Дело № 2а-1256/2021
Судья: Воронов С.А. Дело № 33а-3924/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Якутск 16 ноября 2021 г.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Оконешниковой М.М., судей Дьяконовой З.С., Никодимова А.В.,
при секретаре Слепцовой Ю.А.,
с участием прокурора Рязанской А.Д.,
с участием представителя административного истца Андрейкив Я.О., представителя административного ответчика Избирательной комиссии муниципального образования «Мирнинский район» - Мутовкина В.А., заинтересованного лица - Кирова С.Г., представителей заинтересованного лица Якутского республиканского регионального отделения Политической партии КПРФ – Губарева В.Н., Каркавина А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании посредством видеоконференц-связи апелляционную жалобу заинтересованного лица на решение Мирнинского районного суда РС (Я) от 06 ноября 2021 года по делу по административному иску Коротких В.Г. к Избирательной комиссии Муниципального образования «Мирнинский район» об отмене решения о регистрации кандидата на должность Главы муниципального образования «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия), которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Оконешниковой М.М., выслушав пояснения участников процесса, заключение прокурора, судебная коллегия
установила:
Коротких В.Г. обратился с вышеуказанным административным иском, указав о том, что является зарегистрированным кандидатом на должность Главы муниципального образования «Мирнинский район» на досрочных выборах Главы муниципального образования «Мирнинский район», назначенных на 28 ноября 2021 г. Решением избирательной комиссии от 26 октября 2021 года в качестве кандидата на должность Главы муниципального образования «Мирнинский район» РС (Я) зарегистрирован Киров С.Г. Считает данное решение незаконным в виду нарушения избирательным объединением процедуры выдвижения кандидата, а именно - принятие решения не местным отделением Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» (далее – КП РФ), членом которого является Киров С.Г., а Бюро Якутского республиканского регионального отделения политической партии, несоответствие данных о выдвигаемом кандидате в выписке из протокола заседания Бюро № ..., отсутствие решения избирательного объединения о назначении уполномоченного представителя, а также в виду отсутствия в представленных Кировым С.Г. одновременно с заявлением документах сведений о недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории РФ, и сведений о своих расходах по сделкам, совершенным в течение последних трех лет. Просит отменить решение Избирательной комиссии муниципального образования «Мирнинский район» о регистрации Кирова С.Г. в качестве кандидата на досрочных выборах главы муниципального образования «Мирнинский район».
Решением Мирнинского районного суда РС (Я) от 06 ноября 2021 года административное исковое заявление удовлетворено: решение Избирательной комиссии муниципального образования «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия) № ... от 26 октября 2021 года о регистрации кандидата на должность Главы муниципального образования «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия) - Кирова С.Г. - на досрочных выборах Главы муниципального образования «Мирнинский район» признано незаконным и отменено.
Киров С.В. обратился в Верховный суд РС (Я) с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда по основаниям неправильного применения норм материального права, неправильного истолкования закона. Приводит доводы о том, что при его выдвижении все положения Устава политической партии и требования Федерального закона «О политических партиях» соблюдены, что закон субъекта РФ не может ограничивать избирательные права политической партии. Считает, что в силу п.6.1 статьи 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии о его регистрации не подлежит отмене, поскольку избирательная комиссия не уведомила его о недостатках в документах, тем самым ввела его в заблуждение, поставила в затруднительное положение.
Представитель заинтересованного лица - регионального отделения Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» - в отзыве на апелляционную жалобу также просит решение суда отменить, считает, что оно вынесено с неправильным применением норм материального права. В обоснование жалобы ссылается на то, что форма и перечень документов для оформления уполномоченных представителей, представляемых в избирательные комиссии муниципального образования, Законом Республики Саха (Якутия» «О муниципальных выборах в Республике Саха (Якутия)» отсутствуют.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представителем избирательной комиссии муниципального образования, представителем административного истца, а также прокурором, участвующим в административном деле, представлены письменные возражения, в которых стороны просят оставить решение суда без изменения, жалобу – без удовлетворения.
В судебное заседание административный истец Коротких В.Г. не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, согласен на рассмотрение дела без его личного участия.
Информация о дате, времени и месте рассмотрения дела размещена в установленном п. 2 ч. 1 ст. 14, ст. 15 Федерального закона от 22.12.2008 N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" порядке на сайте Верховного Суда Республики Саха (Якутия).
При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ), судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие административного истца.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения участников процесса, заключение прокурора, судебная коллегия приходит к выводу об оставлении решения суда без изменения по следующим основаниям.
Решением Мирнинского районного Совета депутатов муниципального образования «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия) от 04 октября 2021 года на 28 ноября 2021 г. назначены досрочные выборы Главы муниципального образования «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия).
Решением Избирательной комиссии муниципального образования «Мирнинский район» от 01 ноября 2021 года № ... в качестве кандидата на должность Главы муниципального образования «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия) от Политической партии «Коммунистическая Партия Российской Федерации» зарегистрирован Коротких В.Г.
Решением избирательной комиссии от 26 октября 2021 года № ... в качестве кандидата на должность Главы муниципального образования «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия) от Якутского республиканского регионального отделения Политической партии «Коммунистическая Партия Российской Федерации» зарегистрирован Киров С.Г.
В соответствии с ч. 2 ст. 239 КАС РФ, пунктом 1 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ) решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, а также решения и действия (бездействие) избирательной комиссии, комиссии референдума и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
С административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу (ч. 10 ст. 239 КАС РФ, пункт 6 ст.76 ФЗ № 67-ФЗ).
Основания отмены решения комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), исключении кандидата из списка кандидатов, отмены регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума урегулированы ст. 76 Федерального закона N 67-ФЗ.
Пунктом 6 названной статьи предусмотрено, что решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом, если будет установлено, что оно было принято с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом. Так, в регистрации кандидата должно быть отказано в случаях несоблюдения требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях" (подпункт «б» пункта 24), отсутствия среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (подпункт «в»).
Отменяя решение избирательной комиссии муниципального образования «Мирнинский район» о регистрации кандидата на должность главы муниципального образования – Кирова С.Г., суд первой инстанции руководствовался приведенными выше нормами закона и исходил из того, что в нарушение требований Федерального закона № 67-ФЗ, Федерального закона "О политических партиях", Закона Республики Саха (Якутия) от 28 сентября 2011 года 964-3 N 815-IV "О муниципальных выборах в Республике Саха (Якутия)" кандидатом не были представлены список назначенных избирательным объединением уполномоченных представителей с указанием всех необходимых сведений, письменное согласие уполномоченных (уполномоченного) осуществлять деятельность, одновременно с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом на должность не были представлены сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами Российской Федерации, сведения о своих расходах, а так же о расходах своего супруга и несовершеннолетних детей.
Судебная коллегия соглашается с изложенными в принятом по делу решении выводами суда первой инстанции, поскольку они постановлены в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.
В соответствии с ч.1, ч.2 ст.32 Федерального закона № 67-ФЗ граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом. Непосредственное выдвижение может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением.
В силу ч.2 ст.35 Федерального закона № 67-ФЗ выдвижение кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях».
Пунктом 2 статьи 21 Федерального закона "О политических партиях" установлено, что Устав политической партии должен содержать положения, определяющие порядок выдвижения политической партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в том числе на повторных и дополнительных выборах (подпункт "и").
Решения о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии. Решения о выдвижении иными структурными подразделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления принимаются общим собранием соответствующего структурного подразделения либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии (пункт 2 статьи 25 Федерального закона "О политических партиях").
Уставом Политической партии «КП РФ» предусмотрено право Бюро Комитета регионального отделения на выдвижение кандидата на выборную должность на досрочных выборах, назначенных в муниципальном образовании (пункт 6.11).
Согласно части 1 статьи 11 Федерального Закона N 67-ФЗ законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации.
На территории Республики Саха (Якутия) порядок назначения, подготовки и проведения выборов депутатов представительных органов муниципальных образований и глав муниципальных образований установлены Законом РС (Я) от 28.09.2011 г. «О муниципальных выборах в Республике Саха (Якутия)», в главе 5 которой урегулированы вопросы, связанные с участием избирательного объединения в муниципальных выборах, правовой статус уполномоченных представителей избирательного объединения, их полномочия, срок осуществления ими полномочий, порядок прекращения полномочий, установлены определенные ограничения при осуществлении этой деятельности.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 36 Закона РС (Я) избирательное объединение назначает представителей, уполномоченных представлять избирательное объединение по всем вопросам, связанным с участием избирательного объединения в муниципальных выборах, в том числе по финансовым вопросам. Уполномоченные представители по финансовым вопросам назначаются только в случае выдвижения списка кандидатов по единому избирательному округу.
Уполномоченные представители избирательного объединения назначаются решением соответственно съезда политической партии, конференции (общего собрания) регионального отделения политической партии, иного структурного подразделения политической партии, конференции (общего собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения либо решением органа (должностного лица), уполномоченного на то соответственно решением съезда политической партии, конференции (общего собрания) регионального отделения политической партии, иного структурного подразделения политической партии, решением конференции (общего собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения. В соответствующем решении указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, серия, номер, дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, адрес места жительства, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий) каждого уполномоченного представителя, а также объем его полномочий (пункт 2 статьи 36).
Из системного толкования положений статей 34, 36, 39 Закона РС (Я) следует, что изложенные в них требования обязательны для исполнения избирательным объединением, участвующим в муниципальных выборах, и отсутствие установленной формы списка уполномоченных представителей при наличии полного перечня сведений, которые должны содержаться в указанном списке, не освобождает избирательное объединение и выдвинутого им кандидата от соблюдения обязанности, предусмотренной в законе.
Как правильно установлено судом первой инстанции, кандидатом Кировым С.Г. предусмотренные ст.36 Закона РС (Я) документы не были представлены в избирательную комиссию, что являлось достаточным основанием для отказа в регистрации его как кандидата на выборную должность в соответствии с п.п. «в» п.24 ст.38 Федерального закона № 67-ФЗ. Следует учесть, что другими кандидатами такие документы были представлены.
Статьей 33 Федерального закона N 67-ФЗ установлены условия выдвижения кандидатов, в том числе, определен перечень документов, которые должны быть представлены вместе с заявлением о согласии баллотироваться, среди которых названы сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей (подпункт "а" пункта 3.1); о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка (подпункт "б" пункта 3.1).
Законом РС (Я) в пункте 11 статьи 39 предусмотрены положения, аналогичные приведенной выше федеральной норме.
Согласно имеющегося в деле подтверждения получения документов для уведомления о выдвижении кандидата на должность Главы муниципального образования «Мирнинский район» избирательным объединением от 20 октября 2021 года, выданного Кирову С.Г., сведения о принадлежащем недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории РФ, о расходах данным кандидатом не были представлены (л.д. 72). Доказательств обратного не представлено.
Суд обоснованно указал, что пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ предусмотрено только одновременное представление кандидатом, избирательным объединением всех документов, необходимых для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, при этом допускается лишь возможность внесения уточнений и дополнений в уже поданные документы, а также замену представленных документов, оформленных с нарушением установленных требований. Таким образом, представление в избирательную комиссию документа, если он ранее не был представлен в сроки, установленные законом, недопустимо.
При таком положении, вне зависимости от извещения избирательной комиссией о выявленных недостатках в представленных документах, в регистрации Кирова С.Г. должно было быть отказано.
Как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 12 марта 2021 года N 6-П, наделение избирательных комиссий обязанностью извещать кандидатов о выявленных в представленных ими документах нарушениях не снимает с самого кандидата ответственности за качество, полноту и достоверность переданных им сведений и документов. В любом случае именно на кандидате лежит безусловная обязанность представить в избирательную комиссию вместе с заявлением о его согласии баллотироваться все иные документы, представление которых для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации предусмотрено законом, если только их изготовление и заверение не отнесено законом к полномочиям избирательной комиссии.
В этой связи у суда первой инстанции имелись основания для отмены оспариваемого решения избирательной комиссии.
Доводы апелляционной жалобы о неисполнении избирательной комиссией обязанности по уведомлению кандидата о допущенном нарушении в порядке, предусмотренном пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, основаны на неправильном толковании нормы закона. В соответствии с пунктом 6.1 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ не может быть отменено решение избирательной комиссии о регистрации кандидата только в случае, если избирательная комиссия не известила кандидата о нарушениях, допущенных при оформлении представленных документов, а на случаи, когда кандидатом не представлен в избирательную комиссию требуемый законом документ, положения указанной правовой нормы не распространяются.
Иные доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 14, 62 и 84 КАС РФ, по существу сводятся к несогласию административного ответчика с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Мирнинского районного суда РС (Я) от 06 ноября 2021 года по делу по административному иску Коротких В.Г. к Избирательной комиссии Муниципального образования «Мирнинский район» об отмене решения о регистрации кандидата на должность Главы муниципального образования «Мирнинский район» Республики Саха(Якутия) оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение 6 месяцев через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи