Решение по делу № 2а-2131/2020 от 11.08.2020

Дело а-2131/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 ноября 2020 года                                                      <адрес>

Центральный районный суд <адрес> Республики Крым в составе:

председательствующего, судьи - Заболотной Н.Н.,

      с участием помощника судьи – ФИО3,

      представителя ответчика – ФИО4,

      рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Государственному комитету по делам межнациональных отношений Республики Крым, заинтересованные лица – Администрация Молодежненского сельского поселения, <адрес>, Совет министров Республики Крым, о признании недействующим решения,

    у с т а н о в и л :

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Государственному комитету по делам межнациональных отношений и депортированных граждан Республики Крым, о признании недействующим решения комиссии по вопросам защиты и реабилитации прав граждан о предоставлении земельных участков для жилищного строительства на территории Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ о невозможности предоставления земельного участка. Свои требования мотивирует тем, что он является одним из представителей депортированного крымского-татарского народа, с 2006 г. участвует в акциях на поляне протеста «Крымтеплица» Молодежненского сельского поселения <адрес> Республики Крым Российской Федерации. До 2014 г. вопрос выделения земельных участков представителям крымско-татарского народа не разрешен, в связи с чем они самостоятельно распределили земельные участки для индивидуального жилищного строительства. Многие участники протеста построили себе дома и проживают в них без водо-, газо-, электро- снабжения. По поручению главы Республики Крым составлен список граждан, рекомендуемых в дальнейшем к включению в реестр граждан, определившихся с выбором земельного участка для индивидуального жилищного строительства путем его фактического занятия до принятия Федерального Конституционного закона -ФКЗ. В марте 2020 он узнал об исключении его из списка граждан, рекомендованных ответчиком ко включению в реестр, формируемый Советом Министров Республики Крым. В нарушение порядка ответчик не уведомил его о принятом решении. Основанием для исключения его из реестра послужило наличие у него иного земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. Заседание комиссии состоялось ДД.ММ.ГГГГ, на которое его не приглашали, в связи с чем не учли, что что он является совладельцем доли жилого дома, в порядке наследования после смерти его отца в 2009 году. На основании изложенного истец просит признать недействующим решение комиссии по вопросам защиты и реализации прав граждан на предоставление земельных участков для жилищного строительства на территории Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ в отношении него о невозможности предоставления земельного участка.

    Определением Центрального районного суда <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Совет министров Республики Крым, Администрация <адрес>.

Определением Центрального районного суда <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ заменено ненадлежащее заинтересованное лицо Администрация <адрес> Молодежненского сельского поселения, <адрес>.

    Административный истец и его представитель в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Представитель истца подал заявление об отложении судебного заседания в связи с занятостью в другом процессе. При этом, суд учитывает, что представить истца не был лишен права подать письменные пояснения. Учитывая изложенное, суд не находит оснований для удовлетворения ходатайства об отложении рассмотрения дела.

    Представитель административного ответчика – Государственного комитета по делам межнациональных отношений Республики Крым в судебном заседании просила в удовлетворении искового заявления отказать. Пояснила, что ФИО1 не рекомендован к включению в список на основании ответа Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о регистрации за истцом права собственности на земельный участок площадью 1500 кв.м., вид разрешённого использования: земли населённых пунктов, и жилое здание площадью 120,8 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>. Учитывая вышеуказанные обстоятельства комиссией было принято решение об утверждении списка граждан по <адрес> Республики Крым, в количестве 447 человек, у которых отсутствуют основания для включения в списки граждан на получение в собственность (аренду) земельного участка, находящегося в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства, ведения дачного хозяйства, населённого пункта в соответствии с п.3.4.7 постановления Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ , в том числе, в отношении ФИО1

Представители заинтересованного лица - Совета министров Республики Крым, Администрации Молодежненского сельского поселения, <адрес> в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

    Представитель Совета министров Республики Крым подал письменные пояснения, в которых просил в удовлетворении исковых требований отказать.

    В соответствии с пунктом 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

    Руководствуясь указанными положениями статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц, учитывая их надлежащее извещение.

    Суд, заслушав пояснения представителя ответчика, исследовав материалы административного дела, оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, приходит к выводу, что исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

    В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

    В силу части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

    1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

    2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

    3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

    а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

    б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

    в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

    4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Из материалов дела следует, что ФИО1 принадлежит на праве собственности ? доли жилого дома площадью 120,8 кв.м. и ? доли земельного участка площадью 1500 кв.м., вид разрешённого использования: земли населенных пунктов, расположенных по адресу: <адрес> районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.21-23). Место проживания ФИО1 зарегистрировано по адресу: <адрес>.

С ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 состоит в зарегистрированном браке с ФИО8 (фамилия до брака - ФИО5) (л.д.92). От брака имеют детей ФИО1, ФИО1 (л.д.93-94).

Супруге ФИО1 - ФИО6 принадлежит на праве собственности на основании декларации о готовности объекта к эксплуатации и договора мены земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом площадью 137,6 кв.м. и земельный участок площадью 1012 кв.м. с видом разрешенного использования – земли населенных пунктов, расположенные по адресу: <адрес> (л.д.24-27)

    Место проживания ФИО6 зарегистрировано по адресу: <адрес>.

    ФИО1 в иске указал, что является участником акции на поляне протеста «Крымтеплица» Молодежненского сельского поселения <адрес> Республики Крым с 2006 года.

Согласно ч.1 ст. 22.2 Закона Республики Крым «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» -ЗРК от ДД.ММ.ГГГГ действие настоящей статьи распространяется на граждан Российской Федерации, включенных в Реестр граждан, определившихся с выбором земельного участка для индивидуального жилищного строительства путем его фактического занятия до принятия Федерального конституционного закона

В соответствии с ч.2 ст. 22.2 Закона Республики Крым «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» -ЗРК от ДД.ММ.ГГГГ, право на бесплатное получение земельного участка в собственность указанным в части 1 настоящей статьи гражданам предоставляется при совокупности следующих условий:

1) наличие по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ гражданства Украины;

2) наличие гражданства Российской Федерации;

3) постоянное проживание на территории Республики Крым более пяти лет, предшествующих дате подачи заявления о включении в Реестр;

4) отсутствие у гражданина, его супруга(и) и несовершеннолетних детей в собственности иного земельного участка, пригодного для строительства жилого дома (в отношении указанных граждан не принимались решения о предоставлении (передаче) земельных участков на территории Республики Крым для строительства жилого дома либо решения, в соответствии с которыми возможно завершение оформления прав на земельный участок для строительства жилого дома в соответствии с законодательством Российской Федерации);

5) гражданином, его супругом(ой) и несовершеннолетними детьми не осуществлялось отчуждение земельного участка, находящегося на территории Республики Крым, после ДД.ММ.ГГГГ;

6) отсутствие нарушения у гражданина норм земельного законодательства Российской Федерации в части самовольного занятия земельных участков или самовольного строительства либо добровольное устранение им правонарушений путем освобождения земельных участков, а при самовольном строительстве - путем сноса строений.

Постановлением Совета Министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок ведения реестра граждан, определившиеся с выбором земельного участка для индивидуального жилищного строительства путем его фактического занятия до принятия Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ -ФКЗ «О принятии в Российской Федерации Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

В соответствии с п. 3.1 Порядка перечень документов, необходимых для включения граждан в Реестр, определен в пункте 3.2 Порядка. В случае если гражданин не предоставил все необходимые документы при подаче заявления в орган местного самоуправления соответствующего муниципального образования в <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ, данные документы должны быть представлены заявителем в срок до ДД.ММ.ГГГГ в Государственный комитет по делам межнациональных отношений и депортированных граждан Республики Крым (далее - Госкомитет).

Согласно п. 4.1 Порядка заявления граждан (с прилагаемыми документами, при наличии), указанные в пункте 2.1. Порядка, в течение одного месяца с момента принятия настоящего Порядка направляются органами местного самоуправления соответствующего муниципального образования в <адрес> в Госкомитет для их рассмотрения. Поступившее заявление гражданина с прилагаемыми документами рассматривается Госкомитетом в порядке очередности в течение 30 дней со дня его поступления.

В соответствии с п. 4.4 Порядка по результатам рассмотрения заявления Госкомитет в течение 30 дней со дня его поступления принимает решение о включении сведений в Реестр с указанием номера фактически занимаемого земельного участка (в случае возможности) в соответствии со схемой или картографическим материалом, утвержденном на заседании комиссии по решению вопросов защиты и реализации прав граждан на предоставление земельных участков для жилищного строительства на территории Республики Крым либо об отказе во включении сведений в Реестр.

Пунктом 4.5 Порядка предусмотрено, что в течение 10 дней с момента принятия решения о включении сведений в Реестр либо об отказе во включении сведений в Реестр Госкомитет направляет Реестр в Совет министров Республики Крым для его утверждения.

Согласно п.4.7 Порядка гражданин считается включенным в Реестр после его утверждения Советом министров Республики Крым.

В соответствии с п. 4.8 Порядка Госкомитет в течение 10 дней после включения гражданина в Реестр с целью постановки заявителя в очередь на бесплатное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства направляет в соответствующий орган местного самоуправления муниципального образования в <адрес> выписку из Реестра с информацией о заявителе(ях).

Постановление Совета Министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ     действовало до ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно Порядку право на включение в Реестр граждан, определившихся с выбором земельного участка для индивидуального жилищного строительства путем его фактического занятия до принятия Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ – ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального знания Севастополя» (далее – Реестр) имеют граждане (заявители), подавшие в срок до ДД.ММ.ГГГГ в орган местного самоуправления соответствующего муниципального образования в <адрес> заявление о предоставлении занятого ими участка, при соблюдении совокупности следующих условий:

наличие по состоянию на 18 марта гражданства Украины;

наличие гражданства Российской Федерации;

постоянное проживание на территории Республики Крым более пяти лет, предшествующих дате подачи заявления о включении в Реестр;

отсутствие у гражданина, его супруги и несовершеннолетних детей в собственности иного земельного участка, пригодного для строительства жилого дома (в отношении указанных граждан не принимались решения о предоставлении (передаче) земельных участков на территории Республики Крым для строительства жилого дома либо решения, в соответствии с которыми возможно завершение оформления прав на земельный участок для строительства жилого дома в соответствии с законодательством Российской Федерации);

гражданином, его супругой и несовершеннолетними детьми не осуществлялось отчуждение земельного участка, находящегося на территории Республики Крым, после ДД.ММ.ГГГГ;

отсутствие нарушения у гражданина норм земельного законодательства Российской Федерации в части самовольного занятия земельных участков или самовольного строительства либо добровольное устранение им правонарушений путем освобождения земельных участков, а при самовольном строительстве - путем сноса строений.

Решением Комиссии по решению вопросов защиты и реализации прав граждан на предоставление земельных участков для жилищного строительства на территории Республики Крым, изложенным в протоколе от ДД.ММ.ГГГГ утвержден список граждан, у которых отсутствуют основания для включения в список очередности граждан на получение в собственность (аренду) земельного участка, находящегося в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства, ведения дачного хозяйства, садоводства, а также для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта в соответствии с п. 3.4.7 постановления Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ , в том числе, в отношении ФИО1, как не выполнившего условия ст. 22.2 Закона Республики Крым -ЗРК/2015 от ДД.ММ.ГГГГ; п.3.4 раздела 3 постановления Совета Министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, по итогам исполнения п.4 распоряжения Главы Республики Крым ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ -рг (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ -рг), а именно выявления в предоставленных документах недостоверных сведений, послуживших основанием для включения в реестр.

    В соответствии с п. 4.10.8. Постановления Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 169 "Об утверждении Порядка ведения Реестра граждан, определившихся с выбором земельного участка для индивидуального жилищного строительства путем его фактического занятия до принятия Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", основаниями для принятия Госкомитетом решения об отказе во включении гражданина в Реестр является, в том числе, наличие у гражданина, его супруги и несовершеннолетних детей в собственности иного земельного участка, пригодного для строительства жилого дома (в отношении указанных граждан принимались решения о предоставлении (передаче) земельных участков на территории Республики Крым для строительства жилого дома либо решения, в соответствии с которыми возможно завершение оформления прав на земельный участок для строительства жилого дома в соответствии с законодательством Российской Федерации).

    Согласно п.3.4.7 раздела 3 Постановления Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 41"Об утверждении Порядка ведения очередности граждан на получение в собственность (аренду) земельного участка, находящегося в собственности Республики Крым или муниципальной собственности" решение об отсутствии оснований для включения граждан в Список принимается Комиссией в случаях: непредставления гражданами в Госкомитет документов, послуживших основанием для включения в Список, в течение тридцати календарных дней со дня получения ими письма-уведомления; представления гражданами в Госкомитет неполного пакета документов, предусмотренных подпунктом 3.4.1 пункта 3.4 настоящего Порядка; выявления в представленных гражданами документах недостоверных сведений, послуживших основанием для включения в Список; недостижения совершеннолетия лицом, включенным в Реестр, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

    Согласно п. 3.4.9. Постановления Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 41 решение Комиссии об отсутствии оснований для включения граждан в Список является основанием для принятия уполномоченным органом решения об исключении гражданина из Списка.

В соответствии с п. 4.1 Постановления Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 41"Об утверждении Порядка ведения очередности граждан на получение в собственность (аренду) земельного участка, находящегося в собственности Республики Крым или муниципальной собственности" документы, которые включены в учетное дело, подлежат обновлению перед предоставлением гражданину земельного участка, путем предоставления оригиналов документов, предусмотренных пунктом 2.1.2 пункта 2.1 раздела II настоящего Порядка.

    Учитывая, что на момент формирования реестра ФИО1 принадлежали на праве собственности жилой дом и земельный участок в порядке наследования после смерти отца, умершего в 2009 году, на основании решения Белогорского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, супруге ФИО1ФИО6 принадлежит на праве собственности жилой дом и земельный участок, у комиссии не было оснований для включения ФИО1 в список очередности граждан на получение в собственность земельного участка, находящегося в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства. Обстоятельства, препятствовавшие включению ФИО1 в список стали известны ответчику ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, оспариваемое решение принято ответчиком в соответствие с требованиями закона, в пределах предоставленных ему полномочий.

Кроме того, согласно ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

    Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч. 8 ст. 219 КАС РФ).

    Обязанность доказать соблюдение сроков обращения в суд, наличия уважительных причин пропуска срока согласно частям 9, 11 статьи 226 КАС РФ возложена на административного истца.

      В иске ФИО1 указывает, что об оспариваемом решении истцу стало известно в марте 2020 года, что также подтверждается его обращением от ДД.ММ.ГГГГ, в котором ФИО1 просит разъяснить причины отказа во включении в Реестр. В суд ФИО1 обратился ДД.ММ.ГГГГ.

    Таким образом, истцом пропущен срок обращения в суд без уважительных причин, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска.

    С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление ФИО1 удовлетворению не подлежит.

    На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд,

       РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска ФИО1 к Государственному комитету по делам межнациональных отношений Республики Крым о признании недействующим решения Комиссии по решению вопросов защиты и реализации прав граждан на предоставление земельных участков для жилищного строительства на территории Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ – отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым через Центральный районный суд <адрес> Республики Крым в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

    Председательствующий     Н.Н. Заболотная

    Решение суда в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ.

2а-2131/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Аджимуратова Ленура
Ответчики
Комитет по делам межнациональных отношений РК
Другие
Администрация Симферопольского района
Совет Министров Республики Крым
Администрация Молодежненского сельского поселения
Суд
Центральный районный суд г. Симферополь
Судья
Заболотная Наталья Николаевна
Дело на странице суда
centr-simph.krm.sudrf.ru
11.08.2020Регистрация административного искового заявления
11.08.2020Передача материалов судье
12.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
12.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.09.2020Судебное заседание
25.09.2020Судебное заседание
29.09.2020Судебное заседание
29.10.2020Судебное заседание
30.10.2020Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
25.11.2020Судебное заседание
25.11.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее