Дело № 2а -240/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
04 июля 2019 года п. Пограничный
Пограничный районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Билле И.П.,
при секретаре Шакировой Е.В.,
с участием помощника прокурора Пограничного района Приморского края Масловой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора Пограничного района Приморского края в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Пограничного городского поселения о признании бездействия незаконными и понуждении разработать и принять нормативно-правовой акт в сфере проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах,
У с т а н о в и л :
Прокурор Пограничного района Приморского края обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту неопределенного круга лиц к администрации Пограничного городского поселения Приморского края о возложении на администрацию Пограничного городского поселения обязанность по разработке и принятию нормативно правового акта по утверждению порядка и перечня случаев оказания на возвратной и (или) безвозвратной основе за счет средств местного бюджета дополнительной помощи при возникновении неотложной необходимости в проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Признать незаконным бездействие административного ответчика по разработке и принятию вышеуказанного нормативно-правового акта.
В обоснование требований прокурор указал, что прокуратурой Пограничного района во исполнение поручения прокуратуры Приморского края, в августе 2018 проведена проверка соблюдения администрацией Пограничного городского поселения Приморского края требований законодательства в сфере жилищного законодательства, в ходе которой установлено бездействие должностных лиц администрации Пограничного городского поселения, выразившееся в непринятии нормативно правового акта по утверждению порядка и перечня случаев оказания на возвратной и (или) безвозвратной основе за счет средств местного бюджета дополнительной помощи при возникновении неотложной необходимости в проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в соответствии с действующим законодательством РФ.
Статьей 3 Федерального закона от 20.12.2017 № 399-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и статью 16 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" предусмотрено, что органами местного самоуправления необходимо в срок не позднее шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, то есть до 20.06.2018 принять муниципальные нормативные правовые акты по утверждению порядка и перечня случаев оказания на возвратной и (или) безвозвратной основе за счет средств местного бюджета дополнительной помощи при возникновении неотложной необходимости в проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
В нарушение указанных требований законодательства администрацией Пограничного городского поселения нормативно-правовые по утверждению порядка и случаев оказания за счет средств местного бюджета дополнительной помощи в проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, не приняты, что влечет нарушение прав граждан, нуждающихся в проведении такого ремонта.
Прокуратурой района 21.08.2018 в адрес главы администрации Пограничного городского поселения внесено представление. 26.09.2018 получен ответ о том, что ведется разработка вышеуказанного нормативного правового акта.
В судебном заседании помощник прокурора Маслова Е.В. административные исковые требования поддержала в полном объеме, по доводам, изложенным в иске, пояснив, что дополнительное соглашение № 30 от 02.07.2019 не рассмотрено на заседании Муниципального комитета и Думы Пограничного района.
Представитель административного истца и.о. главы Пограничного городского поселения Швыдкий Д.П. с исковыми требованиями не согласился, пояснив, нормативный правовой акт принят администрацией Пограничного муниципального района. Для исполнения указанного нормативно-правового акта, производства капитального ремонта администрацией Пограничного муниципального района в бюджете предусмотрены денежные средства на эти цели. В связи с чем, принятие аналогичного нормативного правового акта администрацией Пограничного городского поселения не целесообразно, так как он принят и исполняется органом местного самоуправления - администрацией Пограничного муниципального района.
Представитель заинтересованного лица администрации Пограничного городского поселения Кожевникова Н.С. (по доверенности), пояснила, что нормативный правовой акт принят администрацией Пограничного муниципального района, который исполняется на территории района и поселения.
Исследовав материалы дела, доводы участников процесса, суд приходит к следующему выводу.
Исходя из положений ст. 3 Федерального закона от 20.12.2017 N 399-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и статьи 16 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" предусмотрено, что органами местного самоуправления необходимо в срок не позднее шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, то есть до 20.06.2018 принять муниципальные нормативные правовые акты по утверждению порядка и перечня случаев оказания на возвратной и (или) безвозвратной основе за счет средств местного бюджета дополнительной помощи при возникновении неотложной необходимости в проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ, орган местного самоуправления обязан выполнять требования Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 06.10.2003 года № 131-ФЗ.
Согласно ч.1 пунктов 9.2 и 9.3 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации, к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе:
учет муниципального жилищного фонда;
информирование собственников помещений в многоквартирных домах о способах формирования фонда капитального ремонта, о порядке выбора способа формирования фонда капитального ремонта;
утверждение порядка и перечня случаев оказания на возвратной и (или) безвозвратной основе за счет средств местного бюджета дополнительной помощи при возникновении неотложной необходимости в проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статье 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
В соответствии со статьей 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.
На основании части 2 статьи 1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
В силу статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Частью 1 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено право органов местного самоуправления по принятию муниципальных правовых актов по вопросам местного значения.
Применительно к положениям статьи 12 Конституции Российской Федерации и статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти и осуществляют свою деятельность самостоятельно в пределах своих полномочий и под свою ответственность.
Из смысла указанных положений закона следует, что акты, регламентирующие вопросы местного значения, принимаются органами местного самоуправления самостоятельно, исходя из собственного представления о необходимости правового регулирования тех или иных отношений, без вмешательства в их нормотворческую деятельность со стороны органов государственной власти.
Из данных норм следует, что суд не вправе обязать орган местного самоуправления принять какой-либо нормативный правовой акт, поскольку это является исключительной компетенцией органа местного самоуправления.
Требования прокурора в части возложения обязанности принять нормативный акт не основаны на законе и не подлежат удовлетворению.
Также не подлежат удовлетворению требования прокурора в части признания незаконным бездействие администрации в части непринятия мер по подготовке, разработке и принятию нормативно правового акта по утверждению порядка и перечня случаев оказания на возвратной и (или) безвозвратной основе за счет средств местного бюджета дополнительной помощи при возникновении неотложной необходимости в проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Постановлением администрации Пограничного муниципального района Приморского края № 842 от 21.12.2018 утвержден Порядок и перечень случаев оказания на возвратной и (или) безвозвратной основе за счет средств местного бюджета дополнительной помощи при возникновении неотложной необходимости в проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах».
Как установлено в судебном заседании, между администрацией Пограничного городского поселения и администрацией Пограничного муниципального района заключено соглашение № 1 от 31.01.2019, согласно которому полномочия администрации Пограничного городского поселения в области вопросов местного значения, переданы администрации Пограничного муниципального района.
На основании дополнительного Соглашения № 30 от 02.07.2019 к Соглашению № 1 от 31.01.219 администрация поселения передает, а администрация района принимает обязательства по организации и проведения аварийно-восстановительных и других неотложных работ, в том числе оказании на возвратной и (или) безвозвратной основе за счет средств местного бюджета дополнительной помощи при возникновении неотложной необходимости в проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,
Р Е Ш И Л :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░