№2-264/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 марта 2014 года село Иглино
Иглинский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Сафиной Р.Р.,
с участием истца Тепловой С.А.,
представителя ответчика администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан Пркофьевой В.И. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ №),
представителя третьего лица отдела опеки и попечительства администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан Гумеровой Д.А. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ),
при секретаре Насибуллиной Э.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тепловой С.А. к администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан об обязании предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения муниципального жилищного фонда,
У С Т А Н О В И Л:
Тепловой С.А. обратилась в суд с иском к администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан (далее по тексту - администрации МР Иглинский район РБ) об обязании предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения муниципального жилищного фонда, указывая в обоснование, что она родилась ДД.ММ.ГГГГ, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленного жилья не имеет. Её мать - Дульцева К.А. умерла ДД.ММ.ГГГГ, отца нет. До достижения 18-летнего возраста находилась в семье под опекой гр. Дульцевой В.Г. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она обучалась в <данные изъяты>. В настоящее время работает в <данные изъяты> должности диспетчера, зарегистрирована и проживает в жилом доме по адресу: <адрес>, который принадлежит её мужу - Теплову В.М. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в администрацию МР Иглинский район РБ с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения, однако, ей в этом было отказано по мотиву достижения возраста 26 (фактически - 23) лет. Считает данный отказ незаконным, поскольку о наличии у неё такого права она узнала лишь в ноябре 2013 года, раньше ей этого никто не разъяснял, опекун и отдел опеки не предпринимали мер по постановке её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. В связи с тяжелым материальным положением средств для обращения за квалифицированной юридической помощи не имеет, относится к социально незащищенной категории граждан. С учетом изложенного истец просит обязать администрацию МР Иглинский район РБ обеспечить её благоустроенным жилым помещением по договору специализированного жилищное помещения не менее 18 кв.м., исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору специализированного жилищного помещения муниципального жилищного фонда.
В ходе судебного заседания истец Теплова С.А. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить, суду пояснила, что после смерти матери, состоявшейся в 1977 году, она осталась сиротой, находилась под опекой Дульцевой В.Г., 23 -летнего возраста достигла в 1991 году, считает, что после внесения изменения в законодательство об обеспечение детей-сирот жилым помещением она имеет право претендовать на получение жилого помещения вне зависимости от возраста. Жилое помещение, в котором она в настоящее время зарегистрирована и проживает, строилось на средства родителей мужа.
Представитель ответчика администрации МР Иглинский район РБ Прокофьева В.И. с исковыми требованиями не согласилась, просила в его удовлетворении отказать, суду пояснила, что на момент достижения Тепловой С.А. 23-лет Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не был принят, поэтому у неё отсутствует право претендовать на получение жилого помещения.
Представитель третьего лица отдела опеки и попечительства администрации МР Иглинский район РБ Гумерова Д.А. с исковыми требованиями не согласилась.
Представитель третьего лица Правительства РБ на судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил и не просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Определением судьи Иглинского районного суда РБ от 21 февраля 2014 года к участию в деле в качестве третьи лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство образования РБ, Министерство финансов РБ, Государственный комитет РБ по строительству и архитектуре (далее по тексту - Госстрой РБ).
Представители третьих лиц Министерства образования РБ, Министерства финансов РБ, Госстроя РБ на судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представитель Министерства образования РБ в посредством факсимильной связи просил дело рассмотреть в отсутствие представителя Министерства, в возражениях на исковое заявление с иском не согласился, просил в его удовлетворении отказать. Представитель Министерства финансов РБ в письменных возражениях с исковым заявлением не согласился, просил в его удовлетворении отказать, дело рассмотреть в отсутствие Министерства. В возражениях на исковое заявление Госстрой РБ с исковыми заявлениями также не согласился, просил в их удовлетворении отказать, дело просил рассмотреть в отсутствие представителя Комитета.
Руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей третьих лиц - Правительства РБ, Министерства финансов РБ, Министерства образования РБ, Госстроя РБ, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Выслушав объяснения истца Тепловой С.А., представителя ответчика Прокофьевой В.И., представителя третьего лица отдела опеки и попечительства администрации МР Иглинский район РБ Гумеровой Д.А., исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к выводу о необоснованности заявленных требований.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года №184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подп. 24 п. 2 ст. 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Федеральный закон от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в редакции от 21 ноября 2011 года, имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).
В силу абз. 2 и 3 п. 1 ст. 8 названного Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года, подлежащей применению в соответствии с ее конституционно-правовым смыслом, выявленном в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05 февраля 2009 года №250-О-П, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5).
Названные положения Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" конкретизируются в жилищном законодательстве.
В соответствии с ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 года №260-3 (в редакции от 06 декабря 2011 года) "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, наделяются следующими государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).
Федеральным законом от 29 февраля 2012 года №15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" с 01 января 2013 года изменен механизм обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В частности, согласно абз. 1 ст. 8 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года №15-ФЗ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Положения ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в редакции Закона, действовавшего до 1 января 2013 года, распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Закона №15-ФЗ, в случае если ребенок, оставшийся без попечения родителей, не реализовал принадлежащее ему право на обеспечение жилыми помещениями до 01 января 2013 года.
Кроме того, п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ о внеочередном предоставлении жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с 1 января 2013 года признан утратившим силу, и в настоящее время законодательство не предусматривает внеочередное предоставление жилого помещения данной категории лиц.
Как следует из материалов дела, Тепловой С.А. родилась ДД.ММ.ГГГГ. Ёё мать - Дульцева К.А. умерла ДД.ММ.ГГГГ, сведения об отце отсутствуют.
Решением Исполкома Благоварского районного Совета народных депутатов Башкирской АССР от ДД.ММ.ГГГГ № опекуном Тепловой (Дульцевой) С.А. назначена Дульцева В.Г.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Теплова (Дульцева) С.А. обучалась в <данные изъяты>.
Таким образом, Теплова (Дульцева) С.А. относится к категории детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, 23-летнего возраста она достигла в ДД.ММ.ГГГГ, в настоящее время ей исполнилось 45 лет.
ДД.ММ.ГГГГ Теплова С.А. обратилась в администрацию МР Иглинский район РБ с заявлением о предоставлении жилого помещения на основании ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
ДД.ММ.ГГГГ № начальником отдела опеки по попечительства Базуевой О.А. ей дан ответ о том, что для постановки на учет предоставлен не полный пакет документов.
В ходе рассмотрения дела в суде сторонами не оспаривалось, что Теплова С.А. на учете из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилого помещения, не состоит.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец ссылается на то, что она в силу Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" имеет право на получение жилого помещения по договору специализированного жилого помещения муниципального жилищного фонда.
Однако, суд с таким утверждением не может согласиться.
Так, согласно положениям ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Частью 2 данной статьи предусмотрено, что по отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Как следует из положений ст. 13 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" он вступил в законную силу со дня его официального опубликования, пункты 5, 6 статьи 6, пункт 5 статьи 9 Федерального закона вступили в силу с 1 января 1998 года.
Нормами данного Закона не предусмотрено, что его действие распространяется на правоотношения, возникшие до введения его в действие, то есть на лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей достигших к моменту его принятия возраста свыше 23 лет, следовательно, его положения не распространяют свое действие на правоотношения по обеспечению Тепловой С.А. жилой площадью, которая достигла 23-летнего возраста до введение в действие данного Федерального закона.
При таком положении, суд приходит к выводу, что истец не может быть отнесена к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые в силу ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" имеет право на предоставление жилого помещения по договору специализированного жилого помещения муниципального жилищного фонда.
Суд считает необоснованным утверждение Тепловой С.А. о том, что она в настоящее время не обеспечена жилым помещением.
Так, из материалов дела следует, Теплова С.А. с ДД.ММ.ГГГГ состоит в зарегистрированном браке с Тепловым В.М. Жилое помещение по адресу: <адрес>, в котором истица в настоящее время проживает, с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано на праве собственности за её супругом - Тепловым В.М., что подтверждается регистрационным удостоверением №. Данных о наличии между супругами договоренности об ином режиме имущества супругов не имеется.
При таком положении, суд приходит, что указанное жилое помещение в силу ч.1 ст. 34 Семейного кодекса РФ является в совместной собственностью супругов, а стало быть, права Тепловой С.А. в этом имуществе составляют 1/2 долю.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, с учетом, что у Тепловой С.А. отсутствует право на получение жилого помещения по договору специализированного жилого помещения муниципального жилищного фонда суд полагает, что в удовлетворении исковых требований Тепловой С.А. об обязании ответчика предоставить жилое помещение по договору специализированного жилищного помещения муниципального жилищного фонда, следует отказать.
Руководствуясь ст. 194-196, 198, 199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении исковых требований Тепловой С.А. к администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан об обязании обеспечить благоустроенным жилым помещением по договору специализированного жилищного помещения муниципального жилищного фонда не менее 18 кв.м., исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору специализированного жилищного фонда, за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета Республики Башкортостан отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан через Иглинский районный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда изготовлено в окончательной форме 31 марта 2014 года.
Председательствующий Р.Р.Сафина