ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
<.>
<.>
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:председательствующего Устаевой Н.Х.,
судей Алиевой Э.З. и Багаутдиновой Ш.М.,
при секретаре ФИО7
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации MP «<адрес>» ФИО8 на решение Кизлярского городского суда от <дата>, которым постановлено:
«Исковое заявление ФИО1 к Администрации MP «<адрес>» о восстановлении в первоначальный список на учет нуждающихся в жилом помещении детей-сирот оставшихся без попечения родителей - удовлетворить.
Обязать администрацию MP «<адрес>» восстановить ФИО1, <дата> года рождения, уроженку <адрес>, Республики Дагестан, в первоначальный список на учет нуждающихся в жилом помещении детей-сирот оставшихся без попечения родителей».
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан ФИО11, судебная коллегия
Установила:
ФИО13 A.M. обратилась в суд с иском к администрации MP «<адрес>» о восстановлении в первоначальный список на учет нуждающихся в жилом помещении детей-сирот оставшихся без попечения родителей. В обоснование сослалась на то, что она входит в число детей - сирот, оставшихся без попечения родителей. В 2005 году постановлением администрации <адрес> ее бабушка - ФИО2, была назначена ее опекуном. Ее мать ФИО3 с 2001 года по настоящее время не выполняла свои родительские обязанности, оставив ее на воспитание у бабушки, ее местонахождение установить не представилось возможным, ввиду чего она <дата> она была признана судом безвестно отсутствующей.
О местонахождении отца ей также ничего не известно. Ввиду того, что она не имеет в собственности жилья, у нее возникла необходимость встать на учет как лицо, имеющее право на получение жилого помещения по договору социального найма. Все необходимые документы, подтверждающие отсутствие у нее на праве собственности жилого помещения ею были предоставлены в администрацию MP «<адрес>». Однако назвать дату, когда она была поставлена в очередь на получение жилья, она не может, так как этим занималась бабушка. Ей известно о том, что в 2016 году она была в списке очереди под №. Затем ей сообщили о том, что ее исключили из списка очереди, в связи с тем, что ее мать объявилась, и она больше не является сиротой. Однако она не видела свою мать, о ее существовании ей ничего не известно, никакого участия в ее жизни она по сегодняшний день не принимает. Считает, что снятие ее с учета является необоснованным и незаконным. О том, что она на учете более не состоит ей стало известно со слов бабушки, которая узнала об этом в администрации.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации MP «<адрес>» ФИО8 просит отменить решение суда. В обоснование указано, что в администрации MP «<адрес>» не имеется «первоначальный список на учет нуждающихся в жилом помещении детей-сирот оставшихся без попечения родителей», на который указано в резолютивной части решения суда, что делает неисполнимым судебное решение. В частности, в отделе опеки и попечительства администрации MP «<адрес>» с 2013г. ведется Книга учета детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении по <адрес>. В данный список включаются лица достигшие возраста 14 лет. По достижении ФИО1 возраста 16 лет её опекун ФИО2 обратилась в отдел опеки и попечительства о принятии ее подопечной на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по <адрес>. После этого была сделана отметка в указанной Книге на 6 листе под номером 60. Доводы истицы о том, что она в 2016 году была в списке очереди под №, являются голословными. В соответствии с п.5 Постановления Правительства Республики Дагестан от <дата> N 161 «Об утверждении порядка обеспечения жильем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан», администрация MP «<адрес>» РД ежегодно формирует Список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения, а также лиц из их числа, которым должно быть предоставлено жилье в планируемом году. В данный список включаются лица достигшие возраста 18 лет из Книги учета детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей нуждающихся в жилом помещении по <адрес> РД, а также лица, не обратившиеся по вопросу обеспечения их жилым помещением до достижения ими возраста 18 лет. В Списке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения, а также лиц из их числа, которым должно быть предоставлено жилье по <адрес>, ФИО1 не значилась, так как была сняла с учета в 2014 г., т.е. до достижения ею 18 лет.
В возражениях на апелляционную жалобы помощник прокурора <адрес> ФИО9, указывая на обоснованность и законность решения суда, просит оставить его без изменения.
Обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений прокурора, проверив законность и обоснованность решения, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно положениям п. 1 ст. 8 Федерального закона от <дата> N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в редакции Федерального закона от <дата> N 15-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются вышеуказанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абз. 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона от <дата> N 159-ФЗ, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
В статье 1 Федерального закона от <дата> N 159-ФЗ даны определения понятий "детей-сирот", "детей, оставшихся без попечения родителей" и "лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в частности, дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Из искового заявления ФИО1 следует, она входит в число детей - сирот, оставшихся без попечения родителей. Отца она не знает, мать - ФИО3 с 2001 года не исполняет свои родительские обязанности, ее местонахождение установить не представилось возможным, материальной и моральной поддержки ей мать не оказывала, оставив ее на воспитание у бабушки. Ввиду чего она решением суда от <дата> была признана безвестно отсутствующей.
Документы о ее нуждаемости были представлены в администрацию <адрес>, однако она не может назвать точную дату постановки в очередь на жилье, знает, что к 2016г. она состояла в списке под номером 63. Однако потом ей сказали, что она была снята с очереди по причине того, что объявилась ее мать и больше она не является сиротой, оставшейся без попечения родителей.
ФИО1 просила восстановить ее в первоначальном списке, как сироту, нуждающуюся в получении жилого помещения.
Суд эти требования удовлетворил.
Между тем, заслуживает внимания довод ответчика о том, что это решение невозможно исполнить: поскольку нет так называемого первоначального списка, суд не указал конкретно, с какого времени истицу необходимо восстановить в списке очередников и нет достоверных доказательств о том, что она на сегодняшний день относится к указанной категории граждан, является нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Действительно истицей не представлено доказательств о том, когда она обращалась к ответчику, какие документы представила, с какого времени была поставлена на соответствующую очередь, под каким номером значилась в списках.
Довод о том, что она еще в 1916 году состояла в очереди под №, ничем не подтверждается, поскольку в деле имеется протокол заседания комиссии по учету детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилье от 01.12.2014г. №, из которого следует, что она была снята с учета нуждающихся в жилье на основании п.6 ст.2 Закона РД № от 03.02.1997г. «О категории граждан, имеющих право на получение жилого помещения из жилищного фонда РД по договору социального найма, и порядке его предоставления данным категориям граждан». Это решение не было оспорено и не отменено, несмотря на то, что как пояснила истица, бабушке об этом сообщили в администрации города, а она сказала ей. Истица и ее представитель не отрицали в суде, что им сообщили о том, что она исключена из списков очередности, в связи с тем, что объявилась ее мать и она больше не является сиротой, оставшейся без попечения родителей (л.д. л.д. 44-45, 26, 55,66).
Из пояснений представителя ответчика ФИО10 также усматривается, что в связи с поступившей информацией о том, что мать истицы ФИО3 периодически появляется дома, был сделан запрос в адресно-справочную службу и получен ответ о том, что она проживает в <адрес>. Там же в марте 2011г. она обращалась в пенсионный фонд с заявлением о выдаче сертификата на материнский капитал в связи с рождением второго ребенка, представив документы и на истицу, в том числе свидетельство о ее рождении. Бабушке истицы ФИО1 было сообщено, что необходимо обратиться в суд об отмене решения о признании ее дочери безвестно отсутствующей и разъяснено, что выплаты будут приостановлены (л.д.26-27).
Указанное подтверждается и ответом на запрос начальника Левашинского ОПФР по РД (л.д.37).
Суд не располагал и доказательствами о том, что истица подпадает под категорию граждан, которым в соответствии с п.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ, должно быть предоставлено жилье.
Не выяснено с кем и где она проживает, не предоставлен акт обследования ее жилищных условий, имеющееся в деле справки и уведомления об отсутствии сведений о наличии прав истца на недвижимое имущество датированы 2013 годом (л.д.12-14).
Решением Кизлярского районного суда от 27.10.2017г. отменено решение этого же суда от 31.07.2006г. о признании безвестно отсутствующей матери истицы - ФИО3.
Начальник отдела опеки и попечительства администрации <адрес> обратилась в УЭБ и ПК МВД по РД с заявлением о незаконном получении ФИО4 и ФИО2 опекунских и пенсионных выплат.
В соответствии со ст.152 УПК РФ для принятия решения в порядке ст.144-145 УПК РФ материал проверки направлен по территориальности в СО ОМВД России по <адрес>, поскольку совершенные ФИО2 действия, в которых усматриваются признаки преступления, предусмотренного ст.159.2 УК РФ, были совершены на территории <адрес>.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения требований ФИО1 у суда не имелось.
В связи с чем, решение суда нельзя признать законным и обоснованным и подлежит отмене, с принятием нового решения об отказе в иске.
Ввиду изложенного и руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
Определила:
Решение Кизлярского городского суда Республики Дагестан от <дата> отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Администрации MP «<адрес>» о восстановлении ее в первоначальный список на учет, нуждающихся в жилом помещении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отказать.
Председательствующий:
Судьи: