г. Сыктывкар Дело № 33-1493/2023 г. (2-11135/2022 г.)
УИД:11RS0001-01-2022-016323-77
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Сироткиной Е.М.,
судей Агранович Ю.Н., Захваткина И.В.,
при секретаре Нечаевой Л.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 20 февраля 2023 года дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Республики Коми на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 16 ноября 2022 года, по которому:
с Министерства здравоохранения Республики Коми (...) в пользу Фарафонова Павла Петровича (...) взысканы денежные средства в счет возмещения стоимости приобретенного лекарственного препарата ...» ... <Номер обезличен> в количестве ... упаковки в размере 1 880 рублей в срок не позднее 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу;
с Министерства здравоохранения Республики Коми (...) в пользу Фарафонова Павла Петровича (...) взыскана компенсация морального вреда в размере 1 000 рублей.
Заслушав доклад судьи Сироткиной Е.М., объяснения прокурора Шевелевой М.Г., судебная коллегия
установила:
прокурор Княжпогостского района в интересах Фарафонова П.П. обратился в суд с исковым заявлением к Министерству здравоохранения Республики Коми о взыскании денежных средств в размере 1 880 рублей, затраченных на приобретение медицинского препарата «...», в срок не позднее 10 дней с момента вступления судебного решения в законную силу, взыскании компенсации морального вреда в размере 3 000 рублей.
Ответчик с иском не согласился.
Суд принял указанное выше решение, об отмене которого просит по доводам апелляционной жалобы Министерство здравоохранения Республики Коми, ссылаясь на неверное определение судом обстоятельств дела, нарушение норм материального и процессуального права.
Прокурором Княжпогостского района представлены возражения на апелляционную жалобу с просьбой оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ дело в суде апелляционной инстанции рассмотрено в отсутствие участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено и частью 2 статьи 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ).
Пунктом 5 части 1 статьи 29 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 37 указанного Федерального закона медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации.
Согласно пунктам 10, 14 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере здоровья относятся: организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 настоящего Федерального закона; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
Порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 2 статьи 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ).
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (ст. 82 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ).
Вопросы организации обеспечения граждан, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Республики Коми право на бесплатное обеспечение по рецептам врачей лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания регулируются Порядком организации обеспечения отдельных категорий граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания на территории Республики Коми, утвержденным Приказом Минздрава Республики Коми от 03.10.2016 № 10/456.
В соответствии с пунктом 1.1 указанного Порядка субъектами, организующими и осуществляющими обеспечение отдельных категорий граждан лекарственными средствами являются: Министерство здравоохранения Республики Коми; фармацевтические организации, исполняющие государственные контракты на оказание услуг по приемке, хранению, доставке, отпуску лекарственных средств; медицинские организации, оказывающие первичную медико-санитарную помощь в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Коми; аптечные организации, осуществляющие отпуск лекарственных средств отдельным категориям граждан по рецептам врачей бесплатно; государственное казенное учреждение Республики Коми «Центр обеспечения деятельности Министерства здравоохранения Республики Коми».
Положением о Министерстве здравоохранения Республики Коми, утвержденным постановлением Правительства Республики Коми от 05.07.2012 № 283, предусмотрено, что для реализации задач Министерство исполняет следующие государственные функции:
функции организатора по обеспечению граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения (пп. 3 пункта 9);
разрабатывает и реализует программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, в том числе государственные программы Республики Коми, а также территориальную программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Республики Коми, включающую в себя программу обязательного медицинского страхования (пп. 6 пункта 9);
исполняет функции главного распорядителя и получателя бюджетных средств в части средств, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Коми на финансовое обеспечение деятельности Министерства и реализацию возложенных на него функций, а также в части средств на финансовое обеспечение деятельности медицинских организаций, подведомственных Министерству (пп.33 пункта 9).
В соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса РФ, определяющей общие основания ответственности за причинение вреда, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
Судом установлено, что Фарафонов П.П., <Дата обезличена> г.р. состоит на диспансерном учете в ГБУЗ РК «...» с диагнозом: «...».
В качестве лекарственной терапии Фарафонову П.П. показан прием лекарственного препарата «...» в целях снижения частоты обострений ....
Истец имеет право на льготный отпуск лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890.
<Дата обезличена> на имя Фарафонова П.П. выписан льготный рецепт серии ... <Номер обезличен> на медицинский препарат «... <Номер обезличен> в количестве ... упаковок, который поставлен на отсроченное обеспечение ввиду отсутствия лекарственного изделия в аптечной сети ГУП РК «Государственные аптеки Республики Коми».
Истец обеспечен лекарством <Дата обезличена>.
Принимая во внимание нуждаемость в своевременном приеме препарата, истец <Дата обезличена> приобрел препарат «... <Номер обезличен> в количестве ... упаковки за счет собственных средств, уплатив 1880,00 рублей.
Установив ненадлежащее исполнение Министерством здравоохранения Республики Коми возложенных на него обязанностей по реализации принадлежащего Фарафонову П.П. права на получение гарантированной законом государственной социальной помощи в виде бесплатного обеспечения его необходимым лекарственным препаратом, в связи с чем истец вынужден был нести указанные расходы с целью сохранения непрерывности лечения, суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных истцом требований о взыскании понесенных им убытков на сумму 1880 рублей.
Руководствуясь положениями статей 151, 1101 Гражданского кодекса РФ, и исходя из характера физических и нравственных страданий истца, степени вины ответчика, отсутствия негативных последствий в виде ухудшения состояния здоровья истца, периода нарушения, суд взыскал с Министерства здравоохранения РК в пользу Фарафонова П.П. компенсацию морального вреда в размере 1 000 рублей.
Судебная коллегия с выводами суда по существу спора соглашается.
Довод апелляционной жалобы о том, что вины ответчика в убытках истца, связанных с приобретением лекарственного препарата, не имеется, поскольку все заявки государственных учреждений Республики Коми на препарат «... были исполнены, а дополнительных заявок, ходатайств на индивидуальное обеспечение истца препаратом «... от мед. организаций в <Дата обезличена> г. не поступало, основанием к освобождению от ответственности Министерства здравоохранения Республики Коми не является.
В силу приведенных выше законоположений обязанность по обеспечению лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения граждан, имеющих право на получение государственной помощи в порядке, предусмотренном федеральным законодательством, возложена на Министерство здравоохранения Республики Коми.
Иных доводов по существу спора апелляционная жалоба не содержит.
Вместе с тем, доводы апелляционной жалобы Министерства о несогласии с установленным 10-дневным сроком для исполнения судебного акта заслуживают внимания.
Статьёй 210 Гражданского процессуального кодекса РФ установлено, что решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также средств, подлежащих в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации казначейскому сопровождению, устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 239 Бюджетного кодекса РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на подлежащие казначейскому сопровождению в соответствии с настоящим Кодексом средства участников казначейского сопровождения на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 242.1 и пунктом 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса РФ срок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации не может превышать трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение с обязательным приложением документов, названных в пункте 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса РФ.
Как указал Конституционный Суд РФ в определениях от 11.05.2012 № 804-О и от 13.02.2018 № 249-О, в системе действующего регулирования предусмотрен специальный трехмесячный срок на исполнение судебных актов по искам к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, исчисляемый со дня поступления соответствующих исполнительных документов, направление которых обусловлено активными действиями со стороны самого взыскателя.
Приведенные нормативные положения и правовая позиция Конституционного Суда РФ судом первой инстанции при разрешении настоящего спора применены не были.
С учетом изложенного, вывод суда об установлении 10-дневного срока выплаты Министерством здравоохранения Республики Коми денежных средств со дня вступления решения суда в законную силу подлежит исключению.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 16 ноября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Республики Коми - без удовлетворения.
Исключить из решения Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 16 ноября 2022 года указание на 10-дневный срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное определение составлено 22.02.2023