Дело № 2-943/2023
УИД 11RS0016-01-2023-001396-41
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Сурниной Т.А.,
при секретаре судебного заседания Алееве А.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в с. Выльгорт
23 ноября 2023 года гражданское дело по исковому заявлению администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми к администрации сельского поселения «Зеленец» о признании права муниципальной собственности,
установил:
Администрация МР «Сыктывдинский» РК обратилась в суд с иском к администрации СП «Зеленец» о признании права муниципальной собственности на сеть теплоснабжения к многоквартирному дому <адрес>, протяженностью 55 метров, и о признании права муниципальной собственности на сеть холодного водоснабжения к многоквартирному дому <адрес>, протяженностью 55 метров. В обоснование заявленных требований указано, что указанные объекты на кадастровый учет не поставлены. Ссылаясь на то, что вопросы организации теплоснабжения, водоотведения и водоснабжения на территории сельского поселения отнесены к полномочиям органа местного самоуправления соответствующего муниципального района, а для реализации указанных полномочий необходимо принятие спорного имущества в муниципальную собственность, истец обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Истец администрация МР «Сыктывдинский» РК, ответчик администрация СП «Зеленец» будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили, просили о рассмотрении дела без участия представителей.
От ответчика администрации СП «Зеленец» поступил письменный отзыв на иск, согласно которому администрация просит удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц.
Исследовав письменные материалы дела, суд находит требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 11, 12 Гражданского кодекса РФ судебная защита нарушенных или оспоренных прав осуществляется в судебном порядке, в том числе путем признание права.
Как следует из анализа положений главы 14 Гражданского кодекса РФ, право собственности на объекты недвижимого имущества возникает по основаниям, предусмотренным законом.
В соответствии со ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре.
Судом установлено и из материалов дела следует, что объекты: сеть теплоснабжения к многоквартирному дому <адрес> протяженностью 55 метров, и сеть холодного водоснабжения к многоквартирному дому <адрес>, протяженностью 55 метров, - расположены на территории муниципального района «Сыктывдинский».
Согласно представленным материалам в реестре государственного имущества, а также на балансах сельского поселения «Зеленец», ООО «Сыктывдинская тепловая компания», МУП «Энергия» спорные сооружения не числятся.
При этом, как следует из данных, представленных Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, на государственном кадастровом учете отсутствуют сведения о спорных объектах недвижимости в виде сети теплоснабжения и сети холодного водоснабжения к многоквартирному дому <адрес>, протяженностью 55 метров, как и сведения о зарегистрированных правах в отношении указанных объектов.
Администрация района, обращаясь в суд с иском, ссылалась на необходимость признания права муниципальной собственности на указанные объекты в целях исполнения возложенных законом полномочий.
Согласно п. 3 ст. 218 Гражданского кодекса РФ в случаях и в порядке, предусмотренных данным кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Как следует из ст. 219 Гражданского кодекса РФ право собственности на вновь созданное имущество, подлежащее регистрации, возникает с момента государственной регистрации такого права.
С учетом указанных норм, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
Согласно положениям п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 и 4 указанной статьи, иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Таким образом, поскольку организация тепло- и водоснабжения на территории сельского поселения не включена в перечень вопросов местного значения сельского поселения, перечисленных в ч. 3 ст. 14 Федерального закона №131-ФЗ, указанный вопрос, в соответствии с ч. 4 данной статьи решается органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона №190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится, в том числе, организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В соответствии с п. 1 ч. 1 и ч. 1.1 ст. 6 Федерального закона №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных округов, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, муниципального округа, городского округа гарантирующей организации; согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, муниципальных округов, городских округов; утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ; согласование инвестиционных программ; принятие решений о порядке и сроках прекращения горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и об организации перевода абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иную систему горячего водоснабжения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; заключение соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; установление нормативов состава сточных вод; иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.
Таким образом, на органы местного самоуправления муниципальных районов возложена обязанность по организации тепло- и водоснабжения на территории муниципального образования, в том числе по обеспечению их надлежащей эксплуатации.
Из анализа указанных норм следует, что деятельность, в том числе, по содержанию и обслуживанию сетей тепло- и водоснабжения на территории муниципальных районов, относится к компетенции органов местного самоуправления муниципальных районов.
Информации о наличии собственника спорного объекта материалы настоящего дела не содержат.
Учитывая изложенное, поскольку спорные объекты расположены в границах муниципального района «Сыктывдинский», собственник названного имущества неизвестен, суд приходит к выводу о возникновении у истца права собственности на спорный объект.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для признания права муниципальной собственности муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» на объекты: сеть теплоснабжения к многоквартирному дому <адрес>, протяженностью 55 метров, и сеть холодного водоснабжения к многоквартирному дому <адрес>, протяженностью 55 метров.
Руководствуясь ст.193-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
исковые требования администрации муниципального района «Сыктывдинский» удовлетворить.
Признать право муниципальной собственности муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми на объекты - сеть теплоснабжения к многоквартирному дому <адрес>, протяженностью 55 метров, и сеть холодного водоснабжения к многоквартирному дому <адрес>, протяженностью 55 метров.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня его составления в окончательной форме.
Судья Т.А. Сурнина
Решение в окончательной форме составлено 29.11.2023.