Решение по делу № 2-230/2023 от 05.04.2023

Дело № 2-230/2023

УИД 26RS0021-01-2023-000194-97

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«09» июня 2023 года                                     город Лермонтов

Лермонтовский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего – судьи Рогозина К.В.,

при секретаре Авакове А.А.,

с участием: представителя истца – администрации г. Лермонтова Тимченко В.П., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя ответчика Косовой Н.А. – адвоката Абросимова О.А., действующего на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ и удостоверения от ДД.ММ.ГГГГ, доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации г. Лермонтова к Косовой Н.А. о возложении обязанности снести объекты незавершенного строительства, расположенные в границах объекта культурного наследия федерального значения,

установил:

Администрация г. Лермонтова Ставропольского края обратилась в суд с иском к Косовой Н.А. о возложении обязанности снести, расположенные на земельных участках с кадастровыми номерами , , объекты незавершенного строительства с кадастровым номером , находящийся по адресу: <адрес>, и с кадастровым номером , находящийся по адресу: <адрес>.

В обоснование заявленных требований истец сослался на то, что 19.09.2017 Приказом Министерства культуры Российской Федерации (далее - министерство) был зарегистрирован объект культурного наследия федерального значения ансамбль «Курганная группа «Цыганский Бугор», III - II тыс. до н.э., распложенный по адресу Ставропольский край, г. Лермонтов, 510 метров на западо-северо-запад от жилого дома № 33 по ул. Волкова в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации с присвоенным номером № 261741033320006.

25.04.2022 Приказом Управления Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия (далее - управление) № 405 были утверждены границы территории и режим использования земельных участков в границах территории объект культурного наследия федерального значения «Курганная группа «Цыганский Бугор» (далее - ансамбль), согласно которому в границах ансамбля запрещается сбор с поверхности с применением технических средств (или без таковых) археологических находок (подъёмного материала) без специального разрешения (Открытого листа), выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Также запрещается осуществление любых действий, ведущих к повреждению, разрушению или уничтожению объекта археологического наследия и его природного комплекса.

29.04.2022 Приказом Управления был утверждён предмет охраны объекта археологического наследия, согласно которому предметом охраны являются: территория памятника площадью 4386 кв.м.; культурный слой памятника; археологические недвижимые и движимые объекты, содержащиеся на поверхности и под ней конструкции и сооружения, антропологические и теологические материалы, археологические предметы, следы погребальных и религиозных ритуалов); археологический подъёмный материал в границах территории памятника.

На основании Задания Управления на проведение контрольного (надзорного) мероприятия выездное обследования от 06.09.2022 было проведено контрольное (надзорное) мероприятие в отношении ансамбля, целью которого было проведение проверки сведений о нарушении обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны. По результатам проверки был составлен акт выездного обследования от 27.09.2022, согласно которому был выявлен факт нарушения статьи 30 Федерального закона, а именно на территории ансамбля возведены два объекта капитального (незавершенного) строительства. Согласно данным Единого государственного реестра недвижимости, на земельном участке с кадастровым номером , находящемся по адресу: <адрес>, расположен объект незавершенного строительства с кадастровым номером , находящийся по адресу: <адрес>, а на земельном участке с кадастровым номером , находящемся по адресу: <адрес> в IV северной селитебной зоне, расположен объект незавершённого строительства с кадастровым номером , находящийся по адресу: <адрес>.

Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости, приложенные Управлением Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия, указанные земельные участки и объекты незавершенного строительства принадлежат на праве собственности Косовой Н.А.

06.02.2023 в адрес Косовой Н.А. была направлена претензия об устранении выявленных нарушений в границах объекта культурного наследия. Ответа на претензию администрация города Лермонтова не получила, нарушения не устранены.

В судебном заседании представитель истца администрации г. Лермонтова по доверенности Тимченко В.П. поддержала доводы иска и просила его удовлетворить.

Ответчик Косова Н.А., надлежаще извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась.

Представитель ответчика Косовой Н.А. – адвокат Абросимов О.А. просил отказать в удовлетворении исковых требований. В возражениях на исковое заявление указал, что решением Исполнительного комитета Ставропольского краевого Совета народных депутатов от 01.10.1981 утверждён Список памятников истории и культуры Ставропольского края, подлежащих государственной охране как памятники регионального и федерального значения (далее - Список памятников культуры).

Постановлением главы администрации Ставропольского края от 01.11.1995 № 600 Список памятников культуры дополнен множеством памятников археологии, к числу которых отнесена «Курганная группа «Цыганский Бугор» III - II тыс. до н.э. При этом, указанным постановлением не установлены границы территории приведенного выше памятника археологии. Единственным архивным и историческим упоминанием о примерных границах территории данного памятника является указание на «территорию между городской застройкой и поселком Острогорка». Иными словами, на протяжении более 26 лет представление о границах территории объекта культурного значения «Курганная группа «Цыганский Бугор» носило исключительно формальный характер, а под описание «территория между городской застройкой и поселком Острогорка» в настоящее время попадает вся верхняя часть современного города Лермонтова по направлению к поселку Острогорка. Данная неопределенность в площади территории объекта археологического наследия «Курганная группа «Цыганский Бугор» III - II тыс. до н.э. сохранялась вплоть до 25.04.2022.

Ввиду отсутствия определенных границ указанного выше объекта культурного наследия, постановлением администрации города Лермонтова от 10.07.2009 земельный участок , площадью 705 кв.м, с кадастровым номером предоставлен в аренду ФИО4 сроком на 5 лет в целях индивидуального жилого строительства. Таким образом, администрация города Лермонтова в отсутствие каких-либо нарушений требований закона, в 2009 году предоставила указанный земельный участок в аренду ФИО4 для индивидуального жилищного строительства.

Постановлением администрации города Лермонтова от ДД.ММ.ГГГГ в постановление администрации города Лермонтова от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения, увеличившие срок аренды земельного участка с кадастровым номером ФИО4 с 5 до 10 лет.

15.11.2010 между Управлением имущественных отношений администрации города Лермонтова и ФИО4 заключен договор аренды земельного участка . Указанным договором земельный участок с кадастровым номером передан в аренду ФИО4 для использования в целях индивидуального жилищного строительства на срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением администрации города Лермонтова от ДД.ММ.ГГГГ утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером .

Согласно Правилам землепользования и застройки территории города Лермонтова Ставропольского края, действовавшим на момент утверждения градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером , утвержденным Решением Совета города Лермонтова Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ , данный земельный участок отнесен к зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1). При этом, пункт 4 градостроительного плана, в соответствии с п. 8 ч. 3 ст. 44 ГрК РФ (ред. от 29.11.2010), с учетом того, что на момент его утверждения границы территории объекта культурного значения «Курганная группа «Цыганский Бугор» определены не были, содержит информацию об отсутствии в границах земельного участка объектов, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

В последующем, ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 получено разрешение на строительство индивидуального двухэтажного жилого дома (12,0 м. х 12,0 м.) на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ.

В период с 09.06.2011, т.е. с момента получения разрешения на строительство до октября 2014 года, ФИО4 осуществлялось строительство индивидуального жилого дома, а именно возведение фундаментного основания. После окончания работ по монтажу фундамента ФИО4 на основании кадастрового паспорта объекта незавершенного строительства от ДД.ММ.ГГГГ, технического плана от ДД.ММ.ГГГГ, технического паспорта от ДД.ММ.ГГГГ в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности на объект незавершенного строительства со степенью готовности 5 %, которому присвоен кадастровый (регистрационная запись ).

Постановлением администрации города Лермонтова от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером предоставлен ФИО4 в собственность за плату, на основании чего, ДД.ММ.ГГГГ между Управлением имущественных отношений администрации города Лермонтова и ФИО4 заключен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером . Право собственности на данный земельный участок зарегистрировано ФИО4 в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю ДД.ММ.ГГГГ (регистрационная запись ).

Впоследствии, а именно ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером и размещенный на нем объект незавершенного строительства, площадью 171,5 кв.м., степенью готовности - 5% с кадастровым номером приобретен ответчиком в собственность на основании заключенного с ФИО4 договора купли-продажи земельного участка с объектом незавершенного строительства. Право собственности на земельный участок с кадастровым номером ответчиком зарегистрировано в Управлении Росреестра по <адрес> в установленном законом порядке ДД.ММ.ГГГГ (регистрационная запись ). Также, ДД.ММ.ГГГГ ответчиком зарегистрировано право собственности на объект незавершенного строительства с кадастровым номером .

С ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с момента регистрации ФИО4 права собственности на объект незавершенного строительства, с учетом перехода права собственности к ответчику ни ФИО4, ни Косовой Н.А. продолжение строительства объекта не осуществлялось и не осуществляется по настоящее время. Таким образом, объект незавершенного строительства с 2014 года не видоизменялся и продолжает находиться в степени готовности - 5 %.

Земельный участок с кадастровым номером , площадью 600 кв.м, и размещенный на нем объект незавершенного строительства (назначение: нежилое, площадь 71,6 кв.м., степень готовности объекта незаверенного строительства 8%) с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> приобретен ответчиком на основании заключенного с ФИО5 договора купли-продажи объекта незавершенного строительства и земельного участка. Право собственности на земельный участок с кадастровым номером ответчиком зарегистрировано в Управлении Росреестра по Ставропольскому краю в установленном законом порядке ДД.ММ.ГГГГ (регистрационная запись ). Аналогичным образом ответчиком зарегистрировано право собственности на объект незавершенного строительства с кадастровым номером (регистрационная запись ). В отношении объекта незавершенного строительства с кадастровым номером ситуация аналогичная с приведенным выше объектом, т.е. его строительство осуществлялось предыдущим собственником ФИО5 на основании выданного в соответствии со ст. 51 ГрК РФ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ)

ДД.ММ.ГГГГ администрацией города Лермонтова выдано разрешение на строительство со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ.

Впоследствии, после возведения фундаментного основания, на основании кадастрового паспорта объекта незавершенного строительства от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности на объект незавершенного строительства со степенью готовности 8%, которому присвоен кадастровый (регистрационная запись ). При этом, с ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с момента регистрации ФИО5 права собственности на объект незавершенного строительства, с учетом перехода права собственности к ответчику, ни ФИО5, ни Косовой Н.А. продолжение строительства объекта не осуществлялось и не осуществляется по настоящее время. Таким образом, объект незавершенного строительства с 2013 года не видоизменялся и продолжает находится в степени готовности - 8 %.

Обращаясь в суд с заявленными исковыми требованиями администрация города Лермонтова делает вывод о наличии у объектов незавершенного строительства с кадастровыми номерами и признаков самовольной постройки, прикладывая к иску в обоснование данных доводов уведомление о выявлении самовольной постройки от 29.09.2022 , в то время как самой же администрацией в 2013-2014 годах выдавались разрешения на строительство данных объектов, придавая им легитимность.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 5.1 действующей в настоящее время редакции Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон № 73-ФЗ) на территории памятника или ансамбля запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.

Согласно ч. 1 ст. 47.3 Закона № 73-ФЗ собственник или иной законный владелец объекта культурного наследия обязан осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие. Условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия: не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия; не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.

Вместе с тем, указанные нормы введены в действие Федеральным законом от 22.10.2014 № 315-ФЗ (пункт 3 статьи 1) и вступили в силу по истечении 90 дней со дня его официального опубликования, а именно с 22.01.2015, т.е. после выдачи администрацией города Лермонтова разрешений на строительство объектов, фактического начала, окончания строительства и соответственно регистрации права собственности.

Таким образом, спорные объекты незавершенного строительства были построены в соответствии с действовавшим на то время законодательством и соответственно на законных основаниях, в отношении них зарегистрировано право собственности. К спорным правоотношениям подлежат применению правовые акты, действующие на момент возведения спорных объектов незавершенного строительства.

Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 19.09.2017 № 106849-р объект культурного наследия федерального значения ансамбль «Курганная группа «Цыганский Бугор», III-II тыс. до н.э., расположенный по адресу: Ставропольский край, г. Лермонтов, 510 метров, зарегистрирован в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации с присвоенным номером №261741033320006.

Приказом Управления Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия от 25.04.2022 № 405 утверждены границы территории и режим использования земельных участков в границах территории объекта культурного наследия федерального значения «Курганная группа «Цыганский Бугор».

Так, в состав территории данного объекта культурного значения вошли земельные участки с кадастровыми номерами , , , .

Пунктами 2-3 Режима использования земельных участков, являющихся приложением № 2 к Приказу Управления Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия от 25.04.2022 № 405 предусмотрен запрет на сбор с поверхности с применением технических средств (или без таковых) археологических находок (подъемного материала) без специального разрешения (Открытого листа), выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также осуществление любых действий, ведущих к повреждению, разрушению или уничтожению объекта археологического наследия и его природного комплекса.

Вместе с тем, на момент перехода права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами , от ФИО4 и ФИО5 к ответчику, охранное обязательство объекта культурного наследия утверждено не было, соответственно ответчик не обладал сведениями о принадлежности данного земельного участка к землям с особыми условиями использования.

Охранное обязательство в отношении объекта археологического наследия - «Цыганский бугор», III-II тыс. до н.э., утвержденное приказом Управления Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия от 14.06.2022 № 584 направлено в адрес ответчика 21.06.2022.

Вместе с тем, ответчиком на протяжении всего срока владения земельными участками с расположенными на них спорными объектами незавершенного строительства не производились никакие виды работ, в том числе строительные, не принималось действий, ведущих к повреждению, разрушению или уничтожению объекта археологического наследия, а соответственно не допускалось нарушений требований ст. 5.1, а также ч. 1 ст. 47.3 Закона № 73-ФЗ/в частности не проводились работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия; не проводились работы, изменяющие облик и характеристики объекта культурного наследия, в полном объеме обеспечена сохранность облика и технических характеристик при которых земельные участки и объекты незавершенного строительства были переданы во владение ответчику, а самое главное не допущено ухудшение состояния территории объекта культурного наследия.

Таким образом, объекты незавершенного строительства с кадастровыми номерами и находятся в неизменном виде с 2014 года, т.е. с момента придания им статуса объектов незавершенного строительства и первичной регистрации права собственности. С учетом фактических обстоятельств дела ответчик считает несоразмерными и необоснованными требования истца о необходимости сноса объектов незавершенного строительства, принадлежащих ответчику на праве собственности, учитывая тот факт, что их возведение осуществлялось в строгом соответствии с действовавшим в тот момент законодательством, в том числе на основании выданных в порядке ст. 51 ГрК РФ разрешений на строительство, при том, что в настоящее время им не допущено нарушений требований Закона № 73-ФЗ.

Представитель третьего лица Управления по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия по Ставропольскому краю Яценко Е.П. в судебное заседание не явилась. В отзыве на исковое заявление указала, что Управление считает заявленные администрацией требования подлежащими удовлетворению, поскольку при возведении самовольной постройки ответчиком нарушены положения законодательства об объектах культурного наследия. Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.

В соответствии с п. 1.1 Положения об Управлении Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия, утвержденного Постановлением Правительства Ставропольского края от 20.03.2015 № 102-п, Управление является органом исполнительной власти Ставропольского края, осуществляющим в пределах своей компетенции государственное управление и нормативно-правовое регулирование в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Ставропольского края, а также отдельные государственные полномочия Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия Российской Федерации (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации), переданные для осуществления органам государственной власти Ставропольского края.

В рамках возложенных полномочий в ходе надзорного мероприятия за соблюдением обязательных требований в отношении объекта культурного наследия федерального значения ансамбль «Курганная группа «Цыганский Бугор», III - II тыс. до н.э., расположенного по адресу (местонахождение): Ставропольский край, г. Лермонтов, 510 метров на западо-северо-запад от жилого дома № 33 по ул. Волкова, установлено, что в границах территории указанного объекта культурного наследия на земельных участках, принадлежащих на праве собственности Косовой Н.А., расположено два объекта капитального строительства. По результатам надзорного мероприятия Управлением составлен акт выездного обследования от 27.09.2022 , в адрес администрации направлено уведомление о выявлении самовольной постройки от 29.09.2022 .

Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>, принадлежащем на праве собственности Косовой Н.А., расположен объект незавершенного строительства с кадастровым номером , на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес> в IV северной селитебной зоне, также принадлежащем на праве собственности Косовой Н.А., расположен объект незавершенного строительства с кадастровым номером .

Объект культурного наследия федерального значения ансамбль «Курганная группа «Цыганский Бугор», III - II тыс. до н.э., расположенный по адресу (местонахождение): Ставропольский край, г. Лермонтов, 510 метров на западо- северо-запад от жилого дома № 33 по ул. Волкова (далее - «Курганная группа «Цыганский Бугор», Памятник) поставлен на государственный учет и охрану Постановлением главы администрации Ставропольского края от 01.11.1995 № 600 «О дополнении Списка памятников истории и культуры Ставропольского края, подлежащих государственной охране как памятников местного и республиканского значения, утвержденного решением крайисполкома от 01.10.81 № 702», Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 19.09.2019 № 106849-р включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации под номером 261741033320006.

Приказом Управления от 25.04.2022 № 405 утверждены границы территории и режима использования земельных участков в границах территории объекта культурного наследия. Приказом Управления от 29.04.2022 № 426 утвержден предмет охраны объекта Памятника, при этом, территория Памятника также является предметом охраны. Приказом управления от 14.06.2022 № 584 утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца земельного участка, в границах которого находится Памятник, в котором определены требования к осуществлению деятельности в границах территории «Курганной группы «Цыганский Бугор», требования к сохранению объекта культурного наследия, требования к содержанию и использованию объекта культурного наследия и иные требования. Письмом Управления от 21.06.2022 № 04-04/04-03/4460 указанное охранное обязательство направлено в адрес Косовой Н.А.

Более того, нормами ст. 47.3 Закона № 73-ФЗ установлены требования к содержанию и использованию объекта культурного наследия, включенного в реестр. Согласно п. 1 ст. 47.3 Закона № 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны, в том числе: не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия; не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен; 5) соблюдать установленные статьей 5.1 настоящего Федерального закона требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, особый режим использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия.

Согласно пп. 1 п. ст. 5.1 Закона № 73-ФЗ в границах территории объекта культурного наследия (памятника или ансамбля) запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.

В силу п. 2 ст. 36 Закона № 73-ФЗ изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы, указанные в ст. 30 настоящего Федерального закона работы по использованию лесов и иные работы в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся при условии соблюдения установленных ст. 5.1 настоящего Федерального закона требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным п. 2 ст. 45 настоящего Федерального закона, обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия.

В соответствии с п. 2 ст. 45 Закона № 73-ФЗ выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляются: федеральным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении отдельных объектов культурного наследия федерального значений, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации; региональным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия; муниципальным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.

Поскольку Памятник, являясь объектом федерального значения, не включен перечень отдельных объектов культурного наследия, утвержденный Правительством Российской Федерации, согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляется Управлением.

Положениями абзаца 11 ст. 30 Закона № 73-ФЗ установлено, что документация, обосновывающая меры по обеспечению сохранности объекту культурного наследия, включенного в реестр, при проведении земляных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в настоящей статье работ по использованию лесов и иных работ в границах территории объекта культурного наследия либо на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия является самостоятельным объектом историко-культурной экспертизы.

Согласно ч. 1 ст. 31 Закона № 73-ФЗ установлено, что историко-культурная экспертиза проводится до начала землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, осуществление которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на объект культурного наследия, включенный в реестр.

В соответствии с ч. 2 ст. 32 Закона № 73-ФЗ заключение историко-культурной экспертизы является основанием для принятия соответствующим органом охраны объектов культурного наследия решения о возможности проведения работ, указанных в ч. 6 1 ст. 31 указанного закона, а также для принятия иных решений, вытекающих из заключения историко-культурной экспертизы в отношении объектов, указанных в ст. 30 Закона.

Поскольку документация или разделы документации, обосновывающие меры по обеспечению сохранности «Курганной группы «Цыганский Бугор» при проведении строительных работ, по результатам которых Косовой Н.А. возведены самовольные постройки, на согласование в управление не поступала, имеет место нарушение ст. 5.1, п. 2 ст. 36 Закона № 73-ФЗ Закона № 73-ФЗ. При таких, обстоятельствах, представитель третьего лица полагал, требования администрации к Косовой Н.А. о сносе самовольных построек полежат удовлетворению в полном объеме.

С учетом имеющихся сведений о надлежащем извещении сторон, в соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ суд счёл возможным рассмотрение дела в отсутствие участвующих в деле лиц.

Исследовав материалы дела, оценив относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, постановлением администрации г. Лермонтова от ДД.ММ.ГГГГ , ФИО5 предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером , для индивидуального жилищного строительства в IV северной селитебной зоне г. Лермонтова Ставропольского края.

ДД.ММ.ГГГГ администрацией г. Лермонтова ФИО5 выдано разрешение на строительство индивидуального жилого дома, здание двухэтажное с подвалом, расположенного по адресу: <адрес>, сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю за ФИО5 зарегистрировано право собственности на объект незавершенного строительства со степенью готовности 8 %, которому присвоен кадастровый (регистрационная запись ).

Постановлением администрации г. Лермонтова от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 предоставлен в собственность за плату земельный участок с кадастровым , площадью 600 кв.м, местоположение которого: <адрес>, с видом разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства.

ДД.ММ.ГГГГ в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю зарегистрировано право собственности ФИО5 на земельный участок с кадастровым номером (регистрационная запись ).

ДД.ММ.ГГГГ между ФИО5 и Косовой Н.А. заключен договор купли-продажи земельного участка с объектом незавершенного строительства, в соответствии с которым земельный участок с кадастровым номером и размещенный на нем объект незавершенного строительства, площадью 71,6 кв.м., степенью готовности объекта незаверенного строительства - 8% с кадастровым номером приобретен Косовой Н.А.

Право собственности Косовой Н.А. на земельный участок с кадастровым номером и объект незавершенного строительства с кадастровым номером зарегистрировано в Управлении Росреестра по Ставропольскому краю ДД.ММ.ГГГГ (регистрационная запись , ).

Также судом установлено, что постановлением администрации города Лермонтова от ДД.ММ.ГГГГ , ФИО4 предоставлен в аренду сроком на 5 лет земельный участок , площадью 705 кв.м, с кадастровым номером , расположенный в IV северной селитебной зоне г. Лермонтова Ставропольского края, с видом разрешенного использования: земельные участки индивидуальных жилых домов, из категории земель – земли населенных пунктов, для индивидуального жилищного строительства.

Постановлением администрации города Лермонтова от ДД.ММ.ГГГГ в постановление администрации города Лермонтова от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения, увеличившие срок аренды земельного участка с кадастровым номером с 5 до 10 лет.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением имущественных отношений администрации города Лермонтова с ФИО4 заключен договор аренды земельного участка, в соответствии с которым земельный участок с кадастровым номером передан в аренду ФИО4 для использования в целях индивидуального жилищного строительства на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением администрации города Лермонтова от ДД.ММ.ГГГГ утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером , местоположение которого: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес> ФИО4 выдано разрешение на строительство индивидуального жилого дома (2 этажа), расположенного по адресу: <адрес>, сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю за ФИО4 зарегистрировано право собственности на объект незавершенного строительства со степенью готовности 5 %, которому присвоен кадастровый (регистрационная запись ).

На основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Управлением имущественных отношений администрации города Лермонтова и ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю зарегистрировано право собственности ФИО4 на земельный участок с кадастровым номером (регистрационная запись ).

ДД.ММ.ГГГГ между ФИО4 и Косовой Н.А. заключен договор купли-продажи земельного участка с объектом незавершенного строительства, в соответствии с которым земельный участок с кадастровым номером и размещенный на нем объект незавершенного строительства, площадью 171,5 кв.м., степенью готовности объекта незаверенного строительства - 5% с кадастровым номером приобретен Косовой Н.А.

Право собственности на земельный участок с кадастровым номером Косовой Н.А. зарегистрировано в Управлении Росреестра по Ставропольскому краю ДД.ММ.ГГГГ (регистрационная запись ). Также, ДД.ММ.ГГГГ ответчиком зарегистрировано право собственности на объект незавершенного строительства с кадастровым номером .

В соответствии с ч. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

Согласно ч. 2 ст. 222 ГК РФ лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Использование самовольной постройки не допускается.

Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.

Одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).

Из анализа приведенных правовых норм следует, что постройка будет считаться созданной на земельном участке, не отведенном для этих целей, если она возведена с нарушением правил целевого использования земли (статья 7 Земельного кодекса Российской Федерации) либо вопреки правилам градостроительного зонирования (статьи 35 - 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статья 85 Земельного кодекса Российской Федерации, правила землепользования и застройки конкретного населенного пункта, определяющие вид разрешенного использования земельного участка в пределах границ территориальной зоны, где находится самовольная постройка).

Согласно ст. 5 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия, относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

На территории указанных участков устанавливаются ограничения на использование земель и ведение хозяйственной деятельности, направленные на обеспечение сохранности объекта археологического наследия.

Особый режим использования земельных участков, в границах которых располагается объект археологического наследия, предусматривает возможность проведения археологических полевых работ в порядке, установленном Федеральным законом, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в ст. 30 Федерального закона при условии обеспечения сохранности объекта археологического наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее — реестр), а также обеспечения доступа граждан к указанному объекту археологического наследия.

Как установлено судом, Решением Исполнительного комитета Ставропольского краевого Совета народных депутатов от 01.10.1981 № 702 утверждён Список памятников истории и культуры Ставропольского края, подлежащих государственной охране как памятники регионального и федерального значения.

Постановлением главы администрации Ставропольского края от 01.11.1995 № 600 «О дополнении Списка памятников истории и культуры Ставропольского края, подлежащих государственной охране как памятников местного и республиканского значения, утвержденного решением крайисполкома от 01.10.81 № 702» объект культурного наследия федерального значения ансамбль «Курганная группа «Цыганский Бугор», III - II тыс. до н.э., расположенный по адресу (местонахождение): Ставропольский край, г. Лермонтов, 510 метров на западо- северо-запад от жилого дома № 33 по ул. Волкова (далее - «Курганная группа «Цыганский Бугор», Памятник) поставлен на государственный учет и охрану.

19.09.2017 Приказом Министерства культуры Российской Федерации № 106849-р объект культурного наследия федерального значения ансамбль «Курганная группа «Цыганский Бугор», III - II тыс. до н.э., распложенный по адресу Ставропольский край, г. Лермонтов, 510 метров на западо-северо-запад от жилого дома № 33 по ул. Волкова, был зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации с присвоенным номером № 261741033320006.

Приказом Управления Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия (далее - управление) от 25.04.2022 № 405 утверждены границы территории и режима использования земельных участков в границах территории объект культурного наследия федерального значения «Курганная группа «Цыганский Бугор» (далее - ансамбль), согласно которому в границах ансамбля запрещается сбор с поверхности с применением технических средств (или без таковых) археологических находок (подъёмного материала) без специального разрешения (Открытого листа), выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Также запрещается осуществление любых действий, ведущих к повреждению, разрушению или уничтожению объекта археологического наследия и его природного комплекса.

29.04.2022 Приказом Управления был утверждён предмет охраны объекта археологического наследия, согласно которому предметом охраны являются: территория памятника площадью 4386 кв.м.; культурный слой памятника; археологические недвижимые и движимые объекты, содержащиеся на поверхности и под ней конструкции и сооружения, антропологические и теологические материалы, археологические предметы, следы погребальных и религиозных ритуалов); археологический подъёмный материал в границах территории памятника.

Приказом управления от 14.06.2022 № 584 утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца земельного участка, в границах которого находится Памятник, в котором определены требования к осуществлению деятельности в границах территории «Курганной группы «Цыганский Бугор», требования к сохранению объекта культурного наследия, требования к содержанию и использованию объекта культурного наследия и иные требования.

21.06.2022 указанное охранное обязательство направлено в адрес Косовой Н.А.

В соответствии с частью 1 статьи 33 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий. В соответствии с частью 1 статьи 47.3 Закона № 73-ФЗ собственник или иной законный владелец объекта культурного наследия обязан осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; не проводить работы, ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия; не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры объекта культурного наследия.

Согласно пункту 7 статьи 48 Закона № 73-ФЗ в случае, если к моменту заключения договора, предусматривающего передачу права собственности на объект культурного наследия, включенный в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо права владения и (или) пользования таким имуществом, в отношении указанного объекта, действует охранное обязательство, предусмотренное статьей 47.6 Закона № 73-ФЗ, такой договор должен содержать в качестве существенного условия обязательство лица, у которого на основании такого договора возникает право собственности на указанное имущество или право владения и (или) пользования этим имуществом, по выполнению требований, предусмотренных соответствующим охранным обязательством, порядок и условия их выполнения. В случае отсутствия в договоре предусмотренного данным пунктом существенного условия сделка является ничтожной, копия охранного обязательства является неотъемлемой частью такого договора.

На основании пункта 9 статьи 48 Закона № 73-ФЗ в случае, если к моменту заключения указанных в пункте 7 статьи 48 Закона № 73-ФЗ договоров в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, являющегося объектом сделки, не оформлены охранные документы, предусмотренные статьей 47.6 Закона № 73-ФЗ зли пунктом 8 статьи 48 Закона № 73-ФЗ, лицо, у которого на основании указанных договоров возникает право собственности на объект культурного наследия, включенный в реестр, либо права владения и (или) пользования таким имуществом, обязано выполнять требования в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусмотренные пунктами 1-3 статьи 47.3 Закона № 73-ФЗ, до момента вручения такому лицу охранного обязательства, предусмотренного статьей 47.6 Закона № 73-ФЗ.

После получения указанного охранного обязательства лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежат на праве собственности или ином вещном праве, указанное лицо обязано обеспечить внесение в договоры, предусматривающие передачу третьим лицам права владения и (или) пользования таким объектом, изменений, предусматривающих в качестве существенного условия обязательство лица, во владении и (или) в пользовании которого находится указанное имущество, по выполнению требований, предусмотренных охранным обязательством, а также порядок и условия их выполнения. Копия охранного обязательства является неотъемлемой частью договора. Действие пункта 9 статьи 48 Закона № 73-ФЗ распространяется на случаи заключения договоров, предусматривающих передачу прав владения и (или) пользования объектом культурного наследия, включенным в реестр, земельным участком, в границах которого располагается объект археологического наследия, между лицами, которые приобрели указанное право на основании договоров, и третьими лицами (договор субаренды и другие договоры).

Согласно п.п. 3, 7 ст. 11 Закона № 73-ФЗ региональный государственной надзор в области охраны объектов культурного наследия осуществляется региональными органами охраны объектов культурного наследия согласно их компетенции в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Мероприятия по контролю за состоянием объектов культурного наследия и систематическое наблюдение в отношении объектов культурного наследия федерального значения, объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, проводятся должностными лицами органов охраны объектов культурного наследия на основании заданий таких органов.

На основании Задания Управления на проведение контрольного (надзорного) мероприятия выездное обследования от ДД.ММ.ГГГГ было проведено контрольное (надзорное) мероприятие в отношении ансамбля, целью которого было проведение проверки сведений о нарушении обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны. В ходе проверки составлен акт выездного обследования от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому был выявлен факт нарушения статьи 30 Федерального закона, а именно на территории ансамбля возведены два объекта капитального (незавершенного) строительства. Согласно данным единого государственного реестра недвижимости, на земельном участке с кадастровым номером , находящемся по адресу: <адрес>, расположен объект незавершенного строительства с кадастровым номером , находящийся по адресу: <адрес>, а на земельном участке с кадастровым номером , находящемся по адресу: <адрес> в IV северной селитебной зоне, расположен объект незавершённого строительства с кадастровым номером , находящийся по адресу: <адрес>.

06 февраля 2023 г. в адрес Косовой Н.А. была направлена претензия об устранении выявленных нарушений в границах объекта культурного наследия. Ответа на претензию администрация города Лермонтова не получила, нарушения устранены не были.

Согласно пп. 1 п. ст. 5.1 Закона № 73-ФЗ в границах территории объекта культурного наследия (памятника или ансамбля) запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.

Таким образом, принимая во внимание, что земельные участки с кадастровыми номерами , располагаются в границах объекта культурного наследия федерального значения, относящегося к категории земель особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование которой не предусматривает строительство объектов капитального строительства, что свидетельствует о наличии признаков самовольности спорных объектов.

Доводы представителя ответчика о том, что ответчик не обладал сведениями о принадлежности данного земельного участка к землям с особыми условиями использования, спорные объекты незавершенного строительства были построены в соответствии с действовавшим на то время законодательством и, соответственно, право собственности на них зарегистрировано на законных основаниях, не имеют правового значения по существу рассматриваемого спора.

Истцом в качестве основания для признания спорных объектов самовольной постройкой указано факт их расположения в зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности объекта культурного наследия федерального значения - ансамбль «Курганная группа «Цыганский Бугор». Предъявление требования администрацией г. Лермонтова обусловлено необходимостью защиты публичных интересов и направлено на устранение угрозы, которую создает сохранение построек.

Согласно положениям статей 3, 33 и 34 Закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Аналогичные требования содержались и в действовавшем на момент включения в список памятников истории и культуры Ставропольского края, подлежащих государственной охране как памятников местного и республиканского значения (1981 год) Законе РСФСР от 15.12.1978 «Об охране и использовании памятников истории и культуры» (статьи 1, 2, 8, 10, 21, 27, 33 - 35 указанного закона).

В соответствии со статьей 34 Закона № 73 в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.

В целях обеспечения сохранения памятников истории и культуры и занимаемых ими территорий, на основании статьи 34 Закона № 73-ФЗ, статьи 20 Закона Ставропольского края «Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры в Ставропольском крае», Приказом министерства культуры Ставропольского края от 18.04.2003 № 42 (далее - Приказ № 42) были утверждены временные проекты охранных зон и зон регулирования застройки памятников архитектуры и истории.

Пунктом 5 Приказа для ансамблей/комплексов памятников - четко локализуемых на исторически сложившихся территориях групп памятников, строений и сооружений фортификационного, жилого, общественного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения (храмовые комплексы, монастыри, подворье) - как стоящих на государственной охране, так и выявленных объектов культурного наследия – утверждены:

- в качестве временных объединенных охранных зон - территории ансамблей/комплексов в исторически сложившихся границах (если они обозначены на местности) или в радиусе 30 м от наиболее удаленных объектов, включая территорию между всеми объектами ансамбля/комплекса.

- в качестве временных зон регулирования застройки и хозяйственной деятельности - территории в радиусе 100 м от объединенных охранных зон памятников.

Режим использования зон охраны объекта культурного наследия распространяется на все участки, расположенные в границах указанных зон, вне зависимости от их отнесения к категории «земли историко-культурного назначения» или любой другой категории земель.

Сохранение самовольной постройки нарушает охраняемые законом интересы других лиц, в том числе, если она создана на земельном участке, в силу закона отнесенном к территории, в отношении которой установлен режим охраны, который исключает возможность ее застройки, поскольку такая застройка нарушает или создает угрозу нарушения прав человека на благоприятную окружающую среду (статья 43 Конституции Российской Федерации), доступ к культурным ценностям (статья 44 Конституции Российской Федерации), поскольку нарушает режим охраны земель, недр, водных объектов, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, окружающей среды, особо охраняемых природных территорий и объектов, объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

С учетом изложенного, поскольку незавершенный строительством объект 8% готовности, общей площадью 71,6 кв. м, с кадастровым номером , расположенный на земельном участке с кадастровым номером , и незавершенный строительством объект 5% готовности, общей площадью 171,5 кв. м, с кадастровым номером , расположенный на земельном участке с кадастровым номером , были построены с нарушением режима использования земель в границах объекта культурного наследия федерального значения, указанные объекты незавершенного строительства являются самовольной постройкой и подлежат сносу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования администрации г. Лермонтова удовлетворить.

Возложить на Косову Н.А. обязанность снести расположенные на земельных участках с кадастровыми номерами , , объекты незавершенного строительства с кадастровым номером , находящийся по адресу: <адрес>, и с кадастровым номером , находящийся по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Лермонтовский городской суд.

Мотивированное решение изготовлено 16 июня 2023 г.

Председательствующий судья                                        К.В. Рогозин

2-230/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Администрация г. Лермонтова
Ответчики
Косова Наталья Анатольевна
Другие
Абросимов Олег Анатольевич
Управление по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия по Ставропольскому краю
Суд
Лермонтовский городской суд Ставропольского края
Судья
Рогозин К.В.
Дело на странице суда
lermontovsky.stv.sudrf.ru
05.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.04.2023Передача материалов судье
07.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.04.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
10.05.2023Предварительное судебное заседание
18.05.2023Предварительное судебное заседание
09.06.2023Судебное заседание
16.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.06.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее