответственностью «Бук» (далее - Общество) при осуществлении деятельности по реализации пищевой продукции и продовольственного сырья в магазине по адресу: ... не обеспечило выполнение в полном объеме требований, предписываемых к выполнению в целях проведения санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятиях по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV.
В судебном заседании защитник Общества Насекин О.В. считал, что действия Общества возможно квалифицировать по ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ, просил снизить размер административного штрафа.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия Васильева Е.А., действующая на основании доверенности поддержала доводы, изложенные в протоколе об административном правонарушении, пояснила, что действия Общества обоснованно квалифицированы должностным лицом по ч.2 ст.6.3 КоАП РФ.
Заслушав защитника, представителя административного органа, изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу ч.2 ст.6.3 КоАП РФ, введенной в действие в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 2020 № 99-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий влекут наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Пунктами 1 и 3 статьи 29 указанного федерального закона предусмотрено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.2 ст.50 закона при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки: об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований; о прекращении реализации не соответствующей санитарно-эпидемиологическим требованиям продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов; о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий; о проведении лабораторного обследования граждан, контактировавших с больными инфекционными заболеваниями, и медицинского наблюдения за такими гражданами; о выполнении работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очагах инфекционных заболеваний, а также на территориях и в помещениях, где имеются и сохраняются условия для возникновения или распространения инфекционных заболеваний.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. № 66«О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих» в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 г. № 715«Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих», включена коронавирусная инфекция (20 19-пСоV).
Согласно п.3.2 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 31 января 2020 г. № 3 «О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nСоV» руководителям территориальных органов Роспотребнадзора постановлено давать обязательные для исполнения в установленные сроки предписания и (или) требования о медицинском наблюдении, медицинском обследовании, изоляции и (или) госпитализации, проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий юридическим лицам, уполномоченным органам государственной власти, гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства больным инфекционными заболеваниями, с подозрением на такие заболевания, бывших в контакте с больными инфекционным заболеванием.
Распоряжением Главы Республики Карелия от 12 марта 2020 г. № 127-р «О введении с 12 марта 2020 года на территории Республики Карелия режима повышенной готовности для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Карелия» в связи с угрозой распространения на территории Республики Карелия новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 г. № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019», от 30 марта 2020 г. № 9 «О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID2019», постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 мая 2020 г. № 15 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» и на основании статьи 2 Закона Республики Карелия от 26 декабря 2005 г. № 938-ЗРК «О некоторых вопросах защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Республике Карелия» с 12 марта 2020 г. на территории Республики Карелия введен режим повышенной готовности для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Карелия.
В силу п.2.6 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 декабря 2013 г. №65, санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.
В соответствии с п.4.3 СП 3.1/3.2.3146-13 при эксплуатации производственных, общественных зданий, сооружений и оборудования должны обеспечиваться безопасные в эпидемиологическом отношении условия труда, быта и отдыха и осуществляться мероприятия по охране окружающей среды, направленные на предупреждение возникновения и распространения инфекционных болезней, в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Постановлением главного государственного санитарного врача по Республике Карелия от 31 марта 2020 г. №3 «О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной COVID-19 в Республике Карелия» постановлено обеспечить в организациях и на объектах, расположенных на территории Республики Карелия, проведение дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в том числе предусмотренных распоряжениями Главы Республики Карелия (преамбула).
В силу пункта 3 постановления территориальным органам Федеральных органов исполнительной власти, органам исполнительной власти Республики Карелия, руководителям организаций, учреждений и предприятий Республики Карелия независимо от организационно-правовой формы собственности, индивидуальным предпринимателям постановлено в срок до особого распоряжения обеспечить: неукоснительное исполнение Распоряжения Главы Республики Карелия №127-p от 12 марта 2020 с изменениями, внесенными распоряжениями Главы Республики Карелия от 14 марта 2020 г. № 145-р, от 16 марта 2020 г. № 151-р, от 17 марта 2020 г. № 156-р, от 19 марта 2020 г. № 165-р, от 25 марта 2020 г. № 179-р, от 27 марта 2020 г. № 182-р, № 184-р, от 28 марта 2020 г. № 186-р, от 30 марта 2020 г. № 189-р, от 31 марта 2020 г. № 190-р, № 191-р, № 192-р, постановлений Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 02 марта 2020 № 5 «О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции», от 13 марта 2020 г. № 6 «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-19», от 18 марта 2020 г. № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-19», от 30 марта 2020 г. № 9 «О дополнительных мерах по недопущению распространения СОVID-19» (пункт 3.1); соблюдение в помещениях температурного режима, режима проветривания, текущей дезинфекции, увеличение кратности дезинфекции помещений, обеззараживание воздуха и поверхностей в помещениях с применением ультрафиолетовых облучателей рециркуляторного (закрытого) типа (пункт 3.4).
В соответствии с предписанием должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор об организации противоэпидемических мероприятий, специалиста-эксперта отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия от хх.хх.хх г. на ООО «Бук» возложена обязанность обеспечить на объектах в период действия режима повышенной готовности, в ежедневном режиме следующие мероприятия: информирование о необходимости соблюдения мер личной гигиены (памятки); обязательное использование масок для защиты органов дыхания; частое мытье рук с мылом или протирку их кожными антисептиками; проведение текущей уборки с дезинфицирующими средствами, воздействующими на вирусные инфекции; проведение обеззараживания воздуха; проведение проветривания помещений в течение дня; проведение уборки и дезинфекции туалетов в установленном порядке.
В ответ на предписание ООО «Бук» в Управление представлена информация о том, что обществом принимаются меры к исполнению предписания, в том числе проводится уборка и дезинфекция помещений 2 раза в день (перед открытием и в санитарный час).
В ходе проверки хх.хх.хх г. на объекте по адресу: ... установлено: для обработки рук персонала предусмотрены кожные антисептики: дезинфицирующее средство Хлоргексидин 0,005%, изготовитель 000 «Лекарь» Самарская область, г. Чапаевск, ул. 1ая Монтажная, д. 12Б, годен до II/22, кожный антисептик «Абсолютсепт Элит», изготовитель ООО «Химзавод «Ал-дез» г. Москва, Семеновская наб., д. 2/1, стр.1, согласно маркировке на потребительской упаковке дата изготовления 17/11/15, срок годности 4 года, что является нарушением п. 10.7 СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов», в соответствии с которым в организациях торговли применяются дезинфицирующие средства, разрешенные органами и учреждениями госсанэпидслужбы в установленном порядке, которые используются в строгом соответствии с прилагаемыми инструкциями; антисептики для обработки рук покупателями в свободном доступе в торговом зале отсутствовали; обеззараживание воздуха помещений с постоянным нахождением работников не проводится (договор на проведение обеззараживания воздуха отсутствует, оборудование по обеззараживанию воздуха, в том числе бактерицидные облучатели воздуха рециркуляторного типа, разрешенные к использованию в присутствии людей в наличии отсутствуют); для уборки санузла не выделен отдельный уборочный инвентарь, имеющий маркировку, для уборки санузла используется уборочный инвентарь торгового зала, что является нанарушением п. 10.6 СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов» (далее-СП 2.3.6.1066-01), в соответствии с которым туалеты по мере необходимости и после окончания работы организации торговли моются и дезинфицируются. Для уборки туалетов выделяется специальный инвентарь, имеющий маркировку. Уборочный инвентарь для туалетов и спецодежда хранятся в отдельно выделенных местах, изолированно от уборочного инвентаря других помещений. При каждой уборке туалетов вентили водопроводных кранов, а также ручки и затворы дверей, спусковые ручки и другие поверхности, которых касаются руки человека при посещении туалета, протирают отдельно выделенной тканью, смоченной дезинфицирующим раствором; проведение текущей дезинфекции проводится собственными силами с использованием средства жидкого отбеливающего «Белизна» изготовитель 000 «Спектр» г. Санкт-Петербург, дата изготовления 03.2020, срок годности 12 месяцев, путем протирания (ручки дверей, поручни, столы, кассовые аппараты, персональные компьютере, рабочие стулья, полки для выкладки товаров, другое производственное оборудование). Инструкция по применению вышеуказанного средства на момент проверки отсутствует; моющие и дезинфицирующие средства, разрешенные органами и учреждениямигоссанэпидслужбы в установленном порядке, используемые в строгом соответствии с прилагаемыми инструкциями на момент проверки в наличии отсутствуют, что является нарушением п. 10.7 СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов», в соответствии с которым в организациях торговли применяются моющие и дезинфицирующие средства, разрешенные органами и учреждениями госсанэпидслужбы в установленном порядке, которые используются в строгом соответствии с прилагаемыми инструкциями и хранятся в специально отведенных местах в таре производителя.
Таким образом, материалами дела подтверждается нарушение юридическим лицом законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении санитарных правил, действия Общества подлежат квалификации по ч.2 ст.6.3 КоАП РФ - невыполнение в установленный срок выданного в период угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, законного предписания органа(должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических ( профилактических) мероприятий.
Исходя из положений статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Виновность ООО «Бук» подтверждается протоколом об административном правонарушении, актами обследования торгового объекта, актами проверки, другими материалами дела. Доказательств, которые могли бы свидетельствовать о принятии Обществом необходимых и достаточных мер, направленных на выполнение санитарно-эпидемиологических требований, не имеется.
При определении вида и размера административного наказания судья учитывает характер совершенного правонарушения, степень вины нарушителя, отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, приходит к выводу о том, что в отношении ООО «Бук» возможно применить административное наказание в виде административного штрафа.
При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей (ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ).
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ).
Учитывая характер совершенного административного правонарушения, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, сведения об отнесении ООО «Бук» к субъектам малого предпринимательства, считаю возможным применить положения частей 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ и снизить размер административного штрафа менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч.2 ст.6.3 КоАП РФ, и назначить ООО «Бук» наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей, принимая во внимание, что с одной стороны, указанный размер штрафа будет отвечать задачам законодательства об административных правонарушениях, а с другой - не приведет к чрезмерному, избыточному ограничению имущественных прав и интересов привлекаемого к административной ответственности лица.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
п о с т а н о в и л :
признать общество с ограниченной ответственностью «Бук» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 100000 (сто тысяч) рублей.
Административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу по следующим реквизитам:
Получатель: УФК по РК (Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия, л/сч 04061788030)
ИНН получателя: 1001048857
КПП получателя: 100101001
БИК: 048602001
ОКТМО: 86701000
расчетный счет: №наименование Банка получателя: Отделение - НБ Республика Карелия
КБК: 14№
УИН 14№
наименование платежа: административный штраф
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение десяти суток со дня вручения копии через Прионежский районный суд Республики Карелия.
Судья Н.В.Панасенко