Дело № 2-539/2024
УИД 16RS0041-01-2024-000196-73
Учёт 2.066г
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
23 апреля 2024 года город Лениногорск Республика Татарстан
Лениногорский городской суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Ивановой С.В., при секретаре судебного заседания Корнеевой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Ойл-Сервис» к Залилову В.В. о взыскании денежной суммы,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Ойл-Сервис» (далее по тексту – ООО «Ойл-Сервис») обратилось в суд с иском к Залилову В.В. о взыскании денежной суммы.
В обоснование исковых требований указано, что между ООО «Ойл-Сервис» и Залиловым В.В. был заключен договор № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ответчик был принят на работу, на должность <данные изъяты>. В период, когда ответчик состоял в трудовых отношениях с ООО «Ойл-Сервис» он прошел обучение за счет средств работодателя в ЧОУ ДПО УЦ «Наука-Сервис» на общую сумму <данные изъяты> Трудовые отношения между сторонам прекращены ДД.ММ.ГГГГ. Общая сумма понесенных истцом расходов с учетом фактически отработанного времени составила <данные изъяты>. Произвести удержание задолженности в бесспорном порядке невозможно, поскольку работник в настоящее время уволен. Согласно пункта 11.1 Трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ работник, прошедший обучение (повышение квалификации и т.д.) за счет средств работодателя, должен отработать в данном обществе не менее срока, указанного в документах, выдаваемых после обучения, но в любом случае не менее одного года. В случае увольнения без уважительных причин до истечения срока, обусловленного трудовым договором или соглашением об обучении за счет средств работодателя, работник обязан возместить затраты, понесенные работодателем на его обучение, исчисленные пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени. В случае заключения между работодателем и работником дополнительного соглашения, регулирующего отношения в части возмещения затрат на обучение, стороны будут руководствоваться положениями дополнительного соглашения. Доказательством размера причиненного действительного ущерба являются: акт № от ДД.ММ.ГГГГ, протокол № от ДД.ММ.ГГГГ, протокол № от ДД.ММ.ГГГГ, протокол №-ОТ от ДД.ММ.ГГГГ, протокол №-ОТ от ДД.ММ.ГГГГ, протокол №-ОТ от ДД.ММ.ГГГГ, расчет остаточной стоимости. Стоимость обучения оплачена в полном объеме.
По изложенным основаниям истец просит суд взыскать с ответчика Залилова В.В. в пользу «Ойл-Сервис» сумму в размере <данные изъяты>, а также понесенные при обращении в суд с настоящим иском расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты>.
Заочным решением суда от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования общества с ограниченной ответственностью «Ойл-Сервис» к Залилову В.И. о взыскании денежных средств.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ заочное решение от ДД.ММ.ГГГГ по иску общества с ограниченной ответственностью «Ойл-Сервис» к Залилову В.И. о взыскании денежных средств отменено и возобновлено рассмотрение дела по существу.
Представитель истца в судебное заседание не явился, имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии своего представителя. Исковые требования поддержали в полном объеме.
Ответчик Залилов В.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении в отсутствие, исковые требования не признал.
Суд, руководствуясь положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежаще уведомленных о времени и месте слушания данного дела.
Изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 196 Трудового кодекса Российской Федерации необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования, а также направления работников на прохождение независимой оценки квалификации для собственных нужд определяет работодатель. Формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников, перечень необходимых профессий и специальностей, в том числе для направления работников на прохождение независимой оценки квалификации, определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов. В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности. Работникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Согласно пункта 10 "Обзора практики рассмотрения судами дел о материальной ответственности работника" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ) возможность включения в трудовой договор условий, обязывающих работника возместить работодателю затраты, понесенные на его обучение, в случае увольнения работника без уважительных причин до истечения определенного трудовым договором срока, предусмотрена нормами Трудового кодекса Российской Федерации и не снижает уровень гарантий работника по сравнению с установленными трудовым законодательством.
Трудовым кодексом Российской Федерации определено содержание трудового договора путем закрепления в статье 57 названного кодекса перечня обязательных и дополнительных условий, в частности возможности включать в трудовой договор условие об обязанности работника отработать после обучения, проводимого за счет средств работодателя, не менее установленного договором срока, а также установления дополнительной гарантии для работников, как более слабой стороны, в виде запрета включать в трудовой договор условия, ухудшающие положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Такое правовое регулирование согласуется с принципом свободы трудового договора.
Заключая соглашение об обучении за счет средств работодателя, работник добровольно принимает на себя обязанность отработать не менее определенного срока у работодателя, оплатившего обучение, а в случае увольнения без уважительных причин до истечения данного срока - возместить работодателю затраты, понесенные на его обучение, при их исчислении по общему правилу пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени. Тем самым обеспечивается баланс прав и интересов работника и работодателя: работник повышает профессиональный уровень и приобретает дополнительные преимущества на рынке труда, а работодателю компенсируются затраты по обучению работника, досрочно прекратившего трудовые отношения с данным работодателем без уважительных причин.
Трудовым кодексом Российской Федерации предусмотрена как возможность заключения ученического договора (согласно которому работнику обеспечивается за счет средств работодателя именно образования), являющегося одним из видов договоров об обучении работника за счет средств работодателя (глава 32 ТК РФ), так и заключение иных соглашений об обучении работника в рамках имеющейся у него квалификации.
Последствия невыполнения обучающимся обязательства после окончания ученичества приступить к работе по вновь полученной профессии, специальности или квалификации и отработать у данного работодателя в течение срока, установленного ученическим договором, определены в статье 207 Трудового кодекса Российской Федерации. В соответствии с частью второй указанной нормы права в случае, если ученик по окончании ученичества без уважительных причин не выполняет свои обязательства по договору, в том числе не приступает к работе, он по требованию работодателя возвращает ему полученную за время ученичества стипендию, а также возмещает другие понесенные работодателем расходы в связи с ученичеством.
Из приведенных норм Трудового кодекса Российской Федерации следует, что между работодателем и работником могут заключаться как ученический договор, так и иные договоры об обучении, то есть ученический договор является не единственным видом заключаемых между работником и работодателем договоров об обучении. Подготовка работников и их дополнительное профессиональное образование осуществляются работодателем, в том числе и на условиях, определенных трудовым договором. Одним из дополнительных условий, которые в соответствии с законом (часть четвертая статьи 57 ТК РФ) могут включаться в трудовой договор и которые не ухудшают положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, является обязанность работника отработать после обучения не менее определенного договором срока, если обучение проводилось за счет средств работодателя. В случае неисполнения этой обязанности статья 249 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает обязанность работника возместить работодателю затраты, связанные с его обучением.
В соответствии со статьей 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации в порядке, установленном данным Кодексом, иными федеральными законами.
Из статьи 198 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что работодатель вправе заключать с лицом, ищущим работу, ученический договор на профессиональное обучение, а с работником данной организации - ученический договор на профессиональное обучение или переобучение без отрыва или с отрывом от работы.
В соответствии со статьей 199 Трудового кодекса Российской Федерации ученический договор должен содержать обязанность работника пройти обучение и в соответствии с полученной профессией, специальностью, квалификацией проработать по трудовому договору с работодателем в течение срока, установленного в ученическом договоре.
В период ученичества ученикам, в силу статьи 204 Трудового кодекса Российской Федерации, выплачивается стипендия, размер которой определяется ученическим договором и зависит от получаемой профессии, специальности, квалификации, но не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В соответствии со статьями 207, 208 Трудового кодекса Российской Федерации в случае, если ученик по окончании ученичества без уважительных причин не выполняет свои обязательства по договору, в том числе не приступает к работе, он по требованию работодателя возвращает ему полученную за время ученичества стипендию, а также возмещает другие понесенные работодателем расходы в связи с ученичеством. Ученический договор прекращается по окончании срока обучения или по основаниям, предусмотренным этим договором.
В соответствии со статьей 249 Трудового кодекса Российской Федерации в случае увольнения без уважительных причин до истечения срока, обусловленного трудовым договором или соглашением об обучении за счет средств работодателя, работник обязан возместить затраты, понесенные работодателем на его обучение, исчисленные пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени, если иное не предусмотрено трудовым договором или соглашением об обучении.
Судом установлено и из материалов дела следует, что между ООО «Ойл – Сервис» и Залиловым В.В. был заключен трудовой договор № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Залилов В.В. был принят на работу на должность <данные изъяты> (л.д. 7-9).
В период, когда Залилов В.В. состоял в трудовых отношениях с ООО «Ойл – Сервис», он прошел обучение за счет средств работодателя в ЧОУ ДПО УЦ «Наука – Сервис» на общую сумму <данные изъяты>.
Трудовые отношения между сторонами прекращены ДД.ММ.ГГГГ по инициативе работника на основании пункта 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (л.д. 10).
Общая сумма понесенных истцом расходов с учетом фактически отработанного ответчиком времени составила <данные изъяты>
Данные обстоятельства сторонами не оспариваются и подтверждаются: приказом о прекращении трудового договора с работником №/у от ДД.ММ.ГГГГ, трудовым договором № от ДД.ММ.ГГГГ, договором на оказание платных образовательных услуг № от ДД.ММ.ГГГГ, актом № от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом заседания аттестационной комиссии ЧОУ ДПО УЦ «Наука – Сервис» № от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом заседания аттестационной комиссии ЧОУ ДПО УЦ «Наука – Сервис» № от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом заседания аттестационной комиссии ЧОУ ДПО УЦ «Наука – Сервис» №-ОТ от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом заседания аттестационной комиссии ЧОУ ДПО УЦ «Наука – Сервис» №-ОТ от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом заседания аттестационной комиссии ЧОУ ДПО УЦ «Наука – Сервис» №-ОТ от ДД.ММ.ГГГГ, расчет остаточной стоимости.
Таким образом, юридически значимыми обстоятельствами по делам данной категории являются наличие затрат, понесенных работодателем на обучение работника, невыполнение работником обязанностей по отработке в течение времени, обусловленного договором (пункт 11.1 Трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ) и увольнении без уважительных причин, что привело к прямому действительному ущербу работодателя.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно определению Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1005-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Р.А.В. на нарушение его конституционных прав статьей 249 Трудового кодекса Российской Федерации" заключая соглашение об обучении за счет средств работодателя, работник добровольно принимает на себя обязанность отработать не менее определенного срока у работодателя, оплатившего обучение, а в случае увольнения без уважительных причин до истечения данного срока - возместить работодателю затраты, понесенные на его обучение, при их исчислении по общему правилу пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени. Такое правовое регулирование направлено на обеспечение баланса прав и интересов работника и работодателя, способствует повышению профессионального уровня данного работника и приобретению им дополнительных преимуществ на рынке труда, а также имеет целью компенсировать работодателю затраты по обучению работника, досрочно прекратившего трудовые отношения с данным работодателем без уважительных причин.
Взыскание с работника затрат, понесенных работодателем на его обучение, основывающееся на добровольном и согласованном волеизъявлении работника и работодателя, допускается только в соответствии с общими правилами возмещения ущерба, причиненного работником работодателю, и проведения удержаний из заработной платы.
Таким образом, судом установлены обстоятельства направления работодателем ответчика на учебу, оплату стоимости обучения ответчика, а также увольнение ответчика до истечения срока, обусловленного договором, без уважительных причин, поскольку увольнение работника по собственному желанию к таковым не относится.
Доводы ответчика о том, что работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды работникам, как и доводы о соразмерности договорной ответственности работника и работодателя, к сложившимся правоотношениям неприменимы, поскольку предметом спора по настоящему делу является возмещение затрат работодателя, связанных с обучением работника.
Учитывая, что истец выполнил обязательства по обучению ответчика в соответствии с условиями договора, а ответчик не выполнил предусмотренные ученическим договором обязанности, суд полагает иск подлежащим удовлетворению.
В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Таким образом, ответчику следует возместить расходы по оплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты>
Руководствуясь статьями 12, 56, 98, 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования общества с ограниченной ответственностью «Ойл-Сервис» к Залилову В.В. о взыскании денежной суммы удовлетворить.
Взыскать с Залилова В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт <данные изъяты>, в пользу общества с ограниченной ответственностью «Ойл-Сервис» (<данные изъяты>) денежные средства в размере <данные изъяты>
Взыскать с Залилова В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт <данные изъяты>, в пользу общества с ограниченной ответственностью «Ойл-Сервис» (<данные изъяты>) судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Верховный Суд Республики Татарстан через Лениногорский городской суд Республики Татарстан.
Судья Лениногорского городского суда
Республики Татарстан подпись Иванова С.В.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Копия верна: судья Иванова С.В.
Подлинник данного документа подшит в деле № 2-539/2024, хранящемся в Лениногорском городском суде Республики Татарстан.